Версия для печати

Кремль проводил чисто национальную политику

Широкорад Александр
К сожалению, с большим опозданием прочел в «ВПК» про странную статью Марка Солонина «Три плана товарища Сталина», а потому лишь через несколько месяцев направил в редакцию газеты материал, анализирующий содержание этой публикации. Правда, сразу могу констатировать: хоть и растянулась она на пять номеров, ни в одном из них какого-то конкретного плана читатель не найдет. Его лишь знакомят с десятком вырванных из контекста цитат, относящихся к 1935–1940 годам.
К сожалению, с большим опозданием прочел в «ВПК» (№№ 28–32, 2010 год) про странную статью Марка Солонина «Три плана товарища Сталина», а потому лишь через несколько месяцев направил в редакцию газеты материал, анализирующий содержание этой публикации. Правда, сразу могу констатировать: хоть и растянулась она на пять номеров, ни в одном из них какого-то конкретного плана читатель не найдет. Его лишь знакомят с десятком вырванных из контекста цитат, относящихся к 1935–1940 годам.
{{direct}}

Реальная обстановка и фантомы пропаганды

Тем не менее благодаря статье можно сделать один достоверный вывод. Оказывается, Сталин действовал в точном соответствии с известным британским принципом, который для нашей страны прозвучал бы так: «У СССР (России) нет постоянных друзей и постоянных противников, а есть только постоянные интересы».

На туманном Альбионе государственные деятели, неизменно руководствовавшиеся этим постулатом, занесены в пантеон славы, а у нас Сталина за то же самое регулярно подвергают шельмованию. Не только у Солонина, но и у десятка других авторов проскальзывает идея: западным политикам все дозволено, а нашим надлежит быть рыцарями без страха и упрека. Но подобные персонажи встречаются только в рыцарских романах…

Кстати, г-н Солонин пишет, что «уже имея в серийном производстве бомбардировщик ДБ-3Ф, способный пролететь 3300 км… Сталин в январе 1939 г. ставит перед конструкторами задачу создания бомбардировщика, способного преодолеть 5000 км. Зачем?».

А затем, что в начале 1936 года штаб королевских ВВС выдал ТТТ к новому тяжелому бомбардировщику (будущему «Стирлингу»). Там черным по белому говорилось, что машине необходимо иметь дальность полета 3000 миль (4827 км) для ударов по СССР.

Всемирная история учит: удержать вероятного противника от нападения можно лишь одним – угрозой массированной контратаки.

Однако пора задать вопрос: что, собственно, обличает Марк Солонин: реальную политику Сталина или мифы советской пропаганды? В последнем случае он ломится в открытую дверь. В 1935–1939 годах советский агитпроп бессовестно врал, но ведь врали все: немцы, японцы, англичане, французы, американцы и т. д.

«Главную цель своей внешней политики Сталин, – утверждает автор, – отчетливо выразил 2 сентября 1935 года в письме к Молотову и Кагановичу: «Старой Антанты больше нет. Вместо нее складываются две: антанта Италии и Франции – с одной стороны и антанта Англии и Германии – с другой. Чем сильнее будет драка между ними, тем лучше для СССР».

И тут же следует резюме г-на Солонина: «На тот момент товарищ Сталин довольно слабо разбирался в международной обстановке – в реальности в Европе формировались совсем другие антанты (военно-политические союзы). Но ход мыслей великого провокатора предельно ясен».

А теперь обратимся к фактам. 25 июня 1934 года сторонники аншлюса подняли мятеж в Вене. Через несколько часов Муссолини отдал приказ о переброске четырех отборных итальянских дивизий на Бреннерский перевал к австрийской границе. Дуче опасался вторжения германских войск в Австрию. «Пусть попробуют сунуться, – заявил он. – Мы покажем этим господам, что с Италией шутки плохи. Тридцать веков истории позволяют нам с сожалением смотреть на некоторые доктрины, возникающие за Альпами и разделяемые людьми, предки которых еще не умели писать, в то время как в Риме были Цезарь, Вергилий и Август».

В сентябре 1934 года Франция и Италия договорились о совместных действиях против Германии в случае возникновения новых беспорядков в Австрии.

5 февраля 1935 года Муссолини приступает к мобилизации войск для захвата Эфиопии. И в том же году 3 октября Италия нападает на эту страну. Ее оккупация создала серьезную угрозу интересам Англии как в Африке, так и в Средиземноморье. Поэтому Лондон попытался напугать Рим сосредоточением британского флота в Средиземном море и угрозой закрыть проход по Суэцкому каналу для итальянских судов и кораблей. Однако дуче заявил, что если канал станет недоступен для Италии, это приведет к войне между ней и Соединенным Королевством.

Париж фактически поддержал Рим. Боясь оказаться в изоляции, Лондон отступил.

Так неужели Сталин «довольно плохо разбирался в международной обстановке» и был «великим провокатором» на международной арене?

Иначе и быть не могло

Ныне общепризнано: Версальский мирный договор, подписанный в 1919 году, стал главной причиной Второй мировой войны. Впрочем, еще тогда маршал Франции Фош изрек: «Версаль – это не мир, а перемирие на двадцать лет». Нечто подобное высказывали и другие дальновидные политики – от британского премьера Ллойд Джорджа до Ленина.

Вместе с тем представим себе на секунду, что в начале 1932 года Лондон предложил бы денонсировать заключенные в Версале соглашения и установить в Центральной Европе новые справедливые границы согласно волеизъявлению проживавших на той или иной территории людей. Риторический вопрос: победил бы тогда Гитлер на выборах 6 ноября 1932 года? Дело в том, что именно такое предложение могло стать единственной альтернативой новой глобальной бойне.

Коллаж Андрея Седых

Но этого не произошло и потому Вторая мировая война неотвратимо приближалась. Она разразилась бы независимо от того, кто пришел к власти в Германии и России. Даже если бы состоялась реставрация монархии и на германский престол вернулись Гогенцоллерны, а на российский – Романовы. Пусть германским рейхсканцлером остался бы фон Папен или этот пост занял Эрнст Тельман, все равно вооруженное противоборство и ликвидация лимитрофов, а также Чехословакии и Польши в границах 1920 года были бы неизбежны.

В начале 1933 года в маленьком французском городе Ментоне на Лазурном берегу умирал старик. Большевики расстреляли двух его родных братьев, отняли дворцы в Петербурге и Крыму. Но за несколько дней до смерти он написал: «Мне было ясно тогда, неспокойным летом двадцатого года, как ясно и сейчас, в спокойном тридцать третьем, что для достижения решающей победы над поляками советское правительство сделало все, что обязано было сделать любое истинно народное правительство. Какой бы ни казалось иронией, что единство государства Российского приходится защищать участникам III Интернационала, фактом остается то, что с того самого дня Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть не что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным, оформленная Петром Великим и достигшая вершины при Николае I: защищать рубежи государства любой ценой и шаг за шагом пробиваться к естественным границам на западе! Сейчас я уверен, что еще мои сыновья увидят тот день, когда придет конец не только нелепой независимости прибалтийских республик, но и Бессарабия с Польшей будут Россией отвоеваны, а картографам придется немало потрудиться над перечерчиванием границ на Дальнем Востоке».

Этим стариком был великий князь Александр Михайлович.

Уже после Второй мировой американские журналисты спросили сестру казненного большевиками императора Николая II – великую княжну Ольгу Александровну: «Что вы думаете о внешней политике Советов?». «Советское правительство продолжает дело моего деда, отца и брата», – ответила она.

По мнению г-на Солонина, Сталин должен был еще летом 1939 года ринуться в бой на защиту «миролюбивых демократических государств» – Англии, Франции и Польши. Сталину надлежало забыть, что британский и французский премьеры подписали с Гитлером пакт в Мюнхене, а поляки вместе с немцами ввели свои войска в Чехословакию, как польские министры в январе 1939 года договаривались с германскими коллегами о разделе Украины. Причем, к согласию они не пришли не из-за антифашистских воззрений Бека и Ко, а исключительно из-за национальной черты – шляхетского гонора.

Вместо этого «злодей и провокатор» Сталин посмеивался в усы, глядя, как заклятые друзья России – англичане, французы, немцы и поляки, которые за 20 лет до этого, в 1918–1920 годах убили около миллиона русских людей, сцепились друг с другом в смертельной схватке.

Они были первыми

Изумляет и следующий пассаж в статье г-на Солонина: «У нас как-то принято забывать о грандиозной программе строительства Военно-морского флота, реализация которой началась в СССР в конце 30-х годов. В 1938-м было принято решение в течение 10 лет передать ВМФ 15 (!!!) линкоров, 35 тяжелых и 20 легких крейсеров, 145 лидеров и эсминцев. Позднее эту программу несколько подсократили – за семь лет предстояло построить «всего лишь» 6 линкоров, 21 легкий крейсер, 98 лидеров и эсминцев».

Допускаю, что в кругах, где вращается г-н Солонин, «принято забывать» о строительстве советского Большого флота в 1938–1941 годах. Но у меня, грешного, на полках стоят по меньшей мере три десятка печатных трудов, где об этом подробно говорится. Могу предложить и свои книги – «Флот, который уничтожил Хрущев», «Битва за Черное море» и другие. Заодно довожу до сведения Марка Солонина: с начала 20-х годов советский ВМФ готовился исключительно к войне с Англией, но до 22 июня 1941 года планы на сей счет были сугубо оборонительными: все сводилось к бою на минно-артиллерийской позиции у своих баз, в первую очередь у Кронштадта и Севастополя.

За сим коснемся некоторых моментов, связанных со строительством Большого флота Сталина. 15 июня 1938-го в Ленинграде заложен линкор «Советский Союз», в октябре в Николаеве – линкор «Советская Украина», 21 декабря 1939-го в Молотовске – линкор «Советская Белоруссия». В 1939 году к строительству линейных кораблей нового проекта для кригсмарине приступила Германия: 14 апреля на верфях «Блом и Фосс» (Гамбург) и «Дешимаг» (Бремен) заложили два линкора под литерными обозначениями «Н» и «J». В начале того же года были отпущены средства на постройку трех линейных крейсеров водоизмещением 31 650/35 400 тонн (стандартное/полное), вооруженных шестью 38-см пушками SKC/34 в трех башнях Drh LC/34.

Значит, потенциальные агрессоры СССР и Германия развязали гонку морских вооружений, дабы напасть на демократические Англию и Францию? Но вот неувязочка. Оные демократии начали строительство «больших флотов» задолго до «агрессоров». Так, в Англии закладка пяти линкоров типа «Кинг Джордж V» началась в январе 1937 года, а во Франции еще раньше – в ноябре 1935-го приступили к закладке четырех линкоров типа «Ришелье». По первоначальным планам девять новых «демократических» суперлинкоров предполагалось ввести в строй с конца 1939 по конец 1940 года. Тогда как советские и германские линкоры – между 1943 и 1946 годами.

Несостоявшаяся война

Мог ли Сталин осенью 1939 года предвидеть, что летом 1940-го французская, английская, бельгийская армии не продержатся и трех недель под натиском вермахта? Кто мне назовет хоть одного политика, предсказавшего в сентябре 1939-го подобный исход? В период «странной войны» с сентября 1939 по май 1940 года Англия и Франция упорно не хотели воевать с Германией. Почему Сталин не мог предположить, что союзники хотят заключить мир с Германией?

Ведь именно тогда англо-французы планировали напасть на СССР через Норвегию и Финляндию. Поначалу эта акция маскировалась как «помощь Финляндии», сражавшейся с Советским Союзом. Но и после заключения 12 марта 1940 года мира между СССР и Суоми союзники продолжали подготовку к вторжению.

8 марта 1940 года английский комитет начальников штабов представил правительству доклад под названием «Последствия военных действий против России в 1940 году». В документе предусматривались три основных направления военных действий: северное (в районах Петсамо, Мурманска и Архангельска), дальневосточное и южное. Самым важным считалось последнее.

В докладе подчеркивалось, что «наиболее уязвимыми целями на Кавказе являются нефтепромышленные районы в Баку, Грозном и Батуми». Военно-морские силы также могли быть привлечены к нанесению воздушных ударов: «…рейды авианосцев в Черном море с целью бомбардировок нефтеперегонных предприятий нефтехранилищ или портовых сооружений в Батуми и Туапсе будут полезным дополнением к основным воздушным налетам на Кавказский регион и могут привести к временному разрушению русской обороны».

Для начала англичане предприняли серию разведывательных полетов над территорией СССР. Зенитная артиллерия Баку и Батуми неоднократно открывала огонь по британским высотным разведчикам.

Советская разведка информировала Кремль о планах бомбардировки Баку и Батуми. В начале февраля 1940 года советское командование приступило к подготовке ответного удара силами шести дальнебомбардировочных полков (всего свыше 350 бомбардировщиков ДБ-3).

Базируясь на аэродромах Крыма и Армении, наши ДБ-3 должны были бомбить британские объекты на Кипре и в Египте. Самый «лакомый кусочек» достался 21-му дальнебомбардировочному авиаполку. Двум его эскадрильям предстояло атаковать британскую эскадру в Александрии, двум другим – сбросить бомбы под Порт-Саидом, а еще одной эскадрилье – разрушить шлюзы Суэцкого канала и парализовать британское судоходство.

Союзное командование назначило первую бомбардировку Баку на 15 мая 1940 года. Сразу после обнаружения самолетов противника предполагалось поднять в воздух и бомбардировщики Ильюшина...

Однако планам англичан и французов не суждено было сбыться.

10 мая вермахт начал наступление на Западном фронте. 15 мая капитулировала голландская армия, а танковый корпус генерала Гота расчленил 2 и 9-ю французские армии и двинулся на Сен-Контен. Понятно, что тут бравым союзникам стало не до Баку.

13 октября 1940 года Риббентроп в письме Сталину вежливо поддел его: «…советский нефтяной центр в Баку и нефтепорт в Батуми, несомненно, уже в этом году сделались бы жертвой британских покушений, если бы разгром Франции и изгнание английской армии из Европы не сломили бы английский дух нападения как таковой и не положили бы внезапный конец всем этим махинациям».

Об этих и других планах советского командования весной 1940 года подробно и пишет Марк Солонин. К сожалению, он ни словом не поминает о том, что это были планы не первого, а ответного удара. Из текста г-на Солонина следует, что Сталин ни с того ни с сего весной-летом 1940 года хотел внезапно обрушиться на Англию.

Здесь приведу еще один любопытный факт: за две недели до 22 июня 1941 года все германские торговые суда покинули порты СССР, советские же ходили в нормальном режиме.

На самом деле никаких намерений неспровоцированно напасть ни на Англию, ни на Германию в СССР не было и быть не могло. Это азы политики – «сидеть на горе и смотреть, как тигры дерутся в долине». Зато если бы запылали наши города Баку и Батуми, в Мурманске, как и в 1918 году, высадилась бы британская морская пехота, а Сталин вместо того, чтобы послать бомбардировщики на Суэцкий канал, запросил бы Лондон: «Чего изволите?», русский народ не понял бы генсека. У нас менталитет не тот.

Опубликовано в выпуске № 7 (373) за 23 февраля 2011 года

Аватар пользователя Олег
Олег
23 февраля 2011
Хороший аргументированный ответ М. Солонину. Но лично мне уже кажется, что читать авторов типа Солонина можно читать только тем, кто вообще ничего не знает об СССР, - такое редкое пренебрежение фактами и очень "специализированный" их отбор и истолкование в угоду весьма примитивной теории о роли Сталина в развитии страны.
Аватар пользователя Морозов
Морозов
24 февраля 2011
Олег, 12:23, 23 февраля 2011 Хороший аргументированный ответ М. Солонину. Но лично мне уже кажется, что читать авторов типа Солонина можно читать только тем, кто вообще ничего не знает об СССР, - такое редкое пренебрежение фактами и очень "специализированный" их отбор и истолкование в угоду весьма примитивной теории о роли Сталина в развитии страны. Edf;ftvsq
Аватар пользователя SamSamuel
SamSamuel
24 февраля 2011
С восхищением читаю комментарии г-нк Широкограда! Превозносить и ставить в пример предвоенную политику (1937-1941 гг.), большевисткого руководства СССР, во главе с г-ном Сталиным (Джугашвили), это значит отрицать очевидное. Данная политика заигрывания и "братства по оружию" с гитлеровской Германией привела к трагедии 1941 года. Человек, который считает, что Гражданская война, развязанная большевиками в 1917-1918 гг, оправдывает политику дружбы с фашисткой Германией (через 20 лет!), в пику Англии, как минимум наивен.Как максимум - защищает всеми способами большевисткие мифы. И отдельно хотел передать г-ну Широкограду. К слову уж. Российская авиация родилась не в 1918 году, согласно указам большивиком и лично г-ном Ульяновым (Лениным). Российская школа авиастроения уже к 1915-1916 была признанным лидером в мировой авиа индустрии стратегической авиации (эскадрильи машин семейства "Илья Муромец"), гениального русского авиаконстуктора И.И.Сикорского. Именно на заводах Сикорского в Санкт-Петербурге и Москве, начинают работать будущие великие Поликарпов и Туполев. И именно большевики заставили (хорошо просто не растреляли) Сикорского отправиться в эмиграцию. Исключительно для информирования г-на Широкограда.
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
17 марта 2011
Для информирования г-на Широкорада добавлю: - дальность полета "Стирлинга" 1190 км - дальность полета "Галифакса 1370 км - дальность полета самого удачного и массового "Ланкастера" 1650 км - дальность полета "летающей крепости" B-17G (последняя из массовых модификаций) 1760 км Где тут 4827 км "для ударов по СССР"? Весь прочий набор имперских штампов не заслуживает обсуждения. Ни логики, ни фактов, ни тезиса, ни аргументов. Поток кипящего сознания совкового реваншиста
Аватар пользователя SNV
SNV
05 мая 2011
Вася Пупкинд, 23:44, 17 марта 2011 Для информирования г-на Широкорада добавлю: - дальность полета "Стирлинга" 1190 км - дальность полета "Галифакса 1370 км - дальность полета самого удачного и массового "Ланкастера" 1650 км - дальность полета "летающей крепости" B-17G (последняя из массовых модификаций) 1760 км Где тут 4827 км "для ударов по СССР"? Будя брехать-то. Где таких цифр по дальности полета набрал? Хотя бы по википедии поискал бы. Дальность полета (боевой радиус действия), км: B-17G - 3219 км с 2277 кг бомб Авро "Ланкастер" - 4 600 км Шорт "Стирлинг" - 3750 км
Аватар пользователя Олег
Олег
23 февраля 2011
Хороший аргументированный ответ М. Солонину. Но лично мне уже кажется, что читать авторов типа Солонина можно читать только тем, кто вообще ничего не знает об СССР, - такое редкое пренебрежение фактами и очень "специализированный" их отбор и истолкование в угоду весьма примитивной теории о роли Сталина в развитии страны.
Аватар пользователя Морозов
Морозов
24 февраля 2011
Олег, 12:23, 23 февраля 2011 Хороший аргументированный ответ М. Солонину. Но лично мне уже кажется, что читать авторов типа Солонина можно читать только тем, кто вообще ничего не знает об СССР, - такое редкое пренебрежение фактами и очень "специализированный" их отбор и истолкование в угоду весьма примитивной теории о роли Сталина в развитии страны. Edf;ftvsq
Аватар пользователя SamSamuel
SamSamuel
24 февраля 2011
С восхищением читаю комментарии г-нк Широкограда! Превозносить и ставить в пример предвоенную политику (1937-1941 гг.), большевисткого руководства СССР, во главе с г-ном Сталиным (Джугашвили), это значит отрицать очевидное. Данная политика заигрывания и "братства по оружию" с гитлеровской Германией привела к трагедии 1941 года. Человек, который считает, что Гражданская война, развязанная большевиками в 1917-1918 гг, оправдывает политику дружбы с фашисткой Германией (через 20 лет!), в пику Англии, как минимум наивен.Как максимум - защищает всеми способами большевисткие мифы. И отдельно хотел передать г-ну Широкограду. К слову уж. Российская авиация родилась не в 1918 году, согласно указам большивиком и лично г-ном Ульяновым (Лениным). Российская школа авиастроения уже к 1915-1916 была признанным лидером в мировой авиа индустрии стратегической авиации (эскадрильи машин семейства "Илья Муромец"), гениального русского авиаконстуктора И.И.Сикорского. Именно на заводах Сикорского в Санкт-Петербурге и Москве, начинают работать будущие великие Поликарпов и Туполев. И именно большевики заставили (хорошо просто не растреляли) Сикорского отправиться в эмиграцию. Исключительно для информирования г-на Широкограда.
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
17 марта 2011
Для информирования г-на Широкорада добавлю: - дальность полета "Стирлинга" 1190 км - дальность полета "Галифакса 1370 км - дальность полета самого удачного и массового "Ланкастера" 1650 км - дальность полета "летающей крепости" B-17G (последняя из массовых модификаций) 1760 км Где тут 4827 км "для ударов по СССР"? Весь прочий набор имперских штампов не заслуживает обсуждения. Ни логики, ни фактов, ни тезиса, ни аргументов. Поток кипящего сознания совкового реваншиста
Аватар пользователя SNV
SNV
05 мая 2011
Вася Пупкинд, 23:44, 17 марта 2011 Для информирования г-на Широкорада добавлю: - дальность полета "Стирлинга" 1190 км - дальность полета "Галифакса 1370 км - дальность полета самого удачного и массового "Ланкастера" 1650 км - дальность полета "летающей крепости" B-17G (последняя из массовых модификаций) 1760 км Где тут 4827 км "для ударов по СССР"? Будя брехать-то. Где таких цифр по дальности полета набрал? Хотя бы по википедии поискал бы. Дальность полета (боевой радиус действия), км: B-17G - 3219 км с 2277 кг бомб Авро "Ланкастер" - 4 600 км Шорт "Стирлинг" - 3750 км

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц