Версия для печати

«Ваша победа – это наша заслуга»

Левашко Вадим
Взаимоотношения стран – участниц антигитлеровской коалиции до сих пор вызывают отнюдь не академические споры. Англосаксонские и немецкие историки зачастую существенно преувеличивают значение той помощи, которую западные союзники оказывали СССР. Как же обстояло дело в действительности? Ответ можно найти на страницах истории, в том числе посвященных поставкам вооружения и техники Военно-морскому флоту.
Взаимоотношения стран – участниц антигитлеровской коалиции до сих пор вызывают отнюдь не академические споры. Англосаксонские и немецкие историки зачастую существенно преувеличивают значение той помощи, которую западные союзники оказывали СССР. Как же обстояло дело в действительности? Ответ можно найти на страницах истории, в том числе посвященных поставкам вооружения и техники Военно-морскому флоту.
{{direct}}

Катера под занавес

Всего во время войны в СССР по ленд-лизу поставлено 464 боевых корабля. Среди них торпедные катера «Воспер», «Хиггинс», «Элко».

«Воспер» – мореходный полуглиссер. Его несомненные достоинства – бронированная рубка, защищавшая командира и рулевого от пуль стрелкового оружия, а также наличие радиостанции и радиолокатора. Вооружение включало два 533-мм торпедных аппарата (ТА), одну 20-мм артиллерийскую установку (АУ), четыре 12,7-мм пулемета в спаренных установках. Катер мог принять на борт четыре глубинные бомбы.

Торпедные катера типа «Элко» третьей серии доставлялись в разобранном виде сначала во Владивосток, а после снятия блокады еще и в Ленинград. На месте они собирались. «Элко» имел скорость 38,4 узла. Вооружение составляли два 533-мм ТА, две 20-мм пушки, четыре 12,7-мм пулемета и 12 глубинных бомб. Некоторые катера оснащались радиолокатором.

Катера типа «Хиггинс» были немного медлительнее «Элко», но не уступали им в мореходности и маневренности. При водоизмещении 46–48 тонн они развивали скорость 36,3 узла, экономичным же ходом – 21 узел могли идти 420 миль, что позволило им, в частности, совершать переходы через Атлантику в Великобританию. Вооружение катеров составляли четыре торпеды в бугельных ТА, одна 40-мм АУ (на некоторых катерах), две 20-мм АУ, четыре 12,4-мм пулемета в спаренных установках. Катера могли принять на борт четыре малые глубинные бомбы. Бугельные торпедные аппараты не слишком хорошо показали себя в Заполярье, так как часто выходили из строя из-за обледенения. Так же на этих катерах быстро выходили из строя винты (к каждому катеру обязательно полагалось три комплекта винтов).

Таким образом, поставляемые корабли отнюдь не были свободны от недостатков. Они значительно уступали нашим глиссирующим катерам в скорости и маневре, но имели целый ряд неоспоримых преимуществ: лучшую мореходность, что особенно важно было на североморском и тихоокеанском театрах боевых действий, мощное артиллерийское и противолодочное вооружение и, конечно, радиолокатор (начиная с 1944 года) и радиостанцию.

Поставки вооружения и военной техники по ленд-лизу не имели решающего значения для победы Советской армии и ВМФ в Великой Отечественной и в войне с Японией

Существенный вопрос о сроках. Северный флот получил катера типа «Элко» в июне 1945 года, то есть после окончания боевых действий. Два «Хиггинса» поступили в апреле 1943-го, а 18 катеров – с января по апрель 1944-го. Понятно, что к тому времени исход войны давно был решен. Катера «Воспер» вообще в боевых действиях на севере участия не принимали, а на Черное море, куда их перебросили, поступили после окончания войны.

Катера «Хиггинс» (31 единица), полученные по ленд-лизу, были включены в состав Тихоокеанского флота 5–24 октября 1945 года и принимать какое-либо участие в боевых действиях не могли. Лишь катера «Воспер», начавшие поступать в июле 1944 года, находились в составе флота во время боевых действий с Японией.

Всего советский ВМФ получил по ленд-лизу 87 катеров, что составляет лишь 17 процентов от их общего числа.

Охотники за минами

Поступали от союзников и тральщики. От США – 34 корабля АМ и 43 корабля ВМС. От Британии – 12 кораблей: 7 типа ТАМ и 5 типа ММС.

Английские тральщики типа ММС – небольшие узкоспециализированные суда. В целом по своим ТТХ они находились на уровне вспомогательных тральщиков советского военно-морского флота, но имели электромагнитный трал LL и акустический трал «Конго», что резко повышало их боевую ценность.

Коллаж Андрея Седых

Тральщики типа ТАМ вообще не были кораблями специальной постройки. Эти китобойцы в конце двадцатых – самом начале тридцатых годов пополнили китобойный флот Норвегии. После ее оккупации они вернулись в родные доки Британии, где и были переоборудованы в тральщики. Так же, как корабли типа ММС, которые вошли в состав Северного флота несколько позже, тральщики ТАМ были оснащены неконтактными тралами LL и акустическим тралом «Конго». Слабо вооруженные и тихоходные, они тем не менее имели большое значение для Северного флота, так как стали первыми кораблями в его составе, способными бороться с донными, неконтактными минами.

По мнению некоторых сегодняшних специалистов, тральщики типа ТАМ были самыми совершенными минно-траловыми кораблями в составе советского Военно-морского флота периода Великой Отечественной войны. Их траловое вооружение – трал «Оропеза», электромагнитный трал Мк-5 и акустический Мк-2 позволяли бороться со всеми типами мин, существовавших в то время.

Также следует отметить: тральщик типа ТАМ имел мощное противолодочное вооружение, включавшее реактивный бомбомет Мк-10, что позволяло вести успешную борьбу с подводными лодками противника. Радиопеленгатор же делал тральщик по сути дела многоцелевым кораблем. По этому показателю он приближался к советским кораблям типа «Фугас».

Можно вспомнить, что эти тральщики имели корпус, унифицированный с корветами PS, одними из самых эффективных противолодочных кораблей Второй мировой войны. Весьма впечатляющими были и тральные характеристики: скорость с тралом 8,5–9,5 узла в зависимости от типа трала. Артиллерийское вооружение корабля, включавшее два 76-мм орудия и восемь 20-мм автоматических пушек, позволяло использовать корабли и для прикрытия десантов и эскортирования судов, чем и воспользовались в советском ВМФ.

Все 10 североморских тральщиков типа ТАМ были получены в течение 1943 (октябрь-ноябрь – семь кораблей) и 1944 годов (февраль – три корабля) и успели принять участие в боях Великой Отечественной войны.

Тихоокеанский же флот до фактического окончания боевых действий с Японией получил 22 тральщика: в июне и августе 1945 года по 11 единиц. Они участвовали в десантных операциях и боевом тралении в порту Сейсин.

Последним типом тральных кораблей, поставляемых по ленд-лизу в СССР, стали американские корабли типа ВМС. Эти небольшие корабли были уменьшенной и удешевленной копией кораблей типа ТАМ, обладая всеми их достоинствами и недостатками.

Принято считать, что корабли типа ВМС стали самой большой серией тральщиков, поставленной нам по ленд-лизу. Однако из 43 тральщиков непосредственно в ходе военных действий с фашистской Германией не был поставлен ни один. ТОФ получил 24 тральщика лишь в середине 1945 года, они приняли участие в боевых действиях против Японии. На Балтийский и Черноморский флоты корабли типа ВМС прибыли в июне и августе 1945 года и никак не могли участвовать в боевых действиях.

Фрегаты против субмарин

Третий вид поставленных в СССР кораблей – эскортные и противолодочные. Всего по ленд-лизу получили 28 сторожевых кораблей – фрегатов типа «Ф», 78 больших охотников типа SC-110, 60 единиц малых охотников – сторожевых катеров типа МО-1.

Фрегаты типа «Ф» были вполне современными кораблями. Построенные в 1942–1944 годах, они имели все средства обнаружения надводных, подводных и воздушных целей, включавшие РЛС, ГАС, и радиопеленгаторы. Скорость 15–12,5 узла – оптимальная для эскортных кораблей. В военно-морских силах таких стран, как, например, Бразилия и Греция, эти корабли продолжали службу до середины 70-х годов XX века, настолько удачным оказался проект, а качество постройки было высоким.

Фрегаты типа «Ф» были очень востребованы нашим флотом, прежде всего на севере, где и проходили основные эскортные и конвойные операции. Однако вот незадача: в состав Северного флота в годы войны не вошел ни один из этих кораблей.

До конца военных действий против Японии Тихоокеанскому флоту было передано 10 фрегатов: один участвовал в высадке десанта в порту Расин в Северной Корее, шесть – в порту Сейсин, еще два – в сахалинском порту Юкки и один эскортировал советские транспортные суда вдоль побережья Приморья. Таким образом, говорить о каком-либо значительном вкладе сторожевых кораблей типа «Ф» в победу вряд ли возможно.

Иначе обстояло дело с большими охотниками типа SC-110, носившими в нашем флоте обозначение БО-1 (в некоторых справочниках БО-2).

Построенные фирмой «Элко», они имели водоизмещение 126 тонн, деревянный корпус, два двигателя «Пенкейк», ранее использовавшихся при строительстве военных и гражданских дирижаблей. У корабля были винты с переменным шагом, а из вооружения одна 40-мм пушка «Бофорс», два 20-мм автомата «Эрликон», два реактивных бомбомета «Хеджехонг» и два штоковых бомбомета. При таком вооружении корабль мог пройти 1800 миль на скорости 20 узлов. Причем он оснащался хорошей гидроакустической аппаратурой.

Следует отметить, что по тактическим взглядам американских ВМС такие катера не предназначались для прямого одиночного боя с подводной лодкой (ПЛ). Они должны были обнаруживать лодки, в лучшем случае отгонять их от объекта охраны. Задачи уничтожения ПЛ возлагались на группу таких охотников или на другие более мощные типы противолодочных кораблей.

Однако наши моряки-противолодочники, привыкшие иметь дело в лучшем случае с малым и слабовооруженным катером МО-4, попали под «обаяние» больших охотников и необдуманно вступали в прямое боестолкновение с субмариной противника. Именно так в декабре 1944 года погибли североморские корабли БО-230 и БО-229, а в марте 1945-го потоплен БО-224. Еще один большой охотник потерян 9 мая 1944 года. Получив пробоины от близких разрывов авиабомб, он затонул, но впоследствии был поднят.

Всего Северный флот получил 46 больших охотников типа БО-1, использовавшихся здесь весьма активно. Четыре из них в последующем были переведены на Балтику и шесть – на Черное море. Большинство принимало участие в боевых действиях, которые на северных морях продолжались фактически до последнего дня войны.

Что касается балтийских и черноморских кораблей, то они переведены на свои новые театры уже после завершения боевых действий.

Тихоокеанский флот получил до фактического окончания боевых действий 20 фрегатов. Здесь они по прямому назначению не использовались, но принимали участие в десантных операциях.

Надо признать, что фрегаты играли большую роль в боевых действиях на море во время Великой Отечественной войны.

Просроченная ценность

Третий тип эскортных кораблей – самый малоизвестный. Катера типа МО-1, как называли их в отечественном флоте, были спроектированы в США на основе спасательных катеров для непосредственного слежения за побережьем в районе Флориды и Карибском море. До 1942 года эту задачу выполняли в США невооруженные частные, прогулочные и рыболовные катера, что приводило к трагедиям. Немецкие подводники часто даже не удосуживались топить их, а просто расстреливали весь экипаж. На одном из таких суденышек в свое время плавал писатель Хемингуэй. Потери подвигли ВМС США построить флот небольших катеров типа РТС, способных хотя бы уйти от ПЛ.

В СССР было поставлено 60 таких катеров, в наших условиях пригодных только для охраны внутренних рейдов, чем в основном они и занимались. По 30 катеров получили Северный и Тихоокеанский флоты, при этом 18 североморских катеров было передано Черноморскому флоту и два – Балтийскому. Все катера вошли в состав советского ВМФ до окончания боевых действий. От советских катеров «Морской охотник» и сторожевых катеров они составляли 9,04 процента.

Среди кораблей, полученных советским ВМФ, были и десантные. 30 десантных катеров поступили на Тихоокеанский флот. В 1945 году – 25 малых пехотно-десантных кораблей водоизмещением 380 тонн, способных принять на борт до роты пехоты. Тогда же были получены 13 десантных катеров водоизмещением 286 тонн. Эти корабли принимали участие в трех десантах советских войск в Северной Корее и на острове Шумшу Курильской гряды. Для сравнения: всего за время Великой Отечественной войны советский ВМФ высадил 123 морских тактических и оперативных десанта, в которых участвовали 100 тысяч человек, не имея при этом ни одного специального десантновысадочного средства. Если бы эти суда появились в 1942–1944 годах в составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов, сколько бы жертв удалось избежать, сколько жизней советских моряков спасти!

Подводя итог поставкам боевых кораблей и катеров, мы получаем следующие цифры:

  • Северный флот до конца военных действий получил по ленд-лизу 76 кораблей и катеров. Всего в составе флота в 1945 году числилось 218 кораблей и катеров;
  • Тихоокеанский флот до конца военных действий против Японии получил по ленд-лизу 181 корабль и катер. Всего в составе флота в августе 1945 года числилось 657 кораблей и катеров;
  • Балтийский и Черноморский флоты до окончания военных действий имели в своем составе соответственно два катера и 18 катеров МО-1, переведенных с Северного флота. После окончания активных боевых действий Балтийский флот имел 28 кораблей и катеров, Черноморский – 36 кораблей и катеров.

Надо ли комментировать подобные цифры? Наибольшее же количество боевых кораблей и катеров получил Тихоокеанский флот, воевавший всего три недели. Объяснить это можно только кровной заинтересованностью американцев в том, что Советский Союз вступил в войну с Японией до того, как американские войска на Тихом океане испытают мощь миллионной Квантунской армии.

По годам поставки боевых кораблей и катеров распределяются следующим образом: 1942-й – 5 единиц, 1943-й – 18 единиц, 1944-й – 163 единицы, 1945-й до окончания военных действий – 157 единиц.

Кроме кораблей и самолетов, ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения (Mk-IV, 281, 291, 291v, 291w), а из США – 641(SK, SG, SF-1, SL, SO-13). Надо сказать, что в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере «Молотов».

По ленд-лизу РЛС начали поставлять только в 1944 году, когда американцы и англичане удовлетворили свой собственный спрос. До этого РЛС снимались с кораблей, передаваемых СССР.

Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа «Асдик» и другие. «Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций», – так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1-го ранга Гусев. Как вспоминал командующий Северным флотом вице-адмирал А. Г. Головко: «Качественно изменилось оснащение кораблей техническими средствами. Если в начале войны Северный флот имел только шумопеленгаторные станции «Посейдон» и «Цефей-2», установленные на двух эсминцах и нескольких катерах МО, то в 1942 году начались поставки гидроакустических аппаратов «Тамир-1» и «Дракон-1230». К концу войны их имели около половины всех надводных кораблей и катеров». На Черноморском флоте ГАС к концу войны были оснащены 37 процентов кораблей и катеров, на Балтике ГАС имели 13 катеров МО.

Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими было оснащено более одной трети всех боевых катеров.

Внимание, воздух!

Среди авиационной техники, поставляемой по ленд-лизу для отечественного ВМФ, особая важность придавалась тяжелым гидросамолетам. Они имели большую дальность полета и были способны выполнять задачи тяжелого морского бомбардировщика-торпедоносца, дальнего разведчика и самое главное – противолодочного самолета дальней океанской зоны. В составе отечественного ВМФ к началу войны имелся только один подобный самолет – АНТ-44Д (МТБ-2).

В СССР поставили около 400 таких машин, носивших у нас название ГСТ (гидросамолет транспортный), еще 27 самолетов было собрано из полученных деталей. По воспоминаниям В. И. Ракова, в 1941–1942 годах командовавшего 2-й авиационной бригадой Черноморского флота, в состав которой как раз и входили эскадрильи, оснащенные ГСТ, эти самолеты использовались в качестве морских разведчиков, морских и сухопутных бомбардировщиков. Но отсутствие специального оборудования не позволяло применять их для решения противолодочных задач, а ведь именно они были основными, в частности на североморском театре.

Большую помощь оказали отечественному флоту штурмовики А-20 «Бостон». Отечественные ВВС и авиация ВМФ получили около 2000 таких самолетов. Морская модификация штурмовика А-20Ж могла принять на борт торпеду или бомбу ФАБ-1000, что позволяло использовать этот самолет в качестве торпедоносца и топмачтовика. Именно эти самолеты 16 июля 1944 года потопили в порту Котка крейсер ПВО «Ниобе».

Что касается истребителей, то «Харрикейн» английского производства и «Киттихаук» производства США по основным боевым качествам недотягивали до уровня советских самолетов и серьезную поддержку советской авиации оказать не могли. Их значение заключалось прежде всего в том, что в начале 1942-го они дали возможность «заткнуть дыру» до появления советских современных истребителей. Чрезмерная же капризность этих машин приводила к серьезным потерям. Так, по мнению адмирала А. Г. Головко, именно отказ двигателя истребителя «Киттихаук» стал причиной гибели 30 мая 1942 года подполковника Б. Ф. Сафонова, лучшего на тот момент советского аса.

***

Поставки по ленд-лизу для отечественного ВМФ, несомненно, имели большое значение. Особенно хочется отметить поставки тех кораблей, самолетов и оборудования, которые тогда не производились отечественной промышленностью. В общем, это была помощь истинных союзников. Россия навсегда сохранит благодарность в своем сердце. Вместе с тем беспристрастный анализ показывает, что поставки вооружения и военной техники по ленд-лизу не имели решающего значения для победы Советской армии и ВМФ в Великой Отечественной войне и в войне с Японией.

Необходимо отметить героизм и мужество моряков и летчиков советского ВМФ. В тяжелейших условиях военного времени они сумели доставить корабли, самолеты и оборудование на наши базы и аэродромы. Они вели маленькие корабли, фактически катера через зону военных действий, через океаны, несмотря на время года, на штормы. Вели корабли, управление которыми только-только освоили. Вели и доводили их до цели. Ни один корабль из полученных по ленд-лизу при проводке не был потерян по вине советского экипажа. Этот подвиг мы будем помнить всегда!

Вадим Левашко,
кандидат исторических наук, доцент

Опубликовано в выпуске № 13 (379) за 6 апреля 2011 года

Аватар пользователя антон
антон
10 апреля 2011
В войне с Японией советский флот почти вообще непонадобился вся война заключалась в одной крупной наземной операции-разгром Кавантунской армии в маньжурии. Так зачем же автор ёрничает по поводу вклада ленд-лизовских кораблей в разгроме Японии. Это первое. Второе, вся Велико отечественная война велась приимущественно на суше. Общепринято считать что Советская армия уничтожила примерно 85% сухопутных частей Третьего рейха, 15% немецких ВВС и 5% фашистких ВМС. Исходя из этого зап. союзники и поставляли в союз военую технику: вместо авионосцев эскортные эсминцы, вместо бомбардировщиков и дальних скоростных истребителей постовлялись истребили с более скромными ТТХ. Делалось это не по злому умыслу а потому что крупные морские десантные операции и сражения вели зап. союзники так же как и стратегические воздушные бомбардировки Японии и Германии. Было бы страно если бы англичане и американцы отправили в союз свои авионосцы и лучшие истребители и бомбардировщики а сами бы воевали на торпедных катерах и истребителях авиокобрах. Но автор статьи этого упорно непонимает или нехочет понимать что высадку в Нормандии на миных тральщиках провести было невозможно. И наконец в третьих, пусть автор напишет сколько каких кораблей произвёл сов.союз во время ВОВ, дело в том что нисколько... Вся сталь и производственные рессурсы были направлены с первых дней войны на производство сухопутной военой техники: танков, САУ, прочих арт.систем, стрелкового оружия и т.п. Поэтому в конце войны сов.союз кичился что напроизводил больше танков и арт.орудий чем зап.союзники и конечно: конвойные корабли для конвоя гузов ленд лиза производить ненадо, транспортные корабли для доставки этих грузвов производить тоже ненужно, только сиди себе да клепай Т-34 а всё остальное тебе дадут союзники. И ещё, сов.союз барахло небрал а брал только то чего небыло в союзе. Если посмотреть внимательно список того что было поставлено в союз во время ВОВ то вы увидете что постовлялось оборудование, произв.матерьялы и оружие технологии производства которых сов.союз на тот момент необладал. И ненадо думать что страна советов брала всё что ей предлагали, ничего подобного в Вашингтоне и Лондоне заседали комиссии в которые входили советские и западные военные и дипломаты брался список, советские военные показывали пальцем что хотят из этого списка и в каких количествах если западные военные в этой технике и материалах сейчас срочно ненуждались то давалось добро. После этого начиналась транспортировка.
Аватар пользователя Гоша
Гоша
31 января 2017
"Забейте" - "Танки ленд-лиза" И вся книга интересна, хоть и много текста. Из США поступило: 14 795 самолётов (по другим данным — 14 126); 375 883 грузовых автомобиля; 51 503 джипа; 8701 трактор; 35 170 мотоциклов; 8218 зенитных орудий; 131 633 единицы стрелкового автоматического оружия; 12 997 пистолетов; 345 735 т взрывчатых веществ; 1981 локомотив; 11 155 железнодорожных вагонов и платформ; 38 051 радиостанция; 400 711 полевых телефонов; 2 млн. км телефонного кабеля; 445 радиолокаторов; 15 417 000 пар солдатской обуви; 1 541 590 одеял; 3,8 млн. автомобильных шин; 2,7 млн. т бензина; 842 тыс. т химического сырья; 106 893 тыс. т хлопка; на 1,668 млрд долларов продовольствия; 96 торговых судов; 202 торпедных катера; 140 охотников за подводными лодками; 77 тральщиков; 28 фрегатов (сторожевые корабли — по советской терминологии); 105 десантных судов; 3 ледокола. Еще раз необходимо подчеркнуть, что эти данные далеко не полные. Номенклатура поставок была гораздо шире. Она включала в себя, например, кожаные пальто (по Второму протоколу поставлено 2520 штук) и роговые оправы «Дипломат». По разделу «Черные металлы» в 1944–1945 годах в СССР было ввезено полмиллиона тонн железнодорожных креплений, рельсов, бандажей, паровозных осей и колес. Эти перечисления можно продолжать почти до бесконечности. Часть поставок в документах не разделяется по странам-поставщикам. Так, например, указывается, что за годы войны из Великобритании и США в СССР было ввезено 44,6 тыс. металлорежущих станков и 103 тыс. т натурального каучука.
Аватар пользователя антон
антон
10 апреля 2011
В войне с Японией советский флот почти вообще непонадобился вся война заключалась в одной крупной наземной операции-разгром Кавантунской армии в маньжурии. Так зачем же автор ёрничает по поводу вклада ленд-лизовских кораблей в разгроме Японии. Это первое. Второе, вся Велико отечественная война велась приимущественно на суше. Общепринято считать что Советская армия уничтожила примерно 85% сухопутных частей Третьего рейха, 15% немецких ВВС и 5% фашистких ВМС. Исходя из этого зап. союзники и поставляли в союз военую технику: вместо авионосцев эскортные эсминцы, вместо бомбардировщиков и дальних скоростных истребителей постовлялись истребили с более скромными ТТХ. Делалось это не по злому умыслу а потому что крупные морские десантные операции и сражения вели зап. союзники так же как и стратегические воздушные бомбардировки Японии и Германии. Было бы страно если бы англичане и американцы отправили в союз свои авионосцы и лучшие истребители и бомбардировщики а сами бы воевали на торпедных катерах и истребителях авиокобрах. Но автор статьи этого упорно непонимает или нехочет понимать что высадку в Нормандии на миных тральщиках провести было невозможно. И наконец в третьих, пусть автор напишет сколько каких кораблей произвёл сов.союз во время ВОВ, дело в том что нисколько... Вся сталь и производственные рессурсы были направлены с первых дней войны на производство сухопутной военой техники: танков, САУ, прочих арт.систем, стрелкового оружия и т.п. Поэтому в конце войны сов.союз кичился что напроизводил больше танков и арт.орудий чем зап.союзники и конечно: конвойные корабли для конвоя гузов ленд лиза производить ненадо, транспортные корабли для доставки этих грузвов производить тоже ненужно, только сиди себе да клепай Т-34 а всё остальное тебе дадут союзники. И ещё, сов.союз барахло небрал а брал только то чего небыло в союзе. Если посмотреть внимательно список того что было поставлено в союз во время ВОВ то вы увидете что постовлялось оборудование, произв.матерьялы и оружие технологии производства которых сов.союз на тот момент необладал. И ненадо думать что страна советов брала всё что ей предлагали, ничего подобного в Вашингтоне и Лондоне заседали комиссии в которые входили советские и западные военные и дипломаты брался список, советские военные показывали пальцем что хотят из этого списка и в каких количествах если западные военные в этой технике и материалах сейчас срочно ненуждались то давалось добро. После этого начиналась транспортировка.
Аватар пользователя Гоша
Гоша
31 января 2017
"Забейте" - "Танки ленд-лиза" И вся книга интересна, хоть и много текста. Из США поступило: 14 795 самолётов (по другим данным — 14 126); 375 883 грузовых автомобиля; 51 503 джипа; 8701 трактор; 35 170 мотоциклов; 8218 зенитных орудий; 131 633 единицы стрелкового автоматического оружия; 12 997 пистолетов; 345 735 т взрывчатых веществ; 1981 локомотив; 11 155 железнодорожных вагонов и платформ; 38 051 радиостанция; 400 711 полевых телефонов; 2 млн. км телефонного кабеля; 445 радиолокаторов; 15 417 000 пар солдатской обуви; 1 541 590 одеял; 3,8 млн. автомобильных шин; 2,7 млн. т бензина; 842 тыс. т химического сырья; 106 893 тыс. т хлопка; на 1,668 млрд долларов продовольствия; 96 торговых судов; 202 торпедных катера; 140 охотников за подводными лодками; 77 тральщиков; 28 фрегатов (сторожевые корабли — по советской терминологии); 105 десантных судов; 3 ледокола. Еще раз необходимо подчеркнуть, что эти данные далеко не полные. Номенклатура поставок была гораздо шире. Она включала в себя, например, кожаные пальто (по Второму протоколу поставлено 2520 штук) и роговые оправы «Дипломат». По разделу «Черные металлы» в 1944–1945 годах в СССР было ввезено полмиллиона тонн железнодорожных креплений, рельсов, бандажей, паровозных осей и колес. Эти перечисления можно продолжать почти до бесконечности. Часть поставок в документах не разделяется по странам-поставщикам. Так, например, указывается, что за годы войны из Великобритании и США в СССР было ввезено 44,6 тыс. металлорежущих станков и 103 тыс. т натурального каучука.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц