Версия для печати

Будущее украинского флота

Воронюк Виктор
На днях специалисты украинского оборонно-промышленного комплекса в очередной раз доказали, что могут разрабатывать проекты и создавать продукцию оборонного назначения на уровне самых высоких мировых стандартов. Но теперь речь идет уже не о традиционно известных самолетах марки "Антонов", спутниках и ракетоносителях, производимых днепропетровскими КБ "Южное" и НПО "Южмаш", а о боевых корветах. Во время одного из последних брифингов в Минобороны Украины главнокомандующий Военно-морскими силами Вооруженных Сил Украины контр-адмирал Игорь Князь объявил, что на Украине создан проект корвета с использованием технологии "Стелс".


ЕГО ОСНОВУ СОСТАВЯТ НОВЫЕ КОРВЕТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ "СТЕЛС"


На днях специалисты украинского оборонно-промышленного комплекса в очередной раз доказали, что могут разрабатывать проекты и создавать продукцию оборонного назначения на уровне самых высоких мировых стандартов. Но теперь речь идет уже не о традиционно известных самолетах марки "Антонов", спутниках и ракетоносителях, производимых днепропетровскими КБ "Южное" и НПО "Южмаш", а о боевых корветах. Во время одного из последних брифингов в Минобороны Украины главнокомандующий Военно-морскими силами Вооруженных Сил Украины контр-адмирал Игорь Князь объявил, что на Украине создан проект корвета с использованием технологии "Стелс".
{{direct_hor}}
По его словам, проект является украинским ноу-хау. В нем предусмотрено использование всех современных мировых и отечественных разработок. Так, экипаж корабля сможет оперативно распознавать в море различные цели и определять, кто "свой", а кто "чужой". На корвете будет собственная вертолетная площадка.

Как отметил контр-адмирал Князь, созданию нового проекта предшествовал ряд военно-технических конференций, в которых принимали участие как отечественные, так и зарубежные кораблестроительные компании, научно-исследовательские и проектные институты. Однако авторство идеи по созданию проекта суперсовременного боевого корвета с использованием технологии "Стелс" все же принадлежит командованию ВМС Украины и конструкторам Николаевского казенного института кораблестроения.

По словам Князя, "в любом случае, строительство суперсовременного корабля даст возможность получить заказы многим украинским, а также зарубежным фирмам и компаниям оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, будет способствовать загрузке промышленных мощностей заводов Минобороны и ОПК Украины". При этом главком отметил, что примерно 60% при постройке корвета составит украинское оснащение. В первую очередь это будут средства связи, радиоэлектроники, приборы гидроакустики. Впрочем, он не исключил, что Украина станет кооперироваться с производителями из других стран. В частности, на предмет оснащения украинского корвета боевым вооружением. На вопрос корреспондента "ВПК", в какую примерно сумму оценивается реализация будущего проекта, главком ответил, что она составит около 600 млн. грн или 120 млн. долл.

С будущим корветом командование украинских ВМС связывает большие надежды, в частности, на то, что со временем основой всего корабельного состава ВМС Украины станут именно современные корветы. Но позитивные сдвиги в оснащении флота новой техникой и вооружениями практически невозможны без принятия Государственной программы кораблестроения.

По словам Князя, на сегодня самый малый новый тральщик стоит 40-60 млн. долл., кроме того, перед Украиной стоит задача в первую очередь достроить те корабли, которые уже находятся на судостроительных верфях, а также осуществить модернизацию и поэтапное выведение кораблей и судов из состава флота до 2015 г. При этом среди тех кораблей, которые достраиваются на верфях Украины, наибольшую, 97-процентную готовность имеют корветы "Луганск" и "Тернополь". Кстати, впервые за время существования украинских ВМС в государственном бюджете на 2004 г. отдельной строкой предусмотрено финансирование достройки "Тернополя" и крейсера "Украина". В то же время выделение средств в размере 20 млн. грн во втором полугодии означает, что осуществить переход по Днепру "Тернополя" (корабль строится на заводе "Ленинская кузница" в Киеве) для проведения дальнейших ходовых испытаний будет возможно лишь в 2005 г.

Ситуация с крейсером "Украина" и вовсе плачевна. Похоже, что очень скоро корабль разделит судьбу крейсера "Варяг", проданного за 20 млн. долл. одной из китайских компаний (Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, зарегистрирована в Макао. - Прим. авт.).

В свое время "Украина" строилась в Николаеве двумя государствами: корпус делала Украина, а вооружение - Россия. Однако, как отметил Игорь Князь, тогда были другие политические условия и другие политические позиции, "а теперь в государственном оборонном обзоре крейсер "Украина" в составе ВМС не прописан". "Этот корабль никому не нужен. Потому, что он съест весь бюджет Военно-морских сил, а затем и меня: съест", - сказал корреспонденту главком. Крейсер "Украина" он сравнил с устаревшим телевизором. "Возьмите телевизор и поставьте его в гараж на десять лет, а затем достаньте, что вы по нему увидите? Так и с крейсером. Посмотрите на ту электронику, которой корабль оснащался десять лет назад. Необходимо отойти от всех политических амбиций и просто рассмотреть целесообразность "Украины". Ведь никому не нужны технологии шестидесятых и семидесятых годов", - подчеркнул он.

Хотя украинский главком ВМС резко отзывается о бывшем легендой крейсере, все же надеется, что корабль не станет просто ненужной кучей металлолома и его так или иначе удастся продать заинтересованным лицам. Но вот министр обороны Украины Евгений Марчук уверен в обратном. Крейсер "Украина", возможно, будет не достроен, а демонтирован. Такую мысль он выразил также на днях в ходе работы горячей телефонной линии, проходившей в Кабинете министров. "Попытки украинского правительства, конкретных лиц, а также в целом государства кому-то продать крейсер "Украина", к сожалению, оказались безрезультатными, - сказал он и продолжил, - следовательно, теперь встает вопрос о демонтаже крейсера "Украина". Потому что никакой логикой нельзя объяснить, зачем тратить деньги, если их можно сэкономить".

В командовании Военно-морских сил Украины разработан документ, в соответствии с которым утверждены графики выведения из состава флота кораблей, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, а также модернизации перспективных кораблей и судов до 2015 г. При этом, как сообщил Князь, в соответствии с проведенным на Украине государственным оборонным обзором ВМС Украины образца 2015 г. будут иметь 16 боевых судов и 30 летательных аппаратов. На сегодня средний возраст большинства кораблей украинских ВМС составляет 15 лет. Исключение составляют фрегаты "Сагайдачный" и "Луцк". Ежегодно на их содержание украинским ВМС приходится тратить 1- 1,5 млн. грн.

Кстати, как сообщил главнокомандующий, планируется, что на вооружении будет также одна или две подлодки. В нынешнем году из госбюджета Украины было выделено 3 млн. 400 тыс. грн на ремонт пока что единственной, числящейся на вооружении в украинских ВМС, подводной лодки "Запорожье". Напомню, что до 21 октября 1997 г. она имела название Б-435. Была построена и спущена на воду 29 мая 1970 г. в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе. Ранее входила в состав Северного флота СССР, а с 1990 г. - в состав Черноморского флота. В состав украинских ВМС вошла в 1997 г. и находилась в доковом ремонте завода "Металлист" в Балаклаве. В начале февраля 2003 г. лодка перебазирована из Балаклавской в Севастопольскую бухту для проведения ремонта узлов и механизмов на судоремонтном заводе 13 Черноморского флота РФ. Теперь же, как сообщил корреспонденту "ВПК" Игорь Князь, "Запорожье" до конца 2004 г. планируется спустить на воду и уже после этого запустить в глубоководное Черное море. Однако, как быстро это произойдет, будет зависеть от финансирования, которое начнется лишь со второй половины нынешнего года, хотя указанная сумма и выделена в бюджете Украины.

Кстати, только за последние три года на восстановление технической готовности подводной лодки (доковый ремонт, приобретение аккумуляторных батарей, заводской ремонт в Судоремонтном заводе 13 Черноморского флота РФ) Украиной было потрачено около 25 млн. грн. Из них 18 млн. ушло на приобретение в Греции аккумуляторных батарей. И сегодня хотелось бы надеяться, что "Запорожье" не станет еще одним "Варягом" или "Украиной". Когда деньги истрачены, но это, увы, уже никому не нужно.

Ну, а пока лучших пять кораблей Украина намерена продемонстрировать в международных учениях "Кооператив партнер-2004", которые пройдут с 18 июня по 2 июля. По словам главкома, участие кораблей украинского флота в учениях станет значительным событием по сравнению с теми маневрами, в которых принимали участие ВМС Украины за пределами государства.

Интересно, что на вопрос, влияет ли как-то нахождение российской базы в Крыму на сотрудничество Украины с НАТО, главком украинских ВМС ответил: "Все, что касается нашего сотрудничества со странами-членами НАТО, то Черноморский флот нам никак не мешает. Мы находимся на своей территории, и мы обеспечиваем безопасность, так как считаем это необходимым. Черноморский флот сейчас располагается на тех участках, которые ему были выделены для временного пребывания. И к нашему сотрудничеству со странами НАТО ЧФ РФ никакого отношения не имеет".

Виктор ВОРОНЮК
Киев

Опубликовано в выпуске № 25 (42) за 7 июля 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц