Версия для печати

Танковый ленд-лиз — часть II

Барятинский Михаил
Наступила очередь количественного аспекта поставок в Советский Союз бронированных машин из США и Великобритании. В связи с этим необходимо отметить, что, как и в случае с другими видами вооружения и военной техники, данные на сей счет, приводимые в различных источниках, отличаются друг от друга.
Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.
Наступила очередь количественного аспекта поставок в Советский Союз бронированных машин из США и Великобритании. В связи с этим необходимо отметить, что, как и в случае с другими видами вооружения и военной техники, данные на сей счет, приводимые в различных источниках, отличаются друг от друга.
{{direct}}

Итак, их было 10 395

В конце 80-х годов отечественным исследователям впервые стали доступны сведения из западных источников. Так, в книге «Soviet Armour of the Great Patriotic War 1941–1945» американский исследователь Стивен Залога приводит достаточно полные цифры о ленд-лизовских поставках в СССР. По его мнению, из США в Советский Союз поступило 7164 танка, а из Великобритании – 5187 танков всех типов. Имеется в труде и информация о технике, потерянной при транспортировке: 860 американских и 615 английских танков. Таким образом, всего СССР поставлен 12 351 танк, 1475 машин не попали в Красную армию. Правда, не совсем понятно, о чем идет речь: об отправленных или о прибывших танках. Если об отправленных, то с учетом потерь количество первых выглядит несколько иначе – 6304 американских, 4572 английских и канадских танка. А всего 10 876 машин.

Попробуем выяснить, насколько верны западные данные. Для этого используем цифры, приведенные в книге М. Супруна «Ленд-лиз и северные конвои».

Итак, мы убедились, что и в отечественном, и в зарубежном изданиях приводятся практически совпадающие сведения об отправленных в Советский Союз танках. Что касается потерь, то и это число вполне соотносится: по данным Супруна, до 1 ноября 1942 года при проводке конвоев потеряно 1346 танков. Если учесть, что это был период наибольшего противодействия союзным караванам со стороны немецких подводных лодок и германской авиации, повлекший за собой наибольшие утраты судов и перевозимых на них грузов, то «недостающие» 129 танков вполне могли не дойти до получателя позже. Если же вычесть из числа отправленных машин потерянные, то получим 11 615 танков, что даже несколько больше, чем по американским данным.

Однако чтобы понять, сколько же в действительности машин оказалось в СССР, надо привлечь дополнительные источники. Один из них, причем наиболее достоверный, – сведения приемных комиссий Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ). Согласно им в 1941–1945 годах из США в Советский Союз прибыло (именно прибыло!) 5872 американских и 4523 английских и канадских танка. Всего же 10 395 танков.

Это число, которое и следует принимать как наиболее верное, неплохо соотносится с цифрами Залоги. Однако разница составляет 481 машину, что, в общем-то, закономерно. В большинстве зарубежных источников данные превышают советские на 300–400 единиц. Это можно объяснить либо не полным учетом потерь при транспортировке, либо путаницей с заявками, поданными по отправке и приемке. Очень часто цифры из советских заявок выдаются за показатели по отправке.

Некорректное сравнение

Все вышесказанное справедливо и по отношению к поставкам других видов бронетанковой техники. Исследования здесь проводить уже не имеет смысла, будем оперировать данными военной приемки ГБТУ как наиболее достоверными с точки зрения подсчета прибывших боевых машин. С 1941 по 1945 год в СССР поступило 5160 бронетранспортеров всех типов. Но это только по линии ГБТУ. Кроме того, Главному артиллерийскому управлению Красной армии для использования в качестве артиллерийских тягачей передали еще 1082 бронетранспортера американского и британского производства. Помимо этого союзники доставили в СССР 1802 самоходно-артиллерийские установки разных типов и 127 бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ).

Если подытожить, то получится, что в СССР прибыло 10 395 танков, 6242 бронетранспортера, 1802 САУ и 127 БРЭМ. А всего 18 566 единиц бронетанковой техники.

Попробуем сравнить эти цифры с данными Залоги. Согласно им Советский Союз получил 10 876 танков, 6666 бронетранспортеров, 1802 САУ, 115 БРЭМ и 25 танковых мостоукладчиков. Всего 19 484 единицы бронетанковой техники. В целом эти сведения соотносятся с отчетами военной приемки СССР. При этом любопытно, что они частично превышают, частично совпадают, а частично даже меньше советских данных.

Во многих отечественных публикациях утверждается, что танки, поставленные союзниками, составили лишь 10 процентов от 103 тысяч выпущенных в СССР за годы Великой Отечественной войны танков. Подобное сравнение выглядит не только некорректным, но и безграмотным. В Советском Союзе начиная со второго полугодия 1941 (с 1 июля) и по 1 июня 1945 года было построено 97 678 танков и САУ (по другим данным – 95 252), а вот принято военной приемкой от заводов промышленности с 1 июля 1941 по 1 сентября 1945 года действительно 103 170 танков и САУ. Как видим, в обоих случаях речь идет о танках и САУ, а с ленд-лизовской стороны в расчет берутся только танки. Если учесть, что техника по ленд-лизу поступала в СССР и летом 1945 года, то в расчет нужно брать число 78 356. Именно столько танков приняла военная приемка от советских предприятий за указанный период. Количество принятых САУ – 24 814 машин. В результате можно утверждать, что ленд-лизовские танки составляли 13 процентов от советского производства, САУ – 7 процентов. Что касается бронетранспортеров, то в СССР они вообще не выпускались, а значит, поставки по ленд-лизу – 100 процентов. Если же проводить сравнение по критерию «легкие бронированные машины» и сопоставить с производством бронеавтомобилей в СССР (8944 единицы), то получится 70 процентов. Следует также отметить, что из 1800 ленд-лизовских САУ 1100 были зенитными, которые у нас тоже практически не изготавливались (75 ЗСУ-37, выпущенных в 1945–1946 годах, в боевых действиях участия не принимали). Если же говорить о бронетанковой технике в целом, то ленд-лизовские поставки составили около 16 процентов от советского производства.

Однако этот факт, а также то, что иностранные поступления бронетехники постоянно снижались, вовсе не свидетельствует о каком-то злом умысле западных союзников, как это часто отмечалось в советской литературе. Поставки корректировались советской стороной, о чем свидетельствует следующий документ ГБТУ Красной армии:

«О танках для бронетанковых войск РККА для летней кампании 1943 года:

А. По танкам производства Британии и Канады:

1. Заказ легкого пехотного танка Мк-3 «Валентайн» с усиленным вооружением продлить дополнительно на 2000 шт.

2. От крейсерского танка Мк-6 «Тетрарх» отказаться.

3. Средний пехотный танк Мк-2 «Матильда» дополучить до общего кол-ва 1000 шт. согласно текущему протоколу. Оставшиеся танки получать с вооружением 76-мм пушки. В дальнейшем заказ танка данного типа прекратить.

4. Получение тяжелого пехотного танка Мк-4 «Черчилль» для тяжелых танковых полков вести в количестве согласно текущему протоколу.

5. Бронированный транспортер пехоты и оружия «Универсал» получить в количестве не менее 500 шт. с 13,5-мм противотанковым ружьем «Бойс».

По танкам производства США:

1. Американские легкие танки М-3Л «Стюарт» дополучить до общего числа 1200 шт. текущего протокола. В дальнейшем заказ танков данного типа прекратить.

2. Американский легкий танк М-5Л. От заказа отказаться ввиду отсутствия преимуществ перед М-3Л.

3. Средние танки М-3С «Грант» получить из расчета 1000 шт. текущего протокола. В 1943 году рассмотреть вопрос замены их поставкой новых средних танков М-4С с дизельным двигателем и улучшенной броневой защитой в количестве не менее 1000 шт.

4. Включить в перечень поставок легкую противотанковую самоходную установку СУ-57 в количестве не менее 500 шт.».

Образцы для ознакомления

До сих пор речь шла о поставках крупных партий бронетанковой техники. Однако имели место и незначительные, так называемые ознакомительные поступления, когда советская сторона запрашивала у американцев и англичан те или иные образцы и союзники их предоставляли. Причем порой речь шла о самых современных, новейших боевых машинах.

Поставки танков в СССР

ОбязательстваОтправлено в СССР
Из США Из Британии и КанадыВсего
1-й протокол4500225424434697*
2-й протокол10 00095420723026**
3-й протокол1000190111813082
4-й протокол2229***2076802156
Всего17 7297185577612 961
*470 танков было потеряно по пути следования
**От 928 танков из Великобритании и почти 6 тысяч танков из США СССР отказался, попросив компенсировать их другими поставками в рамках 3-го протокола
***Скорректированная заявка

Так, в рамках ознакомительных поставок из Великобритании в СССР прибыли шесть крейсерских танков «Кромвель», три танка-тральщика «Шерман-Краб», пять огнеметных танков «Черчилль-Крокодил», по одному экземпляру бронеавтомобилей АЕС и «Даймлер», огнеметный бронетранспортер «Уосп» («Оса»), а также шесть канадских снегоходов «Бомбардир». В 1943–1945 годах для знакомства и испытаний из США в СССР были доставлены пять легких танков М5 «Стюарт», два легких М24 «Чаффи», новейший тяжелый танк Т26 «Генерал Першинг» и пять самоходных установок Т70 «Ведьма». Все эти боевые машины прошли широкий спектр испытаний и были тщательно изучены советскими специалистами.

Приведенный перечень, а также номенклатура массовых поставок бронетанковой техники в СССР по ленд-лизу не оставляют камня на камне от широко распространенного мнения о том, что якобы союзники специально присылали нам плохую боевую технику. Англичане и американцы поставляли нам те же машины, на которых воевали сами. Другой вопрос, что они не очень соответствовали нашим климатическим условиям и принципам эксплуатации. Ну а о характеристиках и надежности этих машин лучше всего судить не по досужим домыслам, а по конкретным фактам. Первыми в СССР прибыли английские «Матильды» и «Валентайны».

Опубликовано в выпуске № 19 (385) за 18 мая 2011 года

Загрузка...
Аватар пользователя Gwer
Gwer
21 мая 2011
Спасибо автору. Очень информативный и полезный знать материал. Раскрывает положение дел в очень существенной службе Красной Армии и помогает понять значение поставок современной ремонтной техники по ленд-лизу для боеготовности бронетанковых войск РККА .
Аватар пользователя Gratsch
Gratsch
21 мая 2011
Молодец! Толковая статья.
Аватар пользователя кот-333
кот-333
23 сентября 2013
Когда в процессе боевой эксплуатации,в Красной Армии,у танка "матильда" были обнаружены конструктивные недостатки ходовой части,приводящие к поломкам,и про эти недостатки наши военные рассказали Англичанам,то в ответ услышали-А что вы хотите от такой варварской эксплуатации боевой машины.Статья написана по теме,и даже объективно,но между строчковый элемент задолизания всего западного,всё портит.
Аватар пользователя Gwer
Gwer
21 мая 2011
Спасибо автору. Очень информативный и полезный знать материал. Раскрывает положение дел в очень существенной службе Красной Армии и помогает понять значение поставок современной ремонтной техники по ленд-лизу для боеготовности бронетанковых войск РККА .
Аватар пользователя Gratsch
Gratsch
21 мая 2011
Молодец! Толковая статья.
Аватар пользователя кот-333
кот-333
23 сентября 2013
Когда в процессе боевой эксплуатации,в Красной Армии,у танка "матильда" были обнаружены конструктивные недостатки ходовой части,приводящие к поломкам,и про эти недостатки наши военные рассказали Англичанам,то в ответ услышали-А что вы хотите от такой варварской эксплуатации боевой машины.Статья написана по теме,и даже объективно,но между строчковый элемент задолизания всего западного,всё портит.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц