Версия для печати

В России создана береговая охрана

Садыкова Валерия
Почему-то принято считать, что День пограничника - это сугубо сухопутный праздник. Однако морских границ у России гораздо больше, не говоря про речные и озерные. На водных просторах есть что нарушать и есть кому. Поэтому ФСБ создает совершенно новую службу - Береговую охрану. Чем она будет отличаться от обычной погранохраны? И сменят ли пограничники свои зеленые фуражки на бескозырки? Об этом корреспондент "ВПК" спросил у начальника управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России вице-адмирала Вячеслава Сержанина. Это его первое интервью прессе в качестве руководителя новой структуры.


ОПРЕДЕЛЕНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ ДО 2015 ГОДА


Почему-то принято считать, что День пограничника - это сугубо сухопутный праздник. Однако морских границ у России гораздо больше, не говоря про речные и озерные. На водных просторах есть что нарушать и есть кому. Поэтому ФСБ создает совершенно новую службу - Береговую охрану. Чем она будет отличаться от обычной погранохраны? И сменят ли пограничники свои зеленые фуражки на бескозырки? Об этом корреспондент "ВПК" спросил у начальника управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России вице-адмирала Вячеслава Сержанина. Это его первое интервью прессе в качестве руководителя новой структуры.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

СЕРЖАНИН Вячеслав Михайлович



Родился 20 февраля 1952 г. в городе Бирске Башкирской АССР. В 1974 г. окончил Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова. С 1974 г. проходил службу в Дальневосточном пограничном округе, с 1994 по 1996 г. - в Тихоокеанском пограничном округе. С 1984 по 1986 г. учился в ВМА им. Гречко и с 1996 по 1998 г. - в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. С 1994 по 1996 г. - заместитель командующего Тихоокеанского пограничного округа. В 1999 г. назначен первым заместителем начальника Департамента морской охраны ФПС России, в 2003 г. - начальником Морского управления Пограничной службы ФСБ России. С 2004 г. - начальник управления Береговой охраны Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России.


- В США Береговая охрана - серьезная и уважаемая структура. Именно с нее многие страны мира копировали собственные службы. Мы, похоже, тоже решили пойти по этому пути. Получится ли догнать и перегнать Америку?

- Пограничные органы Береговой охраны - это составная часть единой системы пограничных органов Федеральной службы безопасности, а не какое-то отдельное ведомство. Мы, конечно, изучаем опыт других государств в сфере охраны морских пространств и их природных ресурсов, но используем в первую очередь собственные разработки и методики.

- На каких берегах будут служить ваши подчиненные: только на морских или речные с озерными тоже возьмете под крыло?

- В сфере деятельности пограничных органов Береговой охраны - морское направление. В стадии формирования три пограничных управления Береговой охраны: на Камчатке, Сахалине и Азовско-Черноморском направлении. Основные задачи - защита и охрана государственной границы, экономических и иных законных интересов Российской Федерации, охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, противодействие терроризму и трансграничной преступности на морских направлениях.

- Но ведь есть еще Балтийское море, Каспийское... северные моря, наконец... А там все останется по-старому?

- Безусловно, пограничные органы Береговой охраны будут формироваться и на этих направлениях. Пограничные управления БО формируются на тех участках, где основная граница - морская. Там, где граница в основном сухопутная, и пограничные управления будут иными. В то же время там, где есть морские направления, в любом случае будет определенная составляющая пограничных органов Береговой охраны. Напомню, что сейчас пограничные управления создаются во всех приграничных регионах.

- А если на границе немножко моря, немножко земли?

- Поймите, пограничные органы Береговой охраны не отделяются от Пограничной службы, а являются ее составной частью. Поэтому нельзя сказать, что здесь будут стоять (обычные) пограничники, а здесь пограничные органы Береговой охраны, и друг с другом общаться не будут. Нет! Все взаимосвязано. Пограничные органы береговой охраны будут нести службу на морском побережье, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне России и конвенционных районах. С 2006 года планируется начать формирование отрядов Береговой охраны. Они появятся там, где это необходимо, в том числе на Балтике и на Каспии.

- Зачем вообще понадобилось создавать новую службу?

- Система охраны морских рубежей формировалась в советское время. Тогда были иные задачи. Сегодня эта система уже не эффективна.

- Наверное, для новой службы нужны и новые люди. Где будут брать специалистов? Солдат, понятно, призывать. А офицеров?

- Вы ошибаетесь - призывников не будет вообще. Планируется полностью сменить и систему специальной подготовки.

- Открывать новые вузы?

- Нет. Изучаются возможности подготовки морских специалистов со средним и высшим профессиональным образованием по отдельным специальностям на базе образовательных учреждений других ведомств. Привлечение их возможностей по подготовке вышеуказанных специалистов позволило бы значительно сократить затраты ФСБ России на организацию и обеспечение функционирования собственных специализированных образовательных учреждений и осуществлять повышение их квалификации для подготовки к несению службы в органах береговой охраны.

- Нет сомнений, что многие нынешние студенты заинтересуются вашим предложением. Какие специалисты нужны береговой охране?

- Самые разные. Даже не знаю, кого назвать в первую очередь: морские специалисты, юристы, экологи, медики, спасатели... В учебном центре выпускники гражданских учебных заведений могли бы проходить специальную подготовку. Предполагается внести соответствующие изменения и в программы пограничных институтов. Цель одна - укомплектовать службу настоящими профессионалами.

- Откройте "военную тайну": космические технологии будете применять? Скажем, спутники-разведчики?

- Мы изучаем эти вопросы. Планируем создать комплексную систему освещения обстановки - это не только и не столько наблюдение, но и обмен информацией. Взаимодействие со всеми необходимыми структурами, в том числе и с использованием космических технологий. Но у одной пограничной службы нет возможности создать такую систему. Поэтому идем по пути объединения усилий нескольких министерств и ведомств.

- Каких, например?

- Минтранса, Минсельхоза, Министерства обороны... К слову, Министерство транспорта создает свою систему безопасности на море, мы надеемся ее использовать. Недавно было подписано соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством морского и речного транспорта и Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Оно подразумевает взаимодействие по обмену информацией о надводной обстановке, по защите окружающей среды, поисково-спасательному обеспечению, функционированию пунктов пропуска через государственную границу в морских и речных портах, а также совместный анализ складывающейся обстановки на трассах Северного морского пути.

- Значит, сотрудник Береговой охраны уже не станет ходить дозором по берегу, а будет сидеть за монитором?

- Ходить дозором практически уже не будет. На базе пограничных застав, расположенных на морских направлениях, планируется создать подразделения, оснащенные современными техническими средствами наблюдения, связи. Штаты будут значительно сокращены. Зато служить будут хорошо подготовленные специалисты. Упор делается также на развитие оперативной составляющей.

- То есть разведку?

- Оперативная работа становится одним из основных направлений во всей службе на границе. Мы ведь уже и войсками перестали быть. Создаются органы Пограничной службы, том числе и Береговой охраны.

- Известно, что Пограничная служба давно сотрудничает с коллегами из других стран. В одном из договоров предусматривается даже борьба с пиратством. Вашим подчиненным приходилось сталкиваться с пиратами?

- Нет, для наших прибрежных вод это не актуально. Мы обмениваемся информацией с коллегами в основном по подозреваемым в браконьерстве, терроризме, контрабанде. Нередко проводим совместные операции. Так, в Финском заливе недавно прошли международные учения, на которых отрабатывались методы борьбы с терроризмом на море и проведения спасательных операций. Были задействованы Пограничная служба и другие структуры ФСБ России. Учения такого плана проводились впервые.

- Зачем пограничникам работать еще и спасателями, когда есть МЧС?

- В соответствии с российским законодательством основную нагрузку по спасению на море несут Минтранс и ВМФ, у которых есть для этих целей специализированные формирования и специальные силы и средства. Мы участвуем в спасательных операциях вместе с другими ведомствами, а зачастую наши корабли первыми приходят на помощь, так как постоянно несут службу в море.

- Чтобы вовремя оказать помощь, нужны быстроходные корабли. Да и браконьеры отнюдь не на тихоходах промышляют. Чем вы сможете их удивить?

- В Пограничной службе ФСБ России готовится проект концепции развития корабельно-катерного состава пограничных органов Береговой охраны до 2015 года. Предполагается создание новых проектов кораблей и катеров с высокими тактико-техническими характеристиками, соответствующими мировому уровню, необходимых именно пограничникам. Отсюда и требования - высокая мореходность, автономность, высокие скорости. Корабли и катера должны быть оснащены новейшими информационными системами с высокой степенью автоматизации, иметь комфортные условия для экипажа. Причем для каждого региона будут создаваться особые модели - в зависимости от местных условий. Ведь, скажем, на Каспии и на Тихом океане условия разные - и корабли нужны разные по своим возможностям. Сейчас разрабатываются проекты пограничного сторожевого корабля ледового класса плавания для длительного патрулирования в арктических морях, многофункционального пограничного сторожевого корабля для длительного патрулирования территориального моря и исключительной экономической зоны. Есть также проекты пограничного корабля-перехватчика для быстроходных целей в прибрежных районах. Одновременно с реализацией кораблестроительной программы планируется модернизация существующих кораблей охраны исключительной экономической зоны и территориального моря, у которых истекают сроки службы, а также поддержание технической готовности действующего корабельно-катерного состава. Мы планируем дооснастить их современным вооружением и техническими средствами с высокими характеристиками по автоматизации и диагностике. Это позволит частично сократить численность личного состава и осуществить планомерный переход на смешанный вариант комплектования, а в дальнейшем и на полное комплектование экипажей на профессиональной основе.

- Обычно на время реорганизаций вся работа прекращается. Но граница ждать не может, пока утрясутся штаты. Не влияют ли реформы на качество службы?

- Реформы идут планово, без потрясений и отрыва от службы. Каждый день корабли и пограничные наряды выходят на охрану государственной границы и экономической зоны. Достаточно прочитать сводки, чтобы убедиться в этом. За первый квартал 2005 года представители пограничных органов ФСБ России осмотрели более 3470 промысловых судов. За различные нарушения природоохранного законодательства 104 судна были задержаны (14 из них иностранные). Вот последние примеры таких задержаний. Моряки пограничного сторожевого корабля "Находка" осмотрели в Японском море рыболовецкую шхуну "Сант-Николас" (флаг Камбоджи), которая пересекла государственную границу и находилась в российских территориальных водах без уведомления Пограничной службы ФСБ России. В ее трюмах пограничники обнаружили тонну краба стригуна опилио, 400 килограммов краба камчатского. За нарушение режима государственной границы, нарушение правил промыла судно задержано и отконвоировано в порт Владивосток для разбирательства. Моряки патрульного судна "Пагелла" в Охотском море осмотрели рыболовецкую шхуну "Полина" тоже под флагом Камбоджи (порт приписки Пусан). На борту обнаружено 10 тонн живого краба стригуна опилио, выловленного без разрешения. За нарушение правил промысла судно задержано и отконвоировано в порт Петропавловск-Камчатский для проведения разбирательства. И такие сообщения приходят ежедневно.

Пограничная служба, и Береговая охрана в частности, я уверен, будут отвечать всем требованиям времени. Естественно, любые изменения, а тем более такие масштабные, сопровождаются трудностями, которые, я надеюсь, будут преодолены. Главное, чтобы каждый знал свое место, понимал меру личной ответственности и был уверен в положительном результате.

Валерия САДЫКОВА

Опубликовано в выпуске № 26 (93) за 20 июля 2005 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц