Версия для печати

Трудный выбор в отсутствие альтернатив

Богданов Константин
Французские ВВС испытывают настоятельную потребность в ударных и разведывательных беспилотниках. Ситуацию осложняют затянувшееся проектирование современных общеевропейских машин, совершенно недостаточные эксплуатационные характеристики имеющихся у Франции дронов, а также межгосударственные разногласия с потенциальными поставщиками.
Французские ВВС испытывают настоятельную потребность в ударных и разведывательных беспилотниках. Ситуацию осложняют затянувшееся проектирование современных общеевропейских машин, совершенно недостаточные эксплуатационные характеристики имеющихся у Франции дронов, а также межгосударственные разногласия с потенциальными поставщиками.
{{direct}}

В преддверии этой весны ВВС Франции в срочном порядке обратились к своим израильским коллегам с просьбой об аренде нескольких беспилотников Heron TP разработки компании IAI (машины также известны под наименованием IAI Eitan). Французские ВВС уже эксплуатировали более старую версию этих машин – Heron UAS. Официальное объяснение поспешной попытки заполучить дроны – срочные оперативные надобности, возникшие при проведении операций на территории Афганистана.

Жестоко отстают

Сущность этих «срочных надобностей», в общем, ни для кого не секрет. Затруднения с освещением тактической обстановки (а современные беспилотники являются неотъемлемым звеном общеармейских систем разведки и целеуказания) военные Франции испытывают уже давно. Для вооруженных сил Пятой республики эти проблемы назрели и перезрели, что подтверждается невеселой практикой их применения за рубежом.

Еще в августе 2008 года французский контингент Международных сил содействия безопасности в Афганистане потерял северо-восточнее Кабула десять человек погибшими и свыше двадцати ранеными в результате нападения на конвой крупной группы боевиков движения «Талибан». Официальное расследование инцидента дало однозначную трактовку причин: операция прикрытия конвоя не была обеспечена поддержкой с воздуха, в первую очередь совершенно недостаточно осуществлялась разведка местности.

В этом проявилось отличие тактики французов от американцев, регулярно применяющих свои БПЛА в составе мероприятий по обеспечению движения войсковых колонн и для освещения обстановки на операциях. Французы, не имея собственной современной техники, интегрированной с едиными войсковыми системами целеуказания и управления, испытывают жесткий дефицит средств в воздушном эшелоне прикрытия.

Имеющиеся на вооружении французских ВВС разведывательные беспилотники Sperwer и Harfang недотягивают до требуемых стандартов эксплуатационной готовности: отличаются высокой шумностью и ненадежностью в жарком пыльном климате Афганистана, имеют неудобную наземную инфраструктуру применения и совершенно недостаточное время нахождения в воздухе. О собственных разведывательно-ударных беспилотниках – реальности уже даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня (для американских ВВС) – во Франции пока могут только мечтать.

Все сами, своими руками

Европейский концерн EADS к разработке подобной техники не готов: по признаниям западноевропейских экспертов, на полный цикл создания серийного образца современного ударного беспилотника придется затратить около десяти лет. Концерн уже и так ведет в интересах ВВС Франции, Германии и Испании работы по проектированию общеевропейского беспилотного разведчика Talarion, оснащенного двумя реактивными двигателями. Первый испытательный полет аппарата запланирован на начало 2014 года, коммерческие поставки начнутся после 2016-го. Пока же габаритный макет аппарата таскают по всем авиасалонам. Но работать-то «по талибам» надо уже сегодня!

Этот перспективный дрон к тому же не несет вооружения, поэтому потребность крупных стран Евросоюза в обладании разведывательно-ударной интегрированной платформой с его помощью удовлетворена быть не может. Кроме того, французы долго колебались в формировании комплекса требований к машине. И если поначалу Париж вел разговоры исключительно о функциях разведки, связи и целеуказания, то не так давно военное ведомство Пятой республики начало склоняться к тому, что ВВС необходимы и ударные беспилотные машины. А это существенно сузило круг возможных поставщиков.

Есть такой дрон!

Далеко ходить не пришлось. В том же Афганистане ВВС США и Великобритании прекрасно взаимодействуют в рамках единой системы боевых сетей освещения обстановки, одним из опорных элементов которой являются американские разведывательно-ударные БПЛА MQ-9 Reaper.

Это машина совершенно иного поколения, встроенная в другую боевую систему применения. Францию заинтересовала возможность интеграции нового дрона в боевые сети, используемые американцами и британцами (не считая решения собственных задач по разведке и работе по наземным целям).

«Рипер» – машина удачная и перспективная. Огромная для подобной системы боевая нагрузка (свыше 1700 кг, возможно применение ракет AGM-114 Hellfire – до 14 единиц и корректируемых боеприпасов JDAM, а также оружия класса «воздух-воздух»), весьма неплохие летно-технические характеристики (способен держаться в воздухе более суток) и солидный набор радиолокационных и оптико-электронных систем делают этот дрон весьма привлекательным универсальным средством усиления, воздушной разведки и целеуказания.

General Atomics, разработчик «Риперов», сильно загружен заказами от американских ВВС, у которых уже лет десять продолжается совершенно эйфорический «медовый месяц» с ударными беспилотниками – любимым детищем «оборонщиков» и генералов США. Однако представители корпорации дали понять, что при случае выполнят заокеанский контракт в порядке особой срочности – ради укрепления военно-технических и политических связей Вашингтона и Парижа. Решение задачи упрощалось президентством Николя Саркози, известного своими давнишними симпатиями к Вашингтону и Лондону (в некоторый ущерб традиционной «континентальной» ориентации Парижа, неизменной со времен Шарля де Голля).

Назло маме отморожу уши?

Однако Франция была бы не Франция, если бы во всей этой идиллической картинке военно-технического сотрудничества что-нибудь не нарушилось. Коса нашла на камень месяц назад: именно тогда тендерная комиссия ВВС США приняла решение о выборе нового подрядчика для обновления парка самолетов-заправщиков. Контракт по меньшей мере на 35 миллиардов долларов достался корпорации Boeing. Как считают в Европе – абсолютно незаслуженно: с их точки зрения такое решение откровенно дискриминировало предложение холдинга EADS, разработанное на базе самолета A330 и (опять же по мнению Старого Света) лучше подходящее к условиям конкурса.

Незамедлительно появились сообщения, что Франция «в отместку» может пересмотреть свое решение о закупке американских БПЛА. Вероятный источник таких утечек вычисляется на счет «раз», но, как мы уже отметили, раньше, чем через десять лет, этот источник своего аналога «Рипера» из ангаров не выкатит, а к тому моменту у США пойдет в дело следующее поколение дронов («ВПК», № 6). И все это время французские военные будут вынуждены работать в «устаревшей» боевой системе, которая уже дает неприятный и совершенно необязательный «профит» в виде «грузов 200» из Афганистана. Воинственные же настроения нынешнего парижского кабинета, нашедшие свое недвусмысленное отражение в недавних операциях французских войск в Ливии и Кот-д'Ивуаре, миролюбивой обстановки в этом десятилетии не сулят.

«Риперов» у Парижа пока нет. Поэтому – срочные аренды израильских турбовинтовых дронов-разведчиков и длительные сомнения в выборе функциональных требований к перспективной платформе. Только разведка или еще и ударные задачи? Ибо потребуй от БПЛА чуть больше, чем «допустимо», и среди потенциальных поставщиков останется только один, американский.

Иная страна НАТО махнула бы рукой (как, скажем, сделала Британия) и интегрировала бы беспилотный парк своих ВВС с американскими тактическими системами. Но это – Франция. Похоже, мы еще увидим в исполнении Парижа длинный, сложный и нетривиальный (зато национальный и суверенный) путь левой руки для чесания правого уха.

Опубликовано в выпуске № 14 (380) за 13 апреля 2011 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...