Версия для печати

Управление должно быть оперативным

Козяков Геннадий
В докладе президента АВН генерала армии М.А. Гареева "Уроки и выводы Великой Отечественной войны, локальных войн и перспективы развития современной военной науки и военного искусства" 15 марта 2005 года было справедливо отмечено, что в вопросах оперативности управления войсками за последние годы не только не сделано сколько-нибудь существенных шагов вперед по сравнению с периодом Великой Отечественной войны, но и сделан шаг назад. Реальным проявлением данного положения действительно является рост громоздкости и сложности оперативной и боевой документации. Пути выхода из этого своеобразного кризиса предлагают военные ученые кафедры управления войсками и службы штабов Общевойсковой академии ВС РФ.


ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ СРЕДСТВА АСУ И НОВЫЙ ПОДХОД К БОЕВЫМ ДОКУМЕНТАМ


В докладе президента АВН генерала армии М.А. Гареева "Уроки и выводы Великой Отечественной войны, локальных войн и перспективы развития современной военной науки и военного искусства" 15 марта 2005 года было справедливо отмечено, что в вопросах оперативности управления войсками за последние годы не только не сделано сколько-нибудь существенных шагов вперед по сравнению с периодом Великой Отечественной войны, но и сделан шаг назад. Реальным проявлением данного положения действительно является рост громоздкости и сложности оперативной и боевой документации. Пути выхода из этого своеобразного кризиса предлагают военные ученые кафедры управления войсками и службы штабов Общевойсковой академии ВС РФ.
{{direct_hor}}
Причина существующего положения в том, что работы в области повышения оперативности управления, ведущиеся с начала 60-х гг. и давшие определенные результаты к середине 80-х гг., были по ряду причин в 90-х гг. практически прекращены.

В настоящее время работа в области автоматизации управления, без которой невозможно повысить оперативность управления, ведется, но она недостаточно скоординирована по срокам разработки технических средств, имеется дублирование близких работ по своему назначению, делаются даже попытки реанимировать разработки 20-летней давности. Отток квалифицированных кадров из НИИ и академий повлек за собой отсутствие грамотных программистов и, как следствие, отсутствие в органах управления современного программного обеспечения при наличии аппаратных средств импортного производства. В настоящее время, по сути, не создано ни одного образца АСУВ взамен ПАСУВ " Маневр", снятой с вооружения в конце 90-х гг.

Как показывает практика, командующие (командиры) в отсутствие современного программного и аппаратного обеспечения вынуждены решать проблему оперативности работы органов управления за счет увеличения их численности, а также перечня и объема боевой документации.

Для устранения данного недостатка необходимы совместные усилия органов военного управления, академий, НИИ, промышленности с тем, чтобы работы в этой области велись синхронно и комплексно. Необходимо, чтобы в войска и вузы поступали образцы средств автоматизации, отвечающие современным требованиям к ним.

Начать эту работу целесообразно с уточнения классификации боевых документов, что позволит более предметно подойти к созданию программного обеспечения, наиболее сложного вопроса автоматизации управления. В существующих уставных документах классификация боевых документов проведена недостаточно четко.

Во-первых, дана различная трактовка боевых документов по назначению. Так, в одном источнике они делятся на директивные (распорядительные), планирующие, по управлению войсками, отчетно-информационные и справочные. В другом - на документы по управлению войсками, отчетно-информационные и справочные. Считаем, что такая классификация не в полной мере отражает предназначение боевых документов, что на практике приводит к тому, что боевой документ или перегружен данными и сведениями, зачастую ненужными командиру в данный момент работы, или он не имеет необходимой информации. На взгляд авторов, целесообразно оперативные (боевые) документы по назначению классифицировать: по планированию операции (боя); директивные; для управления войсками; отчетные; информационно-справочные. Это позволит более детально подойти к содержанию боевых документов, разрабатываемых органами управления, избежать ненужных повторений, оптимизировать их содержание и в дальнейшем использовать в средствах автоматизации без кардинальной переработки формы.

Во-вторых, необходимо резко сократить перечень боевых документов. В настоящее время он не только не сокращен, но и несколько увеличен, хотя в приказах и директивах Министерства обороны ежегодно указывается на необходимость сокращения количества и объема боевых документов. Этому же нас учит и опыт Великой Отечественной войны, когда на завершающем ее этапе (Берлинская стратегическая наступательная операция 16 апреля - 8 мая 1945 г.) боевая документация, особенно в период ведения боевых действий, в тактическом и оперативном звене была компактной и четкой. Задачи на оперативно-тактическом уровне ставились короткими графическими схемами-приказами. В ходе планирования боя разрабатывалось строго ограниченное количество боевых документов (в дивизии только боевой приказ и решение командира на карте).

На сегодняшний день бесценный опыт по ряду причин в основном утрачен, поскольку, исходя из требований руководящих документов, при планировании операции и боя органы управления обязаны разрабатывать более 120 документов в оперативном звене и от 70 до 40 в тактическом. При этом многие боевые документы содержат достаточно большой объем информации, например, решение командира соединения - до 2100-2500 знаков. На разработку данного боевого документа требуется не менее 5 часов, что даже в условиях планомерной подготовки боя будет явно много. Данная информация, как правило, на 60-70% повторяется в планах боевого применения родов войск и на 40-50% - в планах по видам всестороннего обеспечения, что на практике существенно затрудняет планирование и практическую реализацию вопросов всестороннего обеспечения.

В-третьих, необходимо уменьшить объем документов по планированию операции (боя), особенно графических. В настоящее время основу графических документов, разрабатываемых начальниками родов войск и служб, составляет решение командующего (командира), что противоречит требованиям наставлений по службе штабов в вопросах достижения скрытности подготовки боевых действий. Каждый графический боевой документ, как правило, требует приложения к нему пояснительной записки. Согласно требованиям уставных документов в пояснительных записках излагаются выводы из оценки обстановки, задачи объединения или соединения, а также замысел боевых действий. Возникает справедливый вопрос: зачем дублировать графическую часть еще и текстом, ведь в самом наименовании "пояснительная записка" подразумевается, что она должна восполнять и пояснять графическую часть, тем, что не может быть отражено графически. Следовательно, пояснительная записка, как приложение к графической части любого документа, может содержать результаты моделирования по вариантам действий, а также распределение сил и средств по задачам, рубежам и направлениям действий.

Считаем, что работу по оптимизации перечня и содержания боевых документов, разрабатываемых органами управления необходимо начать с проведения специальных исследовательских учений с привлечением органов военного управления, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны, военных академий с имеющимися в настоящее время программно-аппаратными средствами, поскольку последние комплексные учения по данной проблеме проводились более 20 лет назад и, несмотря на определенные трудности, благодаря этому некоторые шаги в вопросах повышения оперативности управления, хотя и разрозненные, сделаны.

Такие учения позволят, учитывая положительный опыт Великой Отечественной войны, ведения боевых действий в Афганистане и Чечне, имеющиеся научные и практические наработки, определить оптимальный перечень боевых документов, необходимых для управления войсками, который должен быть законодательно закреплен в соответствующих руководящих документах.

Проводимые исследования показывают, что сокращение перечня боевых документов может быть достигнуто за счет их объединения (не в ущерб качеству планирования). Наиболее приемлемым направлением оптимизации боевой документации при существующей организационно-штатной структуре органов управления и их технической оснащенности следует считать унификацию и стандартизацию существующих форм боевых документов, их формализацию, а также более широкое применение аббревиатур при их разработке.

Кроме того, необходимо установить единые требования к оформлению, которые должны не зависеть от иерархии управления и обеспечивать не только их ручную обработку, но и с помощью средств автоматизации управления. Единообразие может обеспечиваться путем применения стандартизированной терминологии и принятых условных обозначений и сокращений. Проведенные исследования показали, что это может на 40% сократить трудозатраты должностных лиц органов управления на разработку и оформление оперативных и боевых документов. Поясним это на конкретном примере. Так, боевой приказ бронетанковой дивизии армии США жестко регламентирован в содержании и оформлении, что обеспечивает значительное сокращение его объема до 4-х страниц. В нем, как правило, отражены только те данные, которых нет в соответствующих документах по видам всестороннего обеспечения. Боевой приказ российской мотострелковой дивизии содержит до 12 страниц машинописного текста, поскольку ряд его пунктов исполняется в свободной форме изложения, кроме того, он не ориентирован на передачу по средствам автоматизации, которые требуют определенной жесткости в изложении текста.

Одним из направлений унификации директивных (распорядительных) боевых документов может быть разработка карт-приказов с использованием геоинформационных технологий, что позволит постоянную часть информации боевого документа существенно увеличить, а переменную - уменьшить. Такой способ сокращения времени на разработку директивных документов применялся в период Великой Отечественной войны.

Немаловажное значение для оперативности управления имеет унификация боевых документов. В настоящее время существуют различия по форме административно-организационных, мобилизационных и боевых документов, что на практике не способствует оперативности управления.

Проведенные исследования показали, что унификация боевых документов позволяет: сократить объем текста документа, улучшить его качество, уменьшить количество форм боевых документов на 30-40%; устранить дублирование информации (особенно в документах начальников родов войск и служб); сократить время на разработку в 1,3-1,5 раза, повысить наглядность и сократить время на уяснение документа должностными лицами. Естественно, что практическое внедрение этих принципов в работу органов управления оперативного и тактического звена в полном объеме возможно только при оснащении органов управления достаточным количеством средств автоматизации с программным обеспечением.

Учитывая современное состояние автоматизации управления, целесообразно в практику работы органов управления активно внедрять формализованные боевые документы, которые позволят в полтора раза сократить время на их разработку и во столько же уменьшить общий объем информации, передаваемой по техническим средствам связи, что повышает оперативность доведения информации до исполнителей. При этом следует иметь в виду, что для военного языка характерно широкое применение в речи сокращений, которые позволяют увеличивать объем информации с наименьшими временными затратами. В современных условиях наибольшее распространение сокращения получили в официальной переписке армии США, где используется более 18 тыс. установленных сокращений. В работе наших органов управления сокращения широкого распространения еще не получили. На сегодняшний день в различных руководящих документах их установлено лишь около двух тысяч. Однако их применение при разработке и передаче информации исполнителям не регламентировано.

Затраты времени на разработку директивных (распорядительных) и отчетно-информационных документов может значительно снизить применение средств автоматизации на рабочих местах офицеров, поскольку отпадает необходимость персонально запрашивать различных должностных лиц и нижестоящие инстанции. Достаточно обратиться к базе ЭВК информационной системы (АРМ должностного лица) данного органа управления и сформировать необходимые пункты директивного документа.

На взгляд авторов, на современном этапе развития оперативного искусства и тактики, а также средств связи и автоматизации управления, на смену существующим боевым документам с учетом унификации и стандартизации должны прийти:
- директивным (распорядительным) - электронные карты-приказы (распоряжения);
- по планированию операции (боя) - комбинированные планы;
- по управлению войсками - электронные карты управления;
- отчетно-информационным - карты-донесения.


На наш взгляд это позволит достичь требуемой оперативности управления, изжить бюрократизм и громоздкость существующей боевой документации, что и требует современный общевойсковой бой.

И еще об одном аспекте, на первый взгляд не имеющем отношения к теме публикации, - о профессиональной подготовке профессорско-преподавательского состава академий. В упомянутом докладе М.А. Гареева было отмечено, что одной из причин слабой подготовки должностных лиц органов управления является профессорско-преподавательский состав старой (советской) школы высших военно-учебных заведений.

Мы не можем согласиться с данным утверждением, поскольку на смену преподавателям-участникам Великой Отечественной войны (а их опыт, как известно, дорогого стоит) пришли молодые офицеры, прошедшие через боевые действия в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Приведем пример нашей кафедры: свыше 60% - это офицеры не старше 45 лет, 35% преподавателей имеют практику работы в органах управления фронтового и армейского звена, 60% - дивизионного и полкового звена, 5% - бывшие офицеры научно-исследовательских учреждений. Каждый третий преподаватель кафедры является участником боевых действий. Даже данная краткая характеристика кафедры позволяет сделать вывод о том, что профессорско-преподавательский состав способен качественно решать стоящие перед ним задачи по подготовке специалистов в области управления для соединений, частей и штабов Сухопутных войск при условии укомплектования академии современной учебно-материальной базой (средствами автоматизации управления).

В заключение хочется подчеркнуть, что в рамках одного материала нельзя в полной мере осветить все вопросы, относящиеся к повышению оперативности управления. Авторы надеются, что высказанные здесь соображения послужат отправной точкой для комплексной, целенаправленной работы всех заинтересованных сторон по выработке практических рекомендаций промышленности, НИИ, академиям, органам военного управления по решению основных проблем управления войсками.

Геннадий КОЗЯКОВ
кандидат военных наук, профессор, полковник в отставке,
Николай КУЗНЕЦОВ
кандидат военных наук, доцент, полковник запаса

Опубликовано в выпуске № 23 (90) за 29 июня 2005 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Владимир
Владимир
05 июня 2014
Интересная статья по поводу оптимизации б/документов.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
05 июня 2014
Интересная статья по поводу оптимизации б/документов.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...