Версия для печати

Россия – государство «ненациональное»

Мельков Сергей
В «ВПК» опубликована статья Романа Илющенко «Не Россия для русских, а русские для России». Хочу искренне поблагодарить автора за своевременную и острую постановку проблемы. Но соглашаясь с некоторыми его умозаключениями, позволю себе несколько иначе расставить акценты.
В «ВПК» опубликована статья Романа Илющенко «Не Россия для русских, а русские для России». Хочу искренне поблагодарить автора за своевременную и острую постановку проблемы. Но соглашаясь с некоторыми его умозаключениями, позволю себе несколько иначе расставить акценты.
{{direct}}

Причина в ином

По всей видимости, для того чтобы не допустить повторения массовых беспорядков, имевших место в декабре 2010-го на Манежной площади в Москве, на улицах других российских городов, недостаточно заняться обеспечением законности и ликвидацией правового нигилизма. Вывод, согласно которому подобные выступления можно предотвратить, если дать молодежи хорошее образование, а правоохранительные органы будут четко выполнять свои обязанности, представляется мне упрощенным.

Предполагаю, что основной причиной произошедших эксцессов является социальная неустроенность юных граждан РФ, отсутствие действенной молодежной политики. Никакого отношения к положению/самочувствию русского народа (либо других народов в составе России) эти акции не имеют. Также, на мой взгляд, эти события не смогут усугубить «напряженные» (как пишет автор статьи) межэтнические отношения в Российской армии. Взаимосвязи между ними нет.

Для политолога очевидно, что в рамках фактически закрытой политической системы социальное недовольство принимает форму либо бунта/революции (левое направление борьбы), либо национализма (правое направление). Не берусь утверждать, что хуже. Но для меня эти молодежные выступления – суть явления социальные.

Обратимся к истории

Несомненно, Роман Илющенко прав, когда заявляет, что в России всегда существовало деление на «наших» и «не наших» (как, впрочем, и в других странах). Однако вряд ли можно согласиться с автором, уверенным в однозначной заряженности православия на преодоление разделения в российском обществе по национальному признаку. Исследования В. Ключевского, В. Полосина, Э. Паина, А. Малашенко и других ученых позволяют утверждать, что православие способствовало определенной консолидации народов России, однако это не обходилось без насильственной христианизации, без прозелитизма.

Это факт, а не критика. Представители любого единобожия скажут, что разницы между верующими (перед Богом) нет, и будут правы. Но все же единобожие оправдывает политическую экспансию, если она ведет к экспансии религиозной. И это тоже является фактом.

Роман Илющенко заявляет: «…наш народ быстрее большинства других своих соседей вышел из периода междоусобных войн, а после Куликовской битвы ощутил себя единым целым, преодолев болезнь национальной обособленности и этнической ущемленности». Хочу возразить. Как политолог полагаю, что в этот период единства на Руси – ни политического, ни экономического, ни духовного – не было.

Так, в своих лекциях Ключевский доказывал, что только с начала XVII и до середины XIX века почти все части русской народности соединяются под одной властью. В этот период собирающая власть действует с помощью военно-служивого класса, сформированного государством в предшествующий период, – дворянства. Государство выступало в роли основного субъекта объединения народов России, а не Церковь.

Коллаж Андрея Седых

В своих трудах Ключевский отмечал несколько волн расширения русского народа.

Первая волна пришлась на VI–VIII века, еще до принятия христианства. Ключевский пишет, что продолжительный вооруженный напор карпатских славян на Византию смыкал их в военные союзы. Карпатские славяне вторгались в империю не целыми племенами, как германцы, а вооруженными ватагами, или дружинами, выделявшимися разными племенами. Эти дружины и служили боевой связью отдельных разобщенных племен.

Уже в VI веке у восточных славян в Карпатах сложился военный союз под предводительством князя дулебов, а продолжительная борьба с Византией завязала это единение, сомкнула восточное славянство в единое целое. Однако при распаде союза под руководством волынян оно разделилось на отдельные колена и каждое племя выбрало себе особого царя.

Вторая волна разворачивается с появлением в IX веке на Руси варягов-скандинавов, вошедших в состав военно-промышленного класса в больших торговых городах Руси под влиянием внешних опасностей. Варяги явились к нам с определенными целями и с иной физиономией: на Западе это пираты, береговые разбойники, у нас – преимущественно вооруженные купцы. В областном русском лексиконе варяг – разносчик, мелочный торговец, варяжить – заниматься мелочным торгом. Когда неторговому вооруженному варягу требовалось скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь: это была, так сказать, «маска», внушавшая наибольшее доверие, наиболее привычная, к которой все пригляделись.

В этот период славяне расселяются вдоль Волги, многих других рек Восточно-Европейской (или Русской) равнины. И именно тогда они присоединяют и ассимилируют множество туземных племен (некоторые племена, правда, вытесняют). Но политически все славянские и местные племена продолжают оставаться разобщенными. Завершилась вторая волна примерно в XIII–XIV веках формированием народности восточных славян. И только Московское княжество начало объединять их политически.

С XIV века началась следующая – небольшая – волна расширения. Были присоединены татары и булгары, но они уже не стали русскими.

Да, это спорно, но…

Многократное (по территории) расширение русского народа происходит в XVII–XIX веках. Никакого равноправия между ним и присоединяемыми туземными народами не было и не могло быть в принципе. Сегодня многие ученые, политики и чиновники пишут о русских как о государствообразующем народе, как о народе-объединителе. Но в чем это выражается?

Во-первых, в том, что он расширялся туда, где либо были слабые государственные образования, либо их не существовало вообще. С иными народами начались практически постоянные войны.

Во-вторых, в том, что свое государственное устройство русские распространили на все присоединенные народы.

В-третьих, все эти народы получили русскую культуру и русский язык.

Я считаю, что ни до 1917 года, ни после так и не сформировался единый народ (неважно, как его называли и называют: россиянами, советскими людьми). Из этого можно сделать еще один вывод: у нас до сих пор не образовалась единая нация – государственно оформленный народ. Нет ни русского государства (как государства русских), ни российского государства (потому, что такого народа тоже нет). Спорно? Да, спорно.

Известно, что Франция состоит из четырех народов, но они всегда обитали на той территории, где живут и сейчас. Они совместно формировали свое собственное (многонациональное) государство. А народам Российской империи государство навязали и/или подарили. Почувствуйте разницу!

И конечно, не случайно многие современные ученые и эксперты полагают империю оптимальной для России формой государственного устройства. Наверное, действительно имеются опасения, что многие народы сегодня готовы разбежаться из «общей семьи».

У многих есть ощущение, что наша страна пока еще не дозрела до демократии, которая императивно прописана в отечественной Конституции. Понятно стремление быть современными и продвинутыми, но… Может быть, действительно, пора отказаться от ленинско-сталинской догмы о возможности перепрыгнуть через какие-то этапы общественного развития?

А еще в Конституции написано, что в России социальное государство. Но разве это значит, что все должны жить одинаково? Нет. Разве это означает, что все народы должны быть одинаково допущены к формированию государственной власти? И что все они к этому имманентно готовы? Нет, не означает.

На мой взгляд, запись в Конституции о невозможности существования единой государственной или обязательной идеологии следует понимать, что дорога открыта и для национализма, и для интернационализма, и для прочих измов… Лишь бы эту идеологию захотела государственная власть, и тогда Церковь помешать не сможет, полагаю.

Таким образом, вряд ли нам удастся в ближайшее время создать национальное государство русских (их невозможно вычленить). Не получится и построить национальное государство россиян (слишком мы все разные и по уровню жизни, и по удаленности от центра, и по многому другому). В нашем «ненациональном» государстве сегодня превалирует одна сила – государственный аппарат.

Мнение же доминирующей (де-факто) Церкви в современной России не является решающим. Особенно опасно, если религиозная конфессия будет решать (помогать решать) политические вопросы. Для этого во многих нормальных государствах существуют институты гражданского общества и Церковь всего лишь один из них.

Сергей Мельков,
доктор политических наук, сопредседатель Ассоциации военных политологов

Опубликовано в выпуске № 4 (370) за 2 февраля 2011 года

Аватар пользователя Иван
Иван
01 февраля 2011
Мутит уже от этого псевдопатриотического бреда, от номера - номеру, от номера - номеру. Философствует уважаемый автор на уровне "как я провёл лето". С гораздо большим интересом прочёл бы вместо этого статью о военной технике. Зачем превращать ВПК во второй "Русский вестник"?
Аватар пользователя Андрей
Андрей
01 февраля 2011
Горько, что автор отзыва с таким прекрасным РУССКИМ именем демонстрирует полнейшее невосприятие того, без чего бы не было сегодняшней России, без чего любая военная техника, столь любезная ему, только лишь мертвое ЖЕЛЕЗО - речь конечно же о той идее, которая должна воодушевлять наш народ и наше воинство как его неотъемлемую часть. Благодарен редакции ВПК за внимание к этому важнейшему вопросу. Материал Сергея Мелькова, хотя и имеющего высокую ученую степень, написан на уровне сегодняшнего школьника (или олигарха). Уверен, что не менее титулованные читатели ВПК, для кого слова Россия и русский народ не являются пустым звуком, дадут достойный ответ на эту точку зрения.
Аватар пользователя Иван
Иван
01 февраля 2011
Андрей, собственная идеологическая позиция у меня есть, не беспокойтесь. Поясню свою мысль о железках: поскольку правду о современной российской политической реальности газета написать не может(т.к. её тут же закроют), то лучше уж обойти эту тему стороной и сконцентрироваться на тех вопросах, которые могут быть освещены качественно.
Аватар пользователя Сергей Иванеев
Сергей Иванеев
01 февраля 2011
Согласен с комментарием Ивана о том, что "ВПК" превращается в "Русский Вестник". Очень жаль, что "ВПК" накануне 2 февраля проигнорировал и не подготовил ни одной статьи о клерикализации армии. А ведь 02.02.2011г. мы отмечаем годовщину, когда в 1918 году Совнарком РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Очень хочется, чтобы известный автор в своих будущих статьях не обошел стороной вопрос ликвидации офицеров-воспитателей и заменой их на разжиревших попов, тем более, что многие из них прячут партбилеты под рясами и безбедно живут в тени алтарей.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
01 февраля 2011
"Разжиревшие попы" сотнями тысяч засвидетельствовали верность Церкви и исторической России в годину гонений, да и ныне гибнут за веру десятками, а много ли замполитов положили свою жизнь за столь обильно кормивший их СССР?
Аватар пользователя Сергей Иванеев
Сергей Иванеев
02 февраля 2011
Андрей, не будем идеализировать ни тех ни других. Это тема хорошо исследована. И с той и с другой стороны было много героев и коллаборационистов. Я просто хотел сказать, что нынешние правительственные круги слишком много упустили возможностей в воспитательной работе среди допризывной молодежи. И понимая эти упущения и стремясь к их безгласности, они возложили надежды на церковь. Последняя, как известно, всегда руководствовались принципом «чего изволите?» и подобострастно выполняла волю главенствующих кругов. Вы ведь не опровергнет очевидного факта того, что сегодня религии в нашем обществе развязаны все руки?!
Аватар пользователя Иван
Иван
02 февраля 2011
@Андрею: Согласен, дореволюционное духовенство было за что уважать. Стоит вспомнить, как о нём высоко отзывался атеист Варлам Шаламов, симпатизировавший революции, он писал, что русский народ очень многим обязан духовенству. Я сам искренне считаю, что в послереволюционные годы со священниками поступили слишком жестоко. Увы, что было, то не изменить... Но причём здесь сталинского созыва РПЦ?!! Подавляющее большинство нынешних попов имеет к дореволюционному духовенству такое же отношение, как Геббельс к Гёте. Сегодня попы занимаются бизнесом, выкидывают людей из домов, в качестве отдельной обособленной касты участвуют в управлении страной. Доходит до случаев дичайших: в Волгограде бандита(в прямом смысле)-попа представители конкурирующей группировки повесили прямо за алтарём. СМИ, конечно, об этом ничего не сказали, власть не даёт попортить имидж своих функционеров. Это, конечно, крайний случай, не все такие. Но ведь кошмарный поповский беспредел творится по всей стране! Сам факт того, что средняя масса представителей РПЦ этому молча попустительствует, говорит очень о многом! Тут даже не имеет смысла вспоминать об их стукаческо-гэбэшном прошлом.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
02 февраля 2011
"Религии в нашем обществе развязаны все руки"? Отнюдь, Церкви в стране, где по данным социологических опросов гораздо более половины населения считает себя православными, НЕ ДАЮТ не только телеканал (причем Церковь готова оплачивать пользование им), но и даже УКВ частоту в Москве... А в отношении "сталинского созыва РПЦ" - не Сталин ее создавал, он лишь старался использовать ее в своих интересах, а сама Церковь, существующая в России уже более тысячи лет, всегда воспитывала людей на самых высоких нравственных идеалах и несмотря на то, что в ее рядах всегда были разные люди, в том числе и недостойные, НИКОГДА не предавала ни своей веры, ни своего народа в отличии от руководства советского, да и последующего... В наше непростое время тысячи священников несут свою неприметную, но очень важную службу по всей стране, внося свой вклад в воспитание достойных граждан и воинов России (ярчайший пример - воин-мученик Евгений Родионов), да и сами нередко сознательно отдают жизнь за Веру - священники Анатолий Чистоусов, Игорь Розин и Даниил Сысоев, павшие от рук исламистов, трое монахов Оптиной пустыни - от руки сатаниста - всего около 50 человек за последние 20 лет... Глумливые же насмешки "об их стукаческо-гэбэшном прошлом" оставим на совести авторов и либеральных СМИ, усердно работающих на уничтожение всего высокого и светлого в наших душах, да и всей России в целом...
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
02 февраля 2011
Андрей! Выражаю полную поддержку Вашему комментарию.
Аватар пользователя Иван
Иван
02 февраля 2011
@Андрею: "По данным социологических опросов гораздо более половины населения считает себя православными". При этом Вы забыли добавить, что эти 60% практически не ходят в церковь, и попами не интересуются. Церковь регулярно посещает 6% населения, это и есть её реальная аудитория. "Не Сталин ее создавал". Учите матчасть. РПЦ в её нынешнем виде была создана Сталиным. Потрудитесь поинтересоваться этим вопросам, откроете для себя много нового. Мне искренне жаль погибших священников. Увы, облик РПЦ определяют не такие люди. У нас и простые люди мрут как мухи. Результатом политики власти, частью которой является РПЦ, является вымирание миллионов россиян. Вспомните про беспошлинный ввоз алкоголя и табака, которым занималась РПЦ в 90-е годы. "Глумливые же насмешки "об их стукаческо-гэбэшном прошлом" оставим на совести авторов и либеральных СМИ, усердно работающих на уничтожение всего высокого и светлого в наших душах, да и всей России в целом..." Да какие уж тут насмешки? Это правда жизни, уважаемый. Для этого Сталин РПЦ и создавал. Сам Алексий II был сотрудником КГБ, см. http://scepsis.ru/library/id_1894.html
Аватар пользователя Сергей Иванеев
Сергей Иванеев
02 февраля 2011
Андрею: Иосиф Виссарионович Сталин, как известно, отучившийся некоторое время в семинарии, очень сильно не уважал православных священников. Они никогда не были заступниками за народ. Ни до 1917 года, ни после него…И когда в годы войны, распустив Коминтерн, Сталин снова открыл церкви - в его действиях был всего лишь здравый расчет. Он получил в свое распоряжение международные связи церкви, более эффективные, чем у Коминтерна, слишком дорого обходившегося государственному бюджету. И поставил под контроль «батюшек» если не всех верующих, то значительную их часть. А то, поди, проверь, как и кому они молятся у себя дома и чего просят от Всевышнего! В сегодняшней России телевизор, водка и наркотики давно уже стали истинными «религиями». В стране уже столько неучтенного оружия и взрывчатых веществ, что особи с перекипевшей кашей в голове, взрывают то приемную ФСБ на Кузнецком мосту, то «экспресс для богатеньких», открыв пару вакансий в правительстве. Попы просто не справляются с тем, чего от них ждет власть. И вместо того, чтобы попытаться проанализировать эффективность их «работы» - в Министерстве обороны «опускают» управление воспитательной работы (бывший ГлавПУР!), половину его сотрудников «выводя на гражданку»!
Аватар пользователя Вася
Вася
03 февраля 2011
Статья - позорище от безграмотного писаки! Какой бред! Какая Куликовская битва? Какой сознательный выход русского народа из усобиц? Брррр! И это доктор политических наук? Военный политолог? Да он истории нифига не знает! Все теперь ясно, почему Россия так живет!
Аватар пользователя Ника286
Ника286
07 мая 2011
ДОТКАР НАУК??? а ТЕКСТ НА УРОВНЕ ПРИМИТИВНОГО ЩЕЛКОПЕРА... БРЕДЯТИНУ ПОНАПИСАЛ.....РОССИЯНСКОЙ НАЦИИ Я НЕ ПРИЗНАЮ, А РУССКИЕ В РОССИИ ПОКА ЕЩЕ ЕСТЬ...И НЕ ЗАЧЕМ НАС ГРЯЗЬЮ МАЗАТЬ. МЫ ЗА СЕБЯ ПОСТОИМ ЕЩЕ...А ЕСЛИ ДОТКАР НАУК В ХОЛУИ ПОДАЛСЯ К ОЛИГАРХАМ, ТО Я ШАКАЛА ТАБАКИ НИКОГДА НЕ УВАЖАЛА...
Аватар пользователя Шакирьян
Шакирьян
02 июня 2011
Убийство с последующим освобождением убийц с Кавказа Автор называет "социальной неустроенностью юных граждан РФ" и "отсутствием действенной молодежной политики". - Каков наглец, однако!
Аватар пользователя Мухамедьянов
Мухамедьянов
02 июня 2011
Название «Не Россия для русских, а русские для России» отображает довольно поганенькое содержание и той, и этой статьи. Если "русские для России", то "Россия" - для кого? - Судя по всему выходит, что только для тех, кто откровенно враждебен русским - этнокриминальных сообществ и их покровителей из числа грабящих народ чиновников-олигархов. Получается "русские - для врагов русских", т.е. типа коровы - молчи и сдавай себя на молоко и мясо. - Нет уж! Довольно с нас!
Аватар пользователя Валерий
Валерий
08 июля 2011
Автор статьи - образчик воинствующего интернационал-атеизма в духе начала 20-х гг. 20 в. (а-ля Троцкий, Зиновьев и Ко). Не ново!
Аватар пользователя Валерий
Валерий
08 июля 2011
Эти просвещённые господа-революционеры тоже любили порассуждать на тему Русской истории... И с удовольствием взрывали Русские Храмы!
Аватар пользователя Иван
Иван
01 февраля 2011
Мутит уже от этого псевдопатриотического бреда, от номера - номеру, от номера - номеру. Философствует уважаемый автор на уровне "как я провёл лето". С гораздо большим интересом прочёл бы вместо этого статью о военной технике. Зачем превращать ВПК во второй "Русский вестник"?
Аватар пользователя Андрей
Андрей
01 февраля 2011
Горько, что автор отзыва с таким прекрасным РУССКИМ именем демонстрирует полнейшее невосприятие того, без чего бы не было сегодняшней России, без чего любая военная техника, столь любезная ему, только лишь мертвое ЖЕЛЕЗО - речь конечно же о той идее, которая должна воодушевлять наш народ и наше воинство как его неотъемлемую часть. Благодарен редакции ВПК за внимание к этому важнейшему вопросу. Материал Сергея Мелькова, хотя и имеющего высокую ученую степень, написан на уровне сегодняшнего школьника (или олигарха). Уверен, что не менее титулованные читатели ВПК, для кого слова Россия и русский народ не являются пустым звуком, дадут достойный ответ на эту точку зрения.
Аватар пользователя Иван
Иван
01 февраля 2011
Андрей, собственная идеологическая позиция у меня есть, не беспокойтесь. Поясню свою мысль о железках: поскольку правду о современной российской политической реальности газета написать не может(т.к. её тут же закроют), то лучше уж обойти эту тему стороной и сконцентрироваться на тех вопросах, которые могут быть освещены качественно.
Аватар пользователя Сергей Иванеев
Сергей Иванеев
01 февраля 2011
Согласен с комментарием Ивана о том, что "ВПК" превращается в "Русский Вестник". Очень жаль, что "ВПК" накануне 2 февраля проигнорировал и не подготовил ни одной статьи о клерикализации армии. А ведь 02.02.2011г. мы отмечаем годовщину, когда в 1918 году Совнарком РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Очень хочется, чтобы известный автор в своих будущих статьях не обошел стороной вопрос ликвидации офицеров-воспитателей и заменой их на разжиревших попов, тем более, что многие из них прячут партбилеты под рясами и безбедно живут в тени алтарей.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
01 февраля 2011
"Разжиревшие попы" сотнями тысяч засвидетельствовали верность Церкви и исторической России в годину гонений, да и ныне гибнут за веру десятками, а много ли замполитов положили свою жизнь за столь обильно кормивший их СССР?
Аватар пользователя Сергей Иванеев
Сергей Иванеев
02 февраля 2011
Андрей, не будем идеализировать ни тех ни других. Это тема хорошо исследована. И с той и с другой стороны было много героев и коллаборационистов. Я просто хотел сказать, что нынешние правительственные круги слишком много упустили возможностей в воспитательной работе среди допризывной молодежи. И понимая эти упущения и стремясь к их безгласности, они возложили надежды на церковь. Последняя, как известно, всегда руководствовались принципом «чего изволите?» и подобострастно выполняла волю главенствующих кругов. Вы ведь не опровергнет очевидного факта того, что сегодня религии в нашем обществе развязаны все руки?!
Аватар пользователя Иван
Иван
02 февраля 2011
@Андрею: Согласен, дореволюционное духовенство было за что уважать. Стоит вспомнить, как о нём высоко отзывался атеист Варлам Шаламов, симпатизировавший революции, он писал, что русский народ очень многим обязан духовенству. Я сам искренне считаю, что в послереволюционные годы со священниками поступили слишком жестоко. Увы, что было, то не изменить... Но причём здесь сталинского созыва РПЦ?!! Подавляющее большинство нынешних попов имеет к дореволюционному духовенству такое же отношение, как Геббельс к Гёте. Сегодня попы занимаются бизнесом, выкидывают людей из домов, в качестве отдельной обособленной касты участвуют в управлении страной. Доходит до случаев дичайших: в Волгограде бандита(в прямом смысле)-попа представители конкурирующей группировки повесили прямо за алтарём. СМИ, конечно, об этом ничего не сказали, власть не даёт попортить имидж своих функционеров. Это, конечно, крайний случай, не все такие. Но ведь кошмарный поповский беспредел творится по всей стране! Сам факт того, что средняя масса представителей РПЦ этому молча попустительствует, говорит очень о многом! Тут даже не имеет смысла вспоминать об их стукаческо-гэбэшном прошлом.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
02 февраля 2011
"Религии в нашем обществе развязаны все руки"? Отнюдь, Церкви в стране, где по данным социологических опросов гораздо более половины населения считает себя православными, НЕ ДАЮТ не только телеканал (причем Церковь готова оплачивать пользование им), но и даже УКВ частоту в Москве... А в отношении "сталинского созыва РПЦ" - не Сталин ее создавал, он лишь старался использовать ее в своих интересах, а сама Церковь, существующая в России уже более тысячи лет, всегда воспитывала людей на самых высоких нравственных идеалах и несмотря на то, что в ее рядах всегда были разные люди, в том числе и недостойные, НИКОГДА не предавала ни своей веры, ни своего народа в отличии от руководства советского, да и последующего... В наше непростое время тысячи священников несут свою неприметную, но очень важную службу по всей стране, внося свой вклад в воспитание достойных граждан и воинов России (ярчайший пример - воин-мученик Евгений Родионов), да и сами нередко сознательно отдают жизнь за Веру - священники Анатолий Чистоусов, Игорь Розин и Даниил Сысоев, павшие от рук исламистов, трое монахов Оптиной пустыни - от руки сатаниста - всего около 50 человек за последние 20 лет... Глумливые же насмешки "об их стукаческо-гэбэшном прошлом" оставим на совести авторов и либеральных СМИ, усердно работающих на уничтожение всего высокого и светлого в наших душах, да и всей России в целом...
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
02 февраля 2011
Андрей! Выражаю полную поддержку Вашему комментарию.
Аватар пользователя Иван
Иван
02 февраля 2011
@Андрею: "По данным социологических опросов гораздо более половины населения считает себя православными". При этом Вы забыли добавить, что эти 60% практически не ходят в церковь, и попами не интересуются. Церковь регулярно посещает 6% населения, это и есть её реальная аудитория. "Не Сталин ее создавал". Учите матчасть. РПЦ в её нынешнем виде была создана Сталиным. Потрудитесь поинтересоваться этим вопросам, откроете для себя много нового. Мне искренне жаль погибших священников. Увы, облик РПЦ определяют не такие люди. У нас и простые люди мрут как мухи. Результатом политики власти, частью которой является РПЦ, является вымирание миллионов россиян. Вспомните про беспошлинный ввоз алкоголя и табака, которым занималась РПЦ в 90-е годы. "Глумливые же насмешки "об их стукаческо-гэбэшном прошлом" оставим на совести авторов и либеральных СМИ, усердно работающих на уничтожение всего высокого и светлого в наших душах, да и всей России в целом..." Да какие уж тут насмешки? Это правда жизни, уважаемый. Для этого Сталин РПЦ и создавал. Сам Алексий II был сотрудником КГБ, см. http://scepsis.ru/library/id_1894.html
Аватар пользователя Сергей Иванеев
Сергей Иванеев
02 февраля 2011
Андрею: Иосиф Виссарионович Сталин, как известно, отучившийся некоторое время в семинарии, очень сильно не уважал православных священников. Они никогда не были заступниками за народ. Ни до 1917 года, ни после него…И когда в годы войны, распустив Коминтерн, Сталин снова открыл церкви - в его действиях был всего лишь здравый расчет. Он получил в свое распоряжение международные связи церкви, более эффективные, чем у Коминтерна, слишком дорого обходившегося государственному бюджету. И поставил под контроль «батюшек» если не всех верующих, то значительную их часть. А то, поди, проверь, как и кому они молятся у себя дома и чего просят от Всевышнего! В сегодняшней России телевизор, водка и наркотики давно уже стали истинными «религиями». В стране уже столько неучтенного оружия и взрывчатых веществ, что особи с перекипевшей кашей в голове, взрывают то приемную ФСБ на Кузнецком мосту, то «экспресс для богатеньких», открыв пару вакансий в правительстве. Попы просто не справляются с тем, чего от них ждет власть. И вместо того, чтобы попытаться проанализировать эффективность их «работы» - в Министерстве обороны «опускают» управление воспитательной работы (бывший ГлавПУР!), половину его сотрудников «выводя на гражданку»!
Аватар пользователя Вася
Вася
03 февраля 2011
Статья - позорище от безграмотного писаки! Какой бред! Какая Куликовская битва? Какой сознательный выход русского народа из усобиц? Брррр! И это доктор политических наук? Военный политолог? Да он истории нифига не знает! Все теперь ясно, почему Россия так живет!
Аватар пользователя Ника286
Ника286
07 мая 2011
ДОТКАР НАУК??? а ТЕКСТ НА УРОВНЕ ПРИМИТИВНОГО ЩЕЛКОПЕРА... БРЕДЯТИНУ ПОНАПИСАЛ.....РОССИЯНСКОЙ НАЦИИ Я НЕ ПРИЗНАЮ, А РУССКИЕ В РОССИИ ПОКА ЕЩЕ ЕСТЬ...И НЕ ЗАЧЕМ НАС ГРЯЗЬЮ МАЗАТЬ. МЫ ЗА СЕБЯ ПОСТОИМ ЕЩЕ...А ЕСЛИ ДОТКАР НАУК В ХОЛУИ ПОДАЛСЯ К ОЛИГАРХАМ, ТО Я ШАКАЛА ТАБАКИ НИКОГДА НЕ УВАЖАЛА...
Аватар пользователя Шакирьян
Шакирьян
02 июня 2011
Убийство с последующим освобождением убийц с Кавказа Автор называет "социальной неустроенностью юных граждан РФ" и "отсутствием действенной молодежной политики". - Каков наглец, однако!
Аватар пользователя Мухамедьянов
Мухамедьянов
02 июня 2011
Название «Не Россия для русских, а русские для России» отображает довольно поганенькое содержание и той, и этой статьи. Если "русские для России", то "Россия" - для кого? - Судя по всему выходит, что только для тех, кто откровенно враждебен русским - этнокриминальных сообществ и их покровителей из числа грабящих народ чиновников-олигархов. Получается "русские - для врагов русских", т.е. типа коровы - молчи и сдавай себя на молоко и мясо. - Нет уж! Довольно с нас!
Аватар пользователя Валерий
Валерий
08 июля 2011
Автор статьи - образчик воинствующего интернационал-атеизма в духе начала 20-х гг. 20 в. (а-ля Троцкий, Зиновьев и Ко). Не ново!
Аватар пользователя Валерий
Валерий
08 июля 2011
Эти просвещённые господа-революционеры тоже любили порассуждать на тему Русской истории... И с удовольствием взрывали Русские Храмы!

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц