Версия для печати

Уровень доверия высок

Пулин Геннадий
В конце 1977 года ВМС Индии был передан первый экземпляр советского морского противолодочного самолета Ил-38, а вслед за ним индийский флот принял в строй еще четыре таких самолета. Эта группировка даже при столь небольшой численности заметно усилила боевые возможности флота, позволяя решать поставленные перед ним боевые задачи.
В конце 1977 года ВМС Индии был передан первый экземпляр советского морского противолодочного самолета Ил-38, а вслед за ним индийский флот принял в строй еще четыре таких самолета. Эта группировка даже при столь небольшой численности заметно усилила боевые возможности флота, позволяя решать поставленные перед ним боевые задачи.
{{direct}}

Уровень доверия летчиков, штурманов, бортовых операторов и технического персонала к этой машине был чрезвычайно высок. Во время эксплуатации этого типа самолетов, к началу XXI века насчитывавшей почти 25 лет, ВМС Индии налетали на них свыше 25 000 часов. По этой причине к концу 90-х годов правительство Индии приняло решение о модернизации, усовершенствовании и продлении сроков службы этих машин для поддержания их соответствия развивающимся современным мировым технологиям, что привело к заключению в 2001 году контракта с ФГУП «Рособоронэкспорт» на их модернизацию в середине жизненного цикла. Модернизация и усовершенствование – ключевая форма, которая применяется повсюду в мире для эффективного использования существующих и имеющихся средств при одновременном использовании достижений современной технологии.

Комплексная модернизация самолетов Ил-38 ВМС Индии, при которой самолеты оснащались современнейшим интегрированным радиоэлектронным комплексом «Морской Змей» (Sea Dragon), высокоэффективными средствами поиска и поражения подводных лодок и высокоточными противокорабельными ракетами, стала первым в мировой практике подобным примером. Существенно возросшая эффективность выполнения задач морского патрулирования и разведки, противолодочной и противокорабельной борьбы придала самолетам Ил-38 черты самолета пятого поколения, и они были переименованы в Ил-38SD.

Сегодня в мире нет готового самолета, сравнимого по характеристикам с возможностями самолета Ил-38SD. Именно поэтому 15 января 2006 года контр-адмирал Шекхар Сина, тогдашний командующий военно-морской авиацией района Гоа, при встрече первого из модернизированных самолетов Ил-38SD на авиабазе «Даболим» заявил, что этот самолет «придал ВМС Индии тактические преимущества, стал внушительным умножителем мощи флота, его глазами и ушами и дал повод для законной гордости, обеспечивая реальное расширение возможности незамедлительных действий против подводных лодок и надводных объектов, угрожающих интересам Индии на море».

Фото: РИА НОВОСТИ

Сегодня уже три самолета несут службу на авиабазе ВМС Индии «Даболим» в Гоа, а еще два готовятся к передаче заказчику в конце этого года. Почти за четыре года, прошедших с момента сдачи первого самолета, поставленная техника успешно эксплуатировалась в ВМС Индии, имея средний налет не менее 1500 часов. Во время встречи российских и индийских специалистов весьма высокого уровня в нынешнем сентябре было отмечено, что самолеты Ил-38SD выполняют боевые задачи «практически без ограничений», и стороны выразили готовность рассмотреть вопрос о возможности поставки дополнительного количества самолетов с целью расширения авиационной группировки ВМС Индии.

А в России с середины этого десятилетия ведутся работы по переоборудованию самолетов Ил-38 авиации ВМФ в вариант Ил-38Н, оснащенный аналогом «Морского Змея» – системой ППС «Новелла-П-38». Есть надежда, что эти самолеты, как и машины ВМС Индии, пройдут еще более глубокую модернизацию путем замены всей авионики на новейшую цифровую с экранной индикацией и современной системой автоматического управления на всех этапах полета, доработки функциональных систем и замены двигателей АИ-20М на АИ-20ДМ, что позволит увеличить радиус действия, массу размещаемых средств поиска и поражения и самое главное – ресурсы и календарные сроки службы самолетов как минимум до 2030 года. Это существенно повысит эффективность выполнения широкого спектра боевых задач, стоящих перед морской авиацией России. Особую актуальность этой модернизации придают обострение вопроса о границах арктических зон, неожиданный всплеск пиратского разбоя на оживленных морских трассах и непрекращающаяся активность браконьеров, незаконно добывающих морепродукты в российской экономической зоне Тихого океана.

Самолет морской авиации Ил-38, разработанный в далекие 60-е годы и модернизированный до уровня технологий XXI века, еще послужит укреплению безопасности и поддержанию спокойствия на морских рубежах Родины.

Опубликовано в выпуске № 42 (308) за 28 октября 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц