Версия для печати

Неотъемлемая составляющая обороноспособности — часть IV

Никонов Вячеслав Вишневский Анатолий Ямбург Евгений

«ВПК» продолжает публикацию выступлений участников дискуссии на недавнем заседании ХIХ ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике. Напомним, что на сей раз члены СВОПа рассматривали вопрос «Культура, будущее России и ее место в мире», поскольку он также играет важную роль в укреплении национальной безопасности страны.

«ВПК» продолжает публикацию выступлений участников дискуссии на недавнем заседании ХIХ ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике. Напомним, что на сей раз члены СВОПа рассматривали вопрос «Культура, будущее России и ее место в мире», поскольку он также играет важную роль в укреплении национальной безопасности страны.
Продолжение. В газете уже опубликованы первая, вторая и третья части.

{{direct}}

Объединяют лишь общие взгляды на желаемое будущее

Традиционная российская культура еще сравнительно недавно во многом была сельской, находилась под властью «ржаного поля», как писал когда-то Глеб Успенский. Конечно, ХХ век принес огромные изменения. На первый план вышла городская матрица. Новым было все: и концентрация населения, и теснота, и частота контактов между людьми, и несопоставимый с прежним уровень образования, и совершенно иные демографические реальности человеческого бытия, и многое другое.

Переход общества из сельского в урбанистическое состояние произошел не мгновенно. Он резко ускорился в конце 20-х годов, но только спустя сорок лет число городских уроженцев в России превысило число родившихся в деревне. В старших же поколениях еще довольно долго большинство составляли выходцы из деревни, огромная доля городских жителей были горожанами в первом поколении. Тем не менее к концу прошлого века уже примерно 70 процентов россиян рождались и с рождения воспитывались в городах, трансформация сельского общества в городское была близка к завершению.

Таким образом, по сути весь ХХ век был переходным, когда население становилось другим, приобретало иные черты. И прежняя культурная матрица постепенно мутировала, чтобы соответствовать новым условиям.

Подобный переход не мог происходить совершенно бесконфликтно, мирно. Между приверженцами старого и сторонниками нового шла борьба. Она не затихла до сих пор, как можно видеть даже по полемике, которая разворачивается здесь.

Прежний образ жизни, уступая главенствующие позиции, не исчезает совсем, он все время, как подводная река, пробивается наверх и напоминает о себе: есть история, живут и действуют носители культурной традиции, которые не могут и не хотят от нее отказываться. Мне кажется, это все совершенно закономерно. Определенный культурный консерватизм не только возможен, но и, как правило, неизбежен, а порой и полезен. Но он не должен быть догматическим, то есть таким, который настаивает на полной неизменности культурных кодов. К сожалению, такой подход иногда встречается – и тогда, когда речь идет о старой и новой матрицах, и тогда, когда в центре внимания оказывается взаимодействие различных образов жизни, совмещенных во времени (хотя, по правде говоря, соседство в «календарном» времени очень часто может сочетаться с пребыванием в разных исторических эпохах). Мне кажется, что подобный догматизм – признак проигрыша, жест отчаяния при осознании своей неконкурентоспособности, невозможности противостоять напору каких-то более эффективных культурных образцов.

Фото: Михаил Ходаренок

В любом случае смена культурной парадигмы ставит все общество перед очень серьезными вызовами, на которые должны дать ответ все институты – социальные, политические, религиозные. И либо они замечают, признают существование этих вызовов и вообще новых жизненных запросов и пытаются как-то ответить на них, а в этом, по-моему, и заключается смысл модернизации, либо они не признают этих вызовов и все время возвращаются к прошлому опыту, считая его исчерпывающим.

Я хочу согласиться с тем, что сказал в начале нашего заседания Александр Архангельский: надо понять, на чем вообще может объединяться общество. Что его объединяет: воспоминания об общем прошлом или проект общего будущего? Мне кажется, что непрерывное обращение к истокам и поиски идентичности только в прошлом закрывают путь в будущее. Настаивание же на неизменности культурной матрицы блокирует все попытки модернизации. У нас есть сторонники «консервативной модернизации», то есть по сути модернизации с опорой на традиционную культурную матрицу, но, по-моему, это путь в тупик.

Это вовсе не означает отказа от прошлого, скорее, напротив, требует внимательного отношения к нему, но истинному, а не придуманному. Именно там находятся уроки, которые нужно усвоить, чтобы двигаться вперед…

Отношение к истории тоже способно и объединять, и разделять, но в принципе, наверное, все-таки по-настоящему объединиться можно, имея только более или менее общие взгляды на желаемое будущее, более или менее общую его модель. Речь идет о мировоззренческой конструкции, а отнюдь не об утопическом проекте того типа, какой мы уже пытались реализовать. Вообще мне кажется, что опасность новой утопии – это самая большая опасность, которая нас сейчас подстерегает. Есть очень разные концепции, которые предлагаются и конкурируют между собой, главное, что их объединяет, – это отрыв от реальности. Поэтому я хочу закончить призывом ко всем будущим ораторам на этой сессии уделять большее внимание реальным проблемам нашего сегодняшнего существования.

Многие из нынешних вызовов связаны с особенностями нашей социальной структуры, с той ролью, которую в ней играют городские слои. Они-то как раз и овладевают новой культурной матрицей и одновременно вырабатывают ее. Как я уже говорил, эти слои сложились только недавно, развиваются и набираются опыта, но, безусловно, как бы это помягче сказать, не всегда безупречны. К сожалению, одним морализированием справиться с пороками мира невозможно. Путь один: попытаться понять актуальные вызовы и искать ответы, которые может предложить культура, пытаться «доработать» нашу матрицу.

Культура – это память, которая накапливается людьми в процессе их реальной жизненной практики. В культуре закодированы уроки прошлого опыта, причем не только нашего, чужой опыт тоже бывает полезен. Дон Кихот – он везде Дон Кихот, даже под пером Достоевского. Культурное наследие дает кое-какие подсказки и для будущего, но нельзя только паразитировать на прошлом, что-то надо создавать и самим, модифицируя тем самым привычную матрицу.

Анатолий Вишневский,
директор Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

 

Алгоритм модернизации

Тема влияния культурной матрицы на модернизацию является классической и в истории, и в политологии. Уже Макс Вебер в «Капитализме и протестантской этике» доказывал, что современное западное общество было создано протестантской этикой. Сейчас опубликовано много трудов по влиянию конфуцианской этики на подъем Юго-Восточной Азии, трудов весьма обоснованных. Пожалуй, наиболее классической работой по этой теме считается книга, вышедшая больше десяти лет назад под редакцией Самуэля Хантингтона и Лоуренса Харрингтона, которая называется «Культура имеет значение». В ней обобщены все существующие в мире концепции, представлены все ведущие авторы, которые пишут об этом. В конце книги напечатан перечень научно доказанных компонентов культурной матрицы, которые отрицательно или положительно влияют на модернизационные способности общества. Таких особенностей названо десять.

Фото: Михаил Ходаренок

Первая – ориентация социума во времени. Прогрессивное общество устремлено в будущее, поэтому люди обсуждают перспективы, намечают планы. Статичное или застойное общество, как правило, озабочено прошлым, устремлено в прошлое.

Вторая особенность – отношение к работе. Если в прогрессивной культурной матрице люди живут, чтобы работать, то в застойной они работают, чтобы жить.

Третья. Отношение к деньгам. Прогрессивная культурная матрица исповедует бережливость. Застойная – расточительность.

Четвертая особенность – роль образования. В прогрессивной матрице образование считается главным условием успеха. В застойной матрице можно достичь жизненного успеха, не имея хорошего образования.

Пятая. Путь успеха. В прогрессивной культуре личные заслуги становятся главным условием успеха. В застойной успех обеспечивают связи, блат, семейственность.

Шестая. Характер социализации. В прогрессивной культурной матрице индивидуум ассоциирует себя со страной и нацией, в статичной он себя ассоциирует с семьей, знакомыми, земляками.

Седьмая особенность – этика, этические нормы. В прогрессивных культурных матрицах эти нормы заложены, в остальных – нет.

Восьмая. Отношение к закону. Общество с прогрессивной культурной матрицей закон воспринимает буквально, в других матрицах закон воспринимается релятивистски.

Девятая – распределение власти. Прогрессивная культурная матрица предполагает децентрализацию власти и горизонтальные связи в управлении. Застойная матрица предпочитает централизацию и властные вертикали.

Десятая особенность вызывает, кстати, наибольшие споры. Это влияние светскости или религиозности на характер общественных отношений. В принципе считается, что при прочих равных возможностях светское общество более ориентировано на прогресс, чем религиозное, хотя существует множество исключений: те же Соединенные Штаты Америки, которые являются одним из самых религиозных государств вообще и самым религиозным из христианских в частности. Можно вспомнить историю нашей страны, где носителями протестантской этики выступали весьма религиозные старообрядцы, создававшие протестантскую матрицу.

В заключение о том, что считается доказанным. Ни одна культурная матрица не является чем-то вечным, неизменным и застывшим. Каждая, безусловно, может меняться. Та же самая протестантская этика в Европе, как известно, не существовала до Мартина Лютера. Потом она развивалась и распространялась многими поколениями проповедников. Более того – ими воспитывалась. А это значит, что матрица – и функция, и результат воспитания. Следовательно, и модернизационную матрицу можно и нужно воспитывать.

Вячеслав Никонов,
президент фонда «Политика», исполнительный директор правления фонда «Русский мир»

 

Если нация становится все больнее

Я иногда вслух задаю неудобный вопрос: с кем у нас в стране собрались делать модернизацию? Затрону лишь одну из 150 связанных с этим проблем.

Не стратегия, а бухгалтерия

Есть совершенно табуированная тема, которая называется генетическая усталость. Грубо говоря, в тех популяциях, где нарушается естественный отбор, постепенно нарастает генетическая усталость. Медицина торжествует: сегодня в роддомах даже пятимесячных вытаскиваем в жизнь через колбу. А они продолжают ослабленный род в следующих поколениях… Эта проблема не только российская, она общемировая, мы это видим по детской популяции.

Любой практикующий педагог скажет, что с каждым годом приходит все более сложный и ослабленный контингент. Слава Богу, это не дебилы, не дауны, не олигофрены, но это дети, находящиеся в пограничных состояниях, с дисфункциями мозга, с дислексией, дисграфией, синдромом дефицита внимания.

На бытовом уровне это те дети, у которых шило в одном месте. Говорить такому ребенку: «Будь внимателен», все равно что слепому: «Присмотрись». Вы можете орать, кричать, ставить его в угол, он не усваивает, но интеллект у него в норме. Во всем мире этой проблемой занимаются. Первый способ – лечить таких детей постоянно препаратами. Второй – учить в маленьких классах по специальным методикам профессоров Николая Заводенко и Татьяны Ахутиной. Мы же хотим «любить по-русски»: не давать лекарств и учить в больших классах. Это очень толерантно, пока этот ребенок не ударил по голове вашего здорового ребенка. Вот тут вся толерантность заканчивается.

Почему я об этом заговорил? Потому что на самом деле популяция становится все хуже и хуже. Есть ли выход? Конечно, есть. Если мы начинаем диагностику в детском саду, очень рано, где-то от 3,5 лет мы это выявляем, до 6,5–9 лет все это можно поправить. Пока у ребенка не сформировались лобные доли мозга, которые отвечают за абстрактное мышление, мы все можем делать – от 3 до 9 лет, дальше будет поздно.

Но для этого надо вкладывать средства, извините, потому что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Дело в том, что эти дети, как правило, не осваивают школьные программы, оказываются на улице. Мы говорили с главным врачом Федеральной службы исполнения наказаний: 72 процента в тюрьмах подростков с синдромом дефицита внимания. Понимаете, гиперактивность проходит, а дефицит внимания остается. И такой человек садится за руль автомобиля, а это как?

На мой взгляд, стратегия образования России должна исходить из системного междисциплинарного комплексного анализа. Пока никакой стратегии у нас нет. То, что называется стратегией, просто бухгалтерский подход. Это удешевление, сокращение нагрузки на бюджет. Но, между прочим, в среднем по России содержание одного ребенка в школе стоит 60 тысяч рублей, а в тюрьме – 350 тысяч. Тогда давайте считать хотя бы с этой позиции.

Сегодня в условиях так называемой оптимизации, а на самом деле – секвестрирования образования под нож пошла элита российской школы – дефектологи, психологи, потому что надо дешевле, вы же не сократите учителя математики! То есть нация становится все больнее, а мы выводим за штат именно специалистов по коррекции. Оптимальным считается класс 35–40 человек, а этих детей надо учить по 12, там один стоит десяти, но это уже не идет по бухгалтерским расчетам. Мы с кем собираемся делать модернизацию?

Во многих школах России, в том числе в моем Центре образования, и ранняя диагностика, и ранняя коррекция – это становится возможным, когда в одной структуре объединяются детский сад, начальная, основная и старшая школа. В новом же проекте закона мы – «незаконное бандформирование». Там центров образования нет. Школа и школа. Детский сад и детский сад. Так дешевле, конечно, но ведь в итоге дороже и опаснее, вот о чем идет речь.

Наведем порядок у себя в голове

Европа вымирает, мы тоже – не будем строить себе иллюзий. Значит, единственная нормальная история – это смешиваться и принимать как спасение мультикультурность. Нам сегодня приятно злорадствовать по поводу не вполне удачного европейского опыта, а необходимо делать выводы и идти дальше с учетом ошибок Запада. Школа – это единственное место, где можно и нужно интегрировать детей разных национальностей в европейскую и российскую культуру.

Сегодня мы уже открываем в наших школах курсы русского языка для нерусскоговорящих детей. А как иначе? Мы должны преодолевать и ту незримую стену, которая стоит между исламом и христианством. Да разве только между ними?

Коллаж Андрея Седых

Естественно и органично стремление людей идти в метафизику, искать свои религиозные корни – это нормально. Я – за это. Но у нас царит полная путаница! Мы путаем духовность и клерикализм. Веру отцов и вражду отцов друг с другом. Мы начинаем искать не то, что людей объединяет, а то, что разделяет их.

Я прихожу в еврейскую школу, директора которой считал вменяемым человеком. И вдруг в учительской читаю приказ, запрещающий в начальной школе изучение сказки «Три поросенка» в силу некошерности персонажей. Когда я ему сказал: «Ты сам себя загоняешь в культурное гетто», он ответил: «Ты не настоящий еврей». И с позором я ушел.

Потом судьба занесла меня в православную гимназию. Мало мне там тоже не показалось. Я попал на семинар православных физиков. Главная идея их мероприятия заключалась в том, чтобы каждый урок физики приводил к идее бытия Божиего.

Когда я очень аккуратно сослался на текст «не поминай Господа Бога твоего всуе», мне сразу напомнили, кто я по национальности. Пришлось уйти и оттуда. Ни с теми, ни с теми, понимаете? Когда я пять лет назад прочитал, что настоятель одного из монастырей договорился с РАО «ЕЭС России», с Чубайсом о божеских ценах на энергоносители для своей обители, я вздрогнул: для больницы цены могут быть дьявольскими, для школы – безбожными. Это – клиника.

Не так давно, три месяца назад, мне привезли девочку из Белгорода. Там везде введены обязательные уроки православной культуры. Разговариваю с ней: «Евгений Александрович, какое счастье, что мы православные. Вы не представляете, как я ненавижу католиков!» – «Чем они тебе насолили?» – «Как же вы не понимаете? Они же молятся примадонне!».

Я говорю: деточка, примадонна – это Алла Борисовна Пугачева. Они молятся Мадонне, по-православному Матери Божией, это одна и та же женщина. «Да-а?».

Кто-то уже отравил сознание этого ребенка ненавистью. Мы что, забыли, что Бог есть любовь? Или мы воспринимаем веру лишь как средство самоидентификации? В этом смысле мне гораздо ближе мой «компьютерный» мальчик из 11-го класса, который вывел гениальную формулу: «Бог один, провайдеры разные!».

Для меня и иудаизм, и ислам, и христианство – это разные команды альпинистов, которые поднимаются с разных сторон на одну и ту же высоту. А если мы этого не хотим понять, если мы не будем этого признавать, то рано или поздно прольется кровь. События на Манежной площади тому иллюстрация. Школа должна оставаться светской в поликультурной и поликонфессиональной стране. Но светской не значит агрессивно-атеистической. Это разные вещи. Кроме этого, давайте все-таки у себя в голове наведем порядок. Я понимаю, что чувствуют бедные авторы учебников, которым очень хочется и не обидеть Церковь, и сохранить начало науки.

Я видел вариант одного из учебников биологии, там авторы нашли «компромисс». Формула была гениальная: человек произошел от обезьяны по образу и подобию Божиему.

В 1934 году в фашистской Германии произошло серьезное событие. Тогда Гитлер пытался подмять под себя Церковь, его объявили новым Моисеем, стали чистить Евангелие, избавляясь от еврейства, но интеллигентные мужественные теологи – Банхеффер, Нимеллер и другие четко заявили (кстати, Гитлер ничего с этим не смог сделать), что любое «и» – христианство и государство, христианство и нация – есть противоречие христианству. На память приходят слова папы римского Пия XI о том, что «только поверхностные умы могут пасть жертвой ложного учения, говорить о национальном Боге, национальной религии».

Тут будем честными перед самими собой. И не пасовать, потому что у нас вновь образовались какие-то священные коровы, о которых нельзя говорить. А почему? Я с огромным пиететом отношусь к глубокому серьезному православию. Кто имеет право его критиковать? Не мне, светскому человеку (не говорю о своих внутренних убеждениях, это просто мое личное, глубоко внутреннее дело), оно дано. Но, скажем, митрополит Антоний Сурожский или протоиерей Александр Шмеман, истинно православные люди, не боятся говорить о том, что в историческом пути православия есть заблуждения, связанные с триумфализмом, с превозношением государства. Мы хотим опять в этот тупик завести себя самих? Давайте же домысливать какие-то вещи до конца. Я не алармист и убежден в том, что с любыми дефектами детей и взрослых можно работать, нам нужен очень терпеливый психотерапевтический диалог.

Мы видим пока только черно-белую картину мира, делим его на своих и чужих. Нам свойственна демонизация чужих и идеализация своих, вера в то, что в последней битве добро победит зло.

Слава Богу, есть и другой взгляд. Надо понимать: в чем-то мы больны (тогда давайте лечиться), а в чем-то мы очень здоровы, и этим хвастаться не нужно. Но все мы травмированы.

Ответственность за слово

Не далее как месяц назад я читал лекции чеченским учителям. Они плакали. Не потому, что я такой сильный оратор, а потому, что понимаю как педагог, что на их примере ничего объяснять нельзя. Надо брать чужие. Я размышлял на примере Польши: во время войны там были концлагеря, Освенцим, в газовых камерах сжигали людей. Холокост. И когда пришла Красная армия, для польских евреев она освободительница. Они поверили в идеи интернационализма, пошли в спецслужбы, эти польские евреи. А для поляков Красная армия означала закабаление на ближайшие двадцать лет. Вот так две боли встретились.

После войны в Польше прошли еврейские погромы не по немецкому приказу, а по велению пылкого польского сердца. А теперь давайте разбираться (это я чеченцам рассказывал): для евреев травма – это холокост. Для поляков – коммунистическая оккупация. Говорить, чья боль больнее – это беда. Но про любую боль надо рассказывать. И про ту, и про другую. Иначе получится, как у гениального Высоцкого: «Воспоминания только потревожу, и сразу крик на память: «Караул! Чеченцы режут немцев из Поволжья, а место битвы – город Барнаул». И те, и те высланы и друг друга ненавидят.

Нужна огромная, долгая психотерапевтическая работа. Ответственность интеллигенции, так называемой элиты, за слово. За слово надо отвечать! За любое слово, когда больны все. Для излечения потребуется десять, двадцать, тридцать лет, быстро это не может быть.

Я глубоко уверен, что великая русская культура никуда не денется. Россия была великой, пока она была открытой. Когда Россия училась у Византии, появился гениальный Рублев, который превзошел византийские образцы. Пока русская литература училась у западного романа, появились Достоевский и Толстой, которые выше западных образцов. Как только она замыкалась и надувала щеки, происходила Крымская катастрофа. У меня ощущение, что мы сегодня снова хотим надуть щеки. На мой взгляд, у нас есть великая национальная идея: на этой территории нужно организовать концерт культур, хоровод цивилизаций и конфессий. Вот великая идея, как мне, педагогу, кажется.

Возвращаюсь к ошибкам истории. Можете считать меня кем угодно – космополитом безродным, либерастом, я всегда чувствую себя своим среди чужих, чужим среди своих. Среди либералов я чувствую себя консерватором, среди консерваторов – либералом. Никак не могу определиться, потому что и те, и другие крайности меня убивают. Но был совершенно русский человек, славянофил Алексей Хомяков, который в 1840 году, обращаясь к молодежи, не кричал: «Положительный образ России! Нас надо уважать!». Что он написал молодым людям в 40-м году позапрошлого века?

Окончание читайте в следующем номере.

Опубликовано в выпуске № 22 (388) за 8 июня 2011 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя роман
роман
07 июня 2011
Уф-ф, еле осилил. Гг.директора и президенты, говорите, пожалуйста так, чтобы простые смертные моглим Вас понять. Даже учитель Ямбург, на мой взгляд, не определившись кто он такой сам(с либералами я консерватор, с консчерваторами - либерал) запутал меня. Что вы хотите от России, от народа? опять заставить русских каяться перед всеми? не надоело? У народа катастрафически падает дух. Над этим и надо задуматься, но для для начала этого надо разобраться - что же такое ДУХ?!
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
07 июня 2011
Обороноспособность складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально-психологические возможности государства и народа. В этом направление и надо рассматривать "неотъемлемую составляющую обороноспособности", а не прятать конкретное содержание в заголовок:"Культура, будущее России и ее место в мире". В военной доктрине РФ сказано, что крупномасштабная война потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников. В этой статье делается определенная подмена понятий, поэтому суть вопроса уходит в сторону и вообще не рассматривается. Даже слов "духовные силы государства" нет в рассуждениях авторов. "Мне кажется, что непрерывное обращение к истокам и поиски идентичности только в прошлом закрывают путь в будущее" - эти слова Архангельского приводит г-н Вишневский. Интересно, а где же искать истоки, если не в прошлом? Ведь само это слово "исток" предполагает прошлое, т.е. начало чего-то. И как может прошлое закрыть путь в будущее, если исток всеми силами сам стремиться к будущему. Так из маленького, бьющего из земли ключа", получается полноводная река. Только на прочном фундаменте прошлого можно построить добротное здание будущего, но уже из более современных материалов. Этим фундаментом для России всегда была Православная вера, в которой народ и черпал свои духовные силы. Г- Никонов также, ни слова не сказал об обороноспособности, и важнейшей ее составляющей. "Культурная матрица" - красивые слова, но не раскрывающие, что должно быть в основе этой матрицы. 10 особенностей "культурной матрицы", приводимые в тексте и представляющие собой обыкновенный западный прагматизм" , даже не предусматривают такого понятия как любовь к Отечеству, Родине, без которого не может быть высоких морально-психологических возможностей государства и народа. Г-- Ямбург предлагает навести порядок в головах и говорит: "Я понимаю, что чувствуют бедные авторы учебников, которым очень хочется и не обидеть Церковь, и сохранить начало науки". Это означает, что автор сам путает понятия. Наука изучает материальный мир, а Церковь предлагает изучать и стремиться к духовному совершенствованию. Если в школах преподают материалистическую теорию Дарвина, то почему нельзя сказать, что наряду с ней существует духовное понимание происхождения мира. И в заключение. После прочтения текста, так и не стало понятно, чем здесь пытались помочь укреплению обороноспособности государства. Слово"культура", наверное, предполагало, что-то высокое и духовное, способствующее укреплению морально-психологического состояния народа, но все свелось к прагматизму и материализму.
Аватар пользователя Aleks27As
Aleks27As
08 июня 2011
Если Алла Борисовна Пугачева это примадонна - тогда да, это и впрямь клиника. А если в голове у господина Ямбурга каша, то я серьезно сомневаюсь что он в состоянии чему то кого либо научить. Так значит смешиваться и принимать как спасение мультикультурность? Так и это мы уже проходили, был уже организованный после октябрьского переворота Коминтерн, с идиотски-бредовой идеей мирового интернационала. Кто не помнит - это идея такого общемирового рабоче-крестьянского бардака, без границ и национальностей, с общими женами и детьми, Каково а, ничего не напоминает? А может напомнить вам уважаемый г-н. Ямбург, кто возглавлял эту шарашку и какой национальности они принадлежали? А если и дальше покрутить извилинами, можно вспомнить чем это дело закончилось и с каким треском Иосиф Сталин эту лавочку прикрыл. Эх евреи, евреи, ничему история вас не учит.
Аватар пользователя роман
роман
10 июня 2011
Я бы не стал напирать на национальности, а то всё опять сведёться к антисемитизму. давайте вернёмся к ДУХУ и попытаемся найти его истоки. Они ненациональны.
Аватар пользователя Alex27As
Alex27As
11 июня 2011
Роман, вот истоки как раз всегда национальны, и дух кстати тоже. Русская нация не выскочила как черт из табакерки в один момент. У нас своя культура, язык, история, традиции, свой взгляд на мир и свое место в нем, свой менталитет, эта совокупность и имеет конце концов понятие "Русский дух". И истоки его искать не надо, они то как раз на виду, наша история, культура, традиции - вот наши истоки. Это мы, русские создали государство с тысячелетней историей на 1/6 части суши, мы в космос первые вышли, воевали и побеждали, строили и поднимали, на шее ни у кого не сидели. Мы многое делали из того что было лучшим в мире, и многое из того что сделано и придумано было тогда является лучшим и сейчас. Этим надо гордиться, осознавать что мы многое можем, и двигаться вперед. А вместо этого разные Ямбурги нам - кайтесь, с...ны дети! За что и перед кем спрашивается? С кем нам смешиваться и что они нам дадут? Что дали - мы уже видим. Хочет кто то организовать на этой территории (наглость то какая - НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ!) концерт культур с хороводом конфессий - пусть едет на историческую родину и там хоть драматический театр устраивает.
Аватар пользователя Сова
Сова
13 июня 2011
Этим ублюдкам все не имется. Итак уже все механизмы самоуничтожения нации запущены. Не вступайте в брак, употребляйте наркотики, пейте водку, и не смейте заводить больше одного ребенка, все равно детских садов нет, жилья нет, и вообще планета перенаселена, нечего нищету плодить гойскую. Завезем мигрантов и все хорошо будет типа. НЕПОНЯТНО почему на этом сайте, размещают такие материалы. ОТСТОЙ полный, сюда я больше не вернусь.
Аватар пользователя роман
роман
07 июня 2011
Уф-ф, еле осилил. Гг.директора и президенты, говорите, пожалуйста так, чтобы простые смертные моглим Вас понять. Даже учитель Ямбург, на мой взгляд, не определившись кто он такой сам(с либералами я консерватор, с консчерваторами - либерал) запутал меня. Что вы хотите от России, от народа? опять заставить русских каяться перед всеми? не надоело? У народа катастрафически падает дух. Над этим и надо задуматься, но для для начала этого надо разобраться - что же такое ДУХ?!
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
07 июня 2011
Обороноспособность складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально-психологические возможности государства и народа. В этом направление и надо рассматривать "неотъемлемую составляющую обороноспособности", а не прятать конкретное содержание в заголовок:"Культура, будущее России и ее место в мире". В военной доктрине РФ сказано, что крупномасштабная война потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников. В этой статье делается определенная подмена понятий, поэтому суть вопроса уходит в сторону и вообще не рассматривается. Даже слов "духовные силы государства" нет в рассуждениях авторов. "Мне кажется, что непрерывное обращение к истокам и поиски идентичности только в прошлом закрывают путь в будущее" - эти слова Архангельского приводит г-н Вишневский. Интересно, а где же искать истоки, если не в прошлом? Ведь само это слово "исток" предполагает прошлое, т.е. начало чего-то. И как может прошлое закрыть путь в будущее, если исток всеми силами сам стремиться к будущему. Так из маленького, бьющего из земли ключа", получается полноводная река. Только на прочном фундаменте прошлого можно построить добротное здание будущего, но уже из более современных материалов. Этим фундаментом для России всегда была Православная вера, в которой народ и черпал свои духовные силы. Г- Никонов также, ни слова не сказал об обороноспособности, и важнейшей ее составляющей. "Культурная матрица" - красивые слова, но не раскрывающие, что должно быть в основе этой матрицы. 10 особенностей "культурной матрицы", приводимые в тексте и представляющие собой обыкновенный западный прагматизм" , даже не предусматривают такого понятия как любовь к Отечеству, Родине, без которого не может быть высоких морально-психологических возможностей государства и народа. Г-- Ямбург предлагает навести порядок в головах и говорит: "Я понимаю, что чувствуют бедные авторы учебников, которым очень хочется и не обидеть Церковь, и сохранить начало науки". Это означает, что автор сам путает понятия. Наука изучает материальный мир, а Церковь предлагает изучать и стремиться к духовному совершенствованию. Если в школах преподают материалистическую теорию Дарвина, то почему нельзя сказать, что наряду с ней существует духовное понимание происхождения мира. И в заключение. После прочтения текста, так и не стало понятно, чем здесь пытались помочь укреплению обороноспособности государства. Слово"культура", наверное, предполагало, что-то высокое и духовное, способствующее укреплению морально-психологического состояния народа, но все свелось к прагматизму и материализму.
Аватар пользователя Aleks27As
Aleks27As
08 июня 2011
Если Алла Борисовна Пугачева это примадонна - тогда да, это и впрямь клиника. А если в голове у господина Ямбурга каша, то я серьезно сомневаюсь что он в состоянии чему то кого либо научить. Так значит смешиваться и принимать как спасение мультикультурность? Так и это мы уже проходили, был уже организованный после октябрьского переворота Коминтерн, с идиотски-бредовой идеей мирового интернационала. Кто не помнит - это идея такого общемирового рабоче-крестьянского бардака, без границ и национальностей, с общими женами и детьми, Каково а, ничего не напоминает? А может напомнить вам уважаемый г-н. Ямбург, кто возглавлял эту шарашку и какой национальности они принадлежали? А если и дальше покрутить извилинами, можно вспомнить чем это дело закончилось и с каким треском Иосиф Сталин эту лавочку прикрыл. Эх евреи, евреи, ничему история вас не учит.
Аватар пользователя роман
роман
10 июня 2011
Я бы не стал напирать на национальности, а то всё опять сведёться к антисемитизму. давайте вернёмся к ДУХУ и попытаемся найти его истоки. Они ненациональны.
Аватар пользователя Alex27As
Alex27As
11 июня 2011
Роман, вот истоки как раз всегда национальны, и дух кстати тоже. Русская нация не выскочила как черт из табакерки в один момент. У нас своя культура, язык, история, традиции, свой взгляд на мир и свое место в нем, свой менталитет, эта совокупность и имеет конце концов понятие "Русский дух". И истоки его искать не надо, они то как раз на виду, наша история, культура, традиции - вот наши истоки. Это мы, русские создали государство с тысячелетней историей на 1/6 части суши, мы в космос первые вышли, воевали и побеждали, строили и поднимали, на шее ни у кого не сидели. Мы многое делали из того что было лучшим в мире, и многое из того что сделано и придумано было тогда является лучшим и сейчас. Этим надо гордиться, осознавать что мы многое можем, и двигаться вперед. А вместо этого разные Ямбурги нам - кайтесь, с...ны дети! За что и перед кем спрашивается? С кем нам смешиваться и что они нам дадут? Что дали - мы уже видим. Хочет кто то организовать на этой территории (наглость то какая - НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ!) концерт культур с хороводом конфессий - пусть едет на историческую родину и там хоть драматический театр устраивает.
Аватар пользователя Сова
Сова
13 июня 2011
Этим ублюдкам все не имется. Итак уже все механизмы самоуничтожения нации запущены. Не вступайте в брак, употребляйте наркотики, пейте водку, и не смейте заводить больше одного ребенка, все равно детских садов нет, жилья нет, и вообще планета перенаселена, нечего нищету плодить гойскую. Завезем мигрантов и все хорошо будет типа. НЕПОНЯТНО почему на этом сайте, размещают такие материалы. ОТСТОЙ полный, сюда я больше не вернусь.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц