Версия для печати

Единство и точность измерений

Фоменко Владимир
Современный летательный аппарат представляет собой сложное многофункциональное техническое устройство, в котором сочетаются инженерные решения целого ряда отраслей науки и техники - металлургии, химии, механики, машиностроения, теплофизики, теплотехники, гидравлики, пневматики, электротехники, электроники, радиотехники, приборостроения, автоматики, телемеханики и др. Для поддержания ЛА в работоспособном состоянии, гарантии безопасности полетов на нем выполняются многочисленные и разнообразные измерения, при этом необходимо с особой тщательностью соблюдать требования по обеспечению их единства и необходимой точности, дабы избежать неприятных последствий.


ВОТ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ


Современный летательный аппарат представляет собой сложное многофункциональное техническое устройство, в котором сочетаются инженерные решения целого ряда отраслей науки и техники - металлургии, химии, механики, машиностроения, теплофизики, теплотехники, гидравлики, пневматики, электротехники, электроники, радиотехники, приборостроения, автоматики, телемеханики и др. Для поддержания ЛА в работоспособном состоянии, гарантии безопасности полетов на нем выполняются многочисленные и разнообразные измерения, при этом необходимо с особой тщательностью соблюдать требования по обеспечению их единства и необходимой точности, дабы избежать неприятных последствий.
{{direct_hor}}

Обеспечение единства и точности измерений - залог безаварийной работы ВВС.
Фото Анатолия ШМЫРОВА
Применительно к авиационной технике метрологическое обслуживание следует рассматривать как один из видов ТО, которое осуществляется силами и средствами метрологической службы. Целью метрологического обслуживания является решение основной задачи метрологии - обеспечение единства и требуемой точности измерений, главным образом, путем поверки и ремонта средств измерений и контроля, используемых при подготовке к полету летательных аппаратов, их оборудования, бортовых измерительных приборов и систем. Кроме того, специалисты метрологической службы могут в необходимых случаях привлекаться для выполнения особо точных и наиболее ответственных измерений на авиационной технике с использованием своих рабочих эталонов или высокоточных средств измерений; для обучения специалистов инженерно-авиационной службы правильному применению средств измерений и особенностям их эксплуатации.

Работы по метрологическому обслуживанию вооружения и авиационной техники начались, по существу, только после окончания Великой Отечественной войны и последовавшего в то время переоснащения Военно-воздушных сил. Созданная тогда в ВВС служба надзора за мерами и измерительными приборами первоначально действительно выполняла только надзорные функции, т. к. не имела в своем распоряжении никаких технических подразделений. Ее задачей было осуществление контроля за своевременным представлением на государственную поверку в лаборатории государственного надзора за мерами и измерительными приборами всех весов, гирь и других аналогичных средств измерений. Между тем в авиационные полки поступило большое количество разнообразных средств измерений и контроля, поверка которых в лабораториях государственного надзора не проводилась. В первую очередь это касалось специальных средств измерений и контроля, предназначавшихся для использования при подготовке к полетам только конкретных образцов авиационной техники и ее оборудования и составлявших порядка 50-70% всего парка средств измерений.

C учетом острой необходимости обеспечения в этих непростых условиях единства измерений в 1954-1955 гг. началось формирование поверочных лабораторий, которые создавались в каждом авиационном объединении.

Проблемой для этих лабораторий стало отсутствие соответствующих передвижных средств для организации работ непосредственно на аэродромах. Разработанные по техническим требованиям метрологической службы Министерства обороны СССР и централизованно изготовленные в заводских условиях передвижные лаборатории измерительной техники на автомобильных шасси начали поступать только в начале 1960-х гг.

Особого внимания заслуживает в силу своей уникальности история создания в ВВС в инициативном порядке автономной летающей поверочной лаборатории на самолете Ан-12, которая к началу 1965 г. успешно выдержала все испытания и была принята на вооружение. Для повышения оперативности также в инициативном порядке в одном из объединений была создана летающая поверочная лаборатория на вертолете Ми-8Т.

Многолетний опыт работы в области метрологического обеспечения авиационной техники, понимание имеющихся проблем позволяют предложить основные направления и формы работы, которые способствовали бы дальнейшему развитию авиационной метрологии.

Вследствие произошедших в стране преобразований оказался нарушенным установленный ранее порядок обязательного проведения метрологической экспертизы технической документации разрабатываемых образцов авиационной техники и средств наземного контроля к ней до проведения государственных испытаний. Чтобы обеспечить непрерывность этого процесса, следовало бы в кратчайший срок осуществить метрологическую экспертизу документации всех вновь разрабатываемых, модернизируемых и ранее не подвергавшихся экспертизе образцов. Важно, чтобы результаты экспертизы использовались в целях дальнейшего совершенствования техники и вооружения, в первую очередь ее боевых точностных характеристик, обеспечения безопасности летной работы.

Для решения этой государственной важности задачи целесообразно осуществить комплекс организационно-технических мероприятий, включающий:
- разработку и введение в действие отсутствующей в настоящее время базы нормативных документов, регламентирующих организацию, методологию, порядок проведения метрологической экспертизы и распределение функций между соответствующими организациями ВВС и промышленности;
- организацию в ВВС подготовки и переподготовки кадров специалистов для научно-исследовательских учреждений, авиаремонтных предприятий, частей и подразделений метрологической службы в области метрологической экспертизы;
- проведение научно-исследовательских работ по изучению зависимости боевых характеристик авиационной техники и вооружения от оптимизации их метрологического обеспечения, выработку на их основе практических рекомендаций;
- участие в обязательном порядке специалистов службы в исследовании причин отказов, аварий, катастроф и предпосылок к ним.


Разумеется, одновременно следует продолжить работы по совершенствованию деятельности всех составных элементов метрологической службы Военно-воздушных сил.

В последние годы практически прекращена поставка в войска и метрологические учреждения современных средств измерений, создаваемых на принципах автоматизации и вычислительной техники. Имеющийся в войсках парк измерительных приборов в последние годы обветшал, нуждается в широком развитии ремонта, что в настоящее время крайне затруднено. Поэтому задача заключается в том, чтобы в первую очередь обеспечить поддержание жизнеспособности имеющегося парка технических средств для метрологического обслуживания авиационной техники и вооружения, организации для этого их регламентного обслуживания и продления технического ресурса силами и средствами метрологических частей и подразделений. Нельзя, разумеется, не заботиться при этом и о внедрении в практику работы метрологических частей и подразделений средств автоматизации поверочных работ, а также средств диагностики КПА.

Накопленный в прежние годы положительный опыт организации эталонирования и поверки средств измерений преимущественно на местах эксплуатации не получил должного развития из-за недостатка технических и финансовых средств. Очевидно, что для дальнейшего повышения оперативности работы предстоит решить ряд организационных вопросов, включая:
- создание метрологических подразделений не только в объединениях, но и в соединениях ВВС;
- оснащение этих подразделений современными подвижными средствами для поверки и восстановления наиболее массовых средств измерений, обеспечивающих боевую готовность, а также безопасность работ на технике (манометры на сосудах, работающих под давлением, на топливозаправочных средствах, средствах заправки другими жидкостями и газами, щитовые электроизмерительные приборы, установленные в укрытиях авиационной техники, на аэродромных источниках энергоснабжения и т. п.);
- создание новых подвижных метрологических средств на базе транспортных самолетов, вертолетов, железнодорожных вагонов, автомобилей и оснащение ими соответствующих метрологических частей и подразделений.


Подвижные лаборатории измерительной техники позволяют решать вопросы технического обеспечения войск в местах их дислокации, проводить поверку и ремонт признанных негодными к применению средств измерений и контрольно-проверочной аппаратуры.

Владимир ФОМЕНКО

Опубликовано в выпуске № 8 (75) за 2 марта 2005 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц