Версия для печати

Воин и учитель

Белов Кирилл
Заслуженные штурмовые и учебно-боевые самолеты ВВС Израиля A-4 Skyhawk готовятся к выходу в отставку. Кто заменит их над полем боя и в тренировочных полетах?
Заслуженные штурмовые и учебно-боевые самолеты ВВС Израиля A-4 Skyhawk готовятся к выходу в отставку. Кто заменит их над полем боя и в тренировочных полетах?
{{direct}}

Израиль принял окончательное решение удалить из рядов своей авиации американские штурмовики Douglas A-4 Skyhawk. Один из символов израильских ВВС уступит свое место легкого ударного и тренировочного самолета более современному собрату по учебно-боевой когорте.

Несущий элемент конструкции

Практически все израильские летчики в сущности начинали свой боевой путь со «Скайхоков». Эта машина является для них чем-то вроде последнего учебно-боевого рубежа. Злые языки даже язвят, что в числе пилотов этих штурмовиков надолго задерживаются только совсем уж безнадежные кадры, которых не получилось продвинуть на более сложную и важную технику: в 70-е годы – на «Миражи» и «Фантомы», позже – на F-16 и F-15.

Представляется, что этот взгляд на вещи ошибочен и даже в чем-то оскорбителен. Пилоты «Скайхоков» прекрасно показывали себя в боевых операциях ВВС Израиля, который был крупнейшим оператором этих систем, не считая, собственно, Соединенных Штатов. С 1966 года Тель-Авив закупил 217 таких машин плюс еще 46 было передано ему «из наличия» ВВС и авиации корпуса морской пехоты США в порядке компенсации крупных потерь во время «войны Судного дня» 1973 года (их в спешном порядке доставили в Левант на борту авианосца «Индепенденс»). Кстати, в той войне Израиль, только по официальным данным, потерял свыше сотни самолетов и как раз половина из них – «Скайхоки».

После принятия на вооружение более современных ударных машин «Скайхоки» потихоньку отошли на второй план, сосредоточившись главным образом на учебно-тренировочных задачах, которыми они и занимались до недавнего времени.

Осенью 2008 года в Израиле разразился скандал. В процедурах сервисного обслуживания «Скайхоков», писала газета «Га'арец», были выявлены крупные нарушения, связанные с сокрытием неработоспособности отдельных узлов и блоков, в частности проблем с высотомерами и автопилотом. Доходило до того, что механические повреждения на колесах шасси и их шинах приказывали закрашивать, а не латать и заделывать.

Фото: airliners.net

Ни одна машина не попала в связи с этими бездумными «мерами» в аварию и не пострадала, однако принимая во внимание солидный возраст учебных штурмовиков, командование ВВС Израиля «посадило» самолеты на аэродромы. В декабре 2008 года было официально объявлено о том, что «Скайхоки» выведут из летного состава и заменят более современными самолетами, способными одинаково успешно выполнять как учебно-тренировочные задачи, так и функции легкого штурмовика на поле боя.

Претенденты в очереди

Кандидаты на замену «Скайхоков» поначалу представляли собой весьма разношерстный зоопарк самолетов крайне различного генезиса и тактико-технических данных. Среди них был американский учебно-тренировочный T-45S Goshawk разработки «Боинга», итальянский M.346 от «Финмекканики», американо-корейский сверхзвуковик T-50 Golden Eagle и даже переоснащенная двухместная версия истребителя F-16B Fighting Falcon.

От переделки «Файтинг Фэлконов» отказались почти сразу: уж слишком сложен F-16 в роли учебно-тренировочного самолета. Кроме того, сказался и фактор затрат. Недолго продержался в кандидатах и «Госхок»: хорошая машина, под которую США готовы были верстать пакет военной помощи Израилю, тем не менее не обладала развитыми способностями к «побочному» (читай – чисто ударному) применению. А израильские ВВС очень ценили ударные возможности «Скайхоков» и требовали от его сменщиков не только тренировочных, но и боевых доблестей.

Итальянский M.346 – вообще машина интересная. Это близкий родственник российского учебно-боевого самолета Як-130, однако же с не вполне уверенной реализацией ударных функций. В 90-е годы этот «эмигрант» разрабатывался фирмой «Аэромакки» совместно с ОКБ Яковлева и при участии нижегородского авиастроительного завода «Сокол». Однако уже в 2000-м «Аэромакки» отказалась от совместного проекта, стороны оставили друг другу комплекты документации и принялись делать свои машины самостоятельно. Собственно, так и появился Як-130, ныне определенный ВВС России в качестве основной учебно-боевой машины. Итальянский же его «кузен» взлетел только в 2004 году.

Результат вышел не то чтобы сильно блестящий: отечественный Як-130 демонстрирует более развитый набор возможностей, причем как тренировочных, так и чисто ударных. Российский самолет отличается наиболее развитым комплексом БРЭО и может применять более широкий спектр управляемого вооружения. Кстати сказать, открытая архитектура БРЭО позволяет сравнительно несложно организовать и использование с Як-130 западного управляемого ракетного оружия – как минимум в том наборе, который штатно несет M.346.

Однако именно M.346 в ноябре 2010 года вошел в шорт-лист из двух кандидатов на место «Скайхока». Пару ему составил T-50 Golden Eagle, разработанный южнокорейской фирмой Korean Aerospace Industries (KAI) совместно с американской Lockheed Martin.

Американо-корейская машина имеет ряд характерных отличий. Во-первых, она сверхзвуковая: на форсаже способна давать полтора Маха в отличие от трансзвукового M.346. (Кстати сказать, китайский учебный истребитель L-15, очень сильно смахивающий на своих прямых конкурентов Як-130 и M.346, тоже спроектирован сверхзвуковым.) Во-вторых, в комплексе бортового вооружения и БРЭО «Золотого Орла» можно применять весьма богатый набор УРО. Среди ракет «воздух-воздух» здесь и стандартные AIM-9 Sidewinder, но и более современные AIM-120 AMRAAM, которые нельзя запускать с «итальянца». Среди ударного вооружения, помимо дежурных AGM-65 Maverick, есть и образцы поинтереснее. Например, бортовой комплекс T-50 позволяет успешно применять управляемые боеприпасы системы JDAM, а также корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.

Израиль наращивает свое присутствие на рынке оборонных технологий Южной Кореи, и в связи с этим выбор T-50 в качестве замены для «Скайхоков» представляется весьма вероятным – в рамках укрепления двустороннего военно-технического сотрудничества. Не пройдет копеечка и мимо американских бюджетов за счет участия в сделке «Локхида». Так что шансы трансокеанского консорциума на замещение своими машинами старичков «Скайхоков» представляются несколько более предпочтительными.

Опубликовано в выпуске № 14 (380) за 13 апреля 2011 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...