Версия для печати

По новым стандартам

Семенченко Владимир Попов Владимир
Масштабные изменения в войсках, связанные с приданием нового облика Вооруженным Силам РФ, напрямую затронули и систему высшего военного образования. В военных училищах, институтах и академиях вводятся новые методики, корректируются преподаваемые предметы, проходят организационно-штатные мероприятия… Как все это отразилось на одном из старейших высших военных учебных заведений страны, которое было известно как Военная академия им. М. В. Фрунзе, а затем Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ? Насколько значительны произошедшие здесь преобразования? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил начальник военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» генерал-полковник Владимир Попов.
Масштабные изменения в войсках, связанные с приданием нового облика Вооруженным Силам РФ, напрямую затронули и систему высшего военного образования. В военных училищах, институтах и академиях вводятся новые методики, корректируются преподаваемые предметы, проходят организационно-штатные мероприятия… Как все это отразилось на одном из старейших высших военных учебных заведений страны, которое было известно как Военная академия им. М. В. Фрунзе, а затем Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ? Насколько значительны произошедшие здесь преобразования? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил начальник военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» генерал-полковник Владимир Попов.
{{direct}} – Владимир Иванович, как происходящие в Вооруженных Силах РФ изменения по переходу на новый облик затронули академию?

– Изменения по переходу на новый облик, безусловно, затронули академию самым непосредственным образом. На базе академии формируется военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», который объединит ведущие вузы, осуществляющие подготовку всех военных специалистов в интересах Сухопутных войск.

Создание такого центра – новая форма интеграции военного образования и военной науки, повышения эффективности и качества образовательного процесса, рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов в целях подготовки специалистов для Сухопутных войск и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития военной науки, вооружения и военной техники. Военные училища присоединяются к центру в основном без изменения пунктов дислокации.

Добавлю, что создание такого центра позволит оптимизировать структуру военно-учебных заведений, сосредоточить подготовку специалистов в едином базовом вузе, обеспечить повышение качества подготовки выпускников при рациональном расходовании денежных средств, а также сформировать интегрированное военно-учебное заведение в соответствии с новым обликом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Интеграция военного образования не нарушает создавшейся системы военных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава. Сохраняется также безусловное выполнение договорных обязательств по подготовке иностранных военнослужащих.

– Чем была вызвана необходимость таких перемен? Какую роль в этом сыграли события 2008 года в Южной Осетии?

– Необходимость перемен была обусловлена тремя основными факторами. Во-первых, значительным сокращением численности Вооруженных Сил, поскольку кадровый заказ на подготовку офицеров уменьшился. Создалась ситуация, когда в ряде военно-учебных заведений число обучаемых по установленным для них специальностям значительно уменьшилось.

Соотношение теоретического и практического обучения приведено к пропорции 30 на 70 процентов

Во-вторых, в связи с сокращением числа обучаемых значительно возросла избыточная фондоемкость данных вузов, что само по себе экономически невыгодно и затратно, так как основные средства уходят не на повышение качества обучения, а на содержание имеющихся фондов.

И в-третьих, во многих вузах, как правило, однопрофильных, получило распространение дублирование подготовки офицеров по родственным специальностям. Это не только увеличивает стоимость обучения, но и приводит к различным подходам к подготовке однотипных специалистов.

События в Южной Осетии оказали влияние в большей части на содержание подготовки специалистов и нашли свое отражение в корректировке учебных планов и программ. С учетом полученного боевого опыта в обучении слушателей и курсантов больше внимания уделяется усилению практической подготовки. Так, соотношение теоретического и практического обучения приведено к соотношению 30 на 70 процентов, с тем чтобы офицеры могли в совершенстве овладеть навыками организации боевых действий в нестереотипных, быстро меняющихся условиях боевой обстановки.

Учебный план предусматривает изучение трех основных циклов учебных дисциплин.

Первый – гуманитарные и социально-экономические дисциплины, на которые отводится примерно 14 процентов учебного времени. В рамках этого цикла слушатели изучают философские и экономические проблемы управленческой деятельности военных кадров, политологию, религиоведение и культурологию, военное и международное право, а также управление социальными процессами в воинских коллективах.

Личное дело

Попов Владимир Иванович

Родился 24 декабря 1949 года в городе Троицке Челябинской области. Окончил Челябинское высшее танковое командное училище (1971), Военную академию бронетанковых войск (1978), Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1991). Военную службу проходил на различных командных и штабных должностях. С 1992 года – командующий танковой армией, с 1994-го – первый заместитель командующего войсками Приволжского военного округа, с 2001-го – заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками. С 2002 года возглавляет Общевойсковую академию Вооруженных Сил РФ (ныне военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ»). Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, орденами Мужества, «За военные заслуги», другими государственными наградами. Кандидат военных наук.

Второй цикл составляют общепрофессиональные дисциплины, на которые отводится около 10 процентов учебного времени. В процессе их изучения у слушателей формируются твердые знания базовых теоретических положений методологии управленческой деятельности командных кадров. Они изучают вопросы всестороннего обеспечения деятельности войск, общие закономерности вооруженной борьбы, основные принципы военного искусства и тактики, а также другие теоретические вопросы. В тесной увязке с этим изучаются актуальные проблемы истории военного искусства.

Третий цикл обучения – военно-профессиональные дисциплины, на которые отводится около 76 процентов учебного времени. Изучение учебных дисциплин этого цикла позволит слушателям приобрести глубокие теоретические знания и твердые практические навыки по организации боя и управлению подчиненными подразделениями и частями как в ходе боя и операции, так и в мирное время.

– Какие конкретно изменения произошли в статусе академии, ее учебном процессе?

– Общевойсковая академия ВС РФ была государственным образовательным военно-учебным заведением. Теперь она получила статус Федерального образовательного военного учреждения ВПО. Кроме того, отныне в названии академии подчеркнуты ее значимость и роль как системообразующего учебно-научного центра Сухопутных войск.

Если говорить об итогах прошедшего учебного года, то он был для нас весьма напряженным. Академия подвергалась комплексной оценке деятельности, которую осуществляла Федеральная служба по надзору в области образования и науки России. По результатам ее работы мы получили положительное решение и новые аккредитационное свидетельство и лицензию на правоведение образовательной деятельности по всем представленным специальностям подготовки.

Комиссия отметила высокий научно-педагогический потенциал нашего учебного заведения и хорошие условия осуществления образовательной деятельности по всем образовательным программам. Новый 2009–2010 учебный год мы начали по уточненным учебным планам и программам, в которых нашли отражение все те изменения, которые происходят как в структуре ВС РФ, так и в формах и способах ведения боевых действий.

Показатели деятельности нашей академии – одни из самых заметных среди вузов Министерства обороны Российской Федерации.

В июне мы провели очередной выпуск офицеров в войска. Государственная аттестационная комиссия отметила высокий уровень подготовки наших выпускников. Достаточно сказать, что четыре процента выпускников окончили академию с золотой медалью и дипломом с отличием, а 20 процентов – с дипломом с отличием.

Но, конечно, не все гладко в учебном процессе. Тяжелым грузом на обучение слушателей продолжают довлеть схематизм, методизм, склонность офицеров к привычным стереотипам в принятии решений в сложной обстановке. В этом отношении мы, повторю, извлекаем уроки из опыта боевых действий в Южной Осетии, делаем основной упор в подготовке слушателей и курсантов на приобретение практических навыков в организации боя в нетиповых условиях. С учетом этого корректируются учебные планы и программы, разрабатывается необходимое для ведения учебной работы информационно-методическое обеспечение, совершенствуется учебно-материальная база.

– Что означает название «научный центр», сколько и какие институты вошли в состав академии?

– Я бы не сказал, что на базе академии создан чисто научный центр. Здесь надо говорить о том, что с созданием учебно-научного центра мы, что называется, объединяем науку, прежде всего вузовскую, с образованием, что предполагает оперативное внедрение достижение военной науки и военной педагогики в учебный процесс вузов.

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» формируется путем реорганизации в форме присоединения к Общевойсковой академии ВС РФ следующих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: Дальневосточного ВВКУ (ВИ), Казанского ВВКУ (ВИ), Московского ВВКУ (ВИ), Новосибирского ВВКУ (ВИ), Екатеринбургского ВАКУ (ВИ), Рязанского ВВДКУ (ВИ), Омского ТИИ, Рязанского ВАУ (ВИ), Челябинского ВВАКИУ (ВИ), Пензенского АИИ, Тульского АИИ и государственного учреждения дополнительного профессионального образования – Военный институт повышения квалификации специалистов мобилизационных органов ВС РФ (Саратов) с последующим образованием на их основе обособленных структурных подразделений.

Должен отметить, что военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» создается как единое юридическое лицо.

Фото: Владимир Семенченко

Полагаю, что в этой связи изменятся не только количественные, но и качественные параметры образовательного процесса. В перспективе ожидается оснащение вузов современной учебно-материальной и лабораторной базой, необходимым информационно-методическим обеспечением, более широкое внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий.

В настоящее время в соответствии с Постановлением правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1951-р в состав академии НИИ не вошли. Однако в составе ВУНЦ есть научные центры и подразделения, непосредственно занимающиеся научными исследованиями.

– На сегодня сроки и этапы подготовки офицеров не изменились. Вместе с тем в академии проведена большая работа по переходу на обучение слушателей по министерским программам. Мы разработали проекты ВГОС ВПО третьего поколения, провели эксперимент по разработке обучаемыми магистерских диссертаций. Кроме того, в ходе проведенных экспериментов уделили большое внимание подготовке руководителей диссертаций. Результат эксперимента показал правильность выбранного направления.

К реализации магистерской подготовки офицеров академия готова. Однако окончательное решение о переходе на магистерскую подготовку принимается руководством Вооруженных Сил. Следует отметить, что вопросов в связи с введением нового уровня системы образовательных стандартов нового поколения у нас возникает немало, особенно это относится к подготовке по программе магистратуры. Дело в том, что бакалавры не вправе получать послевузовское образование, то есть обучаться в адъюнктуре. Это приведет к снижению доли профессорско-преподавательского состава вузов с учеными степенями по отрасли «Военная наука».

Что же касается условий поступления в наши учебные заведения, то они определены приказом МО РФ от 24 июля 2006 года № 280 и не претерпели существенных изменений. Главные условия: наличие полной военно-специальной подготовки, стаж кандидата на обучение в академии в офицерской должности не менее пяти лет. А также стаж службы не менее года на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание «Майор», им равные и выше.

– Какие дипломы будут получать выпускники, на какие должности назначаться?

– В учебно-научном центре СВ осуществляется подготовка офицеров как с полной военной специальной подготовкой, так и с оперативно-тактической подготовкой.

Что касается первой категории офицеров, то их обучение осуществляется по программам специалиста с вручением соответствующего диплома федерального образца.

Выпускники нашего ВУНЦ предназначаются для замещения воинских должностей в воинских формированиях тактического и оперативно-тактического звена.

– Вводятся ли новые дисциплины? Какого офицера войска должны получить в итоге?

– Поскольку число специализаций в ВУНЦ весьма значительно, я бы не стал обращать внимание на отдельную специальность, поскольку каждая из них имеет различное количество дисциплин. Целесообразнее, на мой взгляд, говорить об изменении содержания учебных дисциплин, приведении учебного процесса к требованиям современного и будущего боя и операций, подготовке офицеров армии XXI века, а также об обеспечении реализации принципа опережающего обучения. В результате мы должны подготовить грамотного, творчески мыслящего, разносторонне развитого, решительного офицера, способного управлять военными формированиями в любых условиях обстановки с применением современного оружия и ВВТ.

Отмечу и такой момент. Подготовка офицеров в настоящее время осуществляется по гражданским и военным государственным стандартам, предусматривающим присвоение выпускникам квалификации «Дипломированный специалист».

– Произойдут ли вместе с этими новшествами изменения и в социальном статусе переменного состава академии? Не придется ли слушателям вновь подрабатывать между лекциями, чтобы прокормить свои семьи, как это не раз бывало?

– В Вооруженных Силах проводится большая работа по повышению социальной защищенности военнослужащих. В августе этого года повышено денежное содержание военнослужащих на 8,5 процента, с прошлого года значительно повышен размер денежной компенсации за поднаем жилья в городе Москве. Кроме того, в этом году мы обеспечили жильем всех слушателей и адъюнктов. В нашем учебном заведении в основном созданы все необходимые условия для плодотворной работы обучаемых и получения необходимых знаний, умений, навыков.

Опубликовано в выпуске № 35 (301) за 9 сентября 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц