Версия для печати

Родом из Великой Отечественной

Соколовский Геннадий
3 июля 2004 г. в Москву прибыл необычный груз на железнодорожной платформе для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе - Ил-4, основной самолет советской дальней бомбардировочной авиации времен Второй мировой войны. Именно эти легендарные самолеты совершали налеты на Берлин в 1941 г. В том, что они стали смертельной угрозой для врага, большая заслуга людей, впоследствии составивших костяк КБ по разработке и испытаниям авиационного вооружения - ГосМКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова.


ВЕТЕРАНЫ ГМКБ "ВЫМПЕЛ" ВНЕСЛИ СВОЙ ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ


3 июля 2004 г. в Москву прибыл необычный груз на железнодорожной платформе для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе - Ил-4, основной самолет советской дальней бомбардировочной авиации времен Второй мировой войны. Именно эти легендарные самолеты совершали налеты на Берлин в 1941 г. В том, что они стали смертельной угрозой для врага, большая заслуга людей, впоследствии составивших костяк КБ по разработке и испытаниям авиационного вооружения - ГосМКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова.
{{direct_hor}}

Оборонительная установка с пулеметом УБТ штурмовика Ил-2.
Фото из книги ''Бронированный штурмовик Ил-2''
Первыми руководителями, конструкторами и производственниками "Вымпела" стали люди, обладавшие бесценным опытом создания авиационного вооружения и его освоения в суровые годы Великой Отечественной войны. Коллектив конструкторов начал складываться еще в 1932 г. в ЦАГИ. У разработчиков самолетов к этому времени сложились определенные концепции, а каким должно быть вооружение для них, мало кто представлял. В конструкторском отделе сектора опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ для разработки артиллерийско-стрелковых установок была создана 12-я бригада под руководством И.П. Шебанова. Здесь работали В.И. Карев, И.М. Левочкин, А.Г. Смирнов, А.В. Улитин - в дальнейшем ведущие сотрудники МКБ "Вымпел".

С 1932 г. в СССР велись интенсивные экспериментальные и исследовательские работы, обусловленные резким для того времени увеличением скоростей полета самолетов и появлением новых типов скорострельного оружия. Работу по созданию нового скоростного бомбардировщика СБ возглавил А.Н. Туполев. Вооруженцам было поручено создать установки под новый авиационный пулемет системы Шпитального-Комарицкого ШКАС, который имел темп стрельбы 1800 выстрелов в минуту. Для этого самолета 12-я бригада разработала первую турельную установку ТУР-9, носовую и люковую установки под пулеметы ШКАС.

В 1935-1936 гг. в КОСОСе ЦАГИ прошли большие организационные изменения. Для бригад, возглавляемых конструкторами С.В. Ильюшиным, В.М. Мясищевым, П.О. Сухим, были выделены опытные заводы. Бригада №12 получила название ОКБ АСУ - ОКБ артиллерийско-стрелковых установок (главный конструктор И.П. Шебанов) и была переведена на завод №32 НКАП, где с 1934 г. И.И. Торопов, впоследствии первый руководитель МКБ "Вымпел", возглавлял КБ. Здесь под его руководством были разработаны прицелы для подвижных пулеметных и пушечных установок, обеспечивших в годы войны боевую эффективность самолетов Пе-2, Ил-2, Ту-2 и Ил-4. Помимо Москвы, работы велись в Севастополе, где базировался морской бомбардировщик МТБ-2. Ведущие разработчики его пушечных башен, среди которых В.И. Карев, Н.А. Рубин, К.А. Бацын, В.В. Журавлев, И.И. Литвинов, И.М. Левочкин, А.Г. Смирнов, А.А. Стребулаев, Д.М. Остапкевич, И.С. Мошненко, В.И. Ермилов, Ф.Ф. Клейменов, в последующем внесли значительный вклад в достижения ГосМКБ "Вымпел".

Самолеты СБ использовались в боевых действиях в Испании, Китае, на озере Хасан и на Халхин-Голе, во время советско-финской войны. К 22 июня 1941 г. они составляли 70% парка фронтовой бомбардировочной авиации и активно использовались в боевых действиях первого, самого трудного, периода войны, летая часто без прикрытия истребителей.

Годы Великой Отечественной войны были наиболее напряженным временем для оперативного создания авиационного вооружения. Вначале перебазированные на восток авиазаводы еще не давали продукции, а морально устаревшие самолеты (например, ТБ-3) уже не справлялись с поставленными задачами. Наша авиация, бомбардировочная и транспортная, несла большие потери в воздушных боях. В этих условиях командование ВВС было вынуждено ставить в строй все, что было способно "летать", "стрелять" и "бомбить".

Сотрудники и оборудование ОКБ АСУ были эвакуированы в Куйбышев. Сюда же из Киева эвакуировали и завод №454. В июле 1941 г. на открытой площадке мастерской промысловой артели "Ход", которая до войны делала ходовую часть телег на конной упряжке, стали запускать станки, а работники завода, забыв о собственной неустроенности, готовиться к выпуску нужной продукции для фронта - различных систем вооружения самолетов. Директором завода №454 в период войны был М.Я. Горелик, главным конструктором ОКБ - И.П. Шебанов. Первоочередной задачей ОКБ стало перевооружение дальних бомбардировщиков ТБ-7 пушками и крупнокалиберными пулеметами взамен легкого пулеметного вооружения, что сделало неуязвимым ТБ-7 для фашистских истребителей. Использование самолета решало ответственные задачи по уничтожению стратегических объектов противника. В 1942 г. на ТБ-7 выполнялись налеты на Берлин, Бухарест и другие города Германии и ее союзников. В том же 1942-м на ТБ-7 В.М. Молотов был доставлен в Англию и США. Полет проходил на больших высотах, частично над территориями, контролируемыми немецкими войсками. Вооружение самолета произвело сильное впечатление на военное руководство США.

Среди разработок военного времени следует назвать: турель ТУР-5 под пушку ШВАК с электроуправлением (главный разработчик Б.И. Чехрапов) для бомбардировщика Ер-2; оборонительную установку под крупнокалиберный пулемет УБТ для штурмовика Ил-2 (ВУБ-3); турельную установку УТК-1 с крупнокалиберным пулеметом Березина, доработанную для ее монтажа на транспортные самолеты Ли-2 (и на поставлявшиеся по ленд-лизу бомбардировщики "Бостон"); блистерные установки под пулеметы Березина; специальную турельную крупнокалиберную пулеметную установку для вооружения аэросаней и речных судов. Одновременно ОКБ АСУ внедряло разработанную технику в серийное производство. По его чертежам новые образцы вооружения производились Тульским оружейным заводом, предприятиями №№32, 387, 22, 149, 214, 448, 279. Для ускорения их освоения в боевых частях специально созданные бригады проводили перевооружение самолетов во фронтовых условиях и готовили вооружение к применению в боевых вылетах.

После войны часть коллектива ОКБ АСУ завода №454 направили на завод №43, главным конструктором которого был И.И. Торопов. Иван Иванович начал работать в авиационной промышленности в 1932 г. в ЦАГИ им. Жуковского. С 1944 г. он главный конструктор ОКБ завода №43, а затем завода №134, позже переименованного в МКБ "Вымпел", где руководил разработкой подвижных установок пулеметно-пушечного вооружения с дистанционным управлением. Под руководством И.И. Торопова в ОКБ предприятия была создана комплексная система огневой защиты ПВ-20 для бомбардировщика Ту-4. Она состояла из прицельных станций, установок пулеметно-пушечного вооружения и агрегатов дистанционного управления ими. В этой системе воплотился опыт разработок и испытаний, а главное, применения авиационного вооружения в годы Великой Отечественной войны.

В 50-х гг. прошлого века началось стремительное развитие реактивной авиации. Все сильнее ощущались принципиальные ограничения возможностей средств пулеметно-пушечного вооружения, особенно по дальности поражения воздушных целей. По инициативе главного конструктора И.И. Торопова правительством было принято решение о переходе конструкторского бюро на проектирование нового вида авиационного вооружения - ракетной техники. На предприятии были созданы теоретические и конструкторские подразделения, для работы в которых отобрали кадры из числа наиболее одаренных конструкторов и испытателей "классического" авиационного вооружения, а также перспективных молодых специалистов-выпускников МАИ, МВТУ, МГУ, МАТИ и других вузов. За 55 лет коллектив "Вымпела" (под руководством И.И. Торопова, А.Л. Ляпина и Г.А. Соколовского) создал более 40 различных типов ракет четырех поколений и свыше 200 образцов пусковых и катапультных устройств для старта ракет классов "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", пулеметно-пушечных установок, контейнеров кассетного вооружения, балочных и кассетных держателей, установок для пуска неуправляемых авиационных ракет, устройств выброса пассивных помех, продукции специального и гражданского назначения с использованием двойных технологий. Все эти достижения стали возможны благодаря сплаву интеллекта и опыта сотрудников завода - ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, создавших надежный фундамент мирового авторитета современного ГосМКБ "Вымпел". В год 60-летия Победы мы хотим перечислить их имена: Иван Иванович Торопов, Иван Павлович Шебанов, Андрей Леонидович Ляпин, Николай Александрович Рубин, Константин Александрович Бацын, Константин Васильевич Спажев, Владимир Васильевич Журавлев, Андрей Васильевич Беляков, Виктор Михайлович Перов, Николай Васильевич Рунов, Юрий Сергеевич Полетаев, Израиль Иосифович Литвинов, Борис Владимирович Глезер, Иван Яковлевич Харламов, Борис Семенович Абрамович, Федор Григорьевич Нестеров, Анатолий Львович Рейдель, Владимир Иванович Карев, Василий Петрович Сироткин, Петр Иосифович Димант, Вадим Андрианович Пустовойтов, Лев Абрамович Розенберг, Василий Григорьевич Кононов, Игорь Матвеевич Мухин, Анатолий Николаевич Панкратьев, Борис Михайлович Правдин, Ицко Овшиевич Эйдельман и многие другие.

Сегодня уместно вспомнить о событии почти 40-летней давности, происходившем в Москве 3 декабря 1966 г., в подготовке которого непосредственно участвовал коллектив "Вымпела". В этот день у Кремлевской стены в Александровском саду с большими почестями были захоронены останки безымянного солдата, погибшего при обороне столицы около деревни Крюково. Незадолго до этого "Вымпелу" было поручено ответственное задание - в течение недели разработать и изготовить саркофаг. Директор завода Ф.Г. Нестеров подключил к работе опытных конструкторов, технологов, художников и производственников. Специалисты А.Д. Иванов, В.К. Соколов, Я.А. Подрез, Л.Н. Петручук, А.С. Нестеров, В.Г. Янкевич, В.И. Коршунов, А.И. Герасимов и другие работали буквально круглые сутки и выполнили задание в срок. Саркофаг был изготовлен из прочного алюминиевого сплава, предназначенного для силовых конструкций самолетов, со специальным антикоррозийным покрытием. Останки солдата в саркофаге, перевитом гвардейской лентой, были доставлены на артиллерийском лафете к Кремлевской стене и захоронены под звуки Государственного гимна, а 8 мая 1967 г. у могилы Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь Славы.

На фронтах Великой Отечественной воевали более 400 сотрудников МКБ "Вымпел". По установившейся традиции 9 Мая ветераны собираются у обелиска на территории предприятия, чтобы почтить память погибших.

Геннадий СОКОЛОВСКИЙ, Юрий ЗАХАРОВ, Анатолий НЕСТЕРОВ

Опубликовано в выпуске № 17 (84) за 18 мая 2005 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц