Версия для печати

Воздушный аргумент

Калинин Вячеслав
В обеспечении контртеррористической операции на Северном Кавказе особая роль принадлежит авиационным частям Внутренних войск. Об их служебно-боевой деятельности, успехах и проблемах рассказывает заместитель главнокомандующего ВВ по авиации - начальник авиационного управления Главного командования ВВ МВД России генерал-лейтенант Юрий ПЫЛЬНЕВ.

Генерал-лейтенант Юрий ПЫЛЬНЕВ.
Фото Вячеслава КАЛИНИНА


АВИАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК ДОКАЗАЛА СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ


В обеспечении контртеррористической операции на Северном Кавказе особая роль принадлежит авиационным частям Внутренних войск. Об их служебно-боевой деятельности, успехах и проблемах рассказывает заместитель главнокомандующего ВВ по авиации - начальник авиационного управления Главного командования ВВ МВД России генерал-лейтенант Юрий ПЫЛЬНЕВ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПЫЛЬНЕВ Юрий Владимирович

Родился 4 января 1952 г. в селе Березовка Сосновского района Тамбовской области. Закончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков им. М. Расковой, командный факультет Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Проходил службу на командных должностях в дальней авиации ВС СССР и РФ.

С 2002 г. - заместитель главнокомандующего Внутренними войсками МВД России по авиации - начальник авиационного управления ГКВВ МВД РФ.



- Юрий Владимирович, сегодня на авиационные части и другие подразделения Внутренних войск возложено много задач. Пожалуй, важнейшая из них - участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. С какими итогами к началу 2005 года подошла авиация войск правопорядка?

- Говоря об итогах прошедшего года, отмечу, что авиация Внутренних войск успешно справилась со всем комплексом задач, которые возложены на нее в местах постоянной дислокации и в районах проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Основные усилия наших частей были направлены на повышение эффективности действий авиационной группировки Внутренних войск в Северо-Кавказском регионе, подразделений ВВ, на решение внезапно возникающих, а также плановых служебно-боевых задач. Всего выполнено более 33 тысяч полетов с общим налетом более 16 тысяч часов, перевезено более 30 тысяч человек личного состава и свыше 11 тысяч тонн грузов различного назначения.

В 2004 году проведено большое количество различных учений Внутренних войск, в том числе во взаимодействии с другими силовыми структурами России, специальных операций. В них приняли участие и наши летные экипажи. Они показали высокую летную выучку, способность грамотно и нестандартно действовать в отрыве от основной базы, самостоятельно и оперативно решать внезапно возникающие задачи в тесном взаимодействии с частями и подразделениями оперативного и специального назначения.

Анализ летной работы нашей авиации в 2004 году показывает, что средний годовой налет на экипаж составил 102 часа, в том числе на самолетах - 150,5 часов, на вертолетах - 90,5 часов (в 2003 году - 98 часов, в том числе на самолетах - 149 часов, на вертолетах - 89 часов), что несколько выше, чем в государственной авиации других ведомств. Это говорит о целенаправленной работе руководящего состава авиации Внутренних войск по поддержанию высокого уровня подготовки и натренированности летного состава.

Отмечу, что в целом 2004 год не стал для нас каким-то особенным, хотя трудности и проблемы, которые необходимо было решать оперативно и безотлагательно, были, да и сейчас их остается еще предостаточно. Прежде всего, необходимо оптимизировать состав авиации Внутренних войск, совершенствовать инфраструктуру и обеспеченность авиационных воинских частей, решать непростые кадровые и социальные проблемы личного состава и многие другие вопросы нашей жизнедеятельности.

- Давайте остановимся на названных вами проблемах. С какими трудностями сталкивается сегодня авиация войск правопорядка в развитии собственной инфраструктуры и всестороннего обеспечения летной работы?

- Сегодня авиационные части Внутренних войск базируются на аэродромах совместно с другими ведомствами. Территории и объекты, которые занимают авиачасти ВВ, требуют значительного совершенствования. Практически повсеместно отсутствуют пригодные подъездные пути, типовые служебно-технические здания для размещения и питания личного состава, стационарные оборудованные места средств наземного обеспечения полетов. С каждым днем все острее встает вопрос о получении нами права на землепользование. Несколько лет потребовалось на различные согласования, связанные с передачей Минобороны России в ведение Внутренних войск участков земли, на которой размещаются объекты нашей авиации. Сейчас этот вопрос решен, и после его юридического оформления мы сможем вкладывать средства в развитие инфраструктуры наших частей.

Что касается обеспечения процесса летной работы, то здесь тоже проблем хватает. К ним можно отнести недостаточную укомплектованность средствами наземного обеспечения полетов, метеорологическим оборудованием, средствами связи и радиотехнического обеспечения; снабжение авиационным горючим осуществляется на 79% от плана, не хватает полетных карт и документов аэронавигационной информации...

- Федеральные авиационные правила организации учебной базы в частях государственной авиации предъявляют к учебно-материальной базе авиационных воинских частей серьезные требования. И это не случайно - от качества подготовки летного состава зависят жизни военнослужащих и выполнение служебно-боевых задач. На военном совете ГКВВ МВД РФ, прошедшем в сентябре прошлого года, отмечалось, что сегодня учебно-материальная база этим требованиям в полной мере не соответствует. Какая работа проводится в этом направлении?


Новые вертолеты в авиацию ВВ не поступали с 1995 г.
Фото Вячеслава КАЛИНИНА
- В настоящее время ни в одной из авиационных воинских частей нет учебно-материальной базы, которая бы полностью соответствовала требованиям названого документа. Причина, к сожалению, все та же: недостаточное финансирование: Отсутствуют здания и помещения, в которых можно было бы оборудовать современные - хотя бы основные - учебные классы: постановки задачи, предполетных указаний, летно-методической подготовки и т. д. Это, естественно, накладывает отрицательный отпечаток на процесс боевой подготовки. Для строительства зданий, приобретения технических средств обучения и необходимой литературы нужны денежные средства в размере нескольких сотен миллионов рублей:

В целом же, и это я хочу особенно подчеркнуть, система обучения, которую удалось сформировать в наших частях и подразделениях, позволяет качественно готовить летный состав для выполнения всего комплекса задач, возложенных на авиацию Внутренних войск, совершенствовать подготовку летчиков, осуществлять управление и всестороннее обеспечение деятельности авиации.

- Одной из основных характеристик служебно-боевой деятельности авиации Внутренних войск является степень укомплектованности личным составом и, в первую очередь, авиационными специалистами. С какими проблемами вы сталкиваетесь здесь?

- Сегодня авиация Внутренних войск укомплектована личным составом на 84%, в том числе летчиками - на 78%; инженерно-техническим составом - на 85%; специалистами тыла - на 95%. С момента своего создания наши части и подразделения пополняются из трех источников: готовим специалистов в учебных заведениях ВВС, переводим военнослужащих для прохождения военной службы из других министерств и ведомств Российской Федерации и призываем на военную службу по контракту военнослужащих, которые находятся в запасе.

Основу составляют выпускники военных авиационных институтов. До 2000 года комплектование авиации Внутренних войск летчиками, инженерами, техниками осуществлялось, в основном, за счет сокращаемых авиачастей Минобороны России и из запаса. Сложившаяся ситуация с личным составом и перспективы развития авиации Внутренних войск были оценены недостаточно полно. Вследствие этого была уменьшена заявка на необходимое количество мест для обучения в вузах Минобороны России. Это привело к тому, что сегодня мы получаем около двух десятков выпускников при потребности в 120-130 офицеров в год. Чтобы не допустить снижения уровня укомплектованности, мы подготовили предложения по увеличению количества поступающих в вузы МО РФ: в 2002 году - на 57 человек, в 2003 году - на 93 человека. Наше предложение поддержали, но, к сожалению, получили мы из Минобороны России в 2004 году всего 13 выпускников, что явно недостаточно. Над этой проблемой нам предстоит работать и дальше.

- Содержание и ремонт авиационной техники - процедуры дорогостоящие. А недостаточное финансирование закупок, пожалуй, уже набило изрядную оскомину: Насколько серьезно в нынешних условиях эти трудности влияют на решение поставленных перед авиаторами ВВ задач?

- Наша авиация сталкивается с множеством проблем, от своевременного и полного разрешения которых напрямую зависит ее будущее. И вы правы, акцентируя внимание на трудностях всестороннего обеспечения авиации Внутренних войск как организма, требующего особого внимания и специфического подхода.

Сегодня на вооружении авиации Внутренних войск состоит 10 типов летательных аппаратов. Еще несколько лет назад они считались современными и отвечали требованиям своего времени, сегодня же большинство их типов морально устарели. Нужны новые подходы к воздушным судам, которые выполняют внезапно возникающие задачи в Северо-Кавказском регионе страны (с точки зрения защиты их от огневого воздействия), да и к тем, которые решают плановые служебно-боевые задачи. Надо обратить внимание на пересмотр технологии подготовки летательных аппаратов к вылету, безопасности полетов, требований по шумам и т. д.

С 1995 года в авиацию Внутренних войск новых воздушных машин не поступало. За последние четыре года из состава различных силовых министерств нам было передано 9 воздушных судов, которые имеют малые остаток ресурса и срок службы. Если ситуация с обеспечением не улучшится, то при существующем объеме выполнения служебно-боевых задач к 2010 году остаток ресурса авиационного парка может составить в среднем 35%. Такое положение уже сейчас требует принятия решительных мер. Неслучайно на состоявшемся в сентябре 2004 года заседании военного совета ГКВВ МВД России особое внимание уделялось именно этой проблеме. Ведь от своевременного ее решения зависит уровень безопасности полетов и боевой готовности.

Серьезной проблемой для нас является и недостаточный уровень финансового обеспечения ремонта авиационной техники. Выделяемые средства, к сожалению, покрывают лишь 35-40% потребностей для ее полного восстановления. Расчеты показывают, что при таком положении дел исправность воздушных судов уже к 2010 году значительно снизится. Из-за недостаточной оснащенности ремонтно-производственной базы инженерно-авиационной службы мы не можем выполнять профилактические мероприятия и ремонт воздушных судов своими силами в полном объеме. Приходится привлекать сторонние организации на конкурсной основе. А для этого, естественно, требуются деньги. В итоге приходится уменьшать финансирование других направлений деятельности авиации:

На мой взгляд, планомерный выход из сложившейся ситуации есть. Для этого необходимо развивать инфраструктуру нашей инженерно-авиационной службы, адекватно финансировать приобретение летательных аппаратов и ремонт существующего авиационного парка и продолжать передачу нам высвобождающейся техники из состава Минобороны.

Чтобы восполнить парк самолетов и вертолетов, не допустить резкого падения их численности и качественного состояния, с этого года мы приступаем к ежегодной закупке новых летательных аппаратов. Это вселяет большие надежды на перспективу в нашем развитии и дальнейшее совершенствование.

- Сегодня в ОГВ (с) в СКР выполняют боевые задачи экипажи вертолетов тепловизионной разведки "Флир" и "Антарес". Насколько эффективно их применение?

- В достаточной степени, чтобы решать поставленные задачи: Насколько мне известно, опыта применения таких комплексов в других авиационных структурах очень мало. По сути, экипажи в группировке выполняют исследовательские полеты, по крупицам накапливая опыт боевого применения: За прошлый год вертолет "Антарес" выполнил свыше ста полетов, все обнаруженные им цели были уничтожены.

- Социальная защищенность военнослужащих сегодня не выдерживает никакой критики. Как у летчиков Внутренних войск обстоят дела с жильем? В 2004 году число бесквартирных и нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих авиационных воинских частей составляло тысячи человек. Есть ли положительные сдвиги в этом направлении?

- Я считаю недопустимым как дальнейшее замалчивание социальных проблем, так и непринятие реальных мер по улучшению жилищных условий военнослужащих-авиаторов.

Целевым назначением жилье для авиационных частей Внутренних войск, к сожалению, не строится. Приходится довольствоваться незначительным поступлением готовых квартир при вводе в эксплуатацию домов в гарнизонах Внутренних войск. Поэтому основным способом приобретения квартир для авиаторов остается получение государственных жилищных сертификатов.

К сожалению, действующая правовая база позволяет выделять ГЖС только военнослужащим, увольняемым в запас. Это негосударственный подход. Ведь для подготовки одного летчика до уровня первого класса в авиационном институте и авиационной воинской части требуются не менее 10-12 лет и значительные материальные затраты (около 20 миллионов долларов). Но из-за существующего порядка выдачи жилищных сертификатов и обеспечения жильем военнослужащих подготовленный летный состав вынужден увольняться до достижения предельного возраста для решения своих жилищных проблем. То есть хочешь получить жилье - увольняйся. Но летчики хотят и служить, и иметь собственное жилье. Или хотя бы служебное, которого тоже нет. И мы вынуждены вновь готовить молодых летчиков. Намного дешевле для государства предоставить летному составу жилье и позволить находиться на летной работе максимально возможное время.

Сложнее всего жилищная проблема решается в Северо-Кавказском, Северо-Западном и Восточном округах Внутренних войск. Но есть надежды на положительные сдвиги в этом направлении. Принятая на основе решений Военного совета Главного командования Внутренних войск в сентябре прошлого года Программа обустройства частей авиации Внутренних войск предусматривает выделение средств на строительство в одном из наших гарнизонов жилого дома на 190 квартир и общежития для малосемейных военнослужащих на 60 человек. Это станет небольшим, но все же действенным шагом вперед, вселит уверенность людей в завтрашнем дне, снимет напряженность в коллективах и даст надежду на будущее.

Вячеслав КАЛИНИН

Опубликовано в выпуске № 8 (75) за 2 марта 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...