Версия для печати

Новости

Разработка новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для российских стратегических сил сдерживания нецелесообразна. Об этом заявил на пресс-конференции генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) по ракетным комплексам «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» Юрий Соломонов.
{{direct}}

Противоречит разоруженческой логике

Разработка новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для российских стратегических сил сдерживания нецелесообразна. Об этом заявил на пресс-конференции генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) по ракетным комплексам «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» Юрий Соломонов.

Он призвал сосредоточить усилия на новых прорывных технологиях. «Россия как государство должна обладать таким стратегическим ядерным потенциалом, чтобы в ответных действиях у любого агрессора не возникало сомнений в том, что он будет уничтожен», – считает Соломонов. Что касается перспектив создания тяжелой ракеты, то она должна обладать необходимой живучестью в ответных действиях. «Но в ответных действиях живучесть шахтных комплексов всего 5–7 процентов, поэтому в СНВ-1 был предусмотрен отказ сторон от разработки тяжелых ракет нового типа. СНВ-1 прекратил свое существование», – напомнил генеральный конструктор. «Полагаю, разработка тяжелой ракеты нового типа противоречит разоруженческой логике», – сказал Юрий Соломонов, представляющий институт, который занимается твердотопливными МБР.

Еще один аргумент в пользу отказа от создания тяжелых жидкостных ракет – заправка их ядовитыми компонентами топлива. «Использование таких компонентов недопустимо в ракетных комплексах ХХI века, – убежден Соломонов. – Полагаю необходимым ограничиться эскизным проектированием до 2013 года, а затем посмотреть по конкретной обстановке».

Напомним, что ранее Артур Усенков – генеральный директор корпорации «Рособщемаш», конкурирующей с МИТом «фирмы», сообщил: в нашей стране уже в течение года ведутся работы по созданию новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты, призванной заменить на боевом дежурстве МБР «Воевода». Новая ракета, утверждал Усенков, будет способна прорывать любые существующие и перспективные системы ПРО минимум до 50-х годов текущего столетия.

«В 2009 году получено задание разработать новую тяжелую жидкостную МБР шахтного базирования на замену «Воеводе». С тех пор ведутся работы по ее созданию. Во времена СССР от получения ТТЗ на создание ракеты до ее постановки на боевое дежурство проходило 8 лет. Сейчас на решение такой задачи нужно 10–15 лет, однако при условии форсирования работ и должного финансирования, а также при создании современной электронной базы ракета может оказаться в шахте тоже через 8 лет», – отметил генеральный директор Рособщемаша.

Юрий Соломонов также ответил на вопрос о том, возможно ли использование ракет РС-24 в боевых железнодорожных ракетных комплексах. При этом генеральный конструктор МИТа заявил: «Это возможно. Соответствующие проектные работы проведены, однако признано нецелесообразным их развитие. Я согласен с этим, поскольку повышения живучести такого комплекса по сравнению с грунтовым нет, а по стоимости – только проигрыш».


Винтокрылое пополнение

Улан-Удэнский авиазавод (У-УАЗ) передал Минобороны России десять военно-транспортных вертолетов Ми-8АМТШ. Они перелетели на базу ВВС РФ в европейской части нашей страны.

Ми-8АМТШ (экспортное обозначение – Ми-171Ш) сейчас один из самых популярных в мире вертолетов среднего класса. Эксперты отмечают универсальность этой машины и ее высокие летно-технические характеристики. За мощный набор средств вооружения и защиты винтокрыл иногда называют Терминатором.

Ми-171Ш достойно проявил себя в ряде локальных военных конфликтов, в ходе антитеррористических и правоохранительных операций, а также поисково-спасательных работ. Причем вертолеты порой эксплуатировались в условиях высокогорья и жаркого климата.

Поставки Ми-171Ш зарубежным заказчикам начались в 2002 году. Более 120 вертолетов по линии Рособоронэкспорта продано в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, Восточной Европы. Примечательно, что эти машины интересуют не только традиционных партнеров России в области военно-технического сотрудничества, но и государства – члены НАТО: 26 винтокрылов приобрели Чехия и Хорватия.

С началом масштабной модернизации российских Вооруженных Сил к активным закупкам Ми-8АМТШ приступило Министерство обороны РФ. В 2009 году на У-УАЗ был размещен гособоронзаказ на поставку первой партии вертолетов. По требованию заказчика машины оборудованы новыми системами, повышающими эффективность боевого применения, комплексом средств защиты от поражения, а также навигационным оборудованием, позволяющим выполнять полеты в сложных метеоусловиях в любое время суток.


Безопасность страны стоит дороже

Мобильность и живучесть ударной группировки Ракетных войск стратегического назначения можно существенно повысить, если твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты РС-24 «Ярс» использовать в боевых железнодорожных ракетных комплексах (БЖРК), считает действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.

«Мобильность «Тополей-М» ограничена определенным радиусом вокруг их основной базы. Наивно думать, что при современных средствах космической разведки металлический объект длиной более 24 метров, диаметром около 3,5 метра и высотой почти 5 метров, к тому же выделяющий большое количество тепла и электромагнитных излучений, можно будет спрятать. В то же время разветвленность российской железнодорожной сети обеспечивает большую скрытность, а следовательно, и живучесть комплексов», – доказывает Зайцев.

По его словам, трудно согласиться с заявлением одного из создателей твердотопливной ракеты с разделяющейся головной частью РС-24 Юрия Соломонова о том, что размещать ее на подвижном железнодорожном комплексе нецелесообразно, поскольку подвижные грунтовые ракетные комплексы и без того имеют необходимую живучесть.

«Когда американцы планировали создание ракетного железнодорожного комплекса, они провели специальные исследования. Оказалось, что при рассредоточении 25 составов на участках железной дороги протяженностью 120 тысяч километров вероятность поражения БЖРК составит всего 10 процентов при использовании 150 межконтинентальных баллистических ракет класса «Воевода» (200-тонная ракета РС-20, «Сатана» – по западной классификации)», – сказал эксперт.

Юрий Зайцев уверен, что воссоздание группировки боевых железнодорожных ракетных комплексов с МБР «Ярс» не противоречит и новому Договору по сокращению наступательных вооружений. «Если и принимать во внимание какую-то весомую причину отказа от воссоздания БЖРК, то это достаточно большие финансовые затраты на их эксплуатацию. Но, наверное, безопасность страны стоит дороже», – подчеркнул Зайцев.

Он напомнил, что первый в мире БЖРК с твердотопливной ракетой РТ-23 «Молодец» приняли в эксплуатацию в феврале 1983 года. Комплекс был способен, не обнаруживая себя, преодолевать более 1000 километров в сутки и запускать ракеты с любой точки маршрута. Предполагалось, что именно БЖРК составят основу группировки ответного удара, поскольку они обладали повышенной живучестью и с большей вероятностью могли уцелеть после того, как противник нанесет удар первым.

К 1999 году были развернуты три ракетные дивизии БЖРК по четыре ракетных полка в каждой, всего 36 пусковых установок. МБР «Молодец» стартовала только один раз за всю историю эксплуатации комплексов. Ракета, выпущенная из Костромской области, поразила цель на Камчатке. Американцы так и не смогли отследить координаты комплекса ни до пуска ракеты, ни после него, хотя и знали, что по крайней мере один из БЖРК находится на боевом патрулировании.

По словам эксперта, приговор железнодорожным комплексам вынесло сокращение стратегических наступательных вооружений по Договору СНВ-2. Согласно ему все ракеты, которыми вооружены БЖРК, должны были пойти под нож. Между тем по планам РВСН комплексам предстояло оставаться на боевом дежурстве до 2010 года. Однако вскоре последовало решение о выводе БЖРК из боевого состава Ракетных войск стратегического назначения с постепенной утилизацией.

Последний БЖРК снят с боевого дежурства в 2005 году.


Приглянулся «Триумф»

Делегация вооруженных сил Венесуэлы недавно посетила 4-й государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр (Астраханская область), где смогла детально ознакомиться с современными образцами российского зенитного ракетного вооружения.

Поездка была организована в соответствии с программой военного сотрудничества между Россией и Венесуэлой. При этом наибольший интерес гостей вызвала новая российская зенитная ракетная система С-400 «Триумф», сообщил источник в силовых структурах Южного федерального округа.

ЗРС С-400 «Триумф» разработки и производства концерна ПВО «Алмаз-Антей» предназначена для высокоэффективной защиты важнейших политико-административных, экономических и военных объектов от ударов авиации, стратегических, крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также баллистических ракет среднего радиуса действия в условиях боевого и радиоэлектронного противодействия. Обеспечивает поражение воздушных целей на дальностях до 250 километров, а нестратегических баллистических ракет – до 60 километров. Минимальная/максимальная высота поражаемой аэродинамической цели – 0,01–27 километров, баллистической – 2–7 километров. Максимальная скорость поражаемой цели – 4800 м/с. Количество одновременно обстреливаемых целей – 36, одновременно наводимых ракет – 72. Время развертывания средств системы с марша – 5 минут.


Нельзя обойтись

России придется разрабатывать новые тяжелые жидкостные межконтинентальные баллистические ракеты в том случае, если Соединенные Штаты решат форсировать работы по созданию глобальной системы ПРО.

При интенсивном развитии компонентов американской противоракетной обороны только тяжелые МБР в составе стратегических ядерных сил РФ будут обладать гарантированной способностью ее преодоления. Такое мнение высказал консультант командующего Ракетными войсками стратегического назначения, бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин.

«Если США предпримут безудержное наращивание своей глобальной ПРО, без тяжелой жидкостной ракеты нам не обойтись», – сказал он, комментируя заявление генерального директора корпорации «Рособщемаш» Артура Усенкова о том, что в России в течение года идут работы по созданию тяжелой МБР.

Дело в том, отметил генерал, что для надежного прорыва ПРО ракета должна иметь помимо других необходимых ТТХ достаточно большую полезную нагрузку, включающую не только мощные боевые блоки, но и тяжелые ложные цели. Между тем у новых российских моноблочных твердотопливных ракет «Тополь-М» полезная нагрузка составляет всего 1,2 тонны, у МБР «Ярс» с разделяющейся головной частью – 1,4 тонны. Стоящая же много лет на боевом дежурстве в РВСН тяжелая жидкостная МБР «Воевода» имеет полезную нагрузку 8,8 тонны. «Как минимум неменьшей выводимой в космос массой должна будет обладать и новая тяжелая ракета, работа по которой в России действительно ведется», – сообщил Виктор Есин.

Консультант командующего РВСН добавил, что тяжелая ракета кроме других своих преимуществ имеет и такую важную для прорыва ПРО характеристику, как «импульс удельной тяги». «На один килограмм топлива удельная тяга (от нее зависит время набора необходимой скорости) тяжелых жидкостных МБР существенно выше, чем твердотопливных ракет при одинаковых габаритах», – заявил эксперт, подчеркнув, что ракеты подобного типа имеет не только Россия, но и Китай. Жидкостные баллистические ракеты, но не межконтинентального класса, заметил генерал, есть и у Индии, Пакистана, Ирана и КНДР. «У США жидкостных тяжелых ракет с РГЧ нет, поэтому на переговорах по СНВ они всегда ставили вопрос об их ликвидации в СССР, а затем и в России», – напомнил Есин.

Он пояснил, что живучесть тяжелых МБР шахтного базирования обеспечивается их высокой боевой готовностью: ракеты способны стартовать через десятки секунд после получения команды на пуск. «Эти МБР предназначены для использования в ответно-встречном ракетно-ядерном ударе, поэтому говорить об их малой – 5–7-процентной – живучести при ответном ударе просто некорректно», – убежден эксперт. «Таким образом, в наземной группировке СЯС России должны быть и подвижные пусковые установки твердотопливных ракет, и стационарные ПУ тяжелых жидкостных ракет. Только такое сочетание обеспечит России гарантированное ядерное сдерживание», – утверждает генерал.

Виктор Есин уточнил, что, по его данным, в России сейчас ведется экспертное проектирование новой тяжелой жидкостной МБР, которая должна заменить «Воеводу». «Выдано задание на разработку технических предложений, эту работу ведут несколько организаций и КБ. После завершения технического проекта будет сделан его анализ и в конце этого – начале следующего года будет принято военное и политическое решение: делать ракету или нет. Если тяжелая ракета войдет в Госпрограмму вооружений до 2020 года, то она точно будет создаваться в этот период, если не попадет, то не будет», – рассказал генерал-полковник.


Обновленный «грач»

Модернизированный самолет Су-25СМ с установленным на нем новым комплексом радиоэлектронной борьбы предъявлен заказчику для проведения государственных испытаний, сообщил генеральный директор концерна «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак.

По его словам, завершить программу летных государственных испытаний Су-25СМ с комплексом РЭБ планируется в 2012 году. После чего комплексы получат все модернизированные одноместные штурмовики Су-25СМ и, возможно, новые двухместные Су-25УБМ.

Владимир Бабак отметил, что оснащение Су-25 этими комплексами РЭБ позволит существенно увеличить боевые возможности штурмовиков.

Ранее сообщалось, что точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения модернизированного штурмовика Су-25СМ возросла в 2–3 раза, а при использовании авиационных бомб достигла уровня управляемых средств поражения.

Основу модернизации штурмовика составляет установка на него нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс», в состав которого входят системы обработки и отображения информации, спутниковой навигации, ближней навигации, а также станция радиотехнической разведки, самолетный ответчик, автоматический радиокомпас, цифроаналоговая система управления оружием, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации «Карат-Б-25», ряд других систем.


О своих не забудем

Минобороны России будет содействовать разработке и серийному выпуску отечественных БПЛА.

«По мнению специалистов, российские производители значительно продвинулись в создании конкурентоспособных комплексов с беспилотными летательными аппаратами», – отметил представитель Сухопутных войск подполковник Сергей Власов.

Военное ведомство РФ осенью 2010 года подвело итоги войсковых испытаний российских БПЛА военного назначения и отобрало восемь из них для дальнейших тестов. Как ожидается, Сухопутные войска и ВВС в ближайшие годы будут оснащены новыми отечественными беспилотниками малой, средней и большой дальности.

Напомним, что ранее в Минобороны России сообщили о закупке партии израильских БПЛА и начале обучения работе с ними группы российских военных специалистов. Вместе с тем, как дал понять глава военного ведомства Анатолий Сердюков, речь идет о промежуточном решении. Минобороны готово сотрудничать с зарубежными производителями дронов, но только в формате создания совместных предприятий на базе наших ремонтных заводов.


Третий в двадцатке

Флот Пограничной службы ФСБ России пополнится новым сторожевым кораблем «Жемчуг» проекта 22460. Церемония его закладки состоялась в эллинге компании «Судостроительная фирма «Алмаз», где в мае 2010 года был передан пограничникам головной СКР этой серии – «Рубин».

Как сообщил Владимир Спиридопуло, генеральный директор ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро», где разрабатывался проект, данные корабли 2-го ранга предназначены для решения задач по охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, контроля за соблюдением установленных правил режимов государственной границы и плавания в территориальном море и внутренних морских водах РФ. «Жемчуг» – третий корабль серии, всего предполагается построить более 20 таких СКР.

Это одно из направлений реализации Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации и создания для подразделений береговой охраны эффективного, боеспособного флота, отметил руководитель Северного ПКБ.

Водоизмещение «Жемчуга» – 630 тонн, скорость хода – 30 узлов (56 км/ч), дальность плавания – 3500 миль (6500 км), автономность – 30 суток.

В текущем году «Алмаз» передал заказчикам девять кораблей и катеров, семь из них – Пограничной службе ФСБ России. В настоящее время на стапелях верфи продолжается строительство пограничных сторожевых кораблей проектов 22460 и 22120 для российских пограничников, СКР проекта 10412 для ВМС Вьетнама, а также артиллерийских кораблей проекта 21630 для ВМФ РФ.

Первому сторожевику проекта 22460 «Рубин» предстоит участвовать в обеспечении безопасности зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

По сообщениям корреспондентов «ВПК»,
информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН

Опубликовано в выпуске № 1 (367) за 12 января 2011 года

 

 

 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
Стригунов Константин
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц