Версия для печати

Ускорение с замедлением

Фролов Андрей
Отношения промышленников и военного ведомства стали в нынешнем году предметом невиданного ранее внимания со стороны руководства страны и общественности. Не будет преувеличением сказать, что ситуация вокруг заключения договоров порой напоминала сводки боевых действий – президент назначал крайние сроки исполнения, наказывал виновных и требовал отчета об исполнении своих поручений.
Отношения промышленников и военного ведомства стали в нынешнем году предметом невиданного ранее внимания со стороны руководства страны и общественности. Не будет преувеличением сказать, что ситуация вокруг заключения договоров порой напоминала сводки боевых действий – президент назначал крайние сроки исполнения, наказывал виновных и требовал отчета об исполнении своих поручений.
{{direct}}

Для более детального анализа положения дел следует в первую очередь определить понятие государственного оборонного заказа (ГОЗ) и рассмотреть процедуры его подготовки и реализации. Отметим, что ГОЗ является правовым актом, регулирующим поставку продукции. В качестве государственного заказчика выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий заказы на разработку, производство, поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу. При этом финансирование ведется за счет федерального бюджета посредством выделения Министерством финансов России ассигнований государственному заказчику. В ГОЗ включены расходы на НИОКР, закупку вооружения и военной техники (ВВТ), ремонт вооружения и военной техники на предприятиях промышленности, а также специальное строительство. Кроме того, отдельной строкой бюджета проходят расходы ядерного оружейного комплекса. Следует отметить, что ГОЗ является составной частью Государственной программы вооружения (ГПВ). Соответственно 2011 год – это начало реализации новой ГПВ-2011–2020. Посмотрим, как в этой области осуществляются расходы Министерства обороны.

Первые перемены к лучшему

Скажем сразу, что новая программа вооружения, ход ее реализации отличаются рядом нововведений. Так, после долгого перерыва официально был озвучен абсолютный объем Государственного оборонного заказа и его распределение по категориям: закупка ВВТ, ремонт и модернизация ВВТ, а также НИОКР. Стало известно, что в 2011 году расходы на новые закупки, ремонт и модернизацию должны составить 460 миллиардов рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 20 процентов). Общая сумма ГОЗ, озвученная Анатолием Сердюковым, достигнет 581,5 миллиарда рублей. Можно предположить, что с учетом планируемого уровня инфляции впервые за посткризисный (с 2008-го) период будет наблюдаться реальный рост расходов на ГОЗ, тогда как в 2009–2010 годах расходы на оборону в постоянных ценах по сути стагнировали.

Можно заметить также, что по сравнению с предыдущим годом изменились пропорции распределения средств ГОЗ – несколько снизились расходы на НИОКР и закупку ВВТ, но выросли ассигнования на ремонт и модернизацию.

Коллаж Андрея Седых

Возвращаясь к проблематике размещения гособоронзаказа, следует отметить, что закон о ГОЗ на 2011 год был сформирован еще в июне 2010-го и Государственная дума приняла его в III квартале прошлого года. При этом ГОЗ-2011 формировался на основе трехлетнего периода, то есть наблюдается закрепление тех положительных нововведений еще предыдущей ГПВ-2015, когда в 2008–2010 годах ГОЗ также был трехлетним. Это позволяет повысить прогнозируемость военных расходов и дать возможность промышленности чувствовать себя более уверенно при исполнении долгосрочных заказов и изготовлении образцов техники с длительным циклом производства.

Предполагалось, что в рамках гособоронзаказа до 1 марта будут заключены государственные контракты с единственными поставщиками, а до 15 апреля – все контракты, которые подписываются на конкурсной основе. В феврале 2011-го военное ведомство предложило «оборонке» стопроцентное авансирование по уже заключенным контрактам, а в феврале министр обороны одобрил решение по освобождению 249 оборонных предприятий от обеспечения авансовых платежей.

По сравнению с прошлым годом в проект постановления правительства по новому ГОЗ был внесен ряд новшеств. К примеру, изменены сроки размещения заданий, уточнен порядок внесения изменений в гособоронзаказ, установлен порядок формирования цены на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у единственного поставщика, определенного указом президента или решением правительства РФ. Пытаясь избежать ошибок прошлого, еще в декабре 2010-го Государственная дума внесла в законодательство ряд поправок, корректирующих на период 2011–2015 годов ряд законов, в том числе приостанавливающий на весь 2011-й действие части статьи 72 Бюджетного кодекса («Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд»). Это законотворчество вылилось в оперативное принятие в декабре 2010 года Федерального закона № 402-ФЗ (подписан президентом в январе 2011-го), который разрешал заключать долгосрочные контракты в рамках ГПВ-2020 при условии, что сама ГПВ-2020 еще не была принята, а пределы прогнозных объемов бюджетных ассигнований соблюдены.

Такое положение дел уже с января 2011 года позволило предприятиям ОПК заключать долгосрочные контракты на разработку и поставку вооружения в рамках ГОЗ. Поправки помогли предприятиям «оборонки» обойти законодательные ограничения в вопросах выделения Министерством финансов бюджетных ассигнований для использования государственных гарантий по кредитам и займам. В нынешнем году размер последних должен составить 168 миллиардов рублей.

Трудное повторение пройденного

Однако эти, безусловно, положительные нововведения не стали полноохватными, поэтому не удалось полностью избежать сложностей прошлых лет. Например, на уровне регионов при формировании ГОЗ для местных предприятий пришлось столкнуться с отсутствием полной информации об объемах работ на 2011 год, сроках проведения конкурсных процедур и сроках принятия программы вооружения и военной техники до 2020 года. Так и не удалось окончательно определиться с единственными поставщиками, в результате чего замедлялось подписание с ними контрактов, и вместо 1 марта речь шла уже об апреле-мае. Косвенно это подтвердил и вице-премьер Сергей Иванов, заявив в середине мая, что с «предприятиями-изготовителями с вертикально интегрированными структурами» (вероятно, имелись в виду как раз единственные поставщики. – А. Ф.) заключены договоры на 88 процентов от годового объема средств. При этом он признал, что по конкурсным контрактам было заключено только 10 процентов от плана.

В мае к ситуации с заключением контрактов подключился президент Дмитрий Медведев, впервые отметив, что работа по размещению гособоронзаказа идет очень плохо и медленно, и потребовал до конца мая завершить процедуру и предоставить ему информацию. Как сказал Медведев, Минобороны до конца мая должно было завершить размещение гособоронзаказа в полном объеме и предоставить исполнителям работ авансы в соответствии с планами на 2011 год и на период 2012–2013-го. Между тем к середине мая заключено только 60 процентов от общего объема контрактов по ГОЗ. Демонстрируя недовольство сложившейся ситуацией, президент в мае уволил нескольких руководителей оборонных предприятий и ответственных чиновников Министерства обороны, правда, за неудовлетворительные результаты 2010 года. Но скорее всего основной смысл отставок заключался как раз в «посылке сигнала» исполнителям ГОЗ-2011.

Неизвестно, насколько ускорили эти суровые меры процедуру размещения ГОЗ, но уже к 1 июля Министерство обороны отчиталось о размещении заказов на общую сумму 550 миллиардов рублей, или 95 процентов от годового размера ГОЗ. Правда, спустя несколько недель сумма незаключенных договоров «выросла» до 108 миллиардов рублей, или 18,5 процента от общего объема. Среди тех, с кем не удалось вовремя заключить контракты, назывались ФГУП «Воткинский завод» и Московский институт теплотехники, производящие и разрабатывающие МБР «Тополь-М», «Ярс» и БРПЛ «Булава», а также Объединенная судостроительная корпорация. В качестве причин задержки назывались разногласия Министерства обороны с производителями по поводу цены, а также необходимость завершения конкурсных процедурных мероприятий.

Как бы то ни было, в конце июля Министерство обороны обещало заключить оставшиеся соглашения до середины августа. С учетом того, что на тот период незаконтрактованными оставались порядка 85 миллиардов рублей, можно предположить, что на этот раз большую часть этой суммы удастся законтрактовать в срок и к концу августа эпопея с размещением ГОЗ-2011 наконец подойдет к концу.

Работа на перспективу

Таким образом, в 2011 году имело место беспрецедентное внимание высшего руководства страны к финансированию закупок ВВТ, а общественности удалось практически в режиме реального времени отслеживать все основные этапы, связанные с ГОЗ. Чем вызвано такое обостренное отношение к этой проблеме, реалии которой, как представляется, не претерпели существенных изменений по сравнению с предшествующими годами и всегда были очень закрытыми?

На наш взгляд, это обусловлено несколькими причинами. Первая заключается в том, что ГОЗ действительно значительно вырос в этом году по сравнению с предыдущим, что влечет за собой рост номенклатуры закупаемых изделий, в том числе и с длительным циклом производства. В предвыборный год, когда благодаря росту расходов можно улучшить ситуацию на оборонных предприятиях и материальное положение работающих на них потенциальных избирателей, а значит, и в регионах в целом, пускать вопрос на самотек представляется явно неуместным и недальновидным.

Очевиден и субъективный фактор – в 2011 году президент Дмитрий Медведев несколько раз обращался к темам военных закупок и оборонных расходов и не мог не отреагировать на то, что его поручения не исполняются. Вряд ли он хотел повторения ситуации 2010-го, когда номенклатура реально поставленной в войска техники не соответствовала тем цифрам, которые им озвучивались в президентском послании еще в 2009 году.

Наконец, нельзя исключать и того, что такое пристальное внимание к ситуации с размещением ГОЗ вызвано и общей политикой по реформированию Вооруженных Сил. Изменения коснутся не только боевых частей, их структуры, численности и мест дислокации, но и военных расходов. Возможно, руководство страны желает вывести положение дел в нынешнем году на тот уровень, который мог бы стать образцом в будущем. Об этом косвенно свидетельствуют повышение роли Рособоронпоставки, внедрение новых систем государственных гарантий по кредитам и попытки более эффективно управлять самими средствами в течение года. Другими словами, от успеха или неудачи новых мер может зависеть общая политика по отношению к оборонным расходам не только в ближайшую трехлетку, но и на протяжении всего срока действия ГПВ-2020.

Нацеленность на результат

Ситуация с размещением ГОЗ в 2011 году показала, что многие застарелые проблемы до сих пор не удалось решить. В первую очередь такое положение дел связано со сроками размещения заказов Министерством обороны. Среди других причин можно назвать и ценовую политику предприятий, и нецелевое использование некоторыми из них авансовых платежей.

При увеличении в ближайшем будущем оборонных расходов существует вероятность того, что ситуация нынешнего года может не только повториться, но и усугубиться. Контрактов станет значительно больше, а сокращение численности центрального аппарата Министерства обороны приведет к тому, что принятие тех или иных решений будет сильно затягиваться. Рособоронпоставка вряд ли спасет положение, так как на нее в 2012 году придется лишь 50–60 процентов от всех заказов и то, надо полагать, в самом лучшем случае.

Таким образом, представляется, что руководству страны и Министерству обороны предстоит максимально полно проанализировать все аспекты, связанные с формированием, размещением и фактическим исполнением ГОЗ-2011. Это позволит избежать повторения нынешних трудностей и перевести конфликтную работу с предприятиями в размеренный и конструктивный режим сотрудничества.

Опубликовано в выпуске № 33 (399) за 24 августа 2011 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Сергей
Сергей
23 августа 2011
Господин Фролов! В причинах, следствиях и последствиях с ГОЗом Вы не разобрались.Но спасибо, что хотя бы в этом еженедельнике обозначили эту тему. Начнем с последнего раздела. Рособоронпоставка - это где? Прочитайте бред о деятельности этого федерального органа в предыдущем номере с фото красивой дамы. Сейчас ни одного контракта с этим ведомством предприятия не заключили. А средняя зарплата в этой лавке 86 тыс руб., данные Росстата. Но Вы напрягли, что в 2012 году уже в четвертый раз за последние три года будет меняться система размещения ГОЗ? Поясняю: на сегодняшний день МО РФ имеет: Управление государственного заказа; Департамент по обеспечению (только вот чем не знаю) государственного оборонного заказа; Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий (тоже что-то заказывает); Департамент вооружения (функции никто не знает, но на...ть могут), кроме этого, все что под Булгаковым Д.В. Но есть еще всякие секретные персоны, которые НИОКРы распределяют. Так куда писать заявку, чтобы хотя бы коленвал расточить?- Это со стороны получателя. А применитель, то вообще все бросит и танк спишет по инспекторскому свидетельству. Теперь о "Работе на перспективу". Про причины Вы классно. Но выборы на носу, а работягу уже как полгода на трехдневку перевели. Денежек нет, так как контракт не подписан. Что директору делать? Ему нас....ть, что госпожа Яшина считать не умеет и цены не согласовывает, ему надо за предыдущие два месяца зарплату заплатить, на налоги не попасть. А премьер приезжает ему докладывает директор: "Не проголосуют", а поскольку министр - это из команды, то он и говорит "Куда не приеду, везде НАКАТ на МО РФ" и начинается вахканалия с ценами со стороны МО РФ. Поясняю: каждый день простоя предприятия - возрастание цены (на сколько - бухгалтер знает) изделия. А работяг сейчас дефицит, инженеров нет, одних манагеров ВУЗы выпускают. Конструкторам где-то под шестьдесят. Поэтому и улетают. 6
Аватар пользователя amiant
amiant
23 августа 2011
Во -во они то оставшиеся 85 млрд. и уйдут на распил. Вы можете себе представить , что за 4 оставшихся до конца года месяца, без согласования всех вопросов с ними сделают? . Да и вообще о какой перспективе может идти речь, если разрушена система подготовки и обоснования ГОЗ? Кто там из сердюковких дам разбирается в этих вопросах?
Аватар пользователя KVIRTU-74
KVIRTU-74
24 августа 2011
Не устаю повторять: "Хорошо, когда государством может руководить кухарка". Хуже, когда Оборонпоставкой (ГОЗом) руководит специалист по сбору акцизов в сфере алкогольной продукции. Закончившая Курский с/х институт им И.И. Иванова по специальности экономист (в области сельского хозяйства). Руководитель Федерального агенства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Санникова Надежда Валентиновна (из биографии)
Аватар пользователя Сергей
Сергей
25 августа 2011
Господину KVIRTU-74, ассоциации предыдущего номера и фото - "блондинка за рулем", причем стареющая. Но она должна заменить сегодняшнюю, уже негодную систему размещения заказов, в этом вся трагедия!
Аватар пользователя KVIRTU-74
KVIRTU-74
25 августа 2011
Г-ну Сергею! Не понял Вашу "замечательную" мысль о замене негодной системы размещения заказов. Где бы прочитать новации в этом вопросе. Вкратце о себе: после службы в армии работаю в оборонке, но новаций не ощущаю. Договор (контракт), по которому работаем, на этот год подписан АЭС 29.07.11 г. со сроком окончания - конец ноября, со сроком представления документов - конец октября!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
26 августа 2011
KVIRTU-74, Уважаемый дважды коллега, поясняю. В МО РФ существуют: применители, получатели и заказчики. Государственный заказчик один-Министр обороны, а вот те, которые по доверенности или по должности в профильных Департаментах - это уже заказчики. Получатели - это виды (они формируют заявки). Применители - это войска (округа, армии, флоты), кстати основных четыре - это ОСК плюс Резервы ГК и т.д. (это отдельное пояснение). Если здесь представить структуру МО РФ, то Вы огорчитесь. Почему? Вы раньше были в стане применителей, но сейчас Вы в исполнителях (я тоже, но я по роду деятельности обязан все это знать). Система была и раньше, но порядок определялся приказами, иногда совместными с Министерствами ОПК. Система внутри заказчиков с 2008 года менялась три раза, крайний раз все стало на место с 01.12.2010 года. (см. мо)
Аватар пользователя Сергей
Сергей
26 августа 2011
Продолжаю: Автор коментируемой статьи утверждает, что с 2012 года 50-60% контрактов - это Рособоронпоставка. Кстати, он прав, так как законодательная база есть, а вот на практике нет и не будет. Дальше не буду, но вопрос: куда побежит Ваш директор по продажам. Правильно, и туда и сюда. Расширяйте "бегунков". Да, обалдевшие "применители" до сих пор ГПВ не имеют, что им поставят не знают. Вставляют в планы по принципу "как раньше было".Нет у нас Концепции применения ВС РФ, а она первична. В этом заключается моя "замечательная" мысль. Только прочитайте последний НВО, там осенью профсоюзы что-то захотят сказать. А за Родину! мы все равно насмерть!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
26 августа 2011
KVIRTU-74, Вы с исполнением заказа поторопитесь и бумажками, телеграммами обложитесь, форс-мажоры собирайте. Что, что, а налоговики фискалить умеют. Как только опаздаете, то в арбитраж, и представлять там МО РФ будут специально натасканные люди, а возглавляет специально созданный для этого Департамент госпожа Елина, очень строгая, молодая правда. Чтобы отбиться надо знать их слабые стороны. Самая главная - они представители Государства (раньше замполиты были представителями партии), а Вы и предприятие Ваше-это хапуги комерсанты. Желаю успехов!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
23 августа 2011
Господин Фролов! В причинах, следствиях и последствиях с ГОЗом Вы не разобрались.Но спасибо, что хотя бы в этом еженедельнике обозначили эту тему. Начнем с последнего раздела. Рособоронпоставка - это где? Прочитайте бред о деятельности этого федерального органа в предыдущем номере с фото красивой дамы. Сейчас ни одного контракта с этим ведомством предприятия не заключили. А средняя зарплата в этой лавке 86 тыс руб., данные Росстата. Но Вы напрягли, что в 2012 году уже в четвертый раз за последние три года будет меняться система размещения ГОЗ? Поясняю: на сегодняшний день МО РФ имеет: Управление государственного заказа; Департамент по обеспечению (только вот чем не знаю) государственного оборонного заказа; Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий (тоже что-то заказывает); Департамент вооружения (функции никто не знает, но на...ть могут), кроме этого, все что под Булгаковым Д.В. Но есть еще всякие секретные персоны, которые НИОКРы распределяют. Так куда писать заявку, чтобы хотя бы коленвал расточить?- Это со стороны получателя. А применитель, то вообще все бросит и танк спишет по инспекторскому свидетельству. Теперь о "Работе на перспективу". Про причины Вы классно. Но выборы на носу, а работягу уже как полгода на трехдневку перевели. Денежек нет, так как контракт не подписан. Что директору делать? Ему нас....ть, что госпожа Яшина считать не умеет и цены не согласовывает, ему надо за предыдущие два месяца зарплату заплатить, на налоги не попасть. А премьер приезжает ему докладывает директор: "Не проголосуют", а поскольку министр - это из команды, то он и говорит "Куда не приеду, везде НАКАТ на МО РФ" и начинается вахканалия с ценами со стороны МО РФ. Поясняю: каждый день простоя предприятия - возрастание цены (на сколько - бухгалтер знает) изделия. А работяг сейчас дефицит, инженеров нет, одних манагеров ВУЗы выпускают. Конструкторам где-то под шестьдесят. Поэтому и улетают. 6
Аватар пользователя amiant
amiant
23 августа 2011
Во -во они то оставшиеся 85 млрд. и уйдут на распил. Вы можете себе представить , что за 4 оставшихся до конца года месяца, без согласования всех вопросов с ними сделают? . Да и вообще о какой перспективе может идти речь, если разрушена система подготовки и обоснования ГОЗ? Кто там из сердюковких дам разбирается в этих вопросах?
Аватар пользователя KVIRTU-74
KVIRTU-74
24 августа 2011
Не устаю повторять: "Хорошо, когда государством может руководить кухарка". Хуже, когда Оборонпоставкой (ГОЗом) руководит специалист по сбору акцизов в сфере алкогольной продукции. Закончившая Курский с/х институт им И.И. Иванова по специальности экономист (в области сельского хозяйства). Руководитель Федерального агенства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Санникова Надежда Валентиновна (из биографии)
Аватар пользователя Сергей
Сергей
25 августа 2011
Господину KVIRTU-74, ассоциации предыдущего номера и фото - "блондинка за рулем", причем стареющая. Но она должна заменить сегодняшнюю, уже негодную систему размещения заказов, в этом вся трагедия!
Аватар пользователя KVIRTU-74
KVIRTU-74
25 августа 2011
Г-ну Сергею! Не понял Вашу "замечательную" мысль о замене негодной системы размещения заказов. Где бы прочитать новации в этом вопросе. Вкратце о себе: после службы в армии работаю в оборонке, но новаций не ощущаю. Договор (контракт), по которому работаем, на этот год подписан АЭС 29.07.11 г. со сроком окончания - конец ноября, со сроком представления документов - конец октября!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
26 августа 2011
KVIRTU-74, Уважаемый дважды коллега, поясняю. В МО РФ существуют: применители, получатели и заказчики. Государственный заказчик один-Министр обороны, а вот те, которые по доверенности или по должности в профильных Департаментах - это уже заказчики. Получатели - это виды (они формируют заявки). Применители - это войска (округа, армии, флоты), кстати основных четыре - это ОСК плюс Резервы ГК и т.д. (это отдельное пояснение). Если здесь представить структуру МО РФ, то Вы огорчитесь. Почему? Вы раньше были в стане применителей, но сейчас Вы в исполнителях (я тоже, но я по роду деятельности обязан все это знать). Система была и раньше, но порядок определялся приказами, иногда совместными с Министерствами ОПК. Система внутри заказчиков с 2008 года менялась три раза, крайний раз все стало на место с 01.12.2010 года. (см. мо)
Аватар пользователя Сергей
Сергей
26 августа 2011
Продолжаю: Автор коментируемой статьи утверждает, что с 2012 года 50-60% контрактов - это Рособоронпоставка. Кстати, он прав, так как законодательная база есть, а вот на практике нет и не будет. Дальше не буду, но вопрос: куда побежит Ваш директор по продажам. Правильно, и туда и сюда. Расширяйте "бегунков". Да, обалдевшие "применители" до сих пор ГПВ не имеют, что им поставят не знают. Вставляют в планы по принципу "как раньше было".Нет у нас Концепции применения ВС РФ, а она первична. В этом заключается моя "замечательная" мысль. Только прочитайте последний НВО, там осенью профсоюзы что-то захотят сказать. А за Родину! мы все равно насмерть!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
26 августа 2011
KVIRTU-74, Вы с исполнением заказа поторопитесь и бумажками, телеграммами обложитесь, форс-мажоры собирайте. Что, что, а налоговики фискалить умеют. Как только опаздаете, то в арбитраж, и представлять там МО РФ будут специально натасканные люди, а возглавляет специально созданный для этого Департамент госпожа Елина, очень строгая, молодая правда. Чтобы отбиться надо знать их слабые стороны. Самая главная - они представители Государства (раньше замполиты были представителями партии), а Вы и предприятие Ваше-это хапуги комерсанты. Желаю успехов!
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц