Версия для печати

Новости

Корпорация «Фазотрон-НИИР» разрабатывает вертолетную БРЛС с ФАР для морского варианта Ка-52К.
{{direct}}

Радар для винтокрылов российских «Мистралей»

Корпорация «Фазотрон-НИИР» разрабатывает вертолетную БРЛС с ФАР для морского варианта Ка-52К.

Необходимость создания морского ударного вертолета связана с российско-французским контрактом на постройку для ВМФ России четырех десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) класса «Мистраль». В соответствии с контрактом, подписанным в июне, первый ДВКД должен быть поставлен в 2014 году, а второй – в 2015-м.

Российские военные планируют развернуть на кораблях смешанное авиакрыло в составе ударных вертолетов Ка-52К и транспортных Ка-29. Хотя у ДВКД класса «Мистраль» авиагруппа из 16 винтокрылых машин, военные хотят иметь на каждом корабле резервное авиакрыло.

Ка-29 создавался для морских операций, в то время как Ка-52 является ударным сухопутным вертолетом для выполнения специальных операций. Он должен быть адаптирован для морского применения, в связи с чем его конструкция потребует определенных модификаций. По словам генерального директора компании «Вертолеты России» Дмитрия Петрова, разработка Ка-52К уже началась, хотя военные еще не определились окончательно с техническими требованиями к машине. Первый прототип Ка-52К должен быть готов к 2014 году.

Морскому варианту Ка-52 необходимы большая дальность обнаружения и возможность применения противокорабельных ракет типа Х-31 и Х-35. За счет изменения частотного диапазона БРЛС можно увеличить дальность обнаружения почти до 200 километров даже при меньших габаритах антенной решетки на борту вертолета. Важным параметром БРЛС является масса. Серийная БРЛС «Жук-АЕ» весит 275 килограммов, однако масса вертолетного варианта станции не должна превышать 80 килограммов. С применением новых инноваций в производстве приемопередающих модулей можно уменьшить ширину матрицы со 170 до 50 миллиметров. Габариты ФАР могут быть в пределах 600х400 миллиметров. Корпорация планирует установить на вертолет Ка-52 первый прототип БРЛС с ФАР в 2012 году.


Перспективы сотрудничества с КНР

Совместная разработка широкофюзеляжного самолета будет иметь огромный экономический эффект как для России, так и для Китая.

Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин в интервью китайскому агентству «Синьхуа» и телеканалу ССTV. Он подчеркнул, что это даст диверсификацию экономических отношений, в том числе создание совместных проектов в области космоса, авиастроения, судостроения. Глава правительства отметил, что до сих пор Москва и Пекин все больше и больше закупали американскую и европейскую авиатехнику. «И дай им бог здоровья, нашим партнерам, – продолжил он. – Но такие страны, как Россия и Китай, в состоянии и должны иметь собственное производство, тем более что для РФ здесь ничего нового нет». По его мнению, нужно развивать ту кадровую базу и тот научный потенциал, который у нас традиционно присутствовал. «Плюс и очень большой плюс – наличие рынков сбыта как в России, так и в Китае», – пояснил премьер.

Китайские журналисты заметили, что Путин прилетел на самолете Ил-96 российского производства. «Это очень хороший самолет, двигатели хорошие», – прокомментировал Путин. Он вместе с тем сказал, что в современном мире ничего не стоит на месте: «США обеспечивают производство всех типов самолетов фактически. За исключением самолетов-амфибий типа Бе-200. А страны Европы объединились в европейскую авиастроительную корпорацию».

Развивая тему высоких технологий, Владимир Путин отметил перспективы взаимодействия России и Китая в космической отрасли. Он подчеркнул, что эти две страны остаются мировыми лидерами по пускам ракет в коммерческих целях. «Если мы будем это трансформировать в наши совместные программы по освоению космоса, то, безусловно, уровень технологический и Китая, и России будет только повышаться», – считает премьер. Также, по его мнению, Москва и Пекин могли бы успешно сотрудничать в сфере дистанционного зондирования Земли или космического позиционирования. Путин сказал, что в России уже далеко продвинулись в создании космической системы ГЛОНАСС: «Наша группировка на орбите составляет 26 спутников, то есть практически глобальная система». Но помимо спутниковой корректировки нужно развивать наземную часть. «И здесь наши китайские партнеры были бы очень кстати со своими технологиями, с налаженным производством, со своими специалистами», – заявил глава российского правительства.


Отечественный авиапром: медленное возрождение

К 2020 году доля зарубежных самолетов в парке российских авиакомпаний возрастет до 90 процентов.

Такие прогнозы делают на проходящем в столице девятом международном форуме «Крылья России» зарубежные и отечественные специалисты. В частности, согласно подсчетам исполнительного вице-президента по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону компании «Эрбас» Кристофера Бакли в настоящее время три четверти парка магистральных самолетов в российских авиакомпаниях приходится на зарубежную технику. В следующем году этот показатель может достичь уже 80 процентов, и это не предел. Все будет зависеть от того, как быстро Россия начнет вводить в строй свои машины нового поколения, имея в виду уже созданные «Сухой Суперджет 100», Ту-204СМ, Ан-148 и перспективный МС-21. По оценкам ГосНИИ гражданской авиации, в 2020 году российский коммерческий парк будет включать 60 процентов пассажирских зарубежных самолетов и 30 процентов грузовых. Такая ситуация, по словам заместителя генерального директора ГосНИИ ГА Олега Страдомского, объясняется отсутствием в России серийного производства ряда классов воздушных судов. «Меры по возрождению российского авиапрома только начинают давать первые результаты в виде появления «Суперджета» и Ан-148. Но пока среди поступающих в парк авиакомпаний лайнеров все еще мало отечественных», – подчеркнул Страдомский.


Поставим тысячу SSJ 100

Общий спрос на 60–120-местные самолеты в период с 2011 по 2030 год составит 5680 единиц, в том числе 390 их них потребуется авиакомпаниям России и других стран СНГ.

Об этом заявил в интервью корпоративному журналу «Газпром» президент компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Владимир Присяжнюк. При этом он отметил, что в этих условиях ГСС рассчитывает поставить заказчикам до тысячи лайнеров «Сухой Суперджет 100» (SSJ 100) разных модификаций, включая бизнес-версии. ГСС планирует выйти на производство двух единиц в месяц к концу 2011-го и трех – в конце 2012 года. Начиная с 2014-го предполагается выпускать по 60 самолетов ежегодно. Присяжнюк напомнил, что первая встреча с представителями авиакомпании «Газпромавиа» состоялась на МАКСе-2007. В июле 2010-го подписано соглашение о намерениях на поставку десяти воздушных судов SSJ 100 LR (с увеличенной дальностью полета) на международном авиасалоне в Фарнборо. Летом текущего года заключен контракт на поставку этих самолетов. Каталожная стоимость SSJ 100 LR – 32,3 миллиона долларов. «Поставка лайнеров запланирована на период с 2013 по 2015 год. Насколько я знаю, «Газпромавиа» к 2015-му собирается радикально обновить свой авиационный парк нашими самолетами. Ко времени первых поставок мы окажем полную поддержку подготовке летно-технического персонала авиакомпании для эксплуатации SSJ 100 и обеспечению надлежащего техобслуживания этих лайнеров», – заявил глава ГСС.


Пусть еще полетают

«Мотор Сич» планирует вложить более 10 миллионов долларов в модернизацию Ми-2 и Ми-8 на мощностях конотопского «Авиакона».

Источник финансирования – собственные средства «Мотор Сич». Уже до конца года компания планирует сертифицировать украинские версии модернизированных вертолетов – Ми-8МСБ и Ми-2 МСБ1 (по классификации НАТО Hoplite и Hip соответственно). Производственные планы на 2012-й предусматривают сборку в Конотопе 18 машин, к 2014–2015-му объем производства планируется довести до 40 единиц в год, сообщил он. Планы по сотрудничеству в рамках программы закреплены между ОАО «Мотор Сич», ГП «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон» и Сумской облгосадминистрацией. Ми-2 – многоцелевой вертолет, разработан ОКБ им. Миля (РФ), производство завершено в 1992 году. На тот момент было построено 5400 летательных аппаратов. Машина оснащена двумя двигателями ГТД-350 (РФ). До настоящего времени Ми-2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками – Ка-226 и «Ансатом». Ми-8 (Ми-17) разработан ОКБ Миля (РФ), производится Казанским и Улан-Уденским вертолетными заводами (РФ). Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач более чем в 50 странах, включая Индию, КНР, Иран. По данным из открытых источников, закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Вертолет оснащен двумя двигателями ТВ3-117 разработки ГП «Ивченко-Прогресс» (Запорожье), производства «Мотор Сич» (Запорожье). ОАО «Мотор Сич» – один из крупнейших мировых производителей моторов для авиационной техники, а также промышленных газотурбинных установок. Поставляет продукцию в 106 стран мира. В общем объеме экспорта предприятия около 30 процентов составляет доля РФ. «Мотор Сич» обеспечивает более чем на 80 процентов потребность авиапрома РФ в вертолетных двигателях. ГП «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон» до последнего времени находился в подчинении Минобороны Украины, с апреля 2011 года по решению правительства входит в состав госконцерна «Укроборонпром».


На солярке и на газе

НПО «Сатурн» завершило разработку нового морского двухтопливного двигателя.

Как сообщили АРМС-ТАСС в пресс-службе «Сатурна», опытно-конструкторские работы (ОКР) были выполнены в рамках государственного контракта.

Подобных двигателей в России не было. Как отмечают специалисты, особенность новинки заключается в том, что переход с одного вида топлива, например с газа на солярку или наоборот, может быть осуществлен без дооборудования машины. Для этого требуется просто остановить двигатель и заменить горючее. На ОКР потребовалось чуть больше года и столько же – на испытания.

В пресс-службе также заявили, что благодаря вновь разработанной камере сгорания выброс вредных веществ не только удовлетворил требованиям технического задания, но и опередил стандарты, которые будут введены в мире на дизельные двигатели только в 2017 году.

По словам управляющего директора объединения Ильи Федорова, разработка двухтопливного ГТД морского применения мощностью 8 МВт является событием как для «Сатурна», так и для всего российского двигателестроения. «Мы надеемся на запуск новой отечественной разработки в промышленное производство. В ходе проведенных работ получен огромный научно-технический задел для использования в дальнейших разработках ГТД наземного применения», – подчеркнул руководитель.


Двенадцатое и успешное

США провели испытание системы ПРО THAAD (Terminal High Altitude Area Defense).
Оно прошло на территории Тихоокеанского ракетного испытательного центра на острове Кауаи (Гавайские острова).

ПРО осуществила обнаружение, сопровождение и перехват двух запущенных целей с применением двух противоракет (ПР). Первая ПР системы THAAD перехватила баллистическую ракетную цель ближнего действия, запущенную с самолета-носителя. Через непродолжительное время вторая ПР перехватила баллистическую ракетную цель ближнего действия, запущенную с корабля.

С 2005 года в рамках программы THAAD проведено 12 летных испытаний, в девяти из которых перехвачено девять целей. В испытаниях принимала участие батарея ПРО «Альфа» из состава 4-го артиллерийского полка 11-й артиллерийской бригады ПВО. Это первая батарея ПРО THAAD, развернутая в 2008 году. Личный состав и огневые средства батареи были переброшены на полигон из Форта-Блисса (штат Техас) в середине августа. Военнослужащие обеспечили развертывание средств ПРО на полигоне и управление системой ПРО под контролем командования ПВО и ПРО. Для создания реальной тактической ситуации в испытании солдаты не знали дня и времени его проведения.

Как отмечают официальные лица Агентства по ПРО, THAAD на сегодня – единственная система ПРО, обладающая оперативной гибкостью и способная перехватывать атмосферные и внеатмосферные цели. THAAD является программой Агентства по ПРО. Бюро по управлению программой находится в Хантсвилле (штат Алабама). THAAD входит в национальную систему ПРО BMDS (Ballistic Missile Defense System).


Представляет «Локхид Мартин»

В США разрабатываются новые противокорабельные ракеты (ПКР) для замены устаревшей ПКР «Гарпун» компании «Боинг».

Управление перспективных исследований Министерства обороны (ДАРПА) и Бюро научных исследований ВМС США в рамках программы создания ПКР дальнего действия LRASM (long-range anti-ship missile) намерены в конце 2012 года начать летные испытания двух вариантов новой противокорабельной ракеты разработки компании «Локхид Мартин».

Необходимость создания ее связана с тем, что находящиеся в арсенале американских ВМС ракеты не имеют достаточной дальности полета и уязвимы при прорыве современной корабельной системы обороны. Программа LRASM предназначена продемонстрировать версии оружия, которые могли бы быстро поступить на вооружение ВМС после завершения летных испытаний в 2013 году. Оба варианта ракеты LRASM, как и другие конкурирующие образцы противокорабельного оружия, оцениваются специалистами военно-морских сил в рамках программы анализа наступательного вооружения для поражения надводных целей OASUW (offensive anti-surface weapon).

Для ускорения разработки обе конструкции основываются на имеющихся технологиях создания планера ракеты и силовых установок, которые интегрируются с усовершенствованными датчиками и средствами противодействия. Малозаметная дозвуковая ПКР LRASM-A создана на основе концепции общевойсковой крылатой ракеты класса «воздух-поверхность» увеличенной дальности, запускаемой вне зоны объектовой обороны JASSM-ER (joint air-to-surface standoff missile, extended range) и оснащенной турбореактивным двухконтурным двигателем (ТРДД). Высокоскоростная высотная ракета LRASM-B имеет интегральную силовую установку в составе ракетного и прямоточного воздушно-реактивного двигателей, которая была создана в 70-е годы по программе сверхзвуковой перспективной стратегической авиационной ракеты ASALM (advanced strategic air-launched missile).

«Локхид Мартин» выиграл программы А и В по отдельности в результате конкурса. Оба варианта разрабатываются параллельно независимыми группами, имеющими возможность обмена информацией, например, по анализу уязвимости. В обеих версиях применяется многорежимная головка самонаведения (ГСН) с унифицированным блоком датчиков, разработанная компанией «БАе системз».

Главная задача программы LRSAM – снижение риска зависимости от данных наблюдения и разведки, выдаваемых ракете командованием. На загоризонтной дальности ракета может автономно определять местоположение, идентифицировать и атаковать реальную цель, уходя при этом от средств корабельной обороны, имеющих большую дальность действия и высокую скорость. Имеется возможность коррекции местоположения цели через линию передачи данных, однако задачей программы является обеспечение высокой степени защищенности за счет применения многорежимных автономных датчиков.

Разработчики характеризуют ПКР LASM как сетецентрическое оружие, при этом не зависящее от сетевого управления. ДАРПА описывает LRASM-A как дозвуковую малозаметную ракету с автономной системой получения информации и динамичным управлением, которые сопряжены с усовершенствованной системой управления уровнем демаскирующих признаков. Скоростная высотная ракета LRASM-B сочетает в своей конструкции оптимальные скорость, уровень заметности, маневренность и повышенную живучесть. JASSM-ER выбрана в качестве базовой для сверхмалозаметной LRASM-A как хорошо отработанная ракета с испытанным двигателем. В ПКР LRASM-B используется силовая установка, доведенная до высокого уровня по программе ASALM.

Ракета ASALM выполнила в 1979–1980 годах семь полетов в основном на скорости, соответствующей числу М 4, хотя в шестом полете была достигнута скорость М 5,6, когда система управления подачей горючего в ПВРД вышла на максимальный режим и ракета поддерживала полет в режиме ускорения. В интегральном ракетно-прямоточном двигателе твердотопливный РДТТ разгоняет ракету до высокой скорости, а затем пустая камера отработавшего двигателя используется как камера сгорания жидкостного ПВРД.

Ракета LRASM-B будет использовать углеводородное горючее JP-10. По программе испытаний предусматривается два пуска LRASM-A с бомбардировщика и четыре пуска LRASM-B из палубной вертикальной пусковой установки (ВПУ) Mk9 с применением ускорителя Mk72 компании «Аэроджет» от зенитной управляемой ракеты «Стандарт» SM-3. Для демонстрационных полетов LRASM-B станет использовать интегральные ракетно-прямоточные двигатели, первоначально построенные для сверхзвуковой низковысотной воздушной мишени SLAT (supersonic low-altitude target), созданной на основе ASALM, и хранящиеся в Чайна-Лэйке (штат Калифорния) с 1991 года, когда эта программа была закрыта.

По сообщениям корреспондентов «ВПК»,
информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН

Опубликовано в выпуске № 41 (407) за 19 октября 2011 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...