Версия для печати

О перевозках и не только

Сирык Виктор
О нынешнем этапе реформирования Вооруженных Сил уже столько написано и сказано, что, казалось бы, нет тем незатронутых. Однако кто бы что ни говорил и ни делал, преобразования продолжаются. Процесс, как говорится, пошел, и остановить его уже невозможно. Мы не собираемся подстраиваться под общий хор и сомневаться в правильности проводимых мероприятий, но на некоторые вопросы все-таки хотелось бы получить ответ.
О нынешнем этапе реформирования Вооруженных Сил уже столько написано и сказано, что, казалось бы, нет тем незатронутых. Однако кто бы что ни говорил и ни делал, преобразования продолжаются. Процесс, как говорится, пошел, и остановить его уже невозможно. Мы не собираемся подстраиваться под общий хор и сомневаться в правильности проводимых мероприятий, но на некоторые вопросы все-таки хотелось бы получить ответ.
{{direct}}

Есть в Министерстве обороны РФ структура – Служба военных сообщений (ВОСО), о которой много обычно не говорится. Оно вроде бы и понятно. Что известно широкому читателю о ней? Сидят ребята в погонах за стеклом с табличкой «Военный комендант» на железнодорожных и аэровокзалах, ставят потихонечку печати на бланки воинских перевозочных документов (ВПД) отпускникам и командированным и никому не мешают. При этом мало кто знает, что именно эти «ребята» отвечают за главную составляющую современной армии – ее мобильность. Именно они занимаются организацией перевозки войск и спецтехники; переброской грузов военного назначения и обеспечением личного состава; разгрузкой и погрузкой всего имущества, перевозимого в интересах поддержания боеготовности армии и флота.

Военные события августа 2008 года наглядно продемонстрировали, что если бы представители этой службы действовали менее оперативно, неизвестно, сколько времени бы понадобилось для ликвидации очага, который разгорелся в Южной Осетии. Между прочим по завершении операции было официально объявлено, что из всех тыловых подразделений Минобороны единственной справившейся со своей задачей на 100 процентов была Служба военных сообщений.

Но нынешнее реформирование ВС РФ не обошло стороной и ее. По центральному аппарату ВОСО уже резанули так, как, может, ни по одному другому: сократили более чем на половину – 52 процента. Но это еще «цветочки». К 1 декабря 2009 года, по нашим данным, от сегодняшней численности службы (в пределах 1800 человек) останется менее 400. При этом объем решаемых задач не уменьшится, а даже возрастет. Насколько все это разумно?

Не секрет: начиная с середины 90-х годов, когда армия пребывала в состоянии, похожем на стагнацию, а учения вместо полигонов проводились на картах и в кабинетах, Служба военных сообщений работала в ограниченном режиме. Все перевозки в основном шли в одном направлении – Северо-Кавказском: для обеспечения контртеррористических действий в Чечне. Однако после известных политических и экономических изменений в стране, когда армейскую жизнь более или менее вернули в прежнее русло, одной из первых на себе это ощутила Служба ВОСО. Моряки начали выходить в море, летчики – летать, сухопутчики – выезжать на полигоны. И все это потребовало соответствующего обеспечения.

Плюс добавились проблемы из-за изменения условий призыва молодых людей на военную службу. Теперь они служат всего один год, а значит, интенсивность отправки железнодорожных эшелонов и воздушных бортов с призывниками возросла. Особенно в этом году, когда были уволены в запас военнослужащие сразу двух призывов и, естественно, в два раза потребовалось увеличить призыв и отправку новобранцев. Причем всю массу народа (только в весенний призыв-2009 поставили под боевые знамена более 300 тысяч человек!) нужно не только переместить внутри страны, но и организовать их продовольственное, материальное и медицинское обеспечение в пути следования. То есть сказать, что офицеры Службы ВОСО в последнее время устали от безделья, язык не поворачивается.

Фото: Леонид Якутин

После 1 декабря 2009 года высвободится также немалое количество устаревшей военной техники и вооружения. Кто на огромной территории нашей страны будет заниматься организацией перевозок этих ВВТ к местам дальнейшего базирования и складирования? Легко предположить, что эта функция так и останется за Службой ВОСО, но как с ней справляться оставшимися силами?

Возникают вопросы и по приему в единственный в стране Санкт-Петербургский военно-транспортный университет. В частности, на факультет военных сообщений в этом году набирают всего 20 человек вместо 150, как было раньше. Но ведь протяженность авто-, водных и железнодорожных магистралей страны от этого не станет меньше. Не уменьшится и объем перевозок личного состава и военных грузов.

Не хочется вспоминать печальные примеры из недавней истории, к чему приводили случаи оставленной боевой техники и оружия на пространствах бывшего СССР, которые мы так и не смогли вывезти.

Хочется лишь одного: чтобы прежде чем резануть окончательно, семь раз отмерили.

Виктор Сирык,
капитан 1-го ранга запаса

Опубликовано в выпуске № 29 (295) за 28 июля 2009 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц