Версия для печати

Армии СНГ против террористов

Плугатарёв Игорь Смольский Станислав
Террористические угрозы в разной степени актуальны для всех стран. Боевики радикальных группировок постоянно совершенствуют свою тактику. Спецслужбы вынуждены отвечать, оперативно реагируя на «обновленные» вызовы радикалов. В этом противодействии важны объединенные усилия государств мира, различных силовых структур, в том числе и вооруженных сил. На пространстве СНГ для аккумулирования и развития таких усилий в 2000 году был создан Антитеррористический центр (АТЦ). Заместитель его руководителя по линии Совета министров обороны СНГ – представитель Белоруссии генерал-майор Станислав Смольский. Об особенностях антитеррористической борьбы на пространстве Содружества и участии в ней армейских структур он рассказал «ВПК».
Террористические угрозы в разной степени актуальны для всех стран. Боевики радикальных группировок постоянно совершенствуют свою тактику. Спецслужбы вынуждены отвечать, оперативно реагируя на «обновленные» вызовы радикалов. В этом противодействии важны объединенные усилия государств мира, различных силовых структур, в том числе и вооруженных сил. На пространстве СНГ для аккумулирования и развития таких усилий в 2000 году был создан Антитеррористический центр (АТЦ). Заместитель его руководителя по линии Совета министров обороны СНГ – представитель Белоруссии генерал-майор Станислав Смольский. Об особенностях антитеррористической борьбы на пространстве Содружества и участии в ней армейских структур он рассказал «ВПК».
{{direct}} —Станислав Станиславович, прежде чем мы перейдем к основной теме, поясните, пожалуйста, как вышло, что вы, кадровый армейский офицер, командующий сухопутными войсками ВС РБ, были назначены в Антитеррористический центр СНГ?

– В том, что в столь специфической организации, как Антитеррористический центр, находится представитель вооруженных сил, ничего парадоксального. Еще на стадии формирования центра было принято решение, что в его составе должны быть лица, представляющие Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, Координационную службу Совета командующих погранвойсками, Бюро по координации борьбы с оргпреступностью и Совет министров обороны государств Содружества. Время подтвердило правильность такого подхода.

—Какие вопросы вы курируете в АТЦ как заместитель руководителя?

– Общие направления деятельности вытекают из Положения об АТЦ государств – участников СНГ, Концепции сотрудничества этих стран в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, других основополагающих документов, являющихся основой для организации работы центра в целом. Прежде всего это координация взаимодействия органов государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом по линии Совета министров обороны СНГ (СМО СНГ), организация совместно с секретариатом этого совета обмена опытом противостояния современным вызовам и угрозам, наработанным в ВС каждой страны.

Среди возложенных на меня обязанностей – подготовка и проведение совместных антитеррористических учений, ежегодных сборов руководящего состава подразделений антитеррора органов безопасности и спецслужб государств – участников СНГ, организация подготовки сотрудников центра, специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений, работа по удовлетворению запросов заинтересованных министерств и ведомств относительно получения интересующей их информации.

Личное дело

Смольский Станислав Станиславович

Родился 6 января 1955 года в деревне Ходюки Лидского района Гродненской области Белорусской ССР. В 1976-м окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище им. В. И. Ленина. Офицерский путь начал начальником расчета подвижной ракетно-технической базы в Белорусском военном округе. В том же году направлен на должность командира мотострелкового взвода в Дальневосточный военный округ. По окончании Военной академии им. М. В. Фрунзе был направлен в Прибалтийский военный округ.

С 1992 года – в ВС Республики Беларусь (ВС РБ). В 1995-м окончил Академию Генштаба ВС РФ. Проходил службу начальником кафедры, начальником командно-штабного факультета, первым заместителем начальника Военной академии ВС РБ, в государственном секретариате совета безопасности страны, в Главном (Генеральном) штабе ВС РБ. С 2001-го – первый заместитель начальника Генштаба ВС РБ, с 2003-го – командующий сухопутными войсками ВС РБ. В том же году окончил Академию управления при президенте РБ (факультет внешней политики и дипломатии).

24 ноября 2006 года решением Совета глав правительств СНГ назначен заместителем руководителя Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ).

Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, 22 медалями и почетными знаками.

Женат. Имеет сына и дочь.

В повседневной деятельности приходится активно участвовать в разработке межгосударственных программ борьбы с терроризмом и проявлениями экстремизма, в подготовке модельных законодательных актов, международных договоров, других нормативных документов по этим проблемам. Кстати, в августе минувшего года получила завершение работа над соглашением об информационном взаимодействии между секретариатом СМО СНГ и АТЦ СНГ.

Среди курируемых вопросов и координация взаимодействия центра с секретариатом и Объединенным штабом ОДКБ. Значимость такой работы возрастает в связи с тем, что данная организация все больше внимания уделяет контртеррористической проблематике, о чем свидетельствует создание и апробирование Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Думаю, и перечисленного достаточно, чтобы составить представление о круге моих обязанностей.

—Какова роль ВС государств СНГ в целом и ВС Белоруссии в частности в решении проблем снижения террористической опасности?

– В мире наблюдается рост террористической активности. Имеется почва для этого и в странах СНГ: непростое экономическое положение, религиозный экстремизм, радикализм, стремление разных группировок и лиц достичь целей любым способом. В сферу внимания террористов могут попасть да и порой попадают армейские объекты: либо с целью завладения оружием, боеприпасами, взрывчатыми, радиоактивными и иными веществами, либо для совершения противоправных действий в отношении воинских частей и отдельных военнослужащих, членов их семей. Именно это определяет роль ВС в решении проблем снижения террористической опасности.

В армиях стран СНГ уделяется серьезное внимание недопущению проникновения террористов на объекты инфраструктуры. Силами и средствами армейских структур предпринимается активное реагирование от информационного до силового на террористические угрозы. Осуществляются сбор и своевременное доведение информации о возможности терактов, изучение ожидаемого характера акций террористов, определение порядка оповещения о них и противодействия им.

В Вооруженных Силах создается, скажем так, антитеррористическая система, направленная на предупреждение и пресечение терактов на территории гарнизонов, усиление охраны и обороны военных объектов, городков и мест компактного проживания военнослужащих, недопущение установки взрывных устройств, предотвращение несанкционированных взлетов (угонов) летательных аппаратов (судов), исключение возможности воздействия переносных зенитных ракетных комплексов на летательные аппараты и решение других задач.

—Какие конкретно меры принимают армейцы СНГ и ОДКБ для снижения таких опасностей?

– Предусматриваются меры, обеспечивающие быстрое наращивание сил и средств при получении данных о намерениях осуществления терактов или обнаружении террористических групп в районах расположения войск и военных объектов, по переброске подразделений, привлекаемых для выполнения задач антитеррора, в районы возможного совершения террористами противоправных действий.

Подразделения, предназначенные для решения задач антитеррора, могут включать силы спецназначения, разминирования, радиационной, химической и биологической разведки, медслужбы и иные, которые придется задействовать в первоочередном порядке в случае совершения терактов, а также силы от той или иной воинской части в соответствии с планами противодействия террористическим акциям.

В армиях стран Содружества антитеррористическая тематика присутствует в программах подготовки военнослужащих и подразделений, поскольку воинские контингенты, во-первых, должны быть в постоянной готовности к отражению террористических атак, во-вторых, реально участвуют в проведении контртеррористических мероприятий совместно с другими привлекаемыми для этого структурами там, где возникает такая необходимость.

Отсюда пристальное внимание отработке в процессе боевой подготовки порядка ведения разведки. К мероприятиям, проводимым центром, мы стараемся, если это позволяет делать их тематика, привлекать и структуры ВС. Учение «Бастион-Антитеррор-2008», проведенное при координирующей роли АТЦ СНГ, – один из примеров, подтверждающих это. Отработка вынесенных на него учебных вопросов осуществлялась при активном участии подразделений сил специальных операций ВС Республики Беларусь. Такой же подход был характерным и для мероприятий прошлых лет, проведенных центром в Армении, Казахстане, Киргизии, России, Таджикистане, на Украине. Так происходит и сейчас как на совместных мероприятиях, так и в каждой отдельно взятой стране.

—Армия в осуществлении этой практики не может действовать сама по себе: воинские части всегда окружены гражданскими людьми, так сказать, мирной инфраструктурой…

– Разумеется, штабы соединений и частей, начальники гарнизонов организуют и поддерживают взаимодействие с местными органами исполнительной власти и другими силовыми структурами, позволяющее максимально эффективно участвовать в противостоянии вызовам террористов.

Фото: РИА НОВОСТИ

Хочу подчеркнуть – и об этом свидетельствует моя личная практика общения с должностными лицами военных ведомств как в индивидуальном порядке, так и в ходе совместных мероприятий, что в министерствах обороны стран Содружества хорошо понимают: противостоять терроризму, говорю об этом уже в который раз, можно только сообща, совместными усилиями многих структур.

—Вы не устаете утверждать, что победить терроризм можно лишь объединенными усилиями всех структур. Можете ли подтвердить это конкретными примерами, исходя из перспектив деятельности центра?

– В реализуемой ныне Программе сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008–2010 годы нашли отражение вопросы подготовки и внесения на рассмотрение советов глав государств и глав правительств документов, в разработке которых принимает участие Антитеррористический центр СНГ. Среди них, например, определяющие порядок действий оперативных дежурных командных пунктов и дежурных сил по ПВО при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна террористами изменения и дополнения в модельный закон «О борьбе с терроризмом».

Проводятся согласованные (совместные) мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, недопущение незаконного производства и оборота сильнодействующих химических, биологических и радиоактивных веществ, защиту объектов, в том числе и представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, а также режимных, своевременное информирование заинтересованных сторон о предпосылках к совершению терактов, осуществление контроля за производством, оборотом и экспортом взрывчатых веществ. Все это имеет прямое отношение к армейской системе.

—Участвует ли АТЦ в разработке планов военных учений антитеррористической направленности (таковых сейчас большинство)?

– Центр разрабатывает планы проведения учений, которые проходят при его координирующей роли. Процесс осуществляется совместно с соответствующими структурами государств, на территории которых проводятся такие мероприятия. По результатам их подготовки и проведения издаются и рассылаются в страны Содружества сборники материалов, освещающих все этапы организации и отработки выносимых на учение вопросов.

Время показало, что такие сборники востребованы сотрудниками органов безопасности и спецслужб, внутренних дел и иных силовых структур государств – участников СНГ, активно используются для качественной подготовки и проведения учений.

—В Белоруссии, как полагают в некоторых странах СНГ, ни шатко ни валко решается вопрос участия страны в Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР), решение о создании которых главы государств СНГ приняли в феврале 2009 года.

– Извините, этот вопрос не по адресу – не я формирую политику государства по тем или иным проблемам. Несомненно, что в Беларуси очень хорошо понимают опасность, которая может последовать в результате наличия угрозы либо совершения террористических атак, реализуют комплекс мер, направленных как на их предупреждение, пресечение, так и на действия при развитии ситуации по самому неблагоприятному сценарию, если он будет иметь место. Для этого создана нормативная база, сформированы и качественно подготовлены соответствующие структуры, организована работа штабов для действий в чрезвычайных обстоятельствах. Используются все ресурсы, которые нужно задействовать в интересах снижения риска террористических угроз.

—К Минску есть и другие претензии. В частности, в российской прессе, особенно в военной, нет-нет да и поднимается вопрос, что белорусские военные не участвуют ни в одних учениях, проводимых на территории других стран СНГ, даже входящих в ОДКБ. Вот, например, в Казахстане проходило крупное учение КСОР этой организации «Взаимодействие-2009», на котором помимо казахстанских войск представлены были части и подразделения Армении, Киргизии и России. А белорусы отсутствовали. Почему?

– Позволю не согласиться с подобными упреками. Степень участия той или иной страны в мероприятиях за пределами собственной территории может быть разной. И если государство, его ВС представлены не воинским подразделением, а, например, оперативной группой или некоторым числом должностных лиц, отрабатывающих учебные задачи в составе штаба, это абсолютно не значит, что участие неполноценно. Примеров такого участия можно привести сколько угодно. Мне самому неоднократно приходилось представлять Антитеррористический центр государств – участников СНГ на учениях, проводимых в рамках ОДКБ, и всегда представители Беларуси принимали в них участие. Как и в свою очередь в недавно прошедшем учении «Запад-2009» на территории Беларуси были представлены ВС Армении, Казахстана, Таджикистана, которые также входят в ОДКБ. Естественно, участники от этих стран решали задачи совместно с белорусскими и российскими военнослужащими.

Что до участия в учении КСОР «Взаимодействие-2009», то там присутствие представителей Беларуси было обеспечено практически от всех силовых структур. Оперативная группа Минобороны Республики Беларусь работала в штабе руководства маневрами. Опыт проведения данного мероприятия, безусловно, будет учтен при формулировании белорусской стороной подходов к коллективному противодействию современным вызовам и угрозам в рамках ОДКБ.

Опубликовано в выпуске № 1 (317) за 13 января 2010 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц