– Не секрет, что сегодня экспертами отмечается увеличение конфликтного потенциала в политической и военной областях, экономике и социальной сфере. Нестабильная военно-политическая ситуация используется в преступных целях. Действия террористов срастаются с наркобизнесом, увеличивается поток перемещения лиц по каналам незаконной миграции, возрастает негативное информационное воздействие на различные социальные слои населения. Последнее сегодня выражается и в том, что деструктивные силы, в том числе экстремистской направленности, все активнее используют информационные технологии для организации и ведения информационно-психологической обработки граждан, пропаганды своих идей, привлечения новых членов, поиска источников финансирования.
В этих условиях главами государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности был сделан единственный объективно возможный вывод – требуется максимальное укрепление межгосударственного сотрудничества в формате ОДКБ. Поэтому в дополнение к операциям «Канал» и «Нелегал», уже не первый год проводящимся под флагом ОДКБ и направленным соответственно на противодействие незаконному обороту наркотиков и незаконной миграции из третьих стран, по предложению российской стороны, поддержанному всеми государствами – членами организации, в 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция «ПРОКСИ» («Противодействие криминалу в сфере информации»).
Об актуальности проблемы говорит и то, что только на территории России, по данным МВД РФ за 2008 год, было возбуждено более пяти тысяч уголовных дел, связанных с незаконной деятельностью в сфере информационных технологий. За тот же период, по информации ФСБ РФ, отражено порядка 1,2 миллиона компьютерных атак, из них более 280 тысяч, направленных на интернет-сайт президента Российской Федерации.
“ В ходе активной фазы операции было зафиксировано более 1700 сайтов, в содержании которых выявлены признаки преступной деятельности ”
Операция «ПРОКСИ» является составной частью практических мер, которые осуществляются в соответствии с Программой по формированию системы информационной безопасности государств – членов ОДКБ, утвержденной Советом коллективной безопасности ОДКБ в 2008 году.
– В чем необходимость этой программы?– Необходимость такой программы стала объективной потребностью времени. В последние годы руководством государств – членов ОДКБ предпринимаются интенсивные меры по повышению уровня информатизации и компьютеризации в своих странах, в связи с чем реализованы и реализуются крупные государственные проекты по созданию информационных сетей, налаживанию электронного документооборота, введению различных систем автоматизации министерств, ведомств и других государственных структур, совершенствованию систем и механизмов обмена информацией. Эти меры затронули практически все сферы государственной и общественной жизни.
Активная компьютеризация деятельности государственных органов приводит к переносу значительного объема сведений конфиденциального характера на электронные носители информации, предполагающему их обработку в электронном виде.
Личное дело
Бордюжа Николай Николаевич
Фото: Леонид Якутин
Родился 20 октября 1949 года в Орле. Окончил Пермское высшее командно-инженерное училище Ракетных войск стратегического назначения (1972), Высшие курсы военной контрразведки КГБ СССР (1976), Высшие курсы при Военной академии Генерального штаба (1995). Офицерскую службу начал в РВСН начальником расчета. Затем – на различных должностях в органах КГБ. В 1989–1991 годах – руководитель отдела кадров КГБ СССР. В 1991–1992 годах – первый заместитель начальника Управления по работе с личным составом Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ). С 1992-го – заместитель командующего Пограничными войсками по кадрам. В 1995–1998 годах – заместитель и директор Федеральной пограничной службы РФ. С сентября 1998-го – секретарь Совета безопасности России. Затем – руководитель администрации президента РФ, председатель Государственного таможенного комитета РФ, посол по особым поручениям МИДа РФ, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Королевстве Дания. 28 апреля 2003 года на саммите глав государств – участников ОДКБ утвержден генеральным секретарем Совета коллективной безопасности ОДКБ. Генерал-полковник. Награжден орденами Мужества, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалью «За отличие в охране государственной границы». Женат, имеет сына.
Частными коммерческими структурами также ведется интенсивная деятельность по внедрению и развитию информационных технологий. Создается система массовых платежей и электронной коммерции, осуществляются внедрение и использование систем глобального позиционирования. Развивается инфраструктура оказания непрерывных справочных и консультативных услуг в национальных сегментах Интернета.
Процессы глобализации и стремительное развитие веб-технологий привели к популяризации информационных ресурсов в открытых телекоммуникационных системах. Национальные сегменты Интернета во многом взяли на себя информационные функции и стали средством активного, в том числе пропагандистского и психологического воздействия на население государств – членов ОДКБ.
– Каковы, на ваш взгляд, сегодня наиболее актуальные угрозы информационной безопасности?– Считаю, что наиболее актуальными угрозами информационной безопасности являются:
- преднамеренное распространение информации, запрещенной национальными законодательствами, к которой относятся идеи терроризма, религиозного фундаментализма и экстремизма; пропаганда войны, призывы к насильственному свержению конституционного строя, массовым беспорядкам и совершению других насильственных действий; клеветнические и дезинформирующие сведения, оказывающие негативное воздействие на общественно-политическое сознание населения и социально-экономическую обстановку в стране или регионе; сведения, противоречащие национальным ценностям, общественным и моральным нормам, обычаям и традициям конкретного народа;
- недостаточная защита информации ограниченного доступа, ведущая к ее разглашению, которая характеризуется слабой организацией защитных мер в информационных системах, базах и банках данных или их полным отсутствием; несовершенством правил по ведению закрытого (секретного) делопроизводства с использованием компьютерной техники, невыполнением требований правил защиты информации или пренебрежением ими; использованием незащищенных (открытых) телекоммуникационных систем, в том числе Интернета, для передачи, хранения и обработки сведений ограниченного доступа;
- незаконная деятельность отдельных лиц, криминальных группировок и организаций в сфере высоких технологий, к которой относятся попытки компьютерного взлома информационных систем и ресурсов государственных органов, социально общественных и финансовых структур, и как следствие – дезорганизация и нанесение ущерба их деятельности; создание и распространение вредоносных компьютерных программ.
– Исходя из специфики совместных мероприятий, участие в операции «ПРОКСИ» приняли специальные подразделения органов безопасности и внутренних дел (полиции) всех государств – членов ОДКБ.
Основные усилия были сосредоточены на противодействии распространению в национальных сегментах Интернета информации, наносящей политический ущерб национальным и союзническим интересам, включая идеи терроризма, религиозного фундаментализма и экстремизма, используемые для обучения основам диверсионно-террористической деятельности, сбора информации, финансовых средств и поиска сторонников. Одновременно велась работа по профилактике преступлений, связанных с электронным мошенничеством и незаконным оборотом финансов, распространением вредоносных и нелицензированных программ.
Были вскрыты электронные информационные ресурсы, распространявшие материалы порнографического содержания, связанные с распространением наркотиков, подозреваемые в причастности к незаконной миграции и торговле людьми, по признакам иных преступлений. Отмечены попытки доступа к информации государственных организаций и факты распространения сведений о лицах, занимающих высокое государственное или общественное положение.
Всего в ходе активной фазы операции за короткий период времени было зафиксировано более 1700 сайтов различной смысловой окраски, в содержании которых выявлены признаки преступной деятельности. В их числе более 30, использовавшихся для распространения информации, наносящей политический ущерб национальным и союзническим интересам, 16 – информации, разжигающей национальную и религиозную рознь, 100 – сведений, предназначенных для организаций и групп террористической и экстремистской направленности, более 500 сайтов с порнографическими материалами с участием несовершеннолетних. По результатам выявленных преступных действий компетентными органами государств – членов ОДКБ было возбуждено 537 уголовных дел.
Что касается непосредственно России, то, по данным правоохранительных органов РФ, в результате операции «ПРОКСИ» приостановлена деятельность 216 информационных ресурсов, выявлено 208 преступлений и возбуждено 196 уголовных дел.

В ходе операции проведены также определенные мероприятия, направленные на профилактику, выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах интернет-пространства сайтов, в том числе зарегистрированных в третьих относительно формата нашей организации странах.
– Какую оценку получили принятые меры в государствах ОДКБ?– Руководителями государств – членов ОДКБ дана положительная оценка проведенных совместных мероприятий. Сегодня поставлены задачи по дальнейшей консолидации усилий, направленных на формирование комплекса правовых и организационных мер оперативно-профилактического и специального характера, а также координационных практических механизмов взаимодействия на национальном (межведомственном) и региональном уровнях.
По оценкам руководителей министерств и ведомств, участвовавших в операции, проведение совместных мероприятий по типу операции «ПРОКСИ» способствует оздоровлению криминогенной обстановки в национальных информационных пространствах государств – членов организации, позволяет выработать на национальных уровнях предложения по совершенствованию нормативных, организационных, кадровых, технических и других вопросов взаимодействия в данной области сотрудничества.
Проведенная операция показала не только общность целей и задач ее участников, но и реальные возможности специальных подразделений органов государственной безопасности и внутренних дел (полиции) государств – членов ОДКБ, специализирующихся на борьбе с преступлениями в сфере современных информационных технологий, в реализации практических механизмов взаимодействия на национальном (межведомственном) и международном уровнях.
- Вход
- Регистрация
- Забыли пароль