Версия для печати

Корабль для космотуристов уже строится

Президент и генеральный конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота (Королев, Московская область) рассказал на прошлой неделе о некоторых сегодняшних проблемах своего предприятия и огромных планах на будущее.
Президент и генеральный конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота (Королев, Московская область) рассказал на прошлой неделе о некоторых сегодняшних проблемах своего предприятия и огромных планах на будущее.
{{direct}}

Создается новая пилотируемая космическая система

Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» завершит разработку технического проекта перспективной российской пилотируемой космической транспортной системы в середине следующего года, заявил глава корпорации Виталий Лопота. «Материалы технического проекта должны быть представлены на экспертизу в июле 2012 года», – сказал он, добавив, что в техническом проекте будут дополнительно проработаны проблемные вопросы, выявленные на этапе эскизного проекта. Выпуск рабочей документации начнется после принятия технического проекта заказчиком и заключения им с корпорацией «Энергия» соответствующего договора.

Руководитель корпорации отметил, что «Энергия» уже ведет работу по бортовым системам, которые могут быть использованы непосредственно в новом корабле или стать аналогами, прошедшими летную сертификацию: «Например, на кораблях серии «Союз ТМА-М» отрабатываются некоторые системы, работающие на «цифровой» основе». Он также сообщил, что летные испытания пилотируемого корабля нового поколения планируется проводить с космодрома Восточный в Амурской области. «Техническим заданием для выведения пилотируемого транспортного корабля нового поколения на орбиту предусмотрено использование ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности с массой выводимого груза около 14 тонн, сертифицированной для пилотируемых полетов», – пояснил Лопота.

После первого беспилотного запуска новейшего корабля эксплуатация «Союзов» и «Прогрессов» продолжится на протяжении всего цикла летных испытаний перспективной пилотируемой транспортной системы, то есть не менее трех лет. «Конкретные планы постепенной замены «Союзов» и «Прогрессов» новыми кораблями будут зависеть от состояния располагаемой к тому времени российской космической инфраструктуры и поставленных перед ней задач», – уточнил генконструктор.

На ядерный двигатель денег не хватит

Коллаж Андрея Седых

Создание эскизного проекта транспортно-энергетического модуля с ядерной электроракетной двигательной установкой мегаваттного класса завершится в следующем году, но средств на дальнейшие работы может не хватить. «Выделенного финансирования достаточно для разработки эскизного проекта, но, возможно, будет недостаточно для изготовления требуемой номенклатуры наземных макетов и полноценной отработки бортовых систем, особенно для новых агрегатов, никогда не использовавшихся раньше или имевших сравнительно малые летные ресурсы», – сообщил Виталий Лопота. Кроме того, добавил он, дополнительно потребуется провести адаптацию модуля к ракете-носителю, разработать модуль полезной нагрузки, провести необходимые летно-конструкторские испытания, чтобы подтвердить требуемые технико-эксплуатационные характеристики модуля. По словам генконструктора, в 2012 году предстоит завершить эскизное проектирование транспортно-энергетического модуля, далее последуют выполнение технического проекта, выпуск рабочей документации, изготовление макетов, наземная отработка и подготовка к пуску.

«Транспортно-энергетический модуль откроет новую страницу в обеспечении транспортных операций в околоземном и межпланетном космическом пространстве. Использование электроракетных двигателей, имеющих в 15–20 раз больший удельный импульс, чем двигатели на химическом топливе, позволит существенно увеличить массу полезных грузов и уменьшить стартовую массу космических комплексов, особенно тех, которые отправляются за пределы околоземных орбит», – рассказал глава РКК «Энергия». Он отметил, что при наличии политического решения и международной кооперации полет на околомарсианскую орбиту возможен в обозримые сроки. Задел по элементам будущего межпланетного экспедиционного комплекса у РКК «Энергия» имеется.

МКС получит четыре модуля до 2017 года

Ввод в состав Международной космической станции (МКС) двух научно-энергетических модулей поможет нарастить энергетические возможности ее отечественного сегмента, заявил Виталий Лопота: «В конце 2012 года планируется запустить многоцелевой лабораторный модуль «Наука». Далее предполагается обеспечить запуск и интеграцию в состав российского сегмента МКС узлового модуля и затем двух научно-энергетических модулей – в 2016 и 2017 годах». По его словам, узловой и научно-энергетические модули обеспечат дублирование функций служебного модуля «Звезда», который работает на орбите уже 11 лет. «Кроме этого, модули второго этапа развития российского сегмента МКС обеспечивают наращивание объема и энергетики, необходимых для выполнения программ научно-технических исследований и экспериментов, а также для сборки и обслуживания космических аппаратов разного назначения», – отметил генконструктор. Он также сообщил, что «Энергия» приступила к созданию узлового модуля в середине прошлого года: «К настоящему моменту разработан эскизный проект, который отправлен на экспертизу».

Президент корпорации добавил, что в соответствии с техническим заданием Роскосмоса создание и ввод в эксплуатацию узлового модуля должны быть завершены в 2014 году. Изготовление составных частей узлового модуля планируется начать в текущем году.

Космос для всех желающих

Полеты космических туристов на МКС планируется возобновить в 2014 году, корабль для коммерческого полета уже строится РКК «Энергия». «Предполагается, что запуск дополнительного космического пилотируемого корабля «Союз» для выполнения коммерческой космической программы непрофессиональным участником космического полета может быть осуществлен в 2014 году», – сказал Виталий Лопота. Производство корабля находится на начальной стадии. Маркетинговые услуги по организации полетов космических туристов на российских кораблях «Союз» на МКС осуществляет компания «Спейс Эдвенчерс» (Space Adventures).

Первым космическим туристом стал американец Дэннис Тито, который отправился в космос в 2001 году. Вслед за ним к ощущениям невесомости приобщился южноафриканец Марк Шаттлуорт (2002). В 2005-м на орбиту отправился американец Грегори Олсен, а в 2006-м – первая женщина-турист, американка иранского происхождения Аноуше Ансари. Каждый из них заплатил за полет около 20 миллионов долларов. Следующим путешественником стал американец венгерского происхождения Чарльз Симони.

В октябре 2008 года на станцию слетал шестой космотурист Ричард Гэрриотт – сын американского астронавта Оуэна Гэрриотта. За реализацию своей детской мечты он заплатил 30 миллионов долларов, которые заработал на создании компьютерных игр. В марте 2009-го Чарльз Симони повторил свое космическое путешествие. Он стал первым туристом, побывавшим в космосе дважды.

Билеты на луну уже в продаже

Ведется работа по организации полета туристов к Луне. «Об облете Луны участниками космического полета на коммерческой основе проводятся предварительные переговоры, в том числе по вопросам о составе экипажа корабля, организациях-соисполнителях и бюджете проекта», – рассказал руководитель РКК «Энергия».

В конце января 2011 года компания Space Adventures объявила, что продала частному лицу за 150 миллионов долларов один из двух билетов в первый коммерческий космический полет вокруг Луны на корабле «Союз». Представители компании пока не называют имени человека, купившего «путевку», а только говорят, что это очень известная персона. Ранее появилась информация, что первым «лунным туристом» может стать канадский кинорежиссер Джеймс Кэмерон, снявший фильмы «Титаник» и «Аватар», однако затем она была опровергнута.

Возможность облета Луны на корабле «Союз» объявлена компанией Space Adventures в августе 2005 года. Тогда стоимость путешествия была 100 миллионов долларов.

Подмосковная ракетно-космическая корпорация «Энергия» (разработчик и изготовитель пилотируемых кораблей «Союз») предложила две схемы реализации коммерческого полета вокруг Луны. Первая предполагает раздельный запуск «Союза» и разгонного блока, их стыковку на низкой околоземной орбите, перелет к Луне с помощью двигателя разгонного блока, отделение «Союза» от разгонного блока, облет Луны, обратный перелет к Земле и приземление. Такой полет займет восемь-девять дней. Вторая схема включает дополнительный визит на МКС перед стыковкой с разгонным блоком и перелетом к Луне. Этот вариант предусматривает путешествие длительностью от девяти до 21 суток.

По сообщениям корреспондентов «ВПК»,
информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН

Опубликовано в выпуске № 33 (399) за 24 августа 2011 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц