Версия для печати

О непростой судьбе выдающегося авиаконструктора

Викторов Александр
29 октября (10 ноября по новому стилю) 1888 года в усадьбе Пустомазово Суворовской волости Корчевского уезда Тверской губернии в многодетной семье Николая Ивановича и Анны Васильевны Туполевых появился на свет шестой (предпоследний) ребенок – сын Андрей. И никто тогда, разумеется, не мог предположить, что несколько десятилетий спустя имя авиаконструктора Андрея Туполева станет известно далеко за пределами его Отчизны.
{{direct}}
Николай Бодрихин. «Туполев». М., «Молодая гвардия», 2011, илл. («Жизнь замечательных людей»).

29 октября (10 ноября по новому стилю) 1888 года в усадьбе Пустомазово Суворовской волости Корчевского уезда Тверской губернии в многодетной семье Николая Ивановича и Анны Васильевны Туполевых появился на свет шестой (предпоследний) ребенок – сын Андрей. И никто тогда, разумеется, не мог предположить, что несколько десятилетий спустя имя авиаконструктора Андрея Туполева станет известно далеко за пределами его Отчизны.

Андрей Николаевич скончался в ночь на 23 декабря 1972-го и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Какими же важнейшими событиями – радостными и печальными, триумфальными и трагическими – ознаменован 84-летний жизненный путь трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии и пяти Государственных премий СССР, действительного члена Академии наук СССР, генерал-полковника инженерно-авиационной службы? Об этом рассказывает предлагаемая вниманию читателей «ВПК» книга Николая Бодрихина.

В ее предисловии отмечается: «Трудно найти другого такого человека, Инженера, Творца и Организатора с большой буквы, чьи профессиональные интересы были бы столь широки. Труд Андрея Николаевича Туполева привел к поразительно масштабным и значимым результатам, всю жизнь он стоял на самых ответственных военно-технических (фактически политических!) должностях, определявших благополучие и саму возможность существования страны, где он жил».

Что ж, данное утверждение крайне сложно оспорить.

Один из учеников «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского, Туполев участвовал в создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) – научной базы отечественного самолетостроения и ряда других, близких к нему областей техники и, работая здесь в 20-е годы, предлагает организацию нового направления – разработку цельнометаллических крылатых машин из легких алюминиевых сплавов. Сформированный Туполевым блестящий коллектив творцов-единомышленников занимался конструированием самолетов различного назначения – от одноместных истребителей до гигантских воздушных судов, поразивших воображение всего мира. В конце 30-х годов именно туполевскими детищами оснащались бомбардировочные полки ВВС Красной армии.

Под руководством Андрея Николаевича был спроектирован Ту-2 – один из лучших фронтовых бомбардировщиков Великой Отечественной, а в послевоенный период на основе американской «летающей крепости» В-29 – тяжелый бомбардировщик Ту-4. Он стал первым нашим носителем ядерного оружия. Да, по личному приказу Сталина Туполев скопировал заокеанское изделие. Однако затем советский авиапром наладил серийный выпуск Ту-16, других выдающихся боевых машин, рожденных в возглавляемом Андреем Николаевичем КБ, не только не уступавших, но и во многом превосходивших лучшие образцы авиационной техники потенциального противника. Доныне боевые корабли стратегической авиации России, неотъемлемой части ядерной триады Российской Федерации, носят имя Туполева – Ту-22МЗ, Ту-95МС, Ту-160.

Исключительно продуктивно трудился туполевский коллектив над созданием реактивных пассажирских лайнеров. Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-144, Ту-154 составляют гордость отечественной авиации. На 1 января 2003 года на самолетах с марками АНТ и Ту было установлено 269 мировых рекордов.

Между тем с 21 октября 1937 по 21 июля 1941 года Андрей Николаевич находился в заключении, арестованный по ложному обвинению. Но несмотря на это, он, подчеркивает президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев, «как истинный патриот… всю свою жизнь без остатка посвятил Родине». Свидетельством тому – книга Николая Бодрихина.

Опубликовано в выпуске № 37 (403) за 21 сентября 2011 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц