Приемлем ли американский образец?
Чем в ментальном пространстве подкрепить, например, стремление современного российского руководства к активизации сотрудничества с передовыми постиндустриальными странами? Так, во время своего визита в Соединенные Штаты министр обороны РФ Анатолий Сердюков артикулировал стремление части отечественной политэлиты консолидировать совместно с американцами усилия в сфере безопасности. Но, полагаем, реальную консолидацию не удастся ограничить только одной областью.
Можно, скажем, скопировать заокеанские комиксные схемы (Рэмбо, Человека-Паука, борца с Терминатором) и механически перенести их в нашу страну. Однако российская попытка слепого копирования не удалась – мы имеем в виду киноленту «Черная молния» о юноше, нашедшем машину с волшебными свойствами и затем спасшем свой родной город. Фильм этот абсолютно фантастичен, сказочен, нереален. Не думаем, что такой герой станет популярным в России, поскольку он закрыт для окружающих и постоянно разрешает свои внутренние комплексы.
Или нам нужен обязательно герой-вояка? Сложный вопрос. В Российской армии, как и в нашем обществе, идут сложные процессы, она должна обрести новый облик. Но удастся ли добиться этой цели в основном административными методами, не создав новый идеал защитника Родины?
Психологи утверждают: «Идеальное человек способен не только отображать, но и преобразовывать в своем сознании и на практике». Приходится признать, что наши мальчишки сегодня формируются на действиях крутых парней, которых играют Сталлоне, Шварценеггер, Уиллис и др. Неплохо, что им подражают во всем мире, ведь политический заказ на этих «жестких мужчин» был сформирован в Америке в 70-е годы для поднятия популярности военной службы и Пентагона (об этом мы уже писали в №35). Следовательно, сегодня России нужен свой национальный воин-герой для подражания, не уступающий по популярности зарубежным кумирам.

Мы убеждены в том, что доморощенному супермену made in Russia, например Вокру (воину креатива), еще предстоит стать вровень по популярности с американскими аналогами. Но как этого добиться, если даже современные российские военные (а уж они-то всегда были популярны у наших граждан) идеалом для молодежи сегодня не являются? Неужели нам предстоит адаптировать персонажи фильмов о Великой Отечественной войне, то есть героев прошлого, к современной ситуации?
Объяснений, почему у нас пока нет нового идеального героя, много – от несовершенства отечественного кинематографа до отсутствия популярности армии в обществе. Но если считать, что время для рождения новых российских героев/супергероев еще не пришло, то они никогда и не появятся. Если будем полагать, что это проблема армии, то ошибемся. Это дело власти и общества, именно в такой последовательности.
Попытки создать образ героя в рамках взаимодействия наших и иностранных спецслужб в отечественном кинематографе предпринимались. Так, сыграла Заворотнюк мужественную даму в звании полковника, которая предотвращает страшный, угрожающий чуть ли не всей планете теракт. Но бывшая «прекрасная няня» не завоевала популярности у массового зрителя на данном поприще, а скорее вызвала отторжение, по-видимому, потому, что у нас, как и во всем мире, женщина пока не может претендовать на роль, сопоставимую с персонажами названных выше звезд Голливуда. Даже если она Лопес в фильме «Опасный».
Есть, впрочем, удачные отечественные примеры, когда на экране мы видим сотрудников спецслужб, на которых очень хочется походить. В частности, в фильме «Обратный отсчет» все главные действующие лица, бесспорно, заслуживают уважения. И тот, кто ездит на «крутой тачке» и владеет приемами рукопашного боя (Мерзликин), и гений-хакер (Акиньшина), и слепой минер от бога (Ярмольник). Все они находятся в команде (спецподразделении) борцов с терроризмом, но, похоже, на статус главного российского героя пока не тянут. Да и формат этой киноленты вполне голливудский.
Словом, некий серьезный и брутальный идеал для укрепления своей безопасности России нужен. Его еще предстоит найти.
«Кирпичи» и «раствор»
Среди общечеловеческих ценностей – «строительного материала» отечественного супергероя, на наш взгляд, необходимо выбрать следующие: 1) любовь к Родине, 2) любовь к женщине, 3) обостренное чувство справедливости, 4) стремление быть там, где обществу и российским людям тяжело и опасно. В качестве такого «материала» выступают ценности бизнеса (хотя, пожалуй, не все, а те, что не связаны с криминалом и легкой наживой), который строится честно на основе интеллектуального труда. Наш доморощенный супергерой вынужден стоять на страже интересов общества, простых граждан, слабых и беззащитных.
В России сегодня наработанные пропагандистские штампы патриотических ценностей (периодически выдаваемых за общечеловеческие) продолжают культивироваться СМИ, силовиками, депутатами, партиями, чиновниками. Но люди в большинстве своем зачастую, полагаем, равнодушны к подобной риторике, их чаще интересуют цены на продукты, услуги ЖКХ и бензин.
На Западе патриотизм зиждется на заботе о гражданах, хороших дорогах, качественном бытовом обслуживании, улучшении условий для стариков и детей. В России же люди пока постоянно ощущают на себе ухудшение здравоохранения, поборы в различных учреждениях, бесплатных школах и больницах, а власть наращивает температуру вокруг патриотических ценностей пропагандистскими методами.
Во все времена у всех народов умные люди – достояние нации. Ученый – это герой, он открывает неизведанное и борется с ним во имя лучшей жизни. У нас это, как правило, нищий исследователь, воюющий с ветряными мельницами, которые вращают чиновники. Попытки прославлять человека науки были во все времена. И сегодня отечественные киносценаристы на Первом канале в телесериале «Побег» своеобразно делают это. Выпускник МГТУ имени Н. Э. Баумана, окончивший вуз с красным дипломом, успешный бизнесмен специально садится в тюрьму, чтобы, используя свои знания и опыт строителя, подготовить и помочь совершить побег своему брату, незаконно обвиненному и приговоренному к высшей мере наказания. Наш педагогический опыт убеждает, что российская молодежь в условиях развивающихся рыночных отношений уже давно сделала запрос на героическую интеллектуальную личность. Но какую?
Нынешнее поколение, вступающее в активный период созидания, было свидетелем уничтожения основ советской идеологии, морали и нравственных ориентиров, когда стремительное обогащение одних происходило в результате быстрого обнищания других, то есть в период трансформации коммунистических понятий о «классовых» ценностях и интересах. Такое поколение не хочет доживать свой век на мизерную пенсию, как их родители. Поэтому идеалы героических поколений перестали быть для молодых людей привлекательными. В период их становления главным мерилом успеха были деньги, причем зачастую любой ценой.
Сегодня методы достижения благосостояния, завоевания авторитета у окружающих меняются. Молодежь ради обогащения не хочет идти в наемные убийцы, черные рейдеры, на панель, а фильмы «Бригада», «Жмурки», «Банды» перестали быть руководством к действию. Новые российские патриоты с хорошим образованием желают работать в «Газпроме», ЛУКОЙЛе, Счетной палате и судейском сообществе, приобщаться к партийным фондам. Некоторым молодым людям нравится там, где можно «пилить» бюджеты и черпать из коррупционных ручьев, делать карьеру депутата или биржевого спекулянта.
Такие ценности и интересы выдвигает нынешнее молодое поколение на ключевые позиции в стране. Игнорировать кинематографу и литературе подобного рода стремления – значит удаляться от истины жизни. Люди устали от славословия и официальной фальши, а героический идеал без связи с правдивыми, реальными ценностями и интересами – это мертворожденный супергерой.
Запрос на Робина Гуда
Власть – пока единственная эффективная сила в России, поэтому политэлита может и должна выстроить стратегию на создание супергероя. Этот заказ на героя, полагаем, уже существует. Не зря же президент РФ и представители правящих кругов встречаются с культурной интеллигенцией, где не только обсуждаются проблемы современного искусства, но и продуцируются эталоны общественного поведения в условиях модернизации. Власть, как известно, во все времена была за прогнозируемое поведение общества.
Пока получается, что пути для героизации личности властными структурами направлены в прошлое (см. в №41 ). Так, мы продолжаем говорить о величии России, опираясь на ее обширную территорию, наличие ядерного оружия, запасов сырья, членство в «Восьмерке» и «Двадцатке», а из страны бегут ученые и специалисты, происходит деградация населения от пьянства, табакокурения и наркомании. По нашему мнению, высшая политическая власть России пока не знает, какой ей нужен отечественный супергерой.
Российское общество нуждается в положительных героях для своего обновления и адаптации к существующим реалиям, в том числе к новым условиям комплексной безопасности, когда вызовы и угрозы неизвестны и/или постоянно изменяются. То есть Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович современными героями в нашей стране вряд ли станут. В обществе созревают требования к супергерою, но пока они разрозненные, не сложены в схему и не запущены как механизм.
Правда, иногда герой вдруг появляется как бы ниоткуда. Поучительна история с Егором Бычковым – бывшим руководителем фонда «Город без наркотиков» из Нижнего Тагила, который по просьбе родителей принудительно лечил их детей-наркоманов. Суд вначале в соответствии с буквой закона осудил Бычкова на 3,5 года строгого режима, однако общество возмутилось несправедливым решением и срок был заменен на условный.
Возникают вопросы: действия Бычкова – это реализация общественного запроса на российского Робина Гуда? Образ решительного парня, который не уповает на власть и закон, необходим обществу, чтобы двигаться вперед? Интересно, снимут ли про него художественный фильм?
Надежды есть!
Поиск современного героя в России продолжается. И все же каким он представляется? Отечественному герою, видимо, предопределен удел – закрывать те прорехи в нынешней действительности, которые неспособны ликвидировать ни власть, ни общественность. Мы будем прекрасно понимать: он борется с тем, что кажется нам неодолимым. Но настоящий герой все равно продолжит битву со злом, так как по-другому поступить не может.
Он должен быть обращен в будущее, в российскую перспективу. В то же время это не сказочка, не лубок. Герой представляется нам продвинутым, образованным человеком, но отнюдь не полностью лояльным по отношению к стране, государству.
И в конце, если честно, мы затрудняемся четко определить: кто же сегодня в России герой? Будем искать или ждать.
- Вход
- Регистрация
- Забыли пароль