Версия для печати

Контуры существенной силы

Бартош Александр
На одном из заседаний Совета Россия – НАТО в столице Бельгии начальники Генеральных штабов вооруженных сил РФ и государств – членов альянса заявили, что их страны располагают существенным потенциалом для общей борьбы с террористической угрозой. Совмесная деятельность российских и натовских военных в этой сфере может выйти на уровень стратегического партнерства.
На одном из заседаний Совета Россия – НАТО в столице Бельгии начальники Генеральных штабов вооруженных сил РФ и государств – членов альянса заявили, что их страны располагают существенным потенциалом для общей борьбы с террористической угрозой. Совмесная деятельность российских и натовских военных в этой сфере может выйти на уровень стратегического партнерства.
{{direct}}

Недооцененный вызов

В Организации Североатлантического договора далеко не сразу сформировалось адекватное понимание опасности, которую несет международный терроризм. Эта проблема, несмотря на кровопролитные теракты в России и некоторых других государствах, оставалась до 11 сентября 2001 года на периферии внимания Запада. Конечно, в рамках комплекса реформ, нацеленных на повышение потенциала НАТО для противодействия угрозам и вызовам XXI века, о терроризме упоминалось и до масштабных акций радикалов-исламистов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Однако делалось это, как правило, в самом общем плане.

Судя по всему, борьба с международным терроризмом не числилась и среди приоритетов сотрудничества между Москвой и Брюсселем. Так, по данным Парламентской ассамблеи альянса, в период с первого заседания Совместного постоянного совета Россия – НАТО в июле 1997 года и до сентября 2001 года подобные вопросы рассматривались лишь в контексте других проблем (например в связи с недопущением распространения оружия массового поражения). Не существовало даже общего мнения о том, что такое международный терроризм. Поэтому были возможны двойные стандарты при оценке действий России, что явно не способствовало взаимопониманию.

Однако дальнейшее развитие событий заставило НАТО в экстренном порядке корректировать свою позицию как в политическом, так и в военном плане.

Экстренные меры

Сразу после террористического акта 11 сентября 2001 года в США, когда погибли около трех тысяч человек, прозвучали жесткие выступления высокопоставленных лиц альянса, началась разработка программных документов по противодействию международному терроризму.

Одновременно союзники энергично приступили к реализации ряда практических мер по парированию угрозы. Ключевым при этом стало решение Постоянного совета НАТО от 4 октября 2001 года впервые прибегнуть к 5-й статье Договора о коллективной обороне блока. На основании данного решения в Соединенные Штаты были направлены натовские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС для оказания содействия властям США в контролировании американского воздушного пространства. Потом развернулась операция «Активная попытка» по патрулированию Средиземного моря. Комплекс первоочередных мер предусматривал также расширение сотрудничества в области разведки, усиление охраны объектов НАТО, США и других стран – членов альянса. Было решено доукомплектовать резервистами личный состав отдельных структур и подразделений военной организации блока для восполнения сил, направленных на борьбу с терроризмом, предоставить возможность США и всем союзникам использовать порты и аэродромы на территории натовских государств для проведения антитеррористических операций.

Коллаж Андрея Седых

В соответствии с мандатом ООН альянс возглавил миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ), призванную разгромить формирования исламских экстремистов и навести порядок в этой стране. Под предлогом борьбы с международным терроризмом 12 натовских стран на национальной основе подключились к операции США в Ираке. В военно-политической сфере главный упор был сделан на консолидацию позиций стран – членов альянса по противодействию террористическим угрозам.

Одновременно были предприняты энергичные шаги по активному вовлечению в глобальную антитеррористическую кампанию стран – участниц Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП), Средиземноморского диалога и программы «Партнерство ради мира».

Приоритет военной составляющей

Заметно усилилось внимание альянса к силовым мерам, направленным на пресечение вылазок террористов и ликвидацию последних. В одобренный высшими руководящими инстанциями Организации Североатлантического договора пакет мер по повышению потенциала НАТО вошли военная концепция защиты от терроризма, меры по отражению ракетных ударов и кибернетических атак.

Альянс также утвердил план действий с целью совершенствования защиты населения от нападений с применением химического, биологического или радиологического оружия. При этом были одобрены предложения, предусматривающие создание:

  • опытной аналитической лаборатории ОМП быстрого развертывания;
  • экспериментальной группы реагирования на событие с применением ОМП;
  • виртуального центра передового опыта по защите от ОМП;
  • запасов средств защиты от биологического и химического оружия;
  • системы наблюдения за болезнями.

После 2001 года на саммитах НАТО принимались и другие решения по совершенствованию военного потенциала альянса в контексте мер по антитеррористической обороне, включая формирование Сил первоочередного действия.

Дополнительный импульс получили задачи, нацеленные на совершенствование национальных сил и средств в рамках взятых союзниками обязательств в области военного потенциала, включая средства защиты от ОМП, разведки, наблюдения и обнаружения целей, наблюдения с воздуха за земной поверхностью, командования, управления и связи, а также высокоточных боеприпасов и средств подавления ПВО, стратегических перебросок войск по воздуху и морем, частей боевого и тылового обеспечения быстрого развертывания.

Началась реализация согласованной Военной концепции защиты от терроризма, которая была разработана альянсом на основе следующей оценки существующих и потенциальных террористических угроз союзникам:

  • религиозный экстремизм, по всей видимости, является источником самой непосредственной террористической угрозы альянсу, однако вполне вероятно возникновение других мотиваций для терроризма из-за экономических, социальных, демографических и политических причин, вытекающих из нерешенных конфликтов или несостоятельных идеологий;
  • поддержка террористов со стороны государств в настоящее время уменьшается, однако она может вновь усилиться по политическим причинам, что обеспечит террористам безопасные укрытия и существенные ресурсы;
  • в террористических актах наиболее часто пока используются обычные взрывчатые вещества и оружие. Вместе с тем террористические группы, как ожидается, начнут прибегать к более разрушительным средствам, включая оружие массового поражения.

Основываясь на приведенной оценке, концепция определяет следующие сферы действий, обращая попутно особое внимание на сбережение собственных привлекаемых военных сил и средств:

  • оборонительные действия (обмен разведывательной информацией, стандартизация системы оповещения о террористической угрозе, оказание поддержки в защите воздушного пространства и морских акваторий, эвакуация граждан из угрожаемых районов);
  • наступательные антитеррористические операции, включая операции под руководством НАТО или операции, проводимые при поддержке со стороны альянса;
  • ликвидация последствий терактов;
  • военное сотрудничество.

Появление концепции придало новый импульс проведению практических мероприятий по совершенствованию военного потенциала НАТО, включая повышение эффективности разведки (например придание постоянного статуса разведывательному подразделению по террористическим угрозам при штаб-квартире НАТО), укрепление способностей сил и средств к быстрому и эффективному развертыванию, оснащение войск высокоточным оружием и организацию защиты личного состава от ОМП.

Управлением НАТО по вооружению была подготовлена рабочая программа, предусматривающая проведение научно-технических разработок по следующим направлениям:

  • обнаружение взрывных устройств, устанавливаемых на автомобилях и на обочине дорог;
  • снижение уязвимости от ПЗРК широкофюзеляжных военных и гражданских самолетов;
  • снижение уязвимости вертолетов от гранатометов;
  • защита портов и кораблей от катеров, начиненных взрывчаткой, и от водолазов-диверсантов;
  • обнаружение, защита от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия;
  • обнаружение на местности артиллерийских снарядов, применяемых в качестве фугасов;
  • высокоточное оборудование для десантирования сил специального назначения;
  • разведка, наблюдение и сопровождение целей, связанных с террористической деятельностью.

Пересмотрев приоритеты научных исследований, НАТО приняло программу «Безопасность посредством науки», которая ориентирована на поддержку совместных с партнерами видов деятельности по ряду актуальных тем:

  • социальные, психологические и экономические последствия терроризма, изучение факторов риска;
  • обнаружение химического, биологического, радиологического или ядерного оружия;
  • транспорт и безопасность;
  • информационная безопасность;
  • прогноз катастроф и безопасность окружающей среды.

Серьезное внимание уделяется внедрению технологий дистанционного обнаружения взрывчатых веществ на общественном транспорте и в других местах массового скопления людей.

Предполагается, что выполнение принятых решений лучше защитит страны Организации Североатлантического договора от широкого спектра угроз со стороны международного терроризма.

Сегодня практически все члены НАТО готовы противодействовать международному терроризму с использованием вооруженных сил. Например, в стратегии национальной безопасности Польши (принята 13 ноября 2007 года) отмечается, что вооруженные силы должны поддерживать высокую степень готовности к участию в асимметричных действиях, в частности в международных объединенных операциях по борьбе с терроризмом, проводимых согласно международному праву странами НАТО, ЕС или иными коалициями государств.

Перспективы сотрудничества

Эволюция подходов НАТО к ключевым вопросам безопасности нашла нормативно-правовое отражение в новой Стратегической концепции, принятой союзниками в ноябре 2010 года в Лиссабоне.

Документ представляет терроризм как прямую угрозу безопасности граждан стран НАТО, а в более широком контексте – международной стабильности и развитию. Особую тревогу вызывают попытки террористов получить доступ к ядерному, химическому, бактериологическому и радиологическому оружию. Поэтому отмечается, что необходимо развивать соответствующие военные возможности, готовить антитеррористические силы на местах.

Отдельно признается ключевое значение взаимодействия между НАТО и Россией в интересах борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков, пиратством на море и укрепления международной безопасности.

Практические шаги в сфере такого взаимодействия предусмотрены в плане совместных действий России и НАТО по борьбе с терроризмом. Дополнительный импульс этой работе придали решения саммита Россия – НАТО в Лиссабоне. Здесь и расширение взаимодействия по комплексу проблем Афганистана, проведение совместных учений, обеспечение оперативной совместимости сил и средств, предназначенных для использования в антитеррористических операциях, формирование необходимой нормативно-правовой базы, обмен разведывательными данными, разработка различных технических средств. Важными представляются и совместные исследования проблем предотвращения террористических актов невоенными средствами. Однако все эти, безусловно, важные и необходимые мероприятия в сегодняшней обстановке могут быть лишь дополнением к практическому взаимодействию России и НАТО на фронте антитеррористической борьбы.

При этом для России в деятельности НАТО могут представлять интерес следующие особенности антитеррористической составляющей:

  • стремление к стабильности и безопасности в приграничных с альянсом регионах, считающихся важными для интересов союзников, максимальное удаление рисков от собственных границ;
  • создание и поддержание в боеготовом состоянии соответствующего военного потенциала, последовательное наращивание возможностей разведки и спецслужб, включая их аналитические подразделения;
  • комплексный подход, предусматривающий консолидацию дипломатических и военных усилий союзников и партнеров на актуальных направлениях противодействия терроризму, сочетание военных и невоенных средств борьбы, наступательных и оборонительных действий.

Однако вряд ли сегодня есть основания оценивать перспективы российско-натовского сотрудничества по комплексу проблем борьбы с терроризмом как радужные. Об этом со всей ясностью на страницах «ВПК» недавно сказал начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Н. Е. Макаров. По его словам, одним из факторов, оказывающих влияние на военную безопасность нашего государства, стало приближение военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока.

В новой Стратегической концепции альянса, принятой на лиссабонском саммите, наряду с декларируемым стремлением к стратегическому партнерству с Россией по-прежнему предусматривается продолжение политики «открытых дверей», в том числе в отношении государств, граничащих с Россией: Украины и Грузии. Нельзя забывать, что в Военной доктрине России подобные действия Организации Североатлантического договора рассматриваются как угроза национальной безопасности нашей страны.

Отсюда следует вывод: для выхода на столь необходимый народам России и стран НАТО уровень стратегического партнерства потребуются глубокие изменения во многих ключевых подходах альянса к проблемам современного мира.

Александр Бартош,
член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Центра военно-дипломатического анализа и оценок Лиги военных дипломатов

Опубликовано в выпуске № 38 (404) за 28 сентября 2011 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Сергей М.
Сергей М.
27 сентября 2011
Как все смешно! Автор что там бормочет? Всю Северную Африку на раз-два замочить - и весь мир тихо в норках сидит - не рыпается, а угробить пиратство в Сомали - это типа фильм амерский "Задание невыполнимо".
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
28 сентября 2011
"Отсюда следует вывод: для выхода на столь необходимый народам России и стран НАТО уровень стратегического партнерства потребуются глубокие изменения во многих ключевых подходах альянса к проблемам современного мира." Вряд-ли кто спросил народы России о необходимости стратегического сотрудничества со странами НАТО.
Аватар пользователя 123
123
28 сентября 2011
Сергей М., 14:58, 27 сентября 2011 Как все смешно! Автор что там бормочет? Всю Северную Африку на раз-два замочить - и весь мир тихо в норках сидит - не рыпается, а угробить пиратство в Сомали - это типа фильм амерский "Задание невыполнимо". ТВОЕ МНЕНИЕ НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ
Аватар пользователя 123
123
28 сентября 2011
Иван Красов, 12:33, 28 сентября 2011 "Отсюда следует вывод: для выхода на столь необходимый народам России и стран НАТО уровень стратегического партнерства потребуются глубокие изменения во многих ключевых подходах альянса к проблемам современного мира." Вряд-ли кто спросил народы России о необходимости стратегического сотрудничества со странами НАТО. А КТО ТАКИЕ - НАРОДЫ ЭТО МЫ С ВАМИ , И ВЫ ВСЕ ЭКСПЕРТЫ ПО ВООРУЖЕНИЮ И ПОЛИТОЛОГИИ . И ПРОЧЕМУ - НАРОДЫ СМАИ ПО СЕБЕ СТАДО - НАРОДАМ НУЖНО ГРАМОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
29 сентября 2011
123, Правильно, и нас с вами никто не спросил. В тоже время автор утверждает, что народам России необходимо стратегическое сотрудничество с НАТО. Тогда и писать надо - "Грамотному и культурному руководству России необходимо..."
Аватар пользователя Мухомор
Мухомор
29 сентября 2011
Лучшее средство чтобы заснуть мертвым сном немедленно, бесповоротно и окончательно - начитаться Бартоша. Аффтар, вам писать не идет. Не беритесь вы за это дело, батенька. Не ваш это удел. Займитесь лучше освежающим и ободряющим физическим трудом.
Аватар пользователя Сергей М.
Сергей М.
29 сентября 2011
Не думаю, чтобы Иван Красов тут что-то писал. Тролли путаются под ногами.
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
30 сентября 2011
Альянсу надо сначала предложить самораспуститься, как это сделал СССР с Варшавским договором, и уже потом, можно выстраивать отношения с суверенными государствами, в том числе и с США, по вопросам борьбы с терроризмом. Какие бы "глубокие изменения во многих ключевых подходах альянса к проблемам современного мира" с их стороны не были, кроме самороспуска, доверять им весьма опасно. Да и можно-ли углублять сотрудничество, считая действия НАТО одной из внешних угроз для России. Нелогично получается.
Аватар пользователя Сергей М.
Сергей М.
27 сентября 2011
Как все смешно! Автор что там бормочет? Всю Северную Африку на раз-два замочить - и весь мир тихо в норках сидит - не рыпается, а угробить пиратство в Сомали - это типа фильм амерский "Задание невыполнимо".
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
28 сентября 2011
"Отсюда следует вывод: для выхода на столь необходимый народам России и стран НАТО уровень стратегического партнерства потребуются глубокие изменения во многих ключевых подходах альянса к проблемам современного мира." Вряд-ли кто спросил народы России о необходимости стратегического сотрудничества со странами НАТО.
Аватар пользователя 123
123
28 сентября 2011
Сергей М., 14:58, 27 сентября 2011 Как все смешно! Автор что там бормочет? Всю Северную Африку на раз-два замочить - и весь мир тихо в норках сидит - не рыпается, а угробить пиратство в Сомали - это типа фильм амерский "Задание невыполнимо". ТВОЕ МНЕНИЕ НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ
Аватар пользователя 123
123
28 сентября 2011
Иван Красов, 12:33, 28 сентября 2011 "Отсюда следует вывод: для выхода на столь необходимый народам России и стран НАТО уровень стратегического партнерства потребуются глубокие изменения во многих ключевых подходах альянса к проблемам современного мира." Вряд-ли кто спросил народы России о необходимости стратегического сотрудничества со странами НАТО. А КТО ТАКИЕ - НАРОДЫ ЭТО МЫ С ВАМИ , И ВЫ ВСЕ ЭКСПЕРТЫ ПО ВООРУЖЕНИЮ И ПОЛИТОЛОГИИ . И ПРОЧЕМУ - НАРОДЫ СМАИ ПО СЕБЕ СТАДО - НАРОДАМ НУЖНО ГРАМОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
29 сентября 2011
123, Правильно, и нас с вами никто не спросил. В тоже время автор утверждает, что народам России необходимо стратегическое сотрудничество с НАТО. Тогда и писать надо - "Грамотному и культурному руководству России необходимо..."
Аватар пользователя Мухомор
Мухомор
29 сентября 2011
Лучшее средство чтобы заснуть мертвым сном немедленно, бесповоротно и окончательно - начитаться Бартоша. Аффтар, вам писать не идет. Не беритесь вы за это дело, батенька. Не ваш это удел. Займитесь лучше освежающим и ободряющим физическим трудом.
Аватар пользователя Сергей М.
Сергей М.
29 сентября 2011
Не думаю, чтобы Иван Красов тут что-то писал. Тролли путаются под ногами.
Аватар пользователя Иван Красов
Иван Красов
30 сентября 2011
Альянсу надо сначала предложить самораспуститься, как это сделал СССР с Варшавским договором, и уже потом, можно выстраивать отношения с суверенными государствами, в том числе и с США, по вопросам борьбы с терроризмом. Какие бы "глубокие изменения во многих ключевых подходах альянса к проблемам современного мира" с их стороны не были, кроме самороспуска, доверять им весьма опасно. Да и можно-ли углублять сотрудничество, считая действия НАТО одной из внешних угроз для России. Нелогично получается.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц