Версия для печати

Прежде чем реформировать вооруженные силы… — часть III

Шлыков Виталий
Изучив доклады комиссий – как Гейтса, так и Пентагона, президент Ричард Никсон в отношении сроков отказа от призыва на военную службу и порядка перехода к добровольным вооруженным силам (ДВС) принял в основном точку зрения Минобороны США, о чем и объявил в публичном выступлении 23 апреля 1970 года. Поддержав комиссию Гейтса в вопросе о необходимости создания ДВС, хозяин Белого дома одновременно отверг ее предложения упразднить призыв с 1 июля 1971 года. Президент вообще не пожелал связывать данный шаг с определенной, четко зафиксированной датой, отметив, что в условиях продолжения войны во Вьетнаме это может быть интерпретировано противником как фактическое установление администрацией Соединенных Штатов срока вывода своих войск из Индокитая.
Изучив доклады комиссий – как Гейтса, так и Пентагона, президент Ричард Никсон в отношении сроков отказа от призыва на военную службу и порядка перехода к добровольным вооруженным силам (ДВС) принял в основном точку зрения Минобороны США, о чем и объявил в публичном выступлении 23 апреля 1970 года. Поддержав комиссию Гейтса в вопросе о необходимости создания ДВС, хозяин Белого дома одновременно отверг ее предложения упразднить призыв с 1 июля 1971 года. Президент вообще не пожелал связывать данный шаг с определенной, четко зафиксированной датой, отметив, что в условиях продолжения войны во Вьетнаме это может быть интерпретировано противником как фактическое установление администрацией Соединенных Штатов срока вывода своих войск из Индокитая.
Окончание. В газете уже опубликованы первая и вторая части.
{{direct}}

За ценой не постояли

Тем не менее заявление Никсона 23 апреля 1970 года, в котором он согласился с тем, что Америке теперь нужны ДВС, было воспринято Пентагоном как указание приступать к конкретному планированию жизни вооруженных сил США без призывников. А еще примерно через шесть месяцев, 12 октября шеф военного ведомства направил письменные уведомления министрам видов ВС и начальнику Комитета начальников штабов о том, что целью Министерства обороны является достижение нулевого призыва к концу 1973 финансового года. В сущности впервые появилось четкое распоряжение руководству американских ВС: пора переходить от планирования к конкретным действиям, дабы получить в результате боеспособные добровольные вооруженные силы.

Первым на указание главы Пентагона отреагировал начальник штаба армии (сухопутных войск) генерал Уильям Уэстморленд. Уже 13 октября он объявил, что намерен назначить одного из высших военачальников руководителем проекта по созданию добровольных СВ. 25 октября этот пост занял генерал-лейтенант Джордж Форсайт, подчинявшийся напрямую министру и начальнику штаба этого вида вооруженных сил.

Так как бюджет на 1971 финансовый год не предусматривал средств на программу перехода к ДВС, министр армии Стэнли Резор собственным решением перебросил 39,8 миллиона долларов на вербовку, рекламу и улучшение бытовых условий военнослужащих. Из этой суммы 25 миллионов направили на так называемый проект «Волар» (Volar, сокращенно от Volunteer Army), призванный облегчить повседневную жизнь солдат в расположении части и прежде всего устранить главные поводы для недовольства с их стороны.

Реализация проекта в порядке эксперимента началась в январе 1971 года на четырех базах сухопутных войск (Форт Беннинг, Форт Брэгг, Форт Карсон и Форт Орд). Среди примерно сотни мер, принятых в рамках «Волара», были в том числе следующие: наем гражданского персонала для выполнения работ на кухне и по уборке баз, повышение комфорта в комнатах отдыха и казармах, придание им большего уюта, ликвидация очередей в столовых и т. д.

Многие из нововведений, направленных на смягчение условий службы, не требовали дополнительных затрат. На некоторых базах, например, отменили сигналы отбоя и подъема, а также церемониальные построения. Солдатам разрешили украшать свои казармы в стиле, принятом гражданской молодежью, носить более длинные волосы, приносить в казарму пиво и т. д. Стал строго соблюдаться восьмичасовой «рабочий день», в кое-каких солдатских клубах разрешили выступления танцовщиц и прочее. Попутно развернулась энергичная рекламная кампания в электронных СМИ. В частности, заключены и оплачены контракты более чем с двумя тысячами радиостанций. При этом ставилась задача охватить рекламой 70–80 процентов молодежи не менее 22 раз в неделю.

В послании конгрессу 28 января 1971 года президент Никсон объявил, что намерен просить о формировании в 1972 финансовом году специального бюджета в размере 1,52 миллиарда долларов, предназначенного только для создания ДВС. Таким образом, 1972 финансовый год, начавшийся 1 июля 1971-го, явился первым полным годом выполнения программы перехода к ДВС.

Коллаж Андрея Седых

Как видно из таблицы 1, второй по величине после денежного довольствия оказалась статья расходов на «Инициативы видов вооруженных сил», то есть на проект «Волар» сухопутных войск (75 миллионов долларов) и аналогичные проекты ВМС (25 миллионов), ВВС (25 миллионов) и Корпуса морской пехоты (16 миллионов). В рамках их осуществления количество военных баз, на которых проводились эксперименты по устранению «раздражителей», снижающих привлекательность военной службы, увеличилось до 12. Контроль над расходованием средств по бюджету на ДВС возлагался на Комитет по проекту «Доброволец».

Таблица 1. Разбивка специального бюджета на 1972 финансовый год (миллионы долларов)

  • 908,0 Увеличение денежного довольствия
  • 79,0 Субсидии на наем жилья
  • 40,0 Специальные денежные выплаты
  • 68,0 Повышение комфортности казарм
  • 141,0 Инициативы видов вооруженных сил
  • 57,2 Привлечение офицерского состава
  • 110,8 Вербовочная работа
  • 116,1 Резервный фонд
  • 1520,1 Итого

На самом деле затраты на смену принципа комплектования вооруженных сил были значительно выше. Ко времени составления бюджета ДВС стало очевидно, что ассигнования на возведение семейного жилья для военнослужащих, рекомендованные в докладе Комитета по проекту «Доброволец», оказались слишком велики для того, чтобы включить их в данный бюджет. К тому же жилищное строительство в предложенном объеме не могло быть закончено к моменту завершения перехода к добровольным вооруженным силам. Поэтому министр обороны Мелвин Лэйрд принял решение дополнительно профинансировать эти расходы вне рамок бюджета ДВС.

Впрочем, потребовалось куда больше денег, чем было намечено (110 миллионов долларов в 1972 финансовом году), и на вербовку (по-английски recruiting – рекрутирование) контрактников. Как говорилось ранее, выполнению данной задачи придавалось едва ли не решающее значение в процессе перехода к военной службе по найму. Таблица 2 показывает, насколько резко возросли в 1971–1976 годах расходы на то, чтобы привлечь в вооруженные силы добровольцев в рамках общего бюджета Министерства обороны.

Таблица 2. Расходы на вербовку контрактного состава (миллионы долларов)

Финансовый год Расходы на вербовкуВ том числе на рекламу
1971162,422,5
1972229,940,4
1973326,068,8
1974386,396,1
1975413,2102,1
1976451,067,0

За период создания ДВС аппарат вербовочной службы американского военного ведомства увеличился почти на четыре тысячи человек (в том числе в СВ – на 2347 человек, в ВВС – на 656, в ВМС – на 500 и в Корпусе морской пехоты – на 418), а к имеющимся вербовочным бюро прибавилось еще 996 (в СВ – 556, в ВВС – 115, в ВМС – 150, в Корпусе морской пехоты – 175). Ряд принятых мер способствовал повышению привлекательности работы их сотрудников. В частности, была введена прибавка к зарплате, компенсировались также некоторые «карманные расходы» (плата за парковку, покупка кофе для кандидатов на военную службу и т. д.). Помещения уже существовавших бюро переоборудовали и обставили новой мебелью, а открываемые теперь, как правило, размещались в престижных районах или торговых центрах.

Вне бюджета ДВС финансировались и другие мероприятия, напрямую связанные с повышением привлекательности военной службы по найму. Примером может служить включение в общий бюджет Министерства обороны на 1973 год отдельной статьи расходов – «Высвобождение солдат от неквалифицированного труда». Ее появление стало реакцией на доклад командования сухопутных войск о том, что 45 тысяч рядовых военнослужащих ежегодно отвлекаются от своих прямых обязанностей для выполнения различных заданий по поддержанию чистоты и порядка на базах, иным хозяйственным нуждам. В докладе также отмечалось, что согласно опросам 88 процентов потенциальных кандидатов в добровольцы считают наиболее важным аспектом армейской службы «интересную и требующую самоотдачи работу». Причем менее половины полагают, что СВ предоставляют им шанс получить ее.

Из бюджета на 1973 год выделили 99,4 миллиона долларов на наем гражданского персонала для приготовления пищи и обслуживания кухонь, 50 миллионов – на замену солдат, занятых на базах работами, не имеющими отношения к их военным специальностям, и 7 миллионов – на закупку уборочной и другой устраняющей ручной труд техники. Было подсчитано, что эти дополнительные ассигнования позволят высвободить 14 тысяч солдат для выполнения ими своих прямых обязанностей. Кроме того, Пентагон за счет собственных средств заказал проведение большого числа исследований по темам, касающимся перехода к ДВС (таблица 3).

Таблица 3. Круг вопросов и количество исследований, проведенных с 1968 по 1972 год по поручению заместителя министра обороны США по личному составу

  • 16 Отношение к военной службе
  • 14 Влияние денежной оплаты, бонусов и льгот
  • 12 Демография предложения людских ресурсов
  • 22 Давление призыва на принятие решения о подписании контракта
  • 6 Изучение нулевого призыва в других странах
  • 4 Влияние уровня заработной платы в гражданском секторе и безработицы
  • 4 Возможность привлечения на военную службу врачей и юристов
  • 28 Стоимость содержания личного состава ДВС
  • 47 Вербовка и реклама
  • 5 Условия контракта и опционы
  • 3 Процедуры тестирования
  • 9 Физические стандарты
  • 73 Умственные стандарты и отбор кандидатов
  • 9 Имидж военной службы
  • 18 Мотивация заключения контракта
  • 8 Подготовка офицеров резерва
  • 310 Итого

Эти и другие дополнительные расходы затрудняют получение обобщенной цифры, показывающей, во что обошелся американцам отказ от призыва. Но в любом случае затраты были много больше официального бюджета на ДВС, который составил в 1973 финансовом году 3,5 миллиарда долларов и в 1974-м – 3,3 миллиарда. С 1975 финансового года, поскольку переход на добровольный принцип комплектования завершился, отдельный бюджет на ДВС уже не формировался и все мероприятия по их дальнейшему развитию финансировались через бюджеты видов вооруженных сил. Получение интегрированной оценки ассигнований затрудняется и тем, что создание ДВС сопровождалось значительным (на одну треть) сокращением численности вооруженных сил США в период с 1970 по 1975 год (таблица 4).

Таблица 4. Численность вооруженных сил США (тысяч человек)

Финансовый год Численность вооруженных сил
19703066
19712715
19722323
19732253
19742162
19752081

Это надо иметь в виду

Расхождения в подсчетах американских экспертов, определявших, сколько стоил Соединенным Штатам переход к ДВС, весьма значительны. Однако эти показатели не могут служить даже приблизительным ориентиром для определения цены перевода Вооруженных Сил России на контрактный принцип комплектования, ибо они разительно отличаются от ВС США начала 70-х годов.

Во-первых, в Америке обязательный призыв в регулярную армию или на флот не являлся национальной традицией. За два с лишним столетия существования Соединенных Штатов призывная система действовала в общей сложности менее 40 лет (1863–1865, 1917–1918, 1940–1947, 1948–1973). Как правило, сразу же после окончания больших войн (например Гражданской или Первой мировой) американцы возвращались к добровольному принципу комплектования. Так, вслед за завершением Второй мировой войны США 31 марта 1947 года отменили призыв. Правда, заокеанская сверхдержава возродила его год спустя – 24 июня 1948-го потому, что началась холодная война.

Россия же практически не обладает опытом комплектования Вооруженных Сил на добровольной основе. Лишь с января до июля 1918 года в Красную армию набирали только тех, кто желал вступить в ее ряды. При этом срок службы равнялся трем месяцам.

Во-вторых, даже в условиях призыва основная часть американских вооруженных сил комплектовалась контрактниками. Из 2 миллионов 690 тысяч человек, находившихся в период Гражданской войны в США в армии северян, лишь 2 процента попали туда в принудительном порядке. Остальные были добровольцами.

В 1957–1965 годах ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты полностью удовлетворяли свои потребности в новобранцах за счет контрактников и лишь сухопутные войска прибегали к призыву. Даже в разгар войны во Вьетнаме (1970–1971), как видно из таблицы 5, пополнение американских вооруженных сил более чем на две трети состояло из добровольцев.

Таблица 5. Пополнение американских вооруженных сил рядовым составом (тысяч человек)

Финансовый год КонтрактникиПризывникиПрочие (ранее служившие и резервисты)Всего
197042420747678
197139615660612
19723972747471
19734283652516
1974391-47438
1975415-56421
1976397-41438

Между тем в армии и на флоте РФ доля контрактников никогда не была превалирующей. Более того, в последние годы их число постоянно снижается. То есть в России, если будет принято решение об отказе от призыва, создавать добровольные Вооруженные Силы придется практически с нуля.

В-третьих, в Соединенных Штатах переход к ДВС (точно так же, как сейчас в Германии) осуществлялся путем сокращения набора по призыву с последующей его отменой (выходом на нулевой призыв), а не через увеличение абсолютного числа контрактников. Более того, как следует из таблицы 4, ежегодный контингент добровольцев, принятых на военную службу в 1974–1976 годах, даже уменьшился по сравнению с 1970–1971-м.

Огромный комплекс мероприятий, проведенный американцами в 70-е годы для создания ДВС, был направлен на то, чтобы сохранить число контрактников хотя бы на прежнем уровне в условиях отказа от призыва. Ведь именно угроза попасть вопреки желанию в армию была основным средством давления на молодежь с тем, чтобы она подписывала контракт с вооруженными силами. Точно так же у нас первоначальные «успехи» в выполнении Федеральной целевой программы (ФЦП) 2003–2007 годов достигались в значительной мере благодаря принуждению солдат и матросов срочной службы к подписанию контрактов.

Кстати, даже при наборе сокращенного по сравнению с прошлыми годами контингента контрактников Пентагон вскоре после перехода к ДВС столкнулся с такими трудностями, что в Соединенных Штатах серьезно рассматривали возможность возврата к призыву.

В России, наоборот, предполагалось едва ли не одним махом увеличить число добровольцев в Вооруженных Силах почти втрое (со 135 тысяч в 2003 году до 400 тысяч в 2007-м) не только при сохранении существовавшего уровня призыва, но и его увеличении посредством отмены ряда отсрочек.

В-четвертых, важным аргументом в пользу отмены всеобщей воинской повинности в США было постоянно растущее по демографическим причинам число будущих рекрутов, которых армия просто не могла поглотить. Президенту Никсону пришлось в декабре 1969 года ввести лотерейную систему призыва и только среди потенциальных новобранцев 19-летнего возраста.

У нас в стране ныне сложилась прямо противоположная демографическая ситуация. Во всяком случае российский Генштаб уверяет, что призывников не хватает для удовлетворения текущих потребностей военной организации государства.

В-пятых, в США одной из важнейших статей расходов при комплектовании добровольцами стали затраты на вербовку и рекламу. На данные цели выделялось до полумиллиарда долларов в год (в современных ценах это в несколько раз больше). Наивно думать, что наши убогие военкоматы станут центрами притяжения для молодых и образованных контрактников.

В-шестых, в США была разработана детальная система стимулирования редких, дефицитных или опасных специальностей. По особым расценкам заключались, например, контракты с врачами с тем, чтобы денежное вознаграждение за их труд не уступало заработкам коллег-медиков в гражданском секторе (хорошо известно, что в Америке врач – высокооплачиваемая профессия). На эти цели также предусматривались отдельные ассигнования.

В-седьмых, американская программа перехода к ДВС опиралась на детальное изучение комплектования на добровольной основе иностранных вооруженных сил. Отдельный раздел доклада комиссии Гейтса был посвящен обобщению опыта Великобритании (она первой среди развитых стран Запада отказалась от призыва еще в 1957 году), ряда стран Латинской Америки, а также германского рейхсвера в 20-х – начале 30-х годов. Не обошли вниманием в Соединенных Штатах даже непродолжительный период набора в РККА одних добровольцев.

В России иностранный опыт не только не систематизирован, но и нет в наличии ни одного экспертно-аналитического центра, который мог бы квалифицированно проделать эту важную работу.

У меня нет сомнений, что если бы анонимные разработчики российской ФЦП 2004–2007 годов были знакомы с американским опытом создания ДВС, то они скорее всего избежали бы элементарнейших ошибок, допущенных при планировании и осуществлении программы. Ибо точно такие же ошибки первоначально совершили и за океаном. Правда, впоследствии, хотя и с огромными усилиями, в США их исправили. Но только после того, когда поняли, что одних только денег для создания эффективной контрактной армии недостаточно. (См. статью автора в «ВПК» № 23 за 2010 год.)

Виталий Шлыков,
член Общественного совета при Минобороны РФ

Опубликовано в выпуске № 6 (372) за 16 февраля 2011 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц