Версия для печати

Океанские мили «Адмирала Виноградова»

Гавриленко Андрей Лобков Константин
Соединение надводных кораблей под командованием капитана 1-го ранга Ильдара Ахмерова сегодня живет наряду с выполнением плановых задач боевой учебы постоянной подготовкой экипажей к дальним походам в Индийский океан. Именно отсюда, с дальневосточных рубежей России идут к берегам Сомали обеспечить безопасность гражданского судоходства через каждые три-четыре месяца большие противолодочные корабли (БПК). И постепенно накапливается опыт противодействия морским пиратам в опасной для мореплавания зоне.
Соединение надводных кораблей под командованием капитана 1-го ранга Ильдара Ахмерова сегодня живет наряду с выполнением плановых задач боевой учебы постоянной подготовкой экипажей к дальним походам в Индийский океан. Именно отсюда, с дальневосточных рубежей России идут к берегам Сомали обеспечить безопасность гражданского судоходства через каждые три-четыре месяца большие противолодочные корабли (БПК). И постепенно накапливается опыт противодействия морским пиратам в опасной для мореплавания зоне.
{{direct}}

Напомним: первым из кораблей Тихоокеанского флота проторил путь к берегам Сомали для проводок международных конвоев судов БПК «Адмирал Виноградов» под командованием капитана 1-го ранга Петра Подкопайло. Позже в Индийский океан пошли «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц». Понятно, «первопроходцам» всегда труднее.

– Да не такое уж это было для некоторых из нас новое дело, – рассказал во время одной из встреч на борту «Адмирала Виноградова» Петр Александрович. – Опыт проведения подобных караванов судов накоплен у тихоокеанцев еще с начала 90-х годов прошлого столетия, когда наши корабли уходили на боевую службу в связи с известными событиями в Персидский залив. Кстати, я сам побывал там впервые лейтенантом. А наш БПК обеспечивал там безопасность гражданского судоходства с сентября 1989 года по февраль 1990-го, с сентября 1992 года по январь 1993-го и с ноября 1993 года по март 1994-го. Это только «Адмирал Виноградов», а были походы в район Персидского залива и других кораблей соединения.

Другое дело, что в Аденском заливе, куда я пошел уже в ранге командира корабля, мы применяли новую тактику в противодействии морскому бандитизму, значительно активнее используя возможности морской авиации. Во время проводки 12 конвоев наши вертолеты поднимались в воздух десятки раз, в конечном итоге предотвращая нападения на различные суда. Для этого на борту К-27 под командованием первоклассных вертолетчиков – подполковника Александра Воронина и полковника Игоря Шлыкова размещали группу бойцов антитеррористической специализации, которые вели предупредительный огонь по пиратским посудинам. Вылетали наши «крылышки» и днем, и ночью.

БПК «Адмирал Виноградов» – на центральном причале Владивостока
Фото: Константин Лобков

Вторая особенность похода – тесное информационное взаимодействие с кораблями иностранных государств. В частности, вместе с индийским фрегатом «Табар» наш БПК провел совместный караван и предотвратил захват морскими пиратами швейцарского сухогруза.

Характеризуя действия в мореплавании экипажа, командир отметил службу всех подразделений, но особо выделил вклад в обеспечение жизнедеятельности корабля электромеханической боевой части во главе с капитаном 2-го ранга Артуром Головащенко. Прежде всего благодаря усилиям механиков на протяжении 25 тысяч миль похода поддерживалась нормальная работа всех механизмов и оборудования.

Сам же капитан 2-го ранга Головащенко считает, что в тех сложнейших ситуациях, которые нечасто, но все же возникали в ходе похода, удавалось разрешить проблему прежде всего благодаря коллективным усилиям на пределе возможного.

– Иной раз мы брались за такое дело, которое под силу только заводским специалистам, – рассказывает командир электромеханической боевой части. – Но поскольку «промышленности» на борту не было, приходилось самим ломать голову, как – да еще в кратчайшие сроки! – исправить поломку механизма. После того похода уже на берегу представители судоремонтного завода удивлялись: как в тех условиях наши корабельные умельцы сумели всего за 20 часов непрерывной работы заменить набивку дейдвудного устройства (сальник гребного вала. – Авт.), чтобы вода не просачивалась внутрь корабля? Дескать, и в условиях-то предприятия обычно на это тратится несколько суток… Да все очень «просто»! Привлекли водолазов со спасательного судна «Фотий Крылов» (они занимались устройством на внешней стороне кормы), а остальное выполняли командир дивизиона движения капитан-лейтенант Александр Полевщиков да опытные матросы – машинист-газотурбинист Ильдар Ишдавлетов, машинисты-трюмные Дмитрий Максименко, Денис Савельев и другие, кто покрепче, повыносливее. Ведь там, внизу, в машинном отделении жара невыносимая! Я тоже засучил рукава, не выходил оттуда часами. Уже через сутки корабль повел новый караван. Сама обстановка подчас заставляла искать выход из той или иной ситуации да и люди на переходе морем как-то подтянулись, стали ответственнее. Не нужно было в чем-то подталкивать матроса. По всему чувствовалась озабоченность каждого за общее дело.

Командир БПК капитан 1-го ранга
Петр Подкопайло
Фото: Константин Лобков

«…Во время похода личный состав в условиях постоянной психологической напряженности, опасности пиратских нападений, значительных перепадов температур, повышенной влажности и тропической жары, волнения моря до пяти баллов проявил стойкость и выносливость, продемонстрировал высокую морскую выучку. Большинство военных моряков проявили высокую дисциплину и организованность, бдительно несли ходовую и специальные вахты, неукоснительно соблюдали боевые и эксплуатационные инструкции».

Это строки из приказа командующего Тихоокеанским флотом по итогам дальнего похода. Этим же приказом были поощрены многие члены экипажа «Адмирала Виноградова». Среди них – командир боевой части капитан 2-го ранга Артур Головащенко, заместитель командира БПК по воспитательной работе капитан 2-го ранга Сергей Юков, помощник командира корабля капитан-лейтенант Артем Колпащиков, командир дивизиона движения капитан-лейтенант Александр Полевщиков, командир группы воздушной и надводной обстановки лейтенант Василий Рыков, командиры отделений машинистов-газотурбинистов старшины 1-й статьи Евгений Нефедов и Денис Рощук, старшина 2-й статьи Виктор Бурлаков, старшина минно-торпедной команды мичман Дмитрий Корсаков, старший электрик зенитно-артиллерийской батареи матрос Андрей Осенин.

– Поход тот дальний еще долго будет сниться всем его участникам, – говорит заместитель командира БПК по воспитательной работе капитан 2-го ранга Сергей Юков. – Мы прошли девять морей, два океана. На переходах экипаж жил не только насыщенной боевой службой, но и морской романтикой, незабываемыми встречами в иностранных портах.

Для нас важно было с самых первых дней похода сплотить значительно пополненный и обновленный экипаж, чтобы личный состав был морально готов и психологически способен решать все поставленные задачи в океане. Думаю, этому способствовал тот фактор, что корабль укомплектовали на 94 процента военнослужащими контрактной службы. Новичков в составе экипажа не было: все старшины и матросы прежде неоднократно выходили в море, принимали участие в различных учениях.

Комментарий командующего ТОФ вице-адмирала Константина Сиденко:

– Впервые за последние два десятилетия мы восстановили свое постоянное присутствие в зоне Индийского океана и будем находиться там в дальнейшем в интересах России и международного сообщества. Экипаж БПК «Адмирал Виноградов» – первый из наших кораблей, кто начал применять отличную от прежней тактику по проводке конвоев судов, которая показала высочайшую эффективность. И сейчас уже корабли мирового содружества, переняв ее, действуют, как действовали российские моряки. «Адмирал Виноградов», а за ним и «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц» провели десятки конвоев из многих стран мира, предотвратили ряд нападений на различные суда. Это, может быть, маленькая толика того, что делается по противоборству пиратам в районе Африканского Рога, но тем не менее это вклад нашей страны в большое общее дело. Сегодня в дальний поход готовится уже четвертый отряд кораблей Тихоокеанского флота, который отправится в Индийский океан на смену своим собратьям.

Морально-психологическое обеспечение выполнения задач дальнего похода осуществлялось поэтапно, по видам и задачам обеспечения в соответствии с боевым распоряжением. Этой работой в море постоянно занимались шесть офицеров-воспитателей. В частности, большое внимание уделялось оперативному информированию личного состава о предстоящих задачах похода в Индийский океан, популяризации примеров и опыта отличившихся, воспитанию бдительности, разъяснению ответственности за нарушения действующего законодательства России.

Чтобы люди, надолго оторванные от родной земли, не испытывали информационный «голод», мы регулярно обновляли корабельный стенд и вывешивали отпечатанные на листах новости в кубриках, во время приема пищи вели радиогазету, проводили занятия по общественно-государственной подготовке. Сложившаяся с начала похода система информирования о делах на корабле и в районе боевой службы включала в себя ежедневные утренние сообщения вахтенного офицера о событиях за сутки по корабельной трансляции, краткое правовое информирование личного состава в период развода очередных вахт и вечерних поверок личного состава. Для подведения итогов за пройденные сутки, представления планов на следующий день каждый вечер выпускалась радиогазета «Противолодочник».

Оправдала себя в ходе мореплавания такая форма работы, как поздравление всех категорий личного состава с днем рождения. Обычно на утреннем построении командир корабля вручал имениннику поздравительную открытку, а если это был офицер или мичман – видеозапись и подарки от родных и близких, которые были получены заранее на берегу и хранились в тайне у заместителя командира корабля по воспитательной работе. В вечернем же выпуске радиогазеты звучали песня и поздравления в адрес этого моряка. Корабельные хлебопеки изготавливали вкусный торт либо пирог, и командир корабля или его зам вручал сладкий подарок виновнику торжества. Наверняка на всю жизнь подобное событие отложилось в памяти старшего мичмана Юрия Дедуренкова, которому 31 марта исполнилось 55 лет, а корабль в это время бороздил воды Южно-Китайского моря. Всего за поход было отмечено 147 дней рождения!

Когда корабль проходил места, где в годы Русско-японской войны произошло Цусимское сражение, по старой традиции на юте построили весь свободный от вахт экипаж и отдали воинские почести своим далеким соотечественникам – погибшим морякам царского флота. В тот же вечер в столовой команды был организован показ документального фильма «Дедушка Рюрик», сделанного энтузиастами морского поисково-исследовательского центра ТОФ «Искра» во главе с бывшим подводником Владимиром Карташевым. Команда Карташева в 2004 году в Корейском проливе нашла и обследовала на морском дне остатки броненосного крейсера «Рюрик», погибшего в боевом столкновении Владивостокского отряда крейсеров под командованием адмирала Иессена и отряда японских кораблей под флагом адмирала Камимуры. По результатам той экспедиции и изучению исторического материала был создан такой фильм.

9 февраля в рамках общественно-государственной подготовки, учитывая памятную дату, на корабле провели занятие «Подвиг крейсера «Варяг» в период Русско-японской войны 1904–1905 годов – образец героизма, мужества и сплоченности экипажа».

Зимой же, находясь в Аравийском море, экипаж участвовал в праздновании 20-летия своего корабля. Символично, что невзирая на «почтенный» возраст, «Адмирал Виноградов» не застаивается у причала, а выполняет боевые задачи в Мировом океане.

Вахты вахтами, но выпадало и время досуга. Большим спросом в экипаже пользовалась корабельная библиотека. А в вечернее время желающие могли подняться на вертолетную площадку, где регулярно демонстрировались видеофильмы. Предпочтение отдавалось отечественным картинам патриотической направленности, комедийного жанра. Офицеры и мичманы для просмотра DVD-фильмов использовали персональные компьютеры. В обеденный перерыв и просто в свободное время на той же вертолетной площадке военнослужащие с удовольствием играли в волейбол, домино, шахматы или шашки. В выходные и праздничные дни на верхней палубе проводились соревнования по подтягиванию, поднятию гирь, волейболу, мини-турниры по домино, шахматам и шашкам. Если не позволяла погода, участники перемещались в столовую команды. Иногда показывали великолепные результаты. Старший оператор зенитно-ракетного комплекса матрос Виталий Снегирев, например, подтянулся на турнике 31 раз.

– На двадцать третьи сутки похода особо памятным событием для каждого члена экипажа корабля стала встреча Нового года в Аравийском море на широте 11 градусов 8 минут, долготе 59 градусов 39 минут, – рассказывал капитан 2-го ранга Сергей Юков. – Еще днем 31 декабря 2008 года мы установили на вертолетной площадке двухметровую елку и сразу нашлись желающие принять участие в ее оформлении. Тогда же был организован смотр-конкурс на лучшее оформление кубрика и лучшую новогоднюю стенгазету, в котором приняла участие и прикомандированная на корабль группа морских пехотинцев. Особенно порадовала личный состав возможность в новогоднюю ночь с помощью наших специалистов связи пообщаться с родным домом по телефону. Эмоций – через край! Еще мы организовали театрализованное представление с участием Деда Мороза, сомалийского пирата и других персонажей. Событиями для всех были и пересечения экватора. Обязательно организовывали театрализованное представление с участием владыки морей Нептуна, веселились от души. Общими усилиями командиров всех рангов и офицеров-воспитателей удалось создать хороший социально-психологический климат в коллективе и в конечном итоге выполнить все поставленные командованием задачи дальнего похода.

В экипаже не исключают, что если не в этом году, так в следующем им вновь доверят нести боевую службу вдали от родных берегов. В минувшем походе наработан неоценимый опыт, который поможет и в дальнейшем мореплавании, в том числе и другим кораблям соединения. Тем не менее на «Адмирале Виноградове» не снижают ритма боевой учебы, изо дня в день совершенствуя ратное мастерство. Одним из плановых этапов стало участие корабля в недавних учениях Приморской флотилии по поиску и «уничтожению» подводной лодки условного противника, где БПК успешно выполнил ряд боевых упражнений.

Опубликовано в выпуске № 44 (310) за 11 ноября 2009 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц