Версия для печати

Светлое будущее «динозавра»

Крамник Илья
Несмотря на все прогнозы об уходе этого вида бронированной техники со сцены, ОБТ сохраняют свою роль главной ударной силы сухопутных войск. Развитие этих машин продолжается прежде всего в направлении увеличения защищенности экипажей и встраивания в единое информационное пространство поля боя.
Несмотря на все прогнозы об уходе этого вида бронированной техники со сцены, ОБТ сохраняют свою роль главной ударной силы сухопутных войск. Развитие этих машин продолжается прежде всего в направлении увеличения защищенности экипажей и встраивания в единое информационное пространство поля боя.
{{direct}}

Новые «объекты»

После 1945 года трудно назвать десятилетие, в течение которого согласный хор военных экспертов не предрекал бы скорую гибель танков как класса техники. Сначала их могильщиком называли ядерное оружие. После того как оказалось, что в условиях применения ядерного боеприпаса танк, напротив, демонстрирует наивысшую по сравнению с прочей техникой живучесть и боеспособность, скептики приутихли, но ненадолго. В следующий раз «лопату вручили» противотанковым управляемым ракетам и боевым вертолетам, затем – высокоточному оружию в целом. Этому поколению могильщиков похороны танков также не удались.

Сегодня при всем скепсисе основные боевые танки остаются главной ударной силой сухопутных войск. И несмотря на радикальное сокращение танкового парка, отказываться от ОБТ вообще никто не намерен. Излишнее внимание к количеству машин в войсках здесь может исказить представление о ситуации – подобно тому, как кто-либо, глядя на резкое сокращение числа авианосцев и подлодок в ВМС США и Великобритании после окончания Второй мировой войны, заявил бы о том, что эти боевые корабли скоро сойдут со сцены.

Анализируя опыт недавних и текущих военных конфликтов, сегодняшний уровень оснащения армий развитых государств, а также тот, который реально удастся достичь в обозримом будущем, можно утверждать: как минимум в течение ближайших трех-четырех десятилетий основные боевые танки сохранят свое значение главной ударной силы частей и соединений сухопутных войск. Будучи объективно самыми защищенными, живучими и тяжеловооруженными боевыми машинами на поле боя, они по-прежнему станут определять устойчивость подразделений сухопутных войск в большинстве видов военных действий.

С большой уверенностью следует предположить, что и 25–30 лет спустя значительную часть танкового парка составят машины, знакомые нам сегодня. Такие танки, как Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90, «Леопард-2», М-1 «Абрамс», «Меркава», «Челленджер», и прочие достижения конструкторской мысли 60–70-х годов, усовершенствованные в 80-х, модернизированные в 90-х и продолжающие совершенствоваться сейчас в основном в плане «начинки и обвеса», по-прежнему будут находиться в строю армий вполне развитых стран.

Очевидно, что на поле боя появятся и новые образцы, созданные в том числе на имеющихся платформах, но их будет немного. Среди них, судя по всему, найдут свое место и танки российской разработки, но что это окажутся за машины – отдельный вопрос.

Фото: ИТАР-ТАСС

В начале 2000-х годов в прессе публикуются первые сообщения о разработке в России нового танка. Машина Уральского КБ под индексом «объект 195» быстро получила известность как Т-95. Сведения о новом танке были весьма отрывочны, более того, многие тогда полагали, что Т-95 является исключительно бумажным проектом, не имеющим реального будущего.

Однако в 2008–2009 годах распространилась информация, что Т-95 построен и проходит государственные испытания. По мнению специалистов, машина соединяет большую часть наработок по перспективным боевым машинам данного класса, которые велись еще в прошлом веке, когда Т-72 и «Абрамсы» считались новейшими достижениями прогресса военно-промышленного комплекса.

Т-95 построен по новой компоновке и оснащен необитаемой башней. Экипаж из трех (возможно, двух) человек размещается в бронекапсуле, отделенной от башни и автомата заряжания. Такая компоновка, во-первых, резко уменьшает лобовую проекцию танка, особенно в ее наиболее поражаемой верхней части, что делает машину трудноуязвимой. Во-вторых, значительно повышает шансы экипажа выжить в случае результативного попадания. В-третьих, необитаемая башня облегчает оснащение танка крупнокалиберным орудием.

Какое именно орудие установлено на Т-95, сказать сложно, но судя по всему, речь идет о 152-мм гладкоствольной пушке/пусковой установке высокой баллистики. Размещение подобного орудия на танке прорабатывалось еще в советские времена (например ленинградский «объект 292»).

Увеличение калибра основного вооружения диктуется необходимостью обеспечить надежное поражение как существующих, так и перспективных бронемашин противника, в том числе и с учетом их возможной модернизации.

Весь боезапас основного орудия, включающий снаряды и управляемые ракеты различных типов, планируется хранить под башней. Забегая вперед, отметим, что это дает принципиальное преимущество Т-95 над перспективными западными проектами, в которых планируется по-прежнему размещать боеприпасы в кормовой части башни, что увеличивает ее размеры по сравнению с башней Т-95 и повышает вероятность мгновенного уничтожения танка при попадании в отсек боезапаса.

Различная информация имеется и о вспомогательном вооружении танка. По некоторым данным, в этом качестве будет использоваться 30-мм автоматическая пушка с дистанционным управлением, смонтированная на отдельной турели с линией огня значительно выше, чем у основного орудия, и предназначенная для поражения как наземных, так и воздушных целей. По другой информации, танк оснащен спаренным с пушкой пулеметом ПКТ и 12,7-мм (либо 14,5-мм) зенитным пулеметом.

Живучесть машины помимо встроенной динамической и комбинированной брони, толщина которой благодаря новой компоновке заметно возросла, будет обеспечивать комплекс активной защиты, способный уничтожать или сбивать с курса приближающиеся к танку снаряды.

Принципиально возрастут возможности системы управления огнем. С учетом компоновки экипаж потеряет возможность кругового обзора поля боя собственными глазами через перископы, и на приборы обнаружения и целеуказания ложится значительно большая нагрузка. Система обнаружения и целеуказания имеет оптический, тепловизионный, инфракрасный каналы. Кроме того, в нее включат лазерный дальномер и радиолокационную станцию.

Информация об обстановке будет выводиться на экраны, которые создадут эффект «видения сквозь броню».

Т-95, несмотря на больший вес по сравнению с современными российскими машинами (55–60 тонн против 46,5 тонны у Т-90), имеет неменьшую подвижность. С этой целью новый танк оснащен дизельным двигателем нового поколения мощностью более 1500 лошадиных сил, что обеспечивает большую, чем у Т-90, энерговооруженность и отличные характеристики подвижности.

А того же, но подешевле нет?

Несмотря на выдающиеся ТТХ, пойти в серию Т-95, судя по всему, не суждено. Зашкаливающая стоимость машины в сочетании со сворачиванием разработок принципиально новых платформ за рубежом делает переоснащение танковых частей Российской армии на Т-95 разорительным и малоосмысленным проектом. Вместе с тем новая платформа армии необходима – не в последнюю очередь с учетом требования военных о создании унифицированной гусеничной платформы для танка и боевых машин пехоты «тяжелых бригад». Разработка унифицированной платформы в СССР началась еще в конце 80-х годов, в 90-е в связи с недостатком финансирования, как и многие другие программы, она была приостановлена.

В настоящее время после отказа от создания «объекта 195» как основной тяжелой машины унифицированная платформа конструируется исходя из требований реализуемости на имеющемся технологическом уровне и промышленном потенциале. Кроме того, изменены требования к ее боевым возможностям.

Виктор Мураховский, эксперт в области бронетанковой техники и вооружения: «Новая машина создается исходя из реальных возможностей нашей промышленности, в том числе и по двигателю, и по ходовой части, и по защищенности. Среди основных требований, которые к ней предъявляются, – повышенный уровень защищенности экипажа, оснащение средствами и оборудованием, которые позволят машинам взаимодействовать с другими силами и средствами бригады под управлением систем типа ЕСУ ТЗ.

При создании новой машины были несколько понижены требования к ее «дуэльным возможностям», определяющим способность противостоять основным боевым танкам противника. Как следствие орудие большой мощности – а ранее в качестве перспективной рассматривалась 152-мм пушка – можно заменить усовершенствованным 125-мм орудием. У 125-мм орудия очень большой потенциал развития, в том числе и в плане боеприпасов нового поколения, вместе с тем развитие этой артсистемы не требует таких огромных затрат, какие необходимы при переходе на новый калибр основного вооружения танка».

Комментируя слова эксперта, можно предположить, что требование повышенного уровня защищенности экипажа в сочетании с разработкой новой платформы как унифицированной для танка и тяжелой БМП означает, судя по всему, сохранение размещения экипажа в отдельной бронированной капсуле, как и на «объекте 195», а также модульный принцип компоновки. В зависимости от назначения машины на платформу может быть установлено боевое отделение танка с соответствующим вооружением либо же его место займет боевое и десантное отделение БМП.

Взгляд за рубеж

Большинство развитых стран мира сегодня предпочитает модернизировать существующие машины. По этому пути пошли и США, после того как глобальный экономический кризис заставил богатейшую державу планеты отказаться от амбициозной программы Future Combat System (FCS), в рамках которой разрабатывались различные боевые машины, включая и основной боевой танк. Кроме того, ни один из проектов танка FCS не обеспечивал радикального превосходства над возможной модернизацией танка М1, которое оправдывало бы резкий рост цены.

Вместе с тем нельзя не отметить очень важное преимущество платформы М1: намного более простая модернизация, позволяющая фактически построить новый танк на имеющейся основе. То же самое можно сказать и об остальных современных танках Запада.

В итоге в 2009 году было объявлено, что в ближайшие десятилетия вооруженные силы США оснастят танком М1А3 (пока имеющим «экспериментальный» индекс Е3). Как сообщается, новая машина имеет меньший вес – в пределах 55 тонн против сегодняшних 62. Это снижение достигнуто за счет новой башни с автоматом заряжания, созданной по образцу французского ОБТ «Леклерк». Танк предполагается также оснастить дизельным двигателем, новейшей системой управления огнем и, возможно, новой пушкой/пусковой установкой (по некоторой информации, калибром 140 мм), разрабатывавшейся в рамках программы FCS. Эти танки, которые планируется строить на основе находящихся на базах хранения машин М1 и М1А1, будут находиться на вооружении как минимум до 40-х годов параллельно с танками М1А2.

В Германии, очевидно, замедляется (если не полностью останавливается) программа Neue Gepanzerte Platforme (NGP), где так же, как и на перспективной российской машине, предполагается размещение вооружения в необитаемой башне. Вооружен наследник «Пантер», «Тигров» и «Леопардов» должен быть 140-мм гладкоствольной пушкой/пусковой установкой. Однако сейчас неясно, будут ли у Минобороны ФРГ средства на эту машину, и скорее всего в ближайшие 10–15 лет немцам придется обойтись исключительно «Леопардами». В 2010 году на выставке Eurosatory немецкие танкостроители представили сразу две машины, дающие представление о путях развития платформы «Лео»: это Leopard-2A7, «основной» вариант, судя по всему, для модернизации остающихся на вооружении танков бундесвера, и футуристично выглядящий MBT Revolution, представляющий собой кардинальную модернизацию все той же платформы Leopard-2. От «семерки» он отличается еще более высоким вниманием к защищенности машины, а также применением концепции «цифровой брони», которая обеспечит экипажу фактически круговой обзор изнутри танка.

Франция, имеющая в настоящее время на вооружении один из самых современных основных боевых танков – «Леклерк», созданный в 80–90-х годах, также планирует в ближайшие десятилетия обойтись его модернизацией. В основном путем установки более мощного орудия и более совершенной системы управления огнем. Кроме того, возможно, будут проведены работы по повышению надежности силовой установки, к которой есть претензии. Остальные узлы планируется заимствовать у базовой машины.

Своя разработка перспективного танка есть у Великобритании. Эта машина также создается в русле общих тенденций: уменьшение экипажа, установка более крупнокалиберной пушки, совершенствование системы управления огнем и так далее. Правда, по имеющейся информации, танк – преемник «Челленджера», разрабатываемый по программе Mobile Direct Fire Equipment Requirement (требования к системе для ведения огня прямой наводкой с ходу), планируется оснастить пушкой с электромагнитным ускорением снаряда. Не исключено, что в этом вопросе англичане станут новаторами, сумев первыми поставить такое орудие на серийную машину, однако время, необходимое для внедрения такой системы, отодвигает создание этой машины как минимум на 20 лет, а то и больше.

Итоги и тенденции

Сегодня можно выделить следующие основные тенденции развития тяжелой бронетехники:

1. Рост массы боевых машин прекратился. Все перспективные проекты, кроме модернизированных «Меркав» (танков для специальных театров военных действий), имеют вес в пределах 60 тонн.

2. Рост огневой мощи замедлился – переход России на калибр 152 миллиметра непременно повлек бы новый виток гонки за самую мощную танковую пушку, однако этого, очевидно, не произойдет. Пределом для ОБТ на ближайшие 20 лет станет калибр 140 миллиметров, при этом основная масса машин будет иметь усовершенствованные орудия традиционных калибров 120–125 миллиметров.

3. Все без исключения перспективные танки планируется оснастить орудиями с автоматом заряжания, что свидетельствует в пользу этого магистрального пути развития, на который отечественное танкостроение встало уже более 40 лет назад.

4. Главную роль в повышении боевых возможностей танков станут играть системы управления огнем, системы связи и целеуказания, комплексы активной защиты и другое дополнительное оборудование, с помощью которого боевые возможности уже находящихся в строю танков, включая старые машины 2–3-го поколений, могут быть значительно увеличены.

Опубликовано в выпуске № 11 (377) за 23 марта 2011 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя отставник
отставник
24 марта 2011
И. Крамник, как ясно из всех его материалов, твёрдо стоит на официальной точке зрения. а потому его материалы и не заслуживают особого внимания. Вот и здесь он всячески пропагандирует линию развития танков, зашедшую в технологический тупик, а вместо выхода из тупика предлагает бессмысленно толкаться в нём, "модернизируя, модернизируя и модернизируя". Скоро "Уралвагонзавод" ему выпишет премию (если ещё не выписал). Этой почтенной корпорации, конечно, больше всего хотелось бы продолжать штамповать танки по шаблонам 2-й мировой войны, не тратясь ни на НИОКР, ни на обновление технологических линий и переучивание персонала.
Аватар пользователя отставник
отставник
24 марта 2011
И. Крамник, как ясно из всех его материалов, твёрдо стоит на официальной точке зрения. а потому его материалы и не заслуживают особого внимания. Вот и здесь он всячески пропагандирует линию развития танков, зашедшую в технологический тупик, а вместо выхода из тупика предлагает бессмысленно толкаться в нём, "модернизируя, модернизируя и модернизируя". Скоро "Уралвагонзавод" ему выпишет премию (если ещё не выписал). Этой почтенной корпорации, конечно, больше всего хотелось бы продолжать штамповать танки по шаблонам 2-й мировой войны, не тратясь ни на НИОКР, ни на обновление технологических линий и переучивание персонала.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц