Версия для печати

Вот кто пополняет арсеналы третьего мира

Пухов Руслан Васильев Дмитрий
«ВПК» вкратце рассказал о содержании выпущенного в сентябре прошлого года исследовательской службой конгресса США очередного ежегодного доклада «Поставки обычных вооружений развивающимся странам» (Conventional Arms Transfers to Developing Nations). Поскольку он традиционно охватывает восьмилетний период (на сей раз 2002–2009 годы) и фактически является единственным официальным открытым документом, отражающим взгляд Соединенных Штатов на состояние и динамику мирового рынка вооружений, многие читатели нашей газеты пожелали подробнее ознакомиться с этим аналитическим трудом.
«ВПК» (№ 38 за 2010 год) вкратце рассказал о содержании выпущенного в сентябре прошлого года исследовательской службой конгресса США очередного ежегодного доклада «Поставки обычных вооружений развивающимся странам» (Conventional Arms Transfers to Developing Nations). Поскольку он традиционно охватывает восьмилетний период (на сей раз 2002–2009 годы) и фактически является единственным официальным открытым документом, отражающим взгляд Соединенных Штатов на состояние и динамику мирового рынка вооружений, многие читатели нашей газеты пожелали подробнее ознакомиться с этим аналитическим трудом.
{{direct}}

Что надо иметь в виду

Вначале вновь обратим внимание на некоторые его особенности:

1. Акцент в докладе сделан на анализе рынков вооружений развивающихся стран (в первую очередь региона Ближнего Востока). Это обусловлено тем, что эти государства являются основными импортерами вооружения и военной техники (ВВТ) и одновременно главными точками мировой нестабильности. Согласно докладу к ним относятся все страны, кроме США, России, европейских государств, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии.

2. Доклад полностью построен на «данных правительства США» без указания первичных источников информации и методов расчета агрегированных показателей (например суммы контрактов/поставок по итогам года). Хотя в некоторых случаях это было бы уместно, учитывая, например, что применительно к России приведенные в документе сведения практически всегда расходятся с информацией российской прессы и показателями официальной статистики РФ. Такие же расхождения существуют и по другим странам. Это обстоятельство значительно снижает уровень доверия к докладу как к независимой аналитической работе.

3. Информация доклада по американскому экспорту ВВТ – это данные, собранные в рамках программы Foreign Military Sales, которые учитывают только межгосударственные соглашения и не принимают в расчет собственные экспортные контракты оборонных компаний США (то есть программу Direct Commercial Sales). Последние практически не поддаются адекватной оценке в силу отсутствия официальной статистики. Кроме того, не учтены передачи американцами ВВТ и военного имущества из наличия по программам помощи. Таким образом, объемы американского военного экспорта занижены.

4. Относительно подробно разбирая новые военные контракты (с указанием страны-получателя, количества и наименования закупленной техники, а также ее стоимости), доклад практически не детализирует фактические поставки вооружений. В области поставок детализация ограничивается лишь количеством переданной техники по типам (без указания наименований) и регионам-получателям (без разбивки по странам), причем все это только совокупно за четырехлетний период. Исключением является Ближний Восток: в документе также указывается общая стоимость вооружений, полученных каждой страной региона от каждого крупного экспортера за два четырехлетних периода.

5. Каждый новый доклад представляет данные не только за новый истекший год, но и обновляет информацию по всем предыдущим периодам. Таким образом, «старые» сведения в новом докладе часто не соответствуют тем, которые были опубликованы в ранее вышедших докладах. Корректировки иногда оказываются столь существенными, что выводы нового доклада противоречат тому, что говорилось прежде. Хотя из-за неполноты открытой информации эта практика допустима, например, для стокгольмского института SIPRI правомерность подобного подхода в американском докладе, опирающемся на «данные правительства США» (в какой-то степени первоисточник), вызывает сомнения. Тем более что постоянным изменениям подвергаются даже национальные данные по американскому экспорту. Поскольку причины корректировок не указываются, это снижает уровень доверия к выводам работы.

6. Уже много лет подряд доклад не обновляется в качественном отношении. Можно сказать, что текст доклада из года в год один и тот же (слово в слово) – он претерпевает лишь косметические правки. Например, прочитав доклад 2005 года, можно было бы не читать все последующие и просматривать только таблицы с цифрами, потому что новых выводов или утверждений в тексте нет. При этом для описания смены настроений на рынке ВВТ в докладе используются два почти не меняющихся набора аргументов: один – для объяснения положительной динамики, второй – для объяснения негативной. В целом такой подход вызывает большие сомнения: а читают ли вообще эту работу американские конгрессмены.

Тем не менее, несмотря на недостатки, доклад Ричарда Гриммета (Richard Grimmett) продолжает пользоваться большим спросом, поскольку, повторимся, является единственным официальным документом, отражающим взгляд США как сверхдержавы на тенденции глобального рынка ВВТ.

Цель настоящей статьи – реферирование доклада с некоторыми пояснениями. Все выводы и цифры приводятся согласно документу, если не указано иное.

Общие тенденции мирового рынка вооружений

В 2009 году стоимость контрактов на поставку ВВТ всем странам (как развивающимся, так и развитым) составила 57,5 миллиарда долларов по сравнению с 61,4 миллиарда годом ранее (см. рисунок 1). США подписали военных соглашений на 22,6 миллиарда долларов, заняв в этом отношении, как обычно, первое место в мире, затем идут Россия с 10,4 миллиарда долларов и Франция с 7,4 миллиарда. Напомним, что согласно предыдущему докладу Россия заняла третье место (3,5 млрд долларов), неожиданно пропустив вперед Италию (3,7 млрд). Однако в новом докладе цифры по России за 2008 год были пересмотрены (увеличены с 3,5 до 5,4 млрд долларов) и прежний вывод утратил актуальность. По итогам восьмилетнего периода порядок стран сохраняется: первые два места уже несколько лет подряд занимают США и Россия (в 2002–2009 годах подписали контрактов на 152 млрд и 67,4 млрд долларов соответственно), третье – Франция (32,4 млрд), четвертое – Великобритания (26,6 млрд).

Рисунок 1. Мировой рынок: ранжирование стран-экспортеров по объему подписанных контрактов и реализованных поставок в 2009 году

Объем поставок всем странам в 2009 году составил 35,1 миллиарда долларов по сравнению с 35,9 миллиарда в предыдущем году (см. рисунок 1). Тройку лидеров второй год подряд формируют США, Россия и Германия с поставками на уровне 14,4, 3,7 и 2,8 миллиарда долларов соответственно. По итогам восьмилетнего периода 2002–2009 годов последовательность стран несколько поменялась: первое место у США (95 млрд долларов), затем с большим отставанием идут Россия (37,3 млрд) и Великобритания (29,9 млрд), а вот четвертое место заняла Германия (19,5 млрд), совсем немного опередив Францию (19 млрд долларов).

Несколько лет подряд доклад приводит практически идентичный список тенденций мирового рынка вооружений. Он выглядит следующим образом:

1. Страны-импортеры постепенно осваивают и интегрируют в состав вооруженных сил ранее приобретенные ВВТ, что сдерживает общий уровень военной торговли. (В докладах 2008 и 2009 годов к сдерживающим факторам также добавлено начало мирового экономического кризиса.) Для текущего периода характерны контракты на приобретение тренажеров и обучающего оборудования, которые, очевидно, не могут сравниться с крупными и дорогостоящими соглашениями на поставку боевых систем.

2. Конкуренция на мировом рынке вооружений с каждым годом увеличивается, поэтому некоторые страны-поставщики концентрируют свои усилия на захвате новых рынков сбыта, вытесняя оттуда традиционных игроков.

3. Скудость военных бюджетов некоторых стран (особенно малых европейских) заставляет экспортеров ВВТ все чаще прибегать к практике офсетных соглашений (финансовых, промышленных и торговых).

4. Развитые страны продолжают усиливать меры по защите национальной оборонной промышленности и ограничивать число внешних поставщиков. Основной акцент сейчас делается на консолидации местного ОПК и создании совместных предприятий с технологически равными партнерами.

5. Некоторые развивающиеся государства отказываются от начала масштабных закупочных программ, отдавая предпочтение модернизации имеющихся ВВТ. Причиной этого называется быстрый рост цен на нефть, которые бьют по бюджету нетто-импортеров энергоресурсов. Тот факт, что цены на нефть сильно упали с наступлением экономического кризиса, Гриммет уже второй год подряд оставляет без внимания.

6. Основные покупки вооружений продолжают делать несколько государств: Индия и Китай – в Азии, а также Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты – на Ближнем Востоке. В свою очередь страны Латинской Америки и в меньшей степени Африки хотя и заключают иногда крупные контракты, но в основном располагают очень небольшими военными бюджетами. В этой связи поставки вооружений в эти регионы носят спорадический характер.

Главные экспортеры

В 2009 году стоимость контрактов на поставку ВВТ развивающимся странам составила 45,1 миллиарда долларов, или 70,8 процента всех мировых контрактов. Объем поставок составил 17 миллиардов долларов, или 48,5 процента мировых поставок (см. рисунок 2). В докладе который год отмечается, что крупнейшие экспортеры ВВТ концентрируют свои усилия на наиболее богатых развивающихся странах, в первую очередь нефтяных государствах. В 2004–2008 годах они переживали подъем благодаря росту цен на нефть, повторяет свой тезис Гриммет, однако об изменении тенденции в 2008–2009 годах он вновь умалчивает.

Рисунок 2. Рынок развивающихся стран: ранжирование стран-экспортеров по объему подписанных контрактов и реализованных поставок в 2009 году

США и Россия традиционно доминируют на рынке вооружений развивающихся стран. За ними следует группа основных европейских поставщиков – Великобритания, Франция, Германия и Италия. Замыкают список прочие европейские и неевропейские государства, среди которых особое место в докладе уделяется анализу китайского экспорта.

Соединенные Штаты Америки

В 2009 году США заключили новые контракты с развивающимися странами на 17,4 миллиарда долларов по сравнению с 28,8 миллиарда годом ранее. Америка обеспечила подписание 38,5 процента всех контрактов с развивающимися странами, что почти вдвое уступает показателю 2008 года в 70 процентов. Таким образом, доля США на рынке ВВТ развивающихся стран сильно сократилась, хотя они по-прежнему занимают первое место.

Новые контракты США в основном были связаны с проведением техобслуживания ранее поставленных ВВТ странам Ближнего Востока и Азии. Среди крупнейших доклад упоминает следующие соглашения:

  • на поставку Тайваню нескольких батарей ЗРК Raytheon Patriot РАС-3 (3,2 млрд долларов);
  • на поставку Египту 24 истребителей Lockheed Martin F-16C/D Block 50/52 (1,7 млрд долларов);
  • на поставку Кувейту нескольких транспортно-заправочных самолетов Lockheed Martin KC-130J и проведение их техобслуживания (1,1 млрд долларов);
  • на проведение в ОАЭ модернизации многоцелевых вертолетов Sikorsky UH-60M Black Hawk и поставку вооружения для них (754 млн долларов), а также модернизации боевых вертолетов Boeing AH-64D Apache (252 млн долларов);
  • на проведение ремонта и модернизации в Саудовской Аравии боевых вертолетов Boeing AH-64D Apache (540 млн долларов) и различной бронетехники (400 млн долларов);
  • на поставку Южной Корее различного ракетного оружия (214 млн долларов);
  • на поставку Ираку 20 учебно-тренировочных самолетов Hawker Beechraft T-6A Texan II (110 млн долларов).

Таким образом, крупные контракты обеспечили США подписание 47,5 процента новых соглашений (8,3 из 17,4 млрд долларов).

За рассматриваемый восьмилетний период США занимали первое место в мире в области заключения новых военных соглашений с развивающимися странами пять раз из восьми. Исключение составили 2004–2006 годы, когда первой стала Россия. Отметим, что цифры доклада-2006 показывали, что США занимали первое место в мире целых семь раз из восьми (за исключением 2005-го). Это объясняется тем, что доклад-2007 пересчитал цифры предыдущих лет и сильно уменьшил стоимость контрактов, подписанных американцами в 2004–2006 годах, увеличив при этом финансовые объемы российских соглашений, заключенных в этот же период. Видимо, тогда политически было выгодно показать, что именно Россия, а не Америка вооружает весь мир.

В отношении поставок США оставались абсолютным лидером все восемь лет. В ближайшие годы Соединенные Штаты сохранят статус главного поставщика ВВТ развивающимся странам благодаря солидной базе клиентов.

Таблица 1. Региональная структура поставок Соединенными Штатами вооружений в 2006–2009 годах (единиц)

Класс вооружения АзияБлижний ВостокЛатинская АмерикаАфрикаВсего
Танки и самоходные орудия11533100446
Артиллерия44781010223
Бронетехника21566100597
Крупные боевые корабли00000
Малые боевые корабли06006
Ракетные катера00000
Подводные лодки00000
Сверхзвуковые боевые самолеты0626068
Дозвуковые боевые самолеты00000
Другие самолеты9618033
Вертолеты163216064
Зенитные ракеты49733900836
Ракеты класса «поверхность-поверхность»00000
Противокорабельные ракеты1474100161
Источник: данные доклада.

Американские поставки ВВТ в 2009 году составили 7,4 миллиарда долларов, что немного выше уровня 2008 года (7,3 млрд). Помимо таблицы 1 доклад приводит стоимость поставленных США вооружений в каждую страну Ближнего Востока за последние четыре года. В 2006–2009 годах крупнейшими получателями американского оружия на Ближнем Востоке стали Израиль (5,2 млрд долларов), Саудовская Аравия (5 млрд), Египет (4,4 млрд) и Кувейт (1,5 млрд долларов). По сравнению с докладами 2006–2008 годов список стран не изменился.

Российская Федерация

В 2009 году Россия стала второй после США в области заключения новых контрактов с развивающимися странами, подписав их на 10,4 миллиарда долларов по сравнению с 5,4 миллиарда долларов в 2008-м. Таким образом, несмотря на отличие оценки Гриммета от официальных данных, общий тренд – серьезное увеличение объема подписанных контрактов – угадан верно. Согласно данным Рособоронэкспорта государственный посредник подписал в 2009 году контрактов на 15 миллиардов долларов (рекордный показатель за весь постсоветский период), тогда как в 2008-м – на 9,4 миллиарда.

Интересно отметить, что в докладе 2009 года Китай более не фигурирует как один из двух главных (наряду с Индией) импортеров российских ВВТ. Отношения России с Китаем осложняются тем, что он незаконно копирует приобретаемую военную технику. Теперь только Индия, по мнению Гриммета, является основным военно-техническим партнером нашей страны, и с этим нельзя не согласиться. Однако при этом в докладе уже второй год подряд сообщается, что растущий российский экспорт вооружений в страны Южной Азии (читай – в Индию) стал беспокоить США, поскольку он нарушает баланс сил в регионе. «Именно по этой причине Соединенные Штаты в последние годы развивают свое военно-техническое сотрудничество с Индией». Такое объяснение лишний раз говорит о политическом подтексте доклада.

Гриммет не первый год отмечает успехи России в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и особенно Латинской Америки, то есть вне традиционных рынков сбыта (Индии и Китая). Тем не менее доклад 2009 года среди российских успехов уже не выделяет отдельно регион Северной Африки (как часть Ближнего Востока), что, видимо, свидетельствует о паузе в российском ВТС с Алжиром и об отсутствии прогресса в Ливии (действительно, новые крупные контракты с этими странами были подписаны только в 2010 году).

К преимуществам России доклад традиционно относит ее возможность предложить широкий спектр ВВТ (от самых простых и до наиболее современных) при относительно низких ценах, а также готовность передавать за рубеж лицензии на производство своих вооружений. Гриммет постоянно отмечает, что в торговле ВВТ Россия использует гибкие финансовые инструменты, предлагает покупателям офсетные соглашения и активно развивает сеть послепродажного обслуживания. В российской практике также имеется такой инструмент, как списание странам-покупателям внешней задолженности в обмен на военные контракты. Все это помогает России осваивать новые рынки сбыта ВВТ и оставаться серьезным конкурентом для США.

По поставкам Россия заняла также второе место после США, передав в 2009 году ВВТ на сумму 3,5 миллиарда долларов (в 2008-м – на 5,7 млрд). Приводимые цифры по российским поставкам ВВТ, как обычно, меньше данных официальной отечественной статистики. Согласно данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству российские трансферты ВВТ в 2008 году составили 8,5 миллиарда долларов. Расхождение цифр не поясняется. По открытым источникам удалось идентифицировать поставки на 6,7 миллиарда долларов, что также значительно больше американских оценок.

По мнению Гриммета, текущие программы с Индией обеспечат российский ОПК работой до конца десятилетия. Однако отсутствие финансирования НИОКР по новым темам может угрожать долгосрочным экспортным планам. Неясно, что привело Гриммета к мысли об отсутствии финансирования в России ключевых военных НИОКР, однако он отмечает, что конкуренты Российской Федерации на мировом рынке ВВТ продвигаются в деле разработки новой военной техники гораздо быстрее. Интересно, что в качестве доказательства Гриммет приводит намерение России закупить во Франции универсальные десантные корабли Mistral и тем самым освоить зарубежные технологии.

Наиболее крупные соглашения, которые Российская Федерация подписала в 2009 году, включают следующие контракты на поставку:

  • Вьетнаму – шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636М (1,8 млрд долларов) и восемь истребителей Су-30МК2 (500 млн долларов);
  • Мьянме – 20 истребителей МиГ-29 (570 млн долларов);
  • КНР – 122 авиадвигателя АЛ-31ФН для китайских истребителей J-10 (500 млн долларов);
  • Венесуэле – 92 основных танка Т-72М1М, 300 боевых машин пехоты БМП-3, неуказанное количество ЗРК «Бук-М1-2» и «Печора-2М». Сумма этих контрактов неизвестна, автор только указывает на то, что Москва предоставила Каракасу связанный кредит на 2,2 миллиарда долларов.

С другими странами, по мнению Гриммета, РФ не заключила ни одного крупного соглашения, что соответствует и российским открытым данным.

В плане поставок интересно обратить внимание на огромное количество зенитных управляемых ракет, которые Россия поставила за рубеж в 2006–2009 годах (см. таблицу 2). Поставки ракетного оружия, утверждает Гриммет, традиционно составляют весомую часть российского военного экспорта, однако в последнем докладе этот показатель особенно высок. Складывается впечатление, что в 2009-м Россия экспортировала около 4000 таких ракет (больше, чем за три предыдущих года вместе взятых), причем основная их часть ушла на Ближний Восток. Впрочем, согласно докладу 2008 года Россия якобы «отличилась» тем, что поставила туда необычно высокую партию бронетехники (несколько тысяч единиц). Поскольку приводимые данные никак не поясняются (при этом из года в год могут сильно корректироваться), то скорее всего они являются некорректными. Откуда берет цифры Гриммет и в каких целях их публикует, остается только догадываться. Возможно, нагнетается очередная истерия по поводу того, что именно Россия дестабилизирует ситуацию во взрывоопасном регионе планеты, а не другие страны.

Таблица 2. Региональная структура поставок Россией вооружений в 2006–2009 годах (единиц)

Класс вооружения АзияБлижний ВостокЛатинская АмерикаАфрикаВсего
Танки и самоходные орудия15027000420
Артиллерия4000040
Бронетехника180160*00340
Крупные боевые корабли20002
Малые боевые корабли40004
Ракетные катера00000
Подводные лодки30003
Сверхзвуковые боевые самолеты5050200120
Дозвуковые боевые самолеты00000
Другие самолеты10010020
Вертолеты60106030160
Зенитные ракеты14405430**50007370
Ракеты класса «поверхность-поверхность»0100010
Противокорабельные ракеты2302000250

* - согласно предыдущему докладу по итогам 2005–2008 г. Россия поставила на Ближний Восток необычайно большое количество бронетехники в 2550 единиц. В новом докладе Гриммет, очевидно, решил исправить свою ошибку.

** - скорее всего, данные являются некорректными (см. первое примечание).

Источник: данные доклада.

Доклад также приводит стоимость поставленных Россией ВВТ в каждую из стран Ближнего Востока за последние четыре года. В 2006–2009 годах крупнейшими получателями российского оружия стали Алжир (2,8 млрд долларов), Сирия (800 млн), Иран (400 млн), Египет и Израиль (по 200 млн долларов). При этом Алжир и Сирия уже второй год удерживают лидирующие места. Напрашивается предположение, что, по мнению Гриммета, именно эти страны являются основными получателями российских ракет «земля-воздух». Согласно открытым данным России в Алжир сейчас осуществляются поставки ЗРС С-300ПМУ2, а в Сирию – ЗРПК «Панцирь-С1».

Крупнейшие европейские поставщики

К числу таковых относятся Великобритания, Франция, Германия и Италия. Франция второй год подряд становится третьей (после США и России) по объему заключенных с развивающимися странами новых военных контрактов, подписав их в 2009 году на 7,1 миллиарда долларов. Четвертое место опять заняла Италия (2,4 млрд долларов), в то время как у Великобритании только шестая позиция (1 млрд долларов), пятое место – у Китая (1,5 млрд долларов), а Германия и вовсе почти не заключила в позапрошлом году новых соглашений (100 млн долларов). Всего четыре упомянутые европейские страны подписали в 2009 году контрактов на 10,6 миллиарда долларов (в 2008-м – на 6,8 млрд), однако никакой детализации не приводится.

Поставок было реализовано на 2,5 миллиарда долларов (в 2008 году – на 3 млрд), из которых пришлось больше всего на Германию – 1 миллиард. Помимо таблицы 3 доклад приводит стоимость поставленных вооружений в каждую страну Ближнего Востока за последние четыре года. В 2006–2009 годах крупнейшими получателями ВВТ четырех европейских стран на Ближнем Востоке стали Саудовская Аравия (4,3 млрд долларов) и ОАЭ (400 млн долларов). По сравнению с докладом 2008 года список стран и их последовательность не изменились (см. таблицу 3).

Таблица 3. Региональная структура поставок Великобританией, Францией, Германией и Италией вооружений в 2006–2009 годах (единиц)

Класс вооружения АзияБлижний ВостокЛатинская АмерикаАфрикаВсего
Танки и самоходные орудия3002000230
Артиллерия1000010
Бронетехника12020020160
Крупные боевые корабли50308
Малые боевые корабли2305037
Ракетные катера00000
Подводные лодки20136
Сверхзвуковые боевые самолеты101010030
Дозвуковые боевые самолеты20001030
Другие самолеты0100010
Вертолеты2010104080
Зенитные ракеты43040000830
Ракеты класса «поверхность-поверхность»00000
Противокорабельные ракеты0500050
Источник: данные доклада.

Все еще прочные позиции европейцев на рынке вооружений развивающихся государств доклад традиционно объясняет сильной маркетинговой поддержкой со стороны их правительств. Однако усилия отдельных стран Старого Света не могут противостоять продвижению американских ВВТ. В этой связи европейцы объединяют усилия. В докладе в очередной раз отмечается, что помимо организации совместных промышленных проектов (например истребитель Eurofighter) они разработали (в 2005 году) новый кодекс поведения при закупках ВВТ. Он должен уменьшить внутреннюю конкуренцию и тем самым укрепить позиции Европы на международной арене.

Озабоченность США вызывает то, что европейские страны ведут политику в области экспорта ВВТ без оглядки на американские интересы. Например, Берлин и Париж всерьез рассматривают возможность снятия эмбарго на поставку вооружений Пекину. Франция также часто руководствуется чисто экономическими интересами, используя экспорт вооружений как инструмент финансирования своих военных НИОКР.

Китай не остался в стороне

КНР постепенно увеличивает свое участие на рынке вооружений развивающихся стран. В 2009 году Поднебесная подписала новые военные контракты с развивающимися странами на 1,5 миллиарда долларов. Это позволило Китаю занять в мировом списке четвертое место, опередив таких игроков, как Великобритания и Германия. Главным соглашением Китая в сфере ВТС в 2009 году называется контракт на поставку 36 истребителей J-10 Пакистану стоимостью 1,4 миллиарда долларов.

В новом докладе акцентируется внимание на том, что Пакистан – это ключевой клиент оборонной промышленности КНР. При этом Гриммет сделал существенную переоценку военных контрактов, подписанных Китаем в предыдущие годы. Согласно обновленным сведениям в 2008 году Поднебесная заключила новые соглашения на 2,1 миллиарда долларов (ранее было 800 млн), а в 2007-м – на 2,4 миллиарда долларов (прежняя цифра – 1,3 млрд). Причины корректировок, как всегда, не поясняются, однако понятно, что озабоченность США ростом военного экспорта КНР увеличивается.

Китайские поставки в 2009 году составили 1,8 миллиарда долларов. Также были пересмотрены данные предыдущих лет: в 2008-м КНР экспортировала ВВТ на 2,1 миллиарда долларов (а не на 1,4 млрд, как заявлялось ранее), в 2007-м – тоже на 2,1 миллиарда долларов (предыдущая цифра – те же 1,4 млрд). Помимо таблицы 4 доклад приводит стоимость поставленных Пекином вооружений в каждую страну Ближнего Востока за последние четыре года. В 2006–2009 годах крупнейшими получателями китайского оружия на Ближнем Востоке стали Сирия (1 млрд долларов), Саудовская Аравия (800 млн) и Алжир (500 млн). Учитывая, что Сирия ранее вообще не фигурировала в докладе как импортер ВВТ из Поднебесной, получается, что именно Дамаск стал главным получателем китайского оружия в 2009 году.

Таблица 4. Региональная структура поставок Китаем вооружений в 2006–2009 годах (единиц)

Класс вооружения АзияБлижний ВостокЛатинская АмерикаАфрикаВсего
Танки и самоходные орудия800020100
Артиллерия225120090435
Бронетехника8015030380640
Крупные боевые корабли10001
Малые боевые корабли21002748
Ракетные катера00000
Подводные лодки00000
Сверхзвуковые боевые самолеты20002040
Дозвуковые боевые самолеты2000020
Другие самолеты4060030130
Вертолеты00000
Зенитные ракеты12100001210
Ракеты класса «поверхность-поверхность»00000
Противокорабельные ракеты30300060
Источник: данные доклада.

По мнению Гриммета, несмотря на некоторые технологические успехи (включая копирование российских ВВТ), Китай вряд ли станет крупным игроком на рынке вооружений в ближайшем будущем. Основными клиентами «оборонки» КНР являются страны Азии и Африки, которым больше нужны легкое стрелковое оружие и легкая бронетехника, нежели мощные боевые комплексы.

В то же время Китай остается для развивающихся стран главным источником ракетных технологий. В первую очередь речь идет об Иране, Пакистане и Северной Корее, что вызывает у США особое беспокойство.

Основные покупатели

Главными импортерами вооружений среди развивающихся стран по итогам 2002–2009 годов являются Индия и Саудовская Аравия. За восьмилетний период Эр-Рияд подписал больше всех контрактов – на 39,9 миллиарда долларов. В области реализованных поставок саудитское королевство также лидирует, причем с существенным отрывом. Оно получило за восемь лет ВВТ на 31,5 миллиарда долларов (см. таблицу 5).

Таблица 5. Рэнкинг крупнейших импортеров ВВТ среди развивающихся стран (млн долл. в текущих ценах)

№ п/п Контракты в 2002–2009 гг.Контракты в 2009 г.Поставки в 2002–2009 гг.Поставки в 2009 г.
импортер суммаимпортерсуммаимпортерсуммаимпортерсумма
1Саудовская Аравия39900Бразилия7200Саудовская Аравия31500Саудовская Аравия2700
2Индия32400Венесуэла6400Китай14400Китай1500
3ОАЭ17300Саудовская Аравия4300Индия14200Южная Корея1400
4Египет13900Тайвань3800Египет12200Египет1300
5Венесуэла12700ОАЭ3600Израиль10100Индия1200
6Пакистан12500Ирак3300ОАЭ8600Израиль1200
7Китай11700Египет3000Тайвань7500Пакистан1000
8Южная Корея9800Вьетнам2400Южная Корея7200Венесуэла900
9Бразилия8600Индия2400Пакистан6000Алжир900
10Ирак8100Кувейт1600Сингапур3700Ирак800

Примечание. Данные по зарубежным странам округлены до 100 млн долл.

Источник: данные доклада.

Между тем по итогам 2009 года лидером по объему подписанных контрактов неожиданно стала Бразилия (7,2 млрд долларов). Гриммет не поясняет, какие именно соглашения заключила эта страна, и потому, вероятно, приведенная сумма завышена. Из открытых данных известно, что бразильцы в 2009-м подписали крупный контракт с итальянцами на поставку и лицензионное производство в 2012–2030 годах бронетранспортеров VBTP-MR, однако его стоимость – всего 2,5 миллиарда евро. Вероятно, таким образом, Бразилии также засчитаны заключенные еще в декабре 2008-го контракты с Францией на лицензионное строительство подводных лодок типа Scorpene (5,6 млрд евро) и вертолетов Eurocopter Cougar (2,8 млрд евро).

Последние восемь лет Ближний Восток является крупнейшим рынком вооружений, хотя в период 2002–2005 годов он уступил пальму первенства Азии. В 2002–2009 годах с ближневосточными странами больше всех контрактов подписали США, с азиатскими и латиноамериканскими – Россия, а с африканскими государствами – Китай. В области поставок за восьмилетний период на рынке Ближнего Востока также лидируют Соединенные Штаты, на рынках Азии и Латинской Америки – Российская Федерация, а на рынке Африки – Германия, опередившая Китай (см. таблицы 6 и 7). Точно такая же ситуация наблюдалась и в прошлых двух докладах (то есть три года подряд).

Таблица 6. Региональная структура контрактов на поставку ВВТ развивающимся странам в 2002–2009 годах (млн долл. в текущих ценах)

АзияБлижний ВостокЛатинская АмерикаАфрика
2002– 2005 гг. 2006– 2009 гг.2002– 2005 гг.2006– 2009 гг.2002– 2005 гг.2006– 2009 гг.2002– 2005 гг.2006– 2009 гг.
США763416782176224730113632426173166
Россия180001770060001150060011100800200
Франция630032002000480030063001000
Великобритания270040068001420040030000
Китай2700350011002800100600800600
Германия5004000500900030000
Италия300130050037001000300200
Другие европейские страны340070002400420023001400800600
Остальные страны3700590015008006001300500300
Всего4523459782384229020157632372634732066

Примечание. Данные по зарубежным странам округлены до 100 млн долл.

Источник: данные доклада.


Таблица 7. Региональная структура поставок ВВТ развивающимся странам в 2002–2009 годах (млн долл. в текущих ценах)

АзияБлижний ВостокЛатинская АмерикаАфрика
2002– 2005 гг. 2006– 2009 гг.2002– 2005 гг.2006– 2009 гг.2002– 2005 гг.2006– 2009 гг.2002– 2005 гг.2006– 2009 гг.
США93198565176491997660912907578
Россия1340011400180051001003300700100
Франция1500220084004004002001000
Великобритания16001200136004500100300300400
Китай2000310090029000400500900
Германия280026003003000200600900
Италия1002000100200100100500
Другие европейские страны2400250030001200700800600700
Остальные страны330017001500500800400400200
Всего364193346547149349762909699033753778

Примечание. Данные по зарубежным странам округлены до 100 млн долл.

Источник: данные доклада.

Если сравнить два четырехлетних периода, можно заметить, что портфель контрактов России стал более диверсифицированным и примерно поровну распределен между тремя регионами (см. таблицу 6). Подобная сбалансированность наблюдается только у Франции. У США, Великобритании и Италии имеется явный перекос в сторону контрактов со странами Ближнего Востока, у Германии – в сторону контрактов с азиатскими государствами.

Исходя из этих данных, можно также предположить, с какими странами подписывают новые контракты европейские поставщики (напомним, что по европейским экспортерам детализация в докладе минимальна). Так, из таблицы 6 виден быстрый рост присутствия Франции в странах Латинской Америки, что, очевидно, в первую очередь связано с подписанием вышеупомянутого контракта на поставку французских подводных лодок и вертолетов в Бразилию. Таким образом, именно с Францией, а не с Италией автор доклада связывает резкий взлет Бразилии в 2009 году по объему закупленных ВВТ. В свою очередь Италия, которая, по данным Гриммета, второй год подряд подписывает необычно большой объем контрактов, расширяет военно-техническое сотрудничество со странами Ближнего Востока и Азии. Однако что это за страны? Как обычно, американский доклад вызывает больше вопросов, чем дает реальных ответов.

Руслан Пухов,
директор Центра анализа стратегий и технологий, издатель журнала «Экспорт вооружений»
Дмитрий Васильев,
главный редактор журнала «Экспорт вооружений»

Опубликовано в выпуске № 5 (371) за 9 февраля 2011 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц