Версия для печати

Главная задача – образование

Караганов Сергей
Выскажу несколько замечаний в связи с уже прозвучавшими выступлениями. И прежде всего должен с тревогой отметить, что идут деградация России и сопутствующее ей с 2008 года резкое и быстрое ослабление внешнеполитических позиций нашей страны.
Выскажу несколько замечаний в связи с уже прозвучавшими выступлениями. И прежде всего должен с тревогой отметить, что идут деградация России и сопутствующее ей с 2008 года резкое и быстрое ослабление внешнеполитических позиций нашей страны.
{{direct}}

Второе. Конечно, жизненно нужна модернизация или разворот негативного вектора развития вспять. Восстановительные усилия закончились в 2007 году, больше ничего не происходило, и кривая пошла вниз.

Третье. Я бы предпочел авторитарную модернизацию, просто она более эффективна, как показывает наш исторический опыт.

Четвертое. Однако авторитарная модернизация, как уже говорилось в ходе дискуссии, в нынешних обстоятельствах невозможна просто потому, что нет субъекта, нет государства, в котором может быть эффективное использование авторитарных методов.

Пятое. Ситуация вовсе не так проста, как считает Виталий Третьяков, по мнению которого, Россия подобна антикварным часам, которые не надо трогать. Так вот, эти антикварные часы вполне могут купить и купят, уверяю вас, довольно быстро, если ничего не менять. Примерно знаю даже кто. Это будут отнюдь не европейцы, от которых эти часы к нам пришли. Приобретет нас восточная, гораздо более превосходящая нашу страну цивилизация, которая к тому же исключительно эффективно развивается.

Шестое. Давайте зададимся вопросом: что в этой ситуации делать?

Во-первых, нужно объяснять и доказывать самим себе, образованному классу, что мы в плохом, невыигрышном положении. Это наша обязанность.

Во-вторых, надо определить, чем необходимо заниматься нам в совете. Когда-то, в первые годы работы СВОП мы считали своей основной задачей сохранить на ближайшие десять лет страну, которая, как нам казалось тогда, разваливалась. Сейчас нужно сохранить людей для будущего. Поэтому наш ответственный образованный класс должен готовить молодежь. И уступать ей дорогу, толкать ее вперед. Пусть даже она будет совершать ошибки. В противном случае у нас нет никакой надежды.

Фото: Михаил Ходаренок

В-третьих, необходимо осознать, что в России очень быстро деградирует вся система образования, особенно подготовка инженерно-технических специалистов. В этой области мы отстаем уже в десятки, в сотни, в тысячи раз от наших соседей и конкурентов. В стране еще есть историки и даже появляются экономисты, но происходит катастрофа с инженерами и техниками. Напомню: в Китае сегодня готовится в 100 раз больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Это вызвало тревогу у американского президента Обамы, и он предложил огромное увеличение ассигнований на научно-техническое образование. В нашей стране этот вопрос даже не обсуждается.

Соответственно главная задача для России сейчас – образование общества, образование людей, возможно, и их активизация, потому что без активизации, давления снизу или, вернее, со стороны среднего класса, элиты невозможно никакое развитие.

На самом деле, конечно же, сегодня все довольны. Никогда еще Россия не была так свободна и никогда она не была так сыта. Поэтому надеяться на то, что все развалится и тогда произойдет толчок снизу, не стоит. Надо просто заниматься образовательной деятельностью. Может быть, успеем. Если нет, то нас, как вазочку или как часы, купят лет через двадцать.

Сергей Караганов,
декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ – ВШЭ, председатель Президиума СВОП

Опубликовано в выпуске № 21 (337) за 2 июня 2010 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...