Версия для печати

Ленд-лиз: маршруты, объемы и долг

Барятинский Михаил
Северные конвои… Одна из самых героических и одновременно трагических страниц Второй мировой войны. Суда с грузами для СССР шли из портов США, Великобритании и Исландии в Архангельск и Мурманск. Но северный маршрут, о котором вспоминают чаще всего, был не единственным и далеко не самым главным в системе поставок всего необходимого Советскому Союзу для противоборства с нацистской Германией и ее сателлитами.
Северные конвои… Одна из самых героических и одновременно трагических страниц Второй мировой войны. Суда с грузами для СССР шли из портов США, Великобритании и Исландии в Архангельск и Мурманск. Но северный маршрут, о котором вспоминают чаще всего, был не единственным и далеко не самым главным в системе поставок всего необходимого Советскому Союзу для противоборства с нацистской Германией и ее сателлитами.
{{direct}}

Поставки с севера

Оружие и боевая техника, автомобили и промышленное оборудование, сырье и материалы в СССР поступали по трем основным путям – северному, тихоокеанскому и трансиранскому. Причем через Дальний Восток грузов было доставлено вдвое больше, чем через российский север. И пропускная способность «персидского коридора» также превысила возможности портов Архангельска и Мурманска: 23,8 и 22,7 процента соответственно.

Чем же объясняется чрезвычайная важность северного маршрута? Он являлся самым коротким. На весь путь в две тысячи миль по трассе шириной до 200 миль караваны судов затрачивали 10–12 суток. Удобство использования незамерзающего мурманского порта было бесспорным. Проблему увеличения его пропускной способности за счет оснащения дополнительным оборудованием с помощью американцев удалось бы решить достаточно быстро. Однако в 10 минутах полета от Мурманска базировалась немецкая авиация, подвергавшая город постоянным бомбардировкам. С отражением ее налетов силы ПВО в начале Великой Отечественной не справлялись. Кроме того, линия фронта проходила в 40 километрах от города, а железную дорогу, связывавшую его со страной, перерезал противник.

Поэтому первые конвои направлялись в Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск). Оба этих порта, как и Мурманск, связывала с центральными районами страны железная дорога. Их недостаток – они замерзающие, что заставляло зимой прерывать навигацию. Кроме того, и тот, и другой уступали Мурманску в пропускной способности. Так, архангельский порт одновременно мог принять под разгрузку не более пяти судов с осадкой до 5,5 метра. Не был он приспособлен и для приема тяжелых и крупногабаритных грузов, таких, как танки и паровозы. В нем имелось всего два плавкрана грузоподъемностью 25 и 50 тонн и шесть (!) автомобилей. Короче говоря, для обработки ленд-лизовских грузов требовалась кардинальная модернизация порта.

Распоряжение о его реконструкции Сталин отдал уже 7 сентября 1941 года. Спустя месяц в Архангельск доставили краны из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска и даже Владивостока, до сотни автомобилей, 15 барж, 6 буксиров. В порту трудились три военизированные рабочие колонны – три тысячи грузчиков, что почти вчетверо превышало потребность порта в рабочей силе в самую напряженную довоенную навигацию.

Неузнаваемо изменился и погрузочный район в Молотовске. В кратчайшие сроки аванучасток «Экономия» превратился в новый порт с большим количеством причалов, складов и соответствующими глубинами у причалов. К сожалению, опробовать его в полной мере в 1941 году не удалось – холода наступили очень рано, Белое море встало, навигация прекратилась. А в 1942-м, после того как ввели в строй железнодорожную ветку Беломорск – Обозерская, основным местом разгрузки вплоть до конца войны вновь стал Мурманск.

Коллаж Андрея Седых

Не меньше проблем было и с обеспечением перевозок транспортными судами или, как говорят моряки, тоннажем. Предполагалось, что СССР ежемесячно будет получать около 500 тысяч тонн грузов, для чего требовалось задействовать как минимум 100 современных судов со скоростью не менее 9 узлов. Ссылаясь на закон о нейтралитете, США вплоть до декабря 1941 года фактически отказывались участвовать в перевозках. Советский Союз исходя из возможностей тоннажа мог сам перебросить не более пятой части грузов. В итоге основная тяжесть их доставки в 1941–1942 годах легла на Великобританию. На британские ВМС возлагалось и обеспечение безопасности конвоев.

До конца 1942 года конвои, идущие на восток, обозначались индексом PQ, а на запад – QP, затем до конца войны их именовали JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51-го. В 1941-м северным маршрутом прошло 7 конвоев – от пробного «Дервиш» до PQ-6, причем ни транспорты, ни корабли эскорта потерь не имели. Но после поражения вермахта под Москвой германское командование, осознав важность арктических конвоев, бросило против них авиацию, корабли и подводные лодки и число погибших транспортов стало расти. Иногда до катастрофических размеров, как было с печально известным PQ-17... Это послужило причиной неоднократного прекращения перевозок.

Кстати, цифры, подводящие итог функционирования северного маршрута, в советских и британских источниках почти идентичны. Согласно последним в 1941–1945 годах в СССР ушло 40 конвоев – 811 транспортов, 720 из них прибыло в пункты назначения, 58 погибло и 33 вернулось в порты отправления. «Советская военная энциклопедия» насчитала 42 каравана с 813 судами.

«Персидский коридор»

В 1943 году, когда союзники почти свернули движение по северному маршруту ввиду его исключительной опасности, доля поставок по «персидскому коридору» достигла максимума – 33,5 процента. Но вначале надо напомнить, как возник этот путь.

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряженная обстановка. Гитлеровское руководство планировало превратить страну в плацдарм для нападения на СССР. 17 августа 1941 года иранскому правительству была вручена совместная англо-советская нота, содержавшая требование о высылке немецких специалистов. Ответ официального Тегерана в Лондоне и Москве признали неприемлемым и 25 августа советские и английские войска вступили на территорию Ирана. В результате удалось обеспечить создание канала для доставки вооружения и военных материалов в СССР.

До осени 1942 года работу портов, железных и автомобильных дорог в Иране и Ираке организовывали англичане. Но с увеличением объема перевозок коммуникации на иранской территории стали тормозом всего южного маршрута. Недовольные этим американцы в октябре 1942 года взяли все трассы под свой контроль. Численность войск США в Иране к 1944-му возросла до 30 тысяч. Однако англичане по-прежнему несли ответственность за южные районы Ирана (до Тегерана), а в северной части страны фактически властвовал Советский Союз. Все это обеспечило резкое увеличение потока грузов из Персидского залива в СССР.

Основным предприятием, занимавшимся транспортными операциями, являлось объединение Ирансовтранс, основанное в 1935 году. К 1943-му оно структурно изменилось из-за образования новых отделов, служб, периферийных контор, агентств и получило наименование Советское транспортное управление (СТУ). Его персонал насчитывал 1500 человек, в том числе 775 граждан СССР. Многие подразделения возглавляли офицеры РККА, специалисты по эксплуатации самолетов и автомобилей, железных и шоссейных дорог, хранению боеприпасов и горюче-смазочных материалов, в сфере снабжения и др. Деятельностью СТУ в Иране руководило командование тыла Красной армии. На территории СССР в перевозку грузов включились тыловые части Закавказского, Северо-Кавказского и Туркестанского военных округов, Каспийская военная флотилия, Каспийское пароходство, порты Баку, Красноводска, Махачкалы, Закавказская и Ашхабадская железные дороги, многие автомагистрали.

Союзники наряду с реконструкцией портов возвели на берегах Персидского залива крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Они также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы.

Стены четырех американских и двух английских авто-сборочных заводов, нескольких автосборочных станций за неполные три года покинули 191 075 автомобилей, в том числе 184 112 – для Советского Союза. Ежемесячно в СССР перегонялось не менее трех тысяч машин – автоколоннами (40–50 единиц в каждой) с вооруженной охраной. Командовали ими советские офицеры и сержанты. Шоферов не хватало и поэтому было решено нанимать водителей из местного населения, а также набирать желающих и обучать их управлению автомобилем. Безопасность трассы южнее Тегерана обеспечивали в основном индийские военнослужащие.

Ветеран-шофер П. Демченко вспоминал: «На всю жизнь запомнились мне те 2500 километров по узким горным дорогам, через крутые перевалы с бесчисленными слепыми поворотами, через раскаленную пустыню, окутанную густой пылью, которую не в состоянии пробить никакой свет фар. И все в темпе: быстрей, быстрей – фронт не ждет, там еще тяжелее. Едва сдали в Джульфе машины и груз, сразу же в обратный путь...

Были аварии, диверсии, бандитские налеты. Много наших могил осталось на том пути. Гибли также иранцы и арабы, помогавшие нам. Не обходилось без жертв и у западных союзников».

Из Андимешка, Хорремшехра, Бушира и Шуайба (Ирак) автомобили шли отнюдь не порожняком. Таким образом в СССР переправили 434 000 тонн грузов на американских машинах, 36 000 – на английских, 221 000 – на иранских, 1 615 000 – на советских.

Самолеты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали два советских авиаполка, укомплектованных опытными летчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Вслед за открытием союзниками второго фронта во Франции поставки в СССР через «персидский коридор» пошли на убыль. В августе 1944 года в Басру пришло лишь шесть транспортных судов, а в сентябре – всего один транспорт. В октябре закрылись английский сборочный автозавод в Рафадайе и авиационный сборочный центр в Шуайбе. В ноябре 1944 года последние автомашины выехали из самого большого сборочного завода в Андимешке. Два последних судна с грузами для Советского Союза прибыли в декабре 1944-го, после чего Советское транспортное управление ликвидировали.

Главная трасса

Всю войну самым крупным и спокойным был дальневосточный маршрут. Здесь наибольшая нагрузка легла на наши суда. Они, так как Япония с СССР не воевала, следовали в советские и американские порты почти беспрепятственно. Японцы торпедировали лишь несколько транспортов.

Основным портом здесь стал Владивосток, в котором одновременно могли разгружаться 15 океанских судов. Главным недостатком дальневосточного маршрута являлась его удаленность от фронта. Грузы, сравнительно быстро доставленные в СССР, на две-три недели задерживались на Транссибе из-за ограниченной пропускной способности магистрали.

Наиболее выгодным оказался и дальневосточный перегоночный авиационный маршрут, по которому самолеты направлялись с Аляски на фронт, минуя стадии промежуточных сборок и разборок.

Изменение обстановки на фронтах Европы и подготовка к развертыванию Советским Союзом военных действий против Японии обусловили и перераспределение грузопотока по маршрутам. На первое место выдвинулся дальневосточный путь. С июня 1943 по сентябрь 1945 года по нему проследовало свыше 940 судов, которые перевезли 7 087 000 тонн грузов. 60 процентов из них были доставлены в СССР на завершающем этапе войны.

Общая стоимость союзнических поставок в Советский Союз в 1941–1945 годах оценивается в 13,3 миллиарда долларов (11,36 миллиарда – из США, 1,693 – из Великобритании и 200 миллионов – из Канады). Что же касается подробного перечня всего полученного Советским Союзом, то тут сведения, приводимые в различных источниках, существенно отличаются друг от друга. Объясняется это довольно просто: во-первых, в поставки то включают, то не включают грузы, поступавшие в 1941 году за наличный расчет и формально к ленд-лизу не относившиеся, во-вторых, данные приводятся на разные даты – то на июль, то на сентябрь или даже декабрь 1945 года, а в некоторых источниках – и на конец 1944-го!

В свою очередь СССР отправил в США сырье в качестве «обратного ленд-лиза» на 2,2 миллиона долларов, что в 2,5 раза меньше суммы помощи, которую оказал Советскому Союзу Красный Крест.

Платежом не красен?

Переговоры о долге СССР за ленд-лиз велись с 1947 года, причем Соединенные Штаты настаивали лишь на оплате невоенных поставок (паровозы, электростанции, станки и т. п.) стоимостью 2,6 миллиарда долларов. На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь незначительную часть и встретили прогнозируемый отказ американской стороны.

В 1949-м переговоры тоже ни к чему не привели. В 1951 году США дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 миллионам долларов, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 миллионов. По мнению правительства СССР, расчет надо вести не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Каковым должны были стать пропорции при определении долга Великобритании перед США в марте 1946 года.

Переговоры в очередной раз возобновились уже после смерти Сталина, поэтому тон их несколько смягчился. Наряду с ранее переданными ледоколами, фрегатами и несколькими транспортами Советский Союз согласился вернуть США еще 127 судов и уничтожить под наблюдением американских контролеров 90 боевых кораблей. Остальные были объявлены утраченными, как и некоторое количество самолетов, танков и других образцов боевой техники и вооружения.

Соглашение о порядке погашения долгов по ленд-лизу удалось заключить лишь в 1972-м. СССР обязался до 2001 года заплатить 722 миллиона долларов, включая проценты. К июлю 1973-го были осуществлены три платежа на общую сумму 48 миллионов долларов, после чего выплаты прекратились в связи с введением Соединенными Штатами дискриминационных мер в торговле с Советским Союзом (поправка Джексона – Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению давней проблемы. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 год и сумма – 674 миллиона долларов. После распада Советского Союза долг переоформили на Россию (он по состоянию на 2003 год равнялся примерно 100 миллионам долларов).

Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд-лизу в 11,36 миллиарда долларов СССР, а затем Россия оплатили грузы на 722 миллиона (около 7 процентов). Следует, однако, учитывать произошедшее с 1945 года существенное инфляционное обесценивание валюты США. Так, к 1972 году по сравнению с 1945-м доллар успел подешеветь в 2,3 раза. Однако тогда Советский Союз перечислил Соединенным Штатам только 48 миллионов долларов, а договоренность о выплате оставшихся 674 миллионов была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7,7 раза ниже, чем на конец 1945-го. Следовательно, фактически оплаченная доля поставок по ленд-лизу в разы меньше 7 процентов.

Опубликовано в выпуске № 8 (374) за 2 марта 2011 года

Аватар пользователя Aлексей
Aлексей
03 марта 2011
Не верю!!!!! Штаты стали альтруистами, фактически бесплатно поставили нам вооружений на 11 миллиардов доллоров? Ложь и подтасовка фактов и цифр. Не верю
Аватар пользователя Николай
Николай
07 марта 2011
Алеша, надо не верить, а цифирьки научиться считать! А они говорят, что правда это! Без ленд-лиза мы бы не выиграли. Да и амерам ленд-лиз помог, и уменьшил их потери. Учись у них, сынок.
Аватар пользователя Фанатик
Фанатик
10 марта 2011
Идея статьи понятна. Мы завалили немцев трупами. Американцы и Англичане вооружали нас до зубов. У нас своего вооружения не было, а если и было то такое гавно, что его даже в расчет брать не стоит. А немцы здали пол Европы и Берлин Советской армии исключительно из человеколюбия, так как не могли больше выносить крававые горы убитых ими Красноармейцев. Вообщем обычная либерастическая муть.
Аватар пользователя Анатолий
Анатолий
14 марта 2011
пару соображений : 1. на ряду с тем, что Англия получила помощи в 3 раза больше СССР, она считает, что поставки Альбиону по "странной-аренде" покрыли лишь 10 % её потребностей. источник - Вики & TV-History. 2. по нек.данным при получении помощи от МВФ в 1992 году с нас содрали долг по л.лизу в размере 600 млн.$ на ряду с тем, что за Аляску США так и не расплатилось - оплата утопла в Балтике и после её инфлирования к сег.дню составляет более 1,0 bn $...
Аватар пользователя Алексей
Алексей
17 марта 2011
Николаю Сынок твоей мамы сын недоделаный!!! Тебе я говорю, что ты можешь верить в что угодно. Но правда одна. Ее можно извратить, не замечать, орицать, но она все равно будет существовать. То что касается ленд-лиза, то он конечно оказал свое положительное влияние на ход войны, но не нужно его переоценивать. Более или менее заметное влияние ленд-лиз стал оказывать только после Сталинградской битвы. Даже в Курском сражении количество импортного вооружения было не значительно. Автор что-то там писал про поставки оружия Советскому Союзу в 1941 году, но это же очевидная ложь. ВОВ началась 22 июня 1941 года, а это конец первого полугодия. Вы меня извините, но за шесть месяцев только договриться между государствами о поставках военного имущества сложно, тем более что Англия и штаты до начала ВОВ занимали явно антисоветскую позицию. А если учесть еще отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, сборачных заводов (про это писал сам автор) и протяженость маршрутов доставки, то мне просто удивительно откуда такое голословное утверждение автора про поставки вооружения Советскому Союзу в 1941 году. Вывод: Советский Союз вполне мог обойтись без Ленд-Лиза. Все серьезные сражения, которые перломали ход войны были выграны с использованием в подавляющем большинстве Советского вооружения. А ленд-лиз это америко-английская отмазка от ведения полномаштабных боевых действий, на которой они очень хорошо нажились.
Аватар пользователя Gwer
Gwer
20 марта 2011
Алексей, верите ли Вы или нет - это Ваше личное дело. Но заметьте - вне зависимости от Вашей "веры" историческая реальность существует отдельно, независимо и уже неизменно. То, что было - так и останется им, в прошлом. Изменить или подделать его невозможно, только если как в совдепии - целенаправленное искажение истории. Но тут Вам надо напомнить слова президента США А.Линкольна: "Можно обманывать весь народ какое-то время, можно даже обманывать часть народа все время, но нельзя обманывать весь народ все время" Так вот, пришло время говорить правду, хотя никто и не обещал что она будет белая и пушистая. Она такова как она есть, как было в действительности, она - не сказки и не мифы. Так вот, БЕЗ помощи союзников - 51% нашей боевой авиации никуда бы не полетел - по ленд-лизу было поставлено 51% авиационного высокооктанового бензина. И каким образом танки, сделанные на Урале доехали бы до передовой, если за все время войны совдепия построила 1 087 вагонов, а по ленд-лизу было поставлено 11 075 вагонов, и чем бы тянули эти вагоны? За время войны совдепия сделала 800 паровозов, а по ленд-лизу получила 1900... да и по каким путям бы ехали эти самые вагоны и паровозы ? - 56.5% всех использованных рельсов было поставлено по ленд-лизу. А как бы Красная Армия подвозила оружие и другие грузы к передовой, на что бы устанавливала катюши, чем бы возила орудия? - по ленд-лизу было поставлено 409,5 тыс. автомобилей - это в 1,5 раза больше произведенных в совдепии за время войны. Причем 150 тыс. из них были Студебеккеры US-6, в противоположность "совдеповской" полуторке. Studebaker US-6, дв. 95л.с., номин.вес груза - 2.5т., реально вез 5т., скорость по дороге – 72км., три ведущие оси (колесная формула 6×6), высокое расположение всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. "Советская" полуторка (лицензионная копия американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года.) - ГАЗ-АА 4х2 и его модернизированный вариант ГАЗ-ММ. Дв.40 л.с., скорость по шоссе 70км., вес перевозимого груза - 1.5т. Известна решающая роль подвижных артиллерийских групп (ПАГ) – специальных сводных подвижных арт.груп с противотанковыми орудиями, созданных для отражения немецкого контрнаступления под венгерским озером Балатон. Так вот, эти ПАГи, созданные генералом артиллерии Неделиным (были созданы на базе Студебеккров), были тем оружием которое остановило танки 6-й немецкой танковой армии СС Зеппа Дитриха...т.к. танков на этом направлении у нас не хватало - они все наступали на Берлин... Так что Вы, Алексей, можете оставаться со своей "верой" и дальше - пребывайте в стране сказок и грез. Но правда жизни совсем другая ...
Аватар пользователя Драгун
Драгун
24 марта 2011
За Аляску амеры расплатились векселем на английский банк,вообще ее покупать не хотели ,только благодаря взяткам больше 100тыс долл. удалось "уговорить" конгрессменов. Потом у них еще долго была поговорка -"купить Аляску",что значило купить очень дорого ненужную вещь. Насчет лендлиза ,то советская статистика вещь чрезвычайно лживая ,считала эту помощь в ТОННАХ и сравнивала с произведенным советским вооружение в соотношении сколько тонн получили от США и сколько тонн сделали сами !!!Получалось меньше ШЕСТИ процентов . А то что весь алюминий для самолетов, все радиостанции для танков и самолетов,много очень хороших приборов, и прочая и прочая , как бы не замечают.Одно время "патриоты" критики так разошлись при Хруще что даже Жуков возмутился и в мемуарах написал что помощь по лендлизу оказала ОГРОМНУЮ роль для победы наз нацизмом.
Аватар пользователя rivershkiper
rivershkiper
08 сентября 2011
К вопросу о том, что СССР не выиграл бы войну без лендлиза. Выиграл бы - массированные поставки начались только в 43-м, до этого они шли эпизодически. Просто ленд-лиз облегчил задачу промышленности СССР. Что же касается качества поставляемых образцов - американцы были не идиоты, что бы запросто на сторону отправлять самое лучшее. И опять же - я согласен с Жуковым - помощь была огромная. Но не будь ее - СССР бы все равно выиграл войну. Но с большими потерями.
Аватар пользователя Ростислав
Ростислав
27 августа 2012
To Gwer: Насчет авиабензина и боевой авиации: возьмите калькулятор, почитайте википедию (статья о ленд-лизе) и сравните информацию с вашим любимым Соколовым, на чьих бреднях вы и основываете свое безапелляционное суждение. Исходные данные одни и те же... Просто Соколов считать не умеет и уроки химии в школе прогуливал :) Паровозы и вагоны - та же история. 11 075 вагонов и 1900 паровозов. Подавляющее большинство подвижного состава поступило от союзников с середины 1944 до августа 1945. Напоминаю общеизвестные факты: 1941 год: беспрецедентная в мировой практике эвакуация промышленности преимущественно жд транспортом, колоссальный объем жд перевозок с запада на восток и востока на запад (эвакуируется гражданское население, перебрасываются миллионы солдат, море техники, боеприпасов и т.д. и т.п.). ЧЕМ? Да, значительная часть подвижного состава была уничтожена/повреждена, НО: а) до войны в СССР было 25-26000 паровозов и около 600000 (шестьсот тысяч) вагонов. Так что там насчет 1900 паровозов и драных 11000 вагонов в 44-45? И еще информация к размышлению: "Ведь только за период зимнего наступления Советской Армии (ноябрь 1942 г. — 31 марта 1943 г.) нашими войсками было захвачено... 890 паровозов, 22 тыс. вагонов" "Только в Одессе трофейные органы 3-го Украинского фронта обнаружили 1900 вагонов, загруженных имуществом, награбленным гитлеровцами на Украине" Даже если предположить, что в этих цитатках цифры завышены, общие трофеи подвижного состава многократно перекрывали поставки по ленд-лизу. Существовала, конечно, небольшая проблемка перешивки рельсов, переоборудования "евровагонов"-"европаровозов" под советские стандарты, но это уже другая история. Конечно, если есть желание пребывать "в стране сказок и грез"... :)
Аватар пользователя кот-333
кот-333
06 декабря 2013
Я считаю что не мы должны США за Ленд-лиз,-а США нам,за свою жизнь и свободу,как земля колхозу.
Аватар пользователя Vladimir
Vladimir
17 января 2014
Уинстон Черчилль в декабре 1940Г
Аватар пользователя Vladimir
Vladimir
17 января 2014
Уинстон Черчилль в дек.1940 г. написал Президенту Рузвельту,отдыхавшему на океанских островах вблизи Соединённых Штатов, истерическое письмо с пометкой SOS, мол,люди у нас есть,вооружений -нет. Он слёзно просил американского Президента срочно помочь вооружением.Рузвельт внял мольбе Черчилля и и стал поставлять ему вооружения.После начала blitzkrieg'a Адольфа Гитлера против сталинской России(22.06.1941)Сталин оказался в той же ситуации,что и Черчилль в конце 1940г.:люди есть,оружия - нет.Рузвельт принял аналогичное решение, что и в случае с Черчиллем(Московский Протокол,авг.-сент.1941г.и дальнейшие шаги).Один военный спец.(видеоролик)сказал,что уже в битве за Москву из принимавших участие танков 50% были американские.Дальше - больше.Осенью 1942г.Рузвельтом был срочно организован т.н.Персидский коридор,по которому американский Президент лихорадочно стал гнать гигантские объёмы вооружений - прямо на Сталинградский фронт!К тому же коварный,хитрый Рузвельт договорился с Черчиллем,чтобы львиная доля поставок вооружений в Англию перенаправлялась в Советский Союз - поддержать Сталина, "my brother Joe",как того назвал Рузвельт на Тегеранской конференции(ноябрь 1943г.).Всё это стало возможным в силу тайного сговора трёх политических гангстеров о скоординированных действиях против национал-социалистической Германии,начиная с июня 1940г.,когда сталинские филеры стали искать контакта с англо-американцами(за спиной А.Гитлера.NB!) и нашли понимание.(См. напр.:David Irving - Hitler's War and War Path; Motter - Persian Corridor.Aid to Russia.).Так что Сталин - это по сути политическая проститутка,ударившая во все тяжкие,чтобы сохранить свою власть.Расплачивались же за предательство Сталина миллионы его "заложников",т.н. "советские люди".No thanks!
Аватар пользователя Лео
Лео
19 января 2014
Интересен также вопрос, захватил бы Гитлер всю Европу без поставок согласно пакту Молотова-Риббентропа, или нет? Думаю, что справился бы сам. Так и СССР бы справился сам. Но не надо изображать все так будто до 44 СССР воевал один. На море Англия побеждала, не позволив Гитлеру высадиться на острове уже в 1940 году. Затем, африканский корпус Ромеля весь был взят в плен (до 300 тыс. чел.). Выплаты по ленд-лизу были фактически заморожены из-за начала "холодной войны". Кто же это будет платить врагу? Кстати, о долгах и "дружеской" помощи, кто интересуется историей, могут почитать исторический роман Фейхтвангера "Лисы в винограднике". О том, как Франция помогала 13-ти американским штатам в борьбе за независимость от Англии.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
19 января 2014
Ну хорошо, без ленд-лиза нам капут... а почему это, после успешной индустриЯлизации, после до зубов вооружённых толп РККА (с)Марк, после мегатыщ тридцатьчетвёрок и трещёток Шпагина, судьба СССР решалась поставками по ленд-лизу? Как такое возможно, когда уважаемый Марк, все уши прожужжал о великолепных радиостанциях РККА (и даже УКВ!!!), которыми промышленность буквально заваливала фронт, зачем же нам радиостанции по ленд-лизу, слали бы то чего не было у нас на вооружении, но связь то у нас была. Или не её все же таки не было, иначе трудно представить, зачем РККА потребовалось 500.000 полевых телефонов, а как рейхстаг штурмовать, так ТАИ-27 у связистов. Вопрос, а где же были лендлизовские телефоны, если у наших связистов в Берлине, были ТЛФ аппараты образца ПМВ? И о какой такой связи вообще говорит Уважаемый Марк... зачем нам нужно 4.000.000 км. полевого провода по ленд-лизу, если РККА по мнению Марка, завалена распрекрасными (и даже УКВ!!!) радиостанциями. Ленд-лиз, такая же мутная история как индустриализация, подготовка к войне, сдача Павловым ЗВО, убийство Сталина и снос СССР. Оценить ленд-лиз отдельно нельзя, а для интегральной оценки истории СССР и России, не хватает политической воли, максимум это единый учебник истории, висящий на безумной концепции.
Аватар пользователя С.А.МУМ
С.А.МУМ
19 января 2014
Вокруг Ленд-лиза ,действительно,много всякого мусора.Но если ,прямо сейчас, посмотреть вокруг (по квартире) то сразу верится,что Т-34-85 появился после поставки американцами станка для расточки увеличенного погона башни (таких не было в СССР). А взгляд подтверждает, вокруг нет НИЧЕГО изобретенного в СССР (или России). Комп,мобила,сплит,шуруповерт,еврокно и "Фольксваген" за окном,стиралка ,чайник , утюг,микроволновка,сайдинг,монтажная пена,эконом-лампа,пылесос-робот,принтер,сканер.....Посмотрите чьи марки на всем этом ?
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
20 января 2014
Американцы на редкость тупые. С этим нельзя не согласиться. Им бы надо было прекратить все поставки в СССР, начиная со второй половины 43-го года, когда конечное поражение Гитлера стало уже всем понятным, прекратить стратегические бомбардировки Германии, прекратить топить немецкие суда в Атлантике. И патриотам бы стало на душе гораздо легче: плюс 2-3 года войны, плюс 5-10 млн. трупов русских солдат, зато тезис о том, что "мы бы из без ихнего паршивого ленд-лиза победили" стал бы гораздо более убедительным.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
20 января 2014
Угроза сепаратного мира Рейха с западом была и полог этой опасности, был только приоткрыт в 17-ти мгновениях весны. Сталин знал о такой возможности и для её недопущения, ему пришлось идти на большие жертвы. Все т.н. "неподготовленные" (а они и не могли быть иными) наступления и броски на Запад, тот же Ржев-Вязьма. Или компания 42-го года, случились не из-за необразованного отрепья в руководстве(с)Марк и не из-за вооружённых толп РККА, о чём горазд порассуждать Уважаемый Марк. Это были рывки живого организма, рывками героического русского Народа, который не с фашизмом боролся, а с окончательным решением своего вопроса, которое могло прийти и от наших союзничков, которые требовали видимых успехов от РККА и руководства страны. Это были рывки из капкана, из полной зависимости от США, в которую затащили СССР великие организаторы индустриялизации. И если в чём то и была ошибка Сталина, то в том, что начиная с конца 20-х годов, его эффективные мэнеджэры, развернули слив бабла в САСШ, в ущерб отношениям с Германией, в которой бы и фашизма никакого не было бы возможно, веди себя иначе Россия. И США ещё не известно как выбирались бы из своей великой депрессии, если бы не русское золотишко, текущее к ним через Амторги и Торгсины. Да, Сталин и руководство России были ещё слабы в конце 20-х годов, всем рулили скумбриевичи и берлаги, а корейки воровали триллиардами. Но и союзнички наши, побаивались смычки русского и немецкого народов, ведь удайся покушение на АГ и могло случится перемирие с Германией, а там глядишь и совместный удар по цитадели демократии... Лондону. Но всё было как было, вермахт капитулировал и наш Народ выиграл войну и о причудах сепаратного мира, стало непринято говорить... действительно, если ленд-лиз остановился бы, то уже мало что мешало бы Смоленским переговорам 42-го года.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
20 января 2014
Если сказать ещё лучше, то поджигатели Второй Мировой, в лице ведущих демократий мира, не рассматривали ленд-лиз как какую то союзническую помощь, это была сделка за наши с вами деньги. Сделка, параметры и истинная стоимость которой, была известна с середины 30-х годов, когда СССР сделали полностью зависимым от англосаксонского технологического уклада. Параметры такие: 1. как бы помощь, но в основном едой, оружие второсортное и никогда не передовое, а основном инфраструктурное обеспечение: рельсы, бензин, пуговицы, машины, станки и никаких технологий и всё за золото. 2. ленд-лиз для России, должен быть в разы меньше чем для невоюющей Англии, которой передаются и технологии и передовое вооружение и условия для развития своих технологий на территории США 3. ленд-лиз для России, должен обеспечить не возможность её поражения и одновременно, не давать возможность выиграть войну, у более передовой в техническом плане Германии, которую предписывалось вбамбливать в каменный век, пока её солдаты убивают русских солдат. 4. у Сталина не будет выбора, и он будет вынужден выполнять все условия англосаксов, неся сверх потери и решая вопрос с квантунской армией. Хотя многим кажется, что в Японию мы могли бы и не лезть, ведь отказался же Сталин выплачивать ленд-лизовский долг, на условиях отличных от условий для англичанки. Отказался, а от войны с Японией не смог и не ЯО тому причина, а условия предоставления ленд-лиза, которые были подписаны кем?
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
20 января 2014
Фактически, ленд-лиз стал лишь продолжением предвоенной колонизации России, которая должна была снести в утиль, любые поползновения к русско-немецкому сотрудничеству. Эта политика строилась не Сталиным, он лишь соглашался с дорожной картой, которую на рубеже 30-хх, ему подсунуло истинное руководство страной. Академия наук, Коминтерн, госдеп и множество торгово-разведывательных структур типа амторга и торгсина, которые меняли русское золото, на стеклянные бусы индустриализации. Теперь что касается карусельных станков для Т-34-85. необходимость в станках повышенной размерности, была известна ещё в 30-е годы и не из-за погонов в т-34-85 башни, а из-за потребностей тяжелой и лёгонькой промышленностей. Однако, как все мы помним, смысл индустриализации, состоял вовсе не в том, что бы в руки России, попали какие то особо передовые технологии производства, позволяющие вести независимую тех.политику, но в том, что бы дать какие то промышленные возможности, не больше, но и не меньше. Сказка о взаимовыгодном сотрудничестве с СССР и Запада, прикрывается действительно бурным ростом промышленности, но такой промышленности, которая была ИЗНАЧАЛЬНО ЗАПРОГРАММИРОВАННА условиями такого сотрудничества. Промышленность могущая выпускать грузовики образца 27 года типа полуторки и самолёты без моторов, уровня середины тридцатых. Предвоенная индустриализация, начало войны с Германией и последующий ленд-лиз, это звенья одной цепи. О которых, вскоре после войны, высказался один из виднейших организаторов индустриализации, выкупленный Сталиным у Белла за много денег, Капица. Который удовлетворённо сказал: россия стала технологической колонией Запада. Это и было целью предвоенной политики англосаксов.
Аватар пользователя С.А.МУМ
С.А.МУМ
20 января 2014
После чтения многочисленных экзерсисов о "звеньях...цепи" , "целью...англосаксов" а позже "коварном Госдепе", так и хочется спросить ,ну а МЫ то что ? Своей головкой не думали? Ах даааа! Ведь вокруг в с е враги ! ? ! ?
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
20 января 2014
думай не думай, а в то время, хотя и было большое количество сторонников сближения России-Германии, однако баблом рулили вовсе не они, а промпартия, с неё и спрос должен быть. Но хрущёвцы все на Сталина, да на народушко наш сиволапый перевели, вот и мыкаемся, то роснанотех финансируем, то украину, то олимпиаду за триллион.
Аватар пользователя Лео
Лео
20 января 2014
Плохому танцору, как известно, яйца мешают. Ну а гениалисимусам мешает свой народ. Какая разница, не было бы ленд-лиза, положили бы еще 10 миллионов русских. "...одна на всех, мы за ценой не постоим". Солониковеды представляют собой особый тип фальсификаторов истории. В отличие от Солониных, которые просто тенденциозно подают факты, Солониковеды применяют нехитрый прием "а если бы бабушка была дедушкой" и в пылу дискуссии утверждают, что она таки да была дедушкой, просто это хрущ ей бороду побрил. В целом, идеологи фашистского подполья готовят в России вооруженный мятеж, по примеру своих украинских братьев. Ответим недобитому фашисту так: «Враг силен и коварен, а наше дело правое, враг будет разбит, и победа будет за нами».
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
20 января 2014
Придурок антифошистский, мы мог ли бы и не сдюжить без ленд-лиза. Но и лизать дяде Сэму, мы не собираемся и никому и ничего не должен русский народ. Нехитрый приём либерастов и антифы, состоит в том, что вы всех держите за быдло и тыкаете нам в нос, какими то миллионами пуговиц, которые якобы, мы получили по лендлизу. Но мы войну по ленд-лизу вашему получили, войну и 30 млн. жертв русского народа. Но пуговицы то, поговицы то зачем нам нужны, если по мнению Уважаемого Марка, РККА была вооружена до зубов. Или пуговичнопрокатные станы в Донбассе остались?
Аватар пользователя Лео
Лео
22 января 2014
Нехитрый приём фашистов и немецких наймитов состоит в том, чтобы уничтожить побольше русских. Прежде всего нужно уничтожать специалистов и офицеров, как в 37-39 годах. Английскую и советскую версию истории фашисты предлагают заменить немецкой. Они откровенно горюют о несостоявшейся оси Берлин-Москва-Токио. Посколько русский народ победить в бою невозможно, это не раз доказала история, немецкие наймиты пытаются взорвать государство изнутри, проповедуя межнациональную рознь и призывая к уничтожению элиты политической, экономической, инженерной, и военной. «Враг силен и коварен, а наше дело правое, враг будет разбит, и победа будет за нами». Вступайте в антифашистское движение! Наши друзья противостоят фашистским недобиткам не только в России, но и на Украине и в прибалтике, где немецкие прихвостни уже выступили с открытым забралом.
Аватар пользователя Лео
Лео
22 января 2014
И репрессии 37-го года, были развернуты пляшущим под дудку немецких наймитов Сталиным. Вступайте в антифашистское движение! Наши друзья противостоят фашистским недобиткам во всей галактике! Да прибудет с вами атифошизъм!
Аватар пользователя Aлексей
Aлексей
03 марта 2011
Не верю!!!!! Штаты стали альтруистами, фактически бесплатно поставили нам вооружений на 11 миллиардов доллоров? Ложь и подтасовка фактов и цифр. Не верю
Аватар пользователя Николай
Николай
07 марта 2011
Алеша, надо не верить, а цифирьки научиться считать! А они говорят, что правда это! Без ленд-лиза мы бы не выиграли. Да и амерам ленд-лиз помог, и уменьшил их потери. Учись у них, сынок.
Аватар пользователя Фанатик
Фанатик
10 марта 2011
Идея статьи понятна. Мы завалили немцев трупами. Американцы и Англичане вооружали нас до зубов. У нас своего вооружения не было, а если и было то такое гавно, что его даже в расчет брать не стоит. А немцы здали пол Европы и Берлин Советской армии исключительно из человеколюбия, так как не могли больше выносить крававые горы убитых ими Красноармейцев. Вообщем обычная либерастическая муть.
Аватар пользователя Анатолий
Анатолий
14 марта 2011
пару соображений : 1. на ряду с тем, что Англия получила помощи в 3 раза больше СССР, она считает, что поставки Альбиону по "странной-аренде" покрыли лишь 10 % её потребностей. источник - Вики & TV-History. 2. по нек.данным при получении помощи от МВФ в 1992 году с нас содрали долг по л.лизу в размере 600 млн.$ на ряду с тем, что за Аляску США так и не расплатилось - оплата утопла в Балтике и после её инфлирования к сег.дню составляет более 1,0 bn $...
Аватар пользователя Алексей
Алексей
17 марта 2011
Николаю Сынок твоей мамы сын недоделаный!!! Тебе я говорю, что ты можешь верить в что угодно. Но правда одна. Ее можно извратить, не замечать, орицать, но она все равно будет существовать. То что касается ленд-лиза, то он конечно оказал свое положительное влияние на ход войны, но не нужно его переоценивать. Более или менее заметное влияние ленд-лиз стал оказывать только после Сталинградской битвы. Даже в Курском сражении количество импортного вооружения было не значительно. Автор что-то там писал про поставки оружия Советскому Союзу в 1941 году, но это же очевидная ложь. ВОВ началась 22 июня 1941 года, а это конец первого полугодия. Вы меня извините, но за шесть месяцев только договриться между государствами о поставках военного имущества сложно, тем более что Англия и штаты до начала ВОВ занимали явно антисоветскую позицию. А если учесть еще отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, сборачных заводов (про это писал сам автор) и протяженость маршрутов доставки, то мне просто удивительно откуда такое голословное утверждение автора про поставки вооружения Советскому Союзу в 1941 году. Вывод: Советский Союз вполне мог обойтись без Ленд-Лиза. Все серьезные сражения, которые перломали ход войны были выграны с использованием в подавляющем большинстве Советского вооружения. А ленд-лиз это америко-английская отмазка от ведения полномаштабных боевых действий, на которой они очень хорошо нажились.
Аватар пользователя Gwer
Gwer
20 марта 2011
Алексей, верите ли Вы или нет - это Ваше личное дело. Но заметьте - вне зависимости от Вашей "веры" историческая реальность существует отдельно, независимо и уже неизменно. То, что было - так и останется им, в прошлом. Изменить или подделать его невозможно, только если как в совдепии - целенаправленное искажение истории. Но тут Вам надо напомнить слова президента США А.Линкольна: "Можно обманывать весь народ какое-то время, можно даже обманывать часть народа все время, но нельзя обманывать весь народ все время" Так вот, пришло время говорить правду, хотя никто и не обещал что она будет белая и пушистая. Она такова как она есть, как было в действительности, она - не сказки и не мифы. Так вот, БЕЗ помощи союзников - 51% нашей боевой авиации никуда бы не полетел - по ленд-лизу было поставлено 51% авиационного высокооктанового бензина. И каким образом танки, сделанные на Урале доехали бы до передовой, если за все время войны совдепия построила 1 087 вагонов, а по ленд-лизу было поставлено 11 075 вагонов, и чем бы тянули эти вагоны? За время войны совдепия сделала 800 паровозов, а по ленд-лизу получила 1900... да и по каким путям бы ехали эти самые вагоны и паровозы ? - 56.5% всех использованных рельсов было поставлено по ленд-лизу. А как бы Красная Армия подвозила оружие и другие грузы к передовой, на что бы устанавливала катюши, чем бы возила орудия? - по ленд-лизу было поставлено 409,5 тыс. автомобилей - это в 1,5 раза больше произведенных в совдепии за время войны. Причем 150 тыс. из них были Студебеккеры US-6, в противоположность "совдеповской" полуторке. Studebaker US-6, дв. 95л.с., номин.вес груза - 2.5т., реально вез 5т., скорость по дороге – 72км., три ведущие оси (колесная формула 6×6), высокое расположение всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. "Советская" полуторка (лицензионная копия американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года.) - ГАЗ-АА 4х2 и его модернизированный вариант ГАЗ-ММ. Дв.40 л.с., скорость по шоссе 70км., вес перевозимого груза - 1.5т. Известна решающая роль подвижных артиллерийских групп (ПАГ) – специальных сводных подвижных арт.груп с противотанковыми орудиями, созданных для отражения немецкого контрнаступления под венгерским озером Балатон. Так вот, эти ПАГи, созданные генералом артиллерии Неделиным (были созданы на базе Студебеккров), были тем оружием которое остановило танки 6-й немецкой танковой армии СС Зеппа Дитриха...т.к. танков на этом направлении у нас не хватало - они все наступали на Берлин... Так что Вы, Алексей, можете оставаться со своей "верой" и дальше - пребывайте в стране сказок и грез. Но правда жизни совсем другая ...
Аватар пользователя Драгун
Драгун
24 марта 2011
За Аляску амеры расплатились векселем на английский банк,вообще ее покупать не хотели ,только благодаря взяткам больше 100тыс долл. удалось "уговорить" конгрессменов. Потом у них еще долго была поговорка -"купить Аляску",что значило купить очень дорого ненужную вещь. Насчет лендлиза ,то советская статистика вещь чрезвычайно лживая ,считала эту помощь в ТОННАХ и сравнивала с произведенным советским вооружение в соотношении сколько тонн получили от США и сколько тонн сделали сами !!!Получалось меньше ШЕСТИ процентов . А то что весь алюминий для самолетов, все радиостанции для танков и самолетов,много очень хороших приборов, и прочая и прочая , как бы не замечают.Одно время "патриоты" критики так разошлись при Хруще что даже Жуков возмутился и в мемуарах написал что помощь по лендлизу оказала ОГРОМНУЮ роль для победы наз нацизмом.
Аватар пользователя rivershkiper
rivershkiper
08 сентября 2011
К вопросу о том, что СССР не выиграл бы войну без лендлиза. Выиграл бы - массированные поставки начались только в 43-м, до этого они шли эпизодически. Просто ленд-лиз облегчил задачу промышленности СССР. Что же касается качества поставляемых образцов - американцы были не идиоты, что бы запросто на сторону отправлять самое лучшее. И опять же - я согласен с Жуковым - помощь была огромная. Но не будь ее - СССР бы все равно выиграл войну. Но с большими потерями.
Аватар пользователя Ростислав
Ростислав
27 августа 2012
To Gwer: Насчет авиабензина и боевой авиации: возьмите калькулятор, почитайте википедию (статья о ленд-лизе) и сравните информацию с вашим любимым Соколовым, на чьих бреднях вы и основываете свое безапелляционное суждение. Исходные данные одни и те же... Просто Соколов считать не умеет и уроки химии в школе прогуливал :) Паровозы и вагоны - та же история. 11 075 вагонов и 1900 паровозов. Подавляющее большинство подвижного состава поступило от союзников с середины 1944 до августа 1945. Напоминаю общеизвестные факты: 1941 год: беспрецедентная в мировой практике эвакуация промышленности преимущественно жд транспортом, колоссальный объем жд перевозок с запада на восток и востока на запад (эвакуируется гражданское население, перебрасываются миллионы солдат, море техники, боеприпасов и т.д. и т.п.). ЧЕМ? Да, значительная часть подвижного состава была уничтожена/повреждена, НО: а) до войны в СССР было 25-26000 паровозов и около 600000 (шестьсот тысяч) вагонов. Так что там насчет 1900 паровозов и драных 11000 вагонов в 44-45? И еще информация к размышлению: "Ведь только за период зимнего наступления Советской Армии (ноябрь 1942 г. — 31 марта 1943 г.) нашими войсками было захвачено... 890 паровозов, 22 тыс. вагонов" "Только в Одессе трофейные органы 3-го Украинского фронта обнаружили 1900 вагонов, загруженных имуществом, награбленным гитлеровцами на Украине" Даже если предположить, что в этих цитатках цифры завышены, общие трофеи подвижного состава многократно перекрывали поставки по ленд-лизу. Существовала, конечно, небольшая проблемка перешивки рельсов, переоборудования "евровагонов"-"европаровозов" под советские стандарты, но это уже другая история. Конечно, если есть желание пребывать "в стране сказок и грез"... :)
Аватар пользователя кот-333
кот-333
06 декабря 2013
Я считаю что не мы должны США за Ленд-лиз,-а США нам,за свою жизнь и свободу,как земля колхозу.
Аватар пользователя Vladimir
Vladimir
17 января 2014
Уинстон Черчилль в декабре 1940Г
Аватар пользователя Vladimir
Vladimir
17 января 2014
Уинстон Черчилль в дек.1940 г. написал Президенту Рузвельту,отдыхавшему на океанских островах вблизи Соединённых Штатов, истерическое письмо с пометкой SOS, мол,люди у нас есть,вооружений -нет. Он слёзно просил американского Президента срочно помочь вооружением.Рузвельт внял мольбе Черчилля и и стал поставлять ему вооружения.После начала blitzkrieg'a Адольфа Гитлера против сталинской России(22.06.1941)Сталин оказался в той же ситуации,что и Черчилль в конце 1940г.:люди есть,оружия - нет.Рузвельт принял аналогичное решение, что и в случае с Черчиллем(Московский Протокол,авг.-сент.1941г.и дальнейшие шаги).Один военный спец.(видеоролик)сказал,что уже в битве за Москву из принимавших участие танков 50% были американские.Дальше - больше.Осенью 1942г.Рузвельтом был срочно организован т.н.Персидский коридор,по которому американский Президент лихорадочно стал гнать гигантские объёмы вооружений - прямо на Сталинградский фронт!К тому же коварный,хитрый Рузвельт договорился с Черчиллем,чтобы львиная доля поставок вооружений в Англию перенаправлялась в Советский Союз - поддержать Сталина, "my brother Joe",как того назвал Рузвельт на Тегеранской конференции(ноябрь 1943г.).Всё это стало возможным в силу тайного сговора трёх политических гангстеров о скоординированных действиях против национал-социалистической Германии,начиная с июня 1940г.,когда сталинские филеры стали искать контакта с англо-американцами(за спиной А.Гитлера.NB!) и нашли понимание.(См. напр.:David Irving - Hitler's War and War Path; Motter - Persian Corridor.Aid to Russia.).Так что Сталин - это по сути политическая проститутка,ударившая во все тяжкие,чтобы сохранить свою власть.Расплачивались же за предательство Сталина миллионы его "заложников",т.н. "советские люди".No thanks!
Аватар пользователя Лео
Лео
19 января 2014
Интересен также вопрос, захватил бы Гитлер всю Европу без поставок согласно пакту Молотова-Риббентропа, или нет? Думаю, что справился бы сам. Так и СССР бы справился сам. Но не надо изображать все так будто до 44 СССР воевал один. На море Англия побеждала, не позволив Гитлеру высадиться на острове уже в 1940 году. Затем, африканский корпус Ромеля весь был взят в плен (до 300 тыс. чел.). Выплаты по ленд-лизу были фактически заморожены из-за начала "холодной войны". Кто же это будет платить врагу? Кстати, о долгах и "дружеской" помощи, кто интересуется историей, могут почитать исторический роман Фейхтвангера "Лисы в винограднике". О том, как Франция помогала 13-ти американским штатам в борьбе за независимость от Англии.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
19 января 2014
Ну хорошо, без ленд-лиза нам капут... а почему это, после успешной индустриЯлизации, после до зубов вооружённых толп РККА (с)Марк, после мегатыщ тридцатьчетвёрок и трещёток Шпагина, судьба СССР решалась поставками по ленд-лизу? Как такое возможно, когда уважаемый Марк, все уши прожужжал о великолепных радиостанциях РККА (и даже УКВ!!!), которыми промышленность буквально заваливала фронт, зачем же нам радиостанции по ленд-лизу, слали бы то чего не было у нас на вооружении, но связь то у нас была. Или не её все же таки не было, иначе трудно представить, зачем РККА потребовалось 500.000 полевых телефонов, а как рейхстаг штурмовать, так ТАИ-27 у связистов. Вопрос, а где же были лендлизовские телефоны, если у наших связистов в Берлине, были ТЛФ аппараты образца ПМВ? И о какой такой связи вообще говорит Уважаемый Марк... зачем нам нужно 4.000.000 км. полевого провода по ленд-лизу, если РККА по мнению Марка, завалена распрекрасными (и даже УКВ!!!) радиостанциями. Ленд-лиз, такая же мутная история как индустриализация, подготовка к войне, сдача Павловым ЗВО, убийство Сталина и снос СССР. Оценить ленд-лиз отдельно нельзя, а для интегральной оценки истории СССР и России, не хватает политической воли, максимум это единый учебник истории, висящий на безумной концепции.
Аватар пользователя С.А.МУМ
С.А.МУМ
19 января 2014
Вокруг Ленд-лиза ,действительно,много всякого мусора.Но если ,прямо сейчас, посмотреть вокруг (по квартире) то сразу верится,что Т-34-85 появился после поставки американцами станка для расточки увеличенного погона башни (таких не было в СССР). А взгляд подтверждает, вокруг нет НИЧЕГО изобретенного в СССР (или России). Комп,мобила,сплит,шуруповерт,еврокно и "Фольксваген" за окном,стиралка ,чайник , утюг,микроволновка,сайдинг,монтажная пена,эконом-лампа,пылесос-робот,принтер,сканер.....Посмотрите чьи марки на всем этом ?
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
20 января 2014
Американцы на редкость тупые. С этим нельзя не согласиться. Им бы надо было прекратить все поставки в СССР, начиная со второй половины 43-го года, когда конечное поражение Гитлера стало уже всем понятным, прекратить стратегические бомбардировки Германии, прекратить топить немецкие суда в Атлантике. И патриотам бы стало на душе гораздо легче: плюс 2-3 года войны, плюс 5-10 млн. трупов русских солдат, зато тезис о том, что "мы бы из без ихнего паршивого ленд-лиза победили" стал бы гораздо более убедительным.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
20 января 2014
Угроза сепаратного мира Рейха с западом была и полог этой опасности, был только приоткрыт в 17-ти мгновениях весны. Сталин знал о такой возможности и для её недопущения, ему пришлось идти на большие жертвы. Все т.н. "неподготовленные" (а они и не могли быть иными) наступления и броски на Запад, тот же Ржев-Вязьма. Или компания 42-го года, случились не из-за необразованного отрепья в руководстве(с)Марк и не из-за вооружённых толп РККА, о чём горазд порассуждать Уважаемый Марк. Это были рывки живого организма, рывками героического русского Народа, который не с фашизмом боролся, а с окончательным решением своего вопроса, которое могло прийти и от наших союзничков, которые требовали видимых успехов от РККА и руководства страны. Это были рывки из капкана, из полной зависимости от США, в которую затащили СССР великие организаторы индустриялизации. И если в чём то и была ошибка Сталина, то в том, что начиная с конца 20-х годов, его эффективные мэнеджэры, развернули слив бабла в САСШ, в ущерб отношениям с Германией, в которой бы и фашизма никакого не было бы возможно, веди себя иначе Россия. И США ещё не известно как выбирались бы из своей великой депрессии, если бы не русское золотишко, текущее к ним через Амторги и Торгсины. Да, Сталин и руководство России были ещё слабы в конце 20-х годов, всем рулили скумбриевичи и берлаги, а корейки воровали триллиардами. Но и союзнички наши, побаивались смычки русского и немецкого народов, ведь удайся покушение на АГ и могло случится перемирие с Германией, а там глядишь и совместный удар по цитадели демократии... Лондону. Но всё было как было, вермахт капитулировал и наш Народ выиграл войну и о причудах сепаратного мира, стало непринято говорить... действительно, если ленд-лиз остановился бы, то уже мало что мешало бы Смоленским переговорам 42-го года.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
20 января 2014
Если сказать ещё лучше, то поджигатели Второй Мировой, в лице ведущих демократий мира, не рассматривали ленд-лиз как какую то союзническую помощь, это была сделка за наши с вами деньги. Сделка, параметры и истинная стоимость которой, была известна с середины 30-х годов, когда СССР сделали полностью зависимым от англосаксонского технологического уклада. Параметры такие: 1. как бы помощь, но в основном едой, оружие второсортное и никогда не передовое, а основном инфраструктурное обеспечение: рельсы, бензин, пуговицы, машины, станки и никаких технологий и всё за золото. 2. ленд-лиз для России, должен быть в разы меньше чем для невоюющей Англии, которой передаются и технологии и передовое вооружение и условия для развития своих технологий на территории США 3. ленд-лиз для России, должен обеспечить не возможность её поражения и одновременно, не давать возможность выиграть войну, у более передовой в техническом плане Германии, которую предписывалось вбамбливать в каменный век, пока её солдаты убивают русских солдат. 4. у Сталина не будет выбора, и он будет вынужден выполнять все условия англосаксов, неся сверх потери и решая вопрос с квантунской армией. Хотя многим кажется, что в Японию мы могли бы и не лезть, ведь отказался же Сталин выплачивать ленд-лизовский долг, на условиях отличных от условий для англичанки. Отказался, а от войны с Японией не смог и не ЯО тому причина, а условия предоставления ленд-лиза, которые были подписаны кем?
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
20 января 2014
Фактически, ленд-лиз стал лишь продолжением предвоенной колонизации России, которая должна была снести в утиль, любые поползновения к русско-немецкому сотрудничеству. Эта политика строилась не Сталиным, он лишь соглашался с дорожной картой, которую на рубеже 30-хх, ему подсунуло истинное руководство страной. Академия наук, Коминтерн, госдеп и множество торгово-разведывательных структур типа амторга и торгсина, которые меняли русское золото, на стеклянные бусы индустриализации. Теперь что касается карусельных станков для Т-34-85. необходимость в станках повышенной размерности, была известна ещё в 30-е годы и не из-за погонов в т-34-85 башни, а из-за потребностей тяжелой и лёгонькой промышленностей. Однако, как все мы помним, смысл индустриализации, состоял вовсе не в том, что бы в руки России, попали какие то особо передовые технологии производства, позволяющие вести независимую тех.политику, но в том, что бы дать какие то промышленные возможности, не больше, но и не меньше. Сказка о взаимовыгодном сотрудничестве с СССР и Запада, прикрывается действительно бурным ростом промышленности, но такой промышленности, которая была ИЗНАЧАЛЬНО ЗАПРОГРАММИРОВАННА условиями такого сотрудничества. Промышленность могущая выпускать грузовики образца 27 года типа полуторки и самолёты без моторов, уровня середины тридцатых. Предвоенная индустриализация, начало войны с Германией и последующий ленд-лиз, это звенья одной цепи. О которых, вскоре после войны, высказался один из виднейших организаторов индустриализации, выкупленный Сталиным у Белла за много денег, Капица. Который удовлетворённо сказал: россия стала технологической колонией Запада. Это и было целью предвоенной политики англосаксов.
Аватар пользователя С.А.МУМ
С.А.МУМ
20 января 2014
После чтения многочисленных экзерсисов о "звеньях...цепи" , "целью...англосаксов" а позже "коварном Госдепе", так и хочется спросить ,ну а МЫ то что ? Своей головкой не думали? Ах даааа! Ведь вокруг в с е враги ! ? ! ?
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
20 января 2014
думай не думай, а в то время, хотя и было большое количество сторонников сближения России-Германии, однако баблом рулили вовсе не они, а промпартия, с неё и спрос должен быть. Но хрущёвцы все на Сталина, да на народушко наш сиволапый перевели, вот и мыкаемся, то роснанотех финансируем, то украину, то олимпиаду за триллион.
Аватар пользователя Лео
Лео
20 января 2014
Плохому танцору, как известно, яйца мешают. Ну а гениалисимусам мешает свой народ. Какая разница, не было бы ленд-лиза, положили бы еще 10 миллионов русских. "...одна на всех, мы за ценой не постоим". Солониковеды представляют собой особый тип фальсификаторов истории. В отличие от Солониных, которые просто тенденциозно подают факты, Солониковеды применяют нехитрый прием "а если бы бабушка была дедушкой" и в пылу дискуссии утверждают, что она таки да была дедушкой, просто это хрущ ей бороду побрил. В целом, идеологи фашистского подполья готовят в России вооруженный мятеж, по примеру своих украинских братьев. Ответим недобитому фашисту так: «Враг силен и коварен, а наше дело правое, враг будет разбит, и победа будет за нами».
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
20 января 2014
Придурок антифошистский, мы мог ли бы и не сдюжить без ленд-лиза. Но и лизать дяде Сэму, мы не собираемся и никому и ничего не должен русский народ. Нехитрый приём либерастов и антифы, состоит в том, что вы всех держите за быдло и тыкаете нам в нос, какими то миллионами пуговиц, которые якобы, мы получили по лендлизу. Но мы войну по ленд-лизу вашему получили, войну и 30 млн. жертв русского народа. Но пуговицы то, поговицы то зачем нам нужны, если по мнению Уважаемого Марка, РККА была вооружена до зубов. Или пуговичнопрокатные станы в Донбассе остались?
Аватар пользователя Лео
Лео
22 января 2014
Нехитрый приём фашистов и немецких наймитов состоит в том, чтобы уничтожить побольше русских. Прежде всего нужно уничтожать специалистов и офицеров, как в 37-39 годах. Английскую и советскую версию истории фашисты предлагают заменить немецкой. Они откровенно горюют о несостоявшейся оси Берлин-Москва-Токио. Посколько русский народ победить в бою невозможно, это не раз доказала история, немецкие наймиты пытаются взорвать государство изнутри, проповедуя межнациональную рознь и призывая к уничтожению элиты политической, экономической, инженерной, и военной. «Враг силен и коварен, а наше дело правое, враг будет разбит, и победа будет за нами». Вступайте в антифашистское движение! Наши друзья противостоят фашистским недобиткам не только в России, но и на Украине и в прибалтике, где немецкие прихвостни уже выступили с открытым забралом.
Аватар пользователя Лео
Лео
22 января 2014
И репрессии 37-го года, были развернуты пляшущим под дудку немецких наймитов Сталиным. Вступайте в антифашистское движение! Наши друзья противостоят фашистским недобиткам во всей галактике! Да прибудет с вами атифошизъм!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц