Версия для печати

Беспаспортная «Буханка»

Владельцы транспорта, купленного на электронных торгах Минобороны, не могут законно использовать его по прямому назначению
Еня Игорь
Фото: zr.ru

Кто из служивых или просто хозяйственных людей не мечтал обзавестись списанным военным грузовиком или уазиком? Уверен, многие. И ведь действительно эта неприхотливая в обслуживании и надежная техника, отслужившая свое в армии, может быть хорошим подспорьем в фермерском и охотничьем хозяйстве, на лесосеке, даче, просто в быту. Но так ли просто овладеть этим авто даже при наличии необходимых средств и почему на пути потенциального покупателя встает бюрократия?

Армейские начальники давно уяснили, что все имеет цену и любая, казалось бы, совсем ненужная вещь может найти своего хозяина. Нужно лишь грамотно организовать этот процесс, поручив его профессионалам.

Действительно, зайдя на сайт Минобороны России, вы обнаружите десятки лотов о продаже военного имущества, в том числе техники. Чего там только нет. Теперь купить можно все: от стеклянных банок и спичек до БАТ-М, железнодорожного крана или гусеничного базового шасси АТ-Т. Были бы деньги и желание. Плати и забирай! В торгах могут принять участие как юридические, так и физические лица. Работа поставлена на поток, а все процедуры отлажены, прозрачны и исполняются с военной четкостью на всех этапах сделки. Молодцы, что скажешь. Ведь смогли изменить порядок и отношение к народному добру! И это правильно, экономически целесообразно и обоснованно. Используемые в войсках технику и имущество необходимо заменять на новые и современные образцы. А реализация старья – самое правильное решение. Казалось бы, в такой ситуации выигрывают все. Минобороны получает внебюджетные средства, бизнес – активы, государство – дополнительные налоговые поступления.

Автомобилям, другой технике, купленной у Минобороны на электронных торгах, ПТС не выдается и поставить их на учет в ГИБДД невозможно

Однако не все так просто. За 30 лет изменилось все, кроме одного – обман никуда не делся. Мы же понимаем, что у нас не может все быть без сучка и задоринки. И дьявол, как водится, кроется в деталях.

Убедиться в этом и понять цинизм ситуации помог личный опыт. В августе 2021 года на аукционе Минобороны, победив в электронных торгах, я приобрел старенький, отработавший свое автомобиль УАЗ-374119 2006 года выпуска. В установленные законом сроки с уполномоченной Минобороны организацией заключен договор купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества, подписаны все необходимые разрешения. И вот я счастливый обладатель вожделенной «буханки»!

К сожалению, на этом закончились радостные моменты, а дальше столкнулся с бюрократически непреодолимыми проблемами, по сути обманом на государственном уровне.

Основная проблема в том, что во всех документах, в том числе в аукционной документации, договоре купли-продажи, актах приема-передачи имущества было четко прописано, что я приобретаю автомобиль с таким-то VIN, такими-то номерами шасси, кузова и двигателя, а также (внимание!) было указано, что ПТС не выдавался. Я обратил внимание на эту приписку. Но решил, в этом нет ничего необычного. Не выдавался, значит, выдадут позже. Ведь автомобиль куплен официально. Все разрешительные документы в наличии.

Как же я ошибался! Получить ПТС мне так и не удалось. Куда только не обращался: в ГУ МВД России по Москве, на завод – изготовитель автомобилей УАЗ, в ОАО «Электронный паспорт», в ряд уполномоченных Минпромторгом России организаций, осуществляющих оформление электронных паспортов транспортных средств. А еще к опытным специалистам Минобороны и ГИБДД, даже в офис одного очень известного и уважаемого народного адвоката.

Не буду утруждать читателей содержанием переписки с этими организациями и ведомствами. Скажу одно – легализовать автомобиль, приобретенный у Минобороны России, ПТС на который не выдавался, на законном основании сегодня невозможно.

Кого мы обманываем

В Министерстве обороны не могут не знать об этой проблеме. Чиновники Департамента военного имущества отлично понимают, что сегодня нет законных путей легализации реализованной военной техники, не имеющей ПТС. А раз они это знают, почему продают? Почему техника реализуется как «автомобиль», а не «годные остатки автомобиля» (специальный термин)? Если бы организация или гражданин приобретали «годные остатки», то у них априори отсутствовали бы даже мысли о возможности постановки такой техники на учет. В этом случае новый собственник «годных остатков» мог бы рассчитывать лишь на использование приобретенного имущества в качестве запчастей или металлолома.

Но Минобороны РФ на это не идет. И причина, как мне кажется, тут проста – «годные остатки» пришлось бы оценивать и реализовывать по цене намного меньшей, чем «автомобиль». А это в свою очередь заметно скажется на объеме доходов от реализации военного имущества – сумме получаемых внебюджетных средств.

Только вам не кажется, уважаемые господа из МО РФ, что вопросы пополнения военного бюджета в данном случае вы решаете за счет нас, обычных граждан, причем не совсем честно? Образно говоря, элементарно навариваетесь на этом. Причем это дело поставлено на поток. Посмотрите сайт Минобороны по продаже имущества и увидите, что абсолютно вся (!) техника реализуется без ПТС. Например, согласно предписанию № 22.0004 (от 12.01.2022) реализуется 56 единиц на сумму 4,4 миллиона рублей. Среди реализуемого имущества АБШ ГАЗ-66, ЗиЛ-131, «Урал-375», «Урал-43202», КамАЗ, седельные тягачи «Урал-44202».

По предписаниям № 22.0001 (от 12.01.2022) выставлены на торги путепрокладчик БАТ-М и плавающий гусеничный транспортер ПТС-М на полмиллиона рублей, № 21.0173 (от 07.12.2021) – две ремонтные мастерские инженерного вооружения МРИВ на 0,3 миллиона.

Этот список можно продолжать и продолжать. Практически вся автотехника и техника на гусеничном ходу реализуется без ПТС. И ведь берут. А если покупают технику, которую нельзя легально пустить в гражданский оборот, то давайте подумаем, куда она девается? Глупо предполагать, что вложив такие деньги, ее сдали в металлолом или пустили на запчасти. Значит, она где-то эксплуатируется через коррупционные схемы.

И кого мы обманываем?

Игорь Еня,
член Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы», полковник запаса

Опубликовано в выпуске № 8 (921) за 1 марта 2022 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц