Версия для печати

Прежде чем реформировать вооруженные силы… — часть I

Шлыков Виталий
15 января сего года мне довелось принять участие в дискуссии на заседании рабочей группы по военной реформе и вопросам реализации прав человека в связи с прохождением военной службы. Эта группа, которую возглавляет известный политолог Сергей Караганов, создана в рамках Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
15 января сего года мне довелось принять участие в дискуссии на заседании рабочей группы по военной реформе и вопросам реализации прав человека в связи с прохождением военной службы. Эта группа, которую возглавляет известный политолог Сергей Караганов, создана в рамках Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
{{direct}}

Выразив крайнюю озабоченность в связи с неблагополучным, по мнению собравшихся, состоянием дел в наших Вооруженных Силах, вызванным в первую очередь удвоением числа призывников, застигшим врасплох руководство Министерства обороны, участники заседания высказались за проведение в первой половине 2011 года под эгидой Совета при президенте РФ общественных слушаний по проблемам военной реформы. При этом в преддверии таких слушаний группе было предложено организовать более десятка заседаний по самым различным вопросам – от проблем реформирования военной медицины, определения оптимальной модели комплектования армии и флота России, создания реальной системы гражданского контроля в армии до введения в Вооруженных Силах РФ стандартов и механизмов защиты прав военнослужащих, определенных рекомендациями Комитета министров Совета Европы. Также намечено проведение исследований по определению «цены» призыва и контракта для общества. Причем большинство выступавших считали, что волнующие их вопросы должны быть доведены до сведения главы государства во время предстоящего 1 февраля выездного заседания совета в Екатеринбурге в первую очередь.

Выразив сомнение, что данной рабочей группе удастся привлечь достаточное число квалифицированных экспертов для поиска ответов на поднятые вопросы, автор этих строк предложил ее членам обратиться к президенту с просьбой создать независимую экспертную комиссию для выработки рекомендаций по наиболее важным проблемам оборонного строительства. Аргументируя свое предложение, я сослался на то, что ни одно современное государство не полагается при принятии ключевых решений по вопросам военного строительства только на ведомственную точку зрения и каждое стремится опереться на независимую экспертизу. Наиболее авторитетным источником подобной экспертизы считаются временные независимые комиссии, создаваемые под эгидой глав государств и правительств.

Самые известные комиссии

В России нет опыта формирования подобных комиссий, поэтому мной было предложено присмотреться к деятельности таких структур за рубежом. Самыми известными среди них считаются президентская комиссия Томаса Гейтса по добровольческим вооруженным силам США (1969–1970), правительственная комиссия ФРГ «Совместная безопасность и будущее бундесвера» (1999–2000) под председательством Рихарда фон Вайцзеккера и президентская комиссия Дэвида Паккарда по реформе оборонного менеджмента США (1985–1986).

При всем различии ставящихся перед независимыми комиссиями задач им присущ целый ряд общих черт, которые отличают их от существующих многочисленных общественных комиссий и советов при президенте РФ или межведомственных комиссий Совета безопасности РФ.

Во-первых, независимость от властных структур. Она обеспечивается прежде всего тем, что допуск к участию в работе комиссий закрыт для военных на действительной службе, а также для представителей как исполнительной, так и законодательной ветвей власти.

Во-вторых, авторитетность: членами комиссий назначаются люди, широко известные благодаря положительным результатам в сфере их деятельности. Так, Томас Гейтс не только был крупным бизнесменом (председатель правления крупнейшей финансовой группы «Морган Гэранти Траст Компании»), но и имел богатый опыт руководства оборонным ведомством. Рихард фон Вайцзеккер в прошлом являлся федеральным президентом ФРГ, а Дэвид Паккард не только возглавлял одну из крупнейших американских военно-промышленных корпораций, но и занимал в свое время должность первого заместителя шефа Пентагона.

Коллаж Андрея Седых

Экономическое обоснование целесообразности отказа от призыва в армию в комиссии Гейтса обеспечивал будущий Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман. Выступал он отнюдь не в качестве свадебного генерала от экономики. Еще в первой половине 60-х годов Фридман и его ученики (среди них и будущий двукратный министр обороны США Дональд Рамсфелд) в целом ряде работ обосновывали необходимость перехода к добровольческой армии. Фридман не только принимал активное участие в деятельности комиссии, но и привлек к ее работе представителей своей Чикагской научной школы. Например, Уолтер Ой, автор опубликованного еще в 1966 году труда «Экономическая цена призыва», отвечал в экспертном аппарате комиссии за подсчет экономических издержек перехода к добровольному принципу комплектования.

За финансовые аспекты работы комиссии отвечал Алан Гринспен, будущий председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США. Точку зрения военных представляли отставные четырехзвездные генералы Алфред Грюнтер и Лорис Норстед – оба в прошлом главнокомандующие Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе.

Весьма авторитетный характер носила и германская комиссия Рихарда фон Вайцзеккера. В ее состав, в частности, входили бывший начальник штаба верховного командования ОВС Североатлантического альянса в Европе отставной генерал Петер-Хайнрих Карстенс (заместитель председателя), издатель газеты Die Zeit Тео Зоммер (заместитель председателя), последний премьер-министр ГДР Лотар де Мезьер, директор фонда «Наука и политика» Кристоф Бертрам.

В-третьих, всем комиссиям была присуща представительность. Хотя они не отличались многочисленностью (15 человек в комиссии Гейтса, 16 – в комиссии Паккарда и 21 – в комиссии Вайцзеккера), их состав подбирался таким образом, чтобы они могли выражать точку зрения максимально широких кругов общества. В комиссию Гейтса входили шесть представителей науки и образования (в основном ректоры и профессора ведущих университетов), пять представителей делового и финансового сообщества, двое военных, один студент университета (автор опубликованной в 1967-м книги «Как покончить с призывом»), а также исполнительный директор Ассоциации за прогресс цветного населения.

Еще более авторитетной в этом плане выглядела комиссия Вайцзеккера. В нее помимо видных отставных политиков и военных, бизнесменов и ученых вошли священники, врачи, юристы, сотрудники СМИ и общественных организаций.

В-четвертых, комиссии были наделены обширными полномочиями. Им обеспечивался доступ ко всей необходимой информации, они наделялись правом вызова на заслушивание чиновников любого ранга, вплоть до членов правительства. Например, при создании комиссии Гейтса президент США Ричард Никсон издал специальное распоряжение для Министерства обороны и других ведомств – оказывать комиссии всемерную поддержку и выдавать ей все требуемые сведения в приоритетном порядке.

Некоторое представление о правах комиссий может дать список лиц, прошедших перед комиссией Вайцзеккера. На ее заседаниях выступили свыше 100 человек, включая экс-министра обороны Рудольфа Шарпинга, министра финансов Ханса Айхеля, министра внутренних дел Отто Шили, бывшего главнокомандующего ОВС НАТО в Европе американского генерала Уэсли Кларка, генерального инспектора бундесвера генерала Ханса-Петера фон Кирбаха. В качестве экспертов были заслушаны бывший федеральный канцлер Гельмут Шмидт, бывшие генеральный инспектор бундесвера Ульрих де Мезьер и председатель Военного комитета НАТО Клаус Науманн, а также многие действующие руководители оборонной сферы.

При подготовке выводов независимые комиссии опирались не только на мнения чиновников – отставных и остающихся на своих постах. Государство предоставило достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы задействовать в работе комиссий на контрактной основе различные аналитические организации и отдельных экспертов – как национальных, так и иностранных. Например, комиссия Гейтса привлекла для консультаций три мощные исследовательские структуры – Центр оборонного анализа, Центр военно-морского анализа и корпорацию RAND, все три с независимым статусом. По заказу комиссии Вайцзеккера доклады готовили пять независимых консалтинговых фирм. Три исследовательских контракта были подписаны с индивидуальными экспертами, в том числе зарубежными.

Широко используя внешнюю экспертизу, комиссии вели и собственные разработки, располагая для этого штатом компетентных сотрудников. Так, при комиссии Гейтса трудился внушительный аппарат квалифицированных специалистов во главе с исполнительным директором, его заместителем, ответственным редактором и четырьмя директорами по основным направлениям работы. Кроме того, комиссией были назначены 24 директора отдельных исследовательских проектов.

В-пятых, публичная открытость не только выводов и рекомендаций комиссий, но и всех их обоснований. Так, доклады 24 директоров исследовательских проектов комиссии Гейтса, составившие три огромных тома, были опубликованы для широкой публики.

В-шестых, работа комиссий носила демократический характер. Все члены комиссий, несогласные с ее рекомендациями или с отдельными положениями докладов, имели возможность представить особую точку зрения в качестве приложения к основному докладу.

В-седьмых, состав комиссий и их экспертного аппарата формировался на надпартийной основе с тем, чтобы обеспечить реализацию выводов комиссий и в случае прихода к власти другой политической партии или коалиции партий. Показателен в этом отношении состав комиссии Паккарда, рекомендации которой последовательно проводятся в жизнь вот уже почти два десятилетия. Ряд членов этой комиссии заняли ключевые посты в республиканских администрациях президентов Рейгана и Буша-старшего. Так, вскоре после опубликования доклада член комиссии Фрэнк Карлуччи был назначен министром обороны. Позднее два других члена комиссии – Брент Скоукрофт и Джеймс Вулси стали соответственно помощником президента по национальной безопасности и директором ЦРУ. После прихода к власти демократов в администрации президента Клинтона министром обороны был назначен еще один член комиссии – Уильям Перри, который с еще большим рвением, чем его коллега по комиссии республиканец Карлуччи, начал воплощать в жизнь рекомендации доклада Паккарда. Его правой рукой в деле реорганизации оборонно-промышленного комплекса стал Жак Генслер, консультант комиссии Паккарда, занимавший в 1997–2001 годах ключевую должность заместителя министра обороны по закупкам, технологии и тыловому обеспечению. Кстати, должность эта была учреждена по рекомендации комиссии Паккарда.

Для чего они нужны?

Разумеется, такие независимые комиссии создаются главами государств и правительств не для того, чтобы подменять или оттеснять на второй план ведомственную точку зрения. Как правило, параллельно с началом работы этих комиссий ведомства приступают к подготовке собственных докладов по той же проблематике с тем, чтобы оба доклада легли на стол президента (главы правительства) одновременно. Так, предложения руководства бундесвера под названием «Ориентиры планирования и концепции дальнейшего развития вооруженных сил» были представлены от имени генерального инспектора бундесвера 23 мая 2000 года, день в день с рекомендациями комиссии Вайцзеккера. Оба документа носили, конечно, несекретный характер и были открыты для широкого общественного обсуждения. Таким образом, как правительство, так и общественность могли ознакомиться и с независимой, и с ведомственной точкой зрения по основным вопросам военного строительства.

Следует отметить, что и сами военные ведомства демократических государств широко используют независимую экспертизу при выработке своей политики. К примеру, министр обороны США создал 5 марта 2001 года независимую группу во главе с отставным генералом ВВС Джеймсом Маккарти для изучения вопросов трансформации американских вооруженных сил с задачей дать предложения по повышению общих военных возможностей Соединенных Штатов. Группе, в частности, поручили определить, какими военными возможностями должны обладать вооруженные силы, чтобы быть в состоянии ответить на вызовы XXI века в сфере безопасности. В состав группы вошли несколько отставных генералов и адмиралов, а также независимые аналитики в области обороны и разведки. Другой группе во главе с бывшим заместителем председателя Комитета начальников штабов адмиралом Дэвидом Джеремаей было поручено изучить состояние морального климата и качество жизни военнослужащих.

Широкое использование независимых комиссий на Западе объясняется вполне прагматичными причинами. Во-первых, независимый и авторитетный характер комиссий дает им возможность нередко выступать с рекомендациями, важными с государственной точки зрения, но не пользующимися широкой общественной поддержкой. До начала работы комиссии Гейтса предложения об отмене призыва в армию не поддерживались большинством американцев. И наоборот, в ФРГ в конце 90-х годов в обществе возобладали настроения в пользу перехода на полностью добровольный принцип комплектования бундесвера подобно тому, как это произошло во Франции и ряде других европейских стран. Тем не менее комиссия Гейтса решительно выступила за отмену призыва, а комиссия Вайцзеккера не менее решительно высказалась за его сохранение. Подобная позиция позволила президенту США и канцлеру ФРГ поддержать выводы соответствующих комиссий без заметного ущерба для собственного авторитета.

Во-вторых, деловой и неспешный характер работы комиссий дает военным возможность не только довести до членов и экспертов этих комиссий свою точку зрения, но и детально ознакомиться с аргументацией оппонентов. В результате резко снижается порог сопротивления военного ведомства предлагаемым нововведениям. А возможности армии как жесткой корпоративной структуры саботировать, то есть выполнять сугубо формально принятые на самом верху решения, если они ее не устраивают, огромны.

Продолжение читайте в следующем номере.

Виталий Шлыков,
член Общественного совета при Минобороны РФ

Опубликовано в выпуске № 4 (370) за 2 февраля 2011 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
02 февраля 2011
"Минувший 2010-й стал для российских Вооруженных Сил годом завершения крупномасштабных реформ, которые кардинально изменили их облик" - слова НГШ Н. Макарова в статье этого же номера ВПК, но рабочая группа намерена видимо реформы продолжить. Пора менять риторику, слова "реформы и реформировать" изрядно всем надоели, ведь в состоянии реформирования мы находимся более дладцати лет. Такой заголовок статьи явно не соответствует программным заявления руководства МО.
Аватар пользователя Александр С.
Александр С.
03 февраля 2011
Не знаю, как там в Америке используют результаты деятельности подобных комиссий, но у нас, скорее всего, получится по Швейку (цитирую по памяти): "Мы, дураки, думали, что нам эта комиссия поможет - ни хрена она нам не помогла!" (рекомендуется кричать хором).
Аватар пользователя Подпоручик Дуб
Подпоручик Дуб
04 февраля 2011
Александр, браво! Давно я так не смеялся.
Аватар пользователя антон
антон
05 февраля 2011
Для чего они нужны (комисии) - чтобы распилить бабло, а то мы так не знали.
Аватар пользователя Serg
Serg
05 февраля 2011
Я в своё время, в 90-е годы, принимал участие в таких независимых комиссиях и сейчас бы не прочь, но не со Шлыковым.
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
02 февраля 2011
"Минувший 2010-й стал для российских Вооруженных Сил годом завершения крупномасштабных реформ, которые кардинально изменили их облик" - слова НГШ Н. Макарова в статье этого же номера ВПК, но рабочая группа намерена видимо реформы продолжить. Пора менять риторику, слова "реформы и реформировать" изрядно всем надоели, ведь в состоянии реформирования мы находимся более дладцати лет. Такой заголовок статьи явно не соответствует программным заявления руководства МО.
Аватар пользователя Александр С.
Александр С.
03 февраля 2011
Не знаю, как там в Америке используют результаты деятельности подобных комиссий, но у нас, скорее всего, получится по Швейку (цитирую по памяти): "Мы, дураки, думали, что нам эта комиссия поможет - ни хрена она нам не помогла!" (рекомендуется кричать хором).
Аватар пользователя Подпоручик Дуб
Подпоручик Дуб
04 февраля 2011
Александр, браво! Давно я так не смеялся.
Аватар пользователя антон
антон
05 февраля 2011
Для чего они нужны (комисии) - чтобы распилить бабло, а то мы так не знали.
Аватар пользователя Serg
Serg
05 февраля 2011
Я в своё время, в 90-е годы, принимал участие в таких независимых комиссиях и сейчас бы не прочь, но не со Шлыковым.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц