Версия для печати

Будет жесткий парламентский контроль

За выполнением государством всех взятых обязательств перед военнослужащими и военными пенсионерами
Комоедов Владимир
Газета «ВПК» знакомит читателей с рядом основных положений, прозвучавших в недавнем выступлении нового председателя Комитета по обороне Государственной думы, на сей раз – члена фракции КПРФ.

Газета «ВПК» знакомит читателей с рядом основных положений, прозвучавших в недавнем выступлении нового председателя Комитета по обороне Государственной думы, на сей раз – члена фракции КПРФ.

Хотел бы отметить два принципиальных момента.

В новом созыве Государственной думы ряд ключевых комитетов, в том числе Комитет по обороне, возглавили представители оппозиционных партий. Это одно из проявлений тех изменений, которые происходят в общественно-политической жизни нашей страны, новых тенденций в ее развитии. Они привели к заметному изменению расстановки политических сил в Госдуме.

В то же время, как показывает практика, характерной особенностью деятельности нашего комитета является то, что по основополагающим вопросам национальной обороны входящие в него депутаты имеют концептуально сходные взгляды. Обороноспособность нашей Родины одинаково дорога коммунистам и либерал-демократам, представителям «Единой» и «Справедливой России».

Как и прежде, будем давать принципиальную, конструктивно-критическую оценку тем или иным практическим шагам и законодательным новациям исполнительной власти. Вместе с тем мы намерены обеспечить преемственность политики по совершенствованию законодательной базы военного строительства в России, строго исходя из наших национальных интересов, опираясь на опыт поколений российского народа.

Преобразования и переоснащение

Если говорить о концептуальных основах современного этапа военного строительства в России, то главной задачей развития наших Вооруженных Сил сегодня является приведение их структуры, состава, численности и боевых характеристик в соответствие с существующими и прогнозируемыми военными угрозами исходя из имеющихся у нашей страны возможностей.

В современном неспокойном мире эффективные вооруженные силы остаются надежной гарантией безопасности, суверенитета и поступательного развития РФ

К исходу 2011 года завершены основные масштабные мероприятия по формированию перспективного облика армии и флота России. Созданы боеготовые Вооруженные Силы в новом боевом составе с установленной численностью один миллион военнослужащих.

Достаточна ли она для такой страны, как Российская Федерация? Мое личное мнение – недостаточна. Однако с учетом целого ряда факторов – экономических, демографических и других на сегодня численность наших ВС составляет один миллион человек. В условиях оснащения войск (сил) современными вооружением и техникой наши армия и флот будут в состоянии гарантированно выполнить любую задачу по защите национальных интересов России.

В рамках оптимизации Министерства обороны структура и состав центральных органов военного управления приведены в соответствие с возложенными на них задачами и функциями. Их численность вместе с обеспечивающими структурами сократилась в четыре раза.

Исходя из имеющихся и потенциальных угроз и вызовов, а также для наиболее полного использования боевого потенциала межвидовых группировок войск на стратегических направлениях на базе ранее существовавших шести сформированы четыре военных округа.

Сформированы также более двухсот соединений постоянной готовности, на 100 процентов укомплектованных личным составом и ВВТ.


Коллаж Андрея Седых

Наращиваются возможности группировок войск по проведению мероприятий боевого обеспечения. В составе военных округов сформированы отдельные бригады управления, инженерные бригады, созданы авиационные базы армейской авиации.

Изменены подходы в мобилизационном развертывании. Мобилизационная нагрузка снята с командиров соединений и воинских частей постоянной готовности с тем, чтобы не отвлекать их на решение других задач, а сконцентрировать только на боевой подготовке и выполнении задач по предназначению.

Смысл объединения под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО заключается в качественном увеличении боевых возможностей новых военных округов.

В целях обеспечения военной безопасности в воздушно-космической сфере в декабре 2011 года завершено формирование Войск воздушно-космической обороны. Тем самым объединены усилия и возможности противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля над космическим пространством. Эффективность воздушно-космической обороны планируется повышать по мере ее оснащения перспективными образцами вооружения и военной техники.

В интересах более эффективного использования объектов инфраструктуры Вооруженных Сил, а также улучшения условий жизни военнослужащих и членов их семей проведена оптимизация системы базирования войск.

Ведется последовательная работа по качественному повышению уровня боевой подготовки. Создаются учебные центры нового поколения.

Главной задачей таких центров будет обеспечение качественной подготовки войск в короткие сроки к действиям на любом ТВД. В них предусматривается поэтапное обучение – от индивидуальной подготовки военнослужащего до практических действий в составе подразделения на местности.

Важным направлением строительства Вооруженных Сил стало объединение тылового и технического обеспечения в единую систему материально-технического обеспечения. Целесообразность этого шага подтверждена в ходе проведенных учений.

По итогам оптимизации сокращены тысячи складов, арсеналов и баз.

Функции, связанные с сервисным обслуживанием военной техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием, переданы «Оборонсервису». Выстроена система организации обслуживания войск на условиях аутсорсинга. С военнослужащих практически полностью сняты хозяйственные функции.

Наиболее сложной и в то же время жизненно важной является задача массового переоснащения войск и сил современными системами и образцами вооружения, военной и специальной техники. Приоритетами для нас являются стратегические ядерные силы, средства ракетно-космической обороны и ПВО, авиация, космические системы и комплексы, а также ВМФ. Впервые за последнее десятилетие в этой области наметились позитивные сдвиги. Начиная с 2010 года Минобороны закупает только вооружение и технику, отвечающие современным требованиям.

К 2015 году планируется довести уровень обеспеченности Вооруженных Сил современными и перспективными образцами ВВТ до 30 процентов, а к 2020 году – до 70–100 процентов.


Коллаж Андрея Седых

В Госпрограмме вооружения-2020 сделан упор на создание отечественных ВВТ на основе самых современных технологий, которые позволят существенно повысить эффективность и боеспособность Вооруженных Сил России.

Что касается проблемы выполнения гособоронзаказа. Надо признать, что взаимоотношения в этой сфере – между потребителем (Вооруженными Силами) и производителем (предприятиями оборонно-промышленного комплекса) – у нас еще не до конца сбалансированы.

Здесь важно исходить из понимания – эти взаимоотношения не могут строиться на упрощенных рыночных принципах «покупатель – продавец».

Заказчик обязан четко изложить свои требования по характеристикам, объемам и срокам поставок ВВТ, опираясь на долговременное планирование форм и методов вооруженной борьбы. Исполнитель в свою очередь отвечает за своевременные разработку и производство необходимой армии и флоту продукции. Разумеется, цена на нее должна быть адекватной.

Всю эту работу необходимо вести по единому замыслу, вытекающему из оценки динамики угроз национальной безопасности и имеющихся у страны возможностей. Отдельный вопрос – резкое повышение ответственности как военного ведомства, так и ОПК за реализацию гособоронзаказа.

Считаю, решению этой задачи будет способствовать недавнее назначение на должность заместителя председателя правительства, ответственного за «оборонку» такого деятельного человека, как Дмитрий Рогозин.

Дабы повысить статус, поднять престиж

Важным направлением реформирования Вооруженных Сил является совершенствование системы комплектования.

Приняты кардинальные решения по комплектованию войск военнослужащими-контрактниками на должностях сержантов и солдат. В течение следующих пяти лет планируется увеличение их численности до 425 тысяч. В первоочередном порядке ими намечено комплектовать плавсостав ВМФ, бригады специального назначения и должности, определяющие боеспособность частей, а также связанные с эксплуатацией сложного и дорогостоящего вооружения и военной техники в РВСН, ВВС и Войсках ВКО.

Усилия по профессионализации армии и флота будут продолжены. В том числе за счет совершенствования мер морального и материального характера для привлечения граждан на контрактную военную службу.

Изменение облика российских Вооруженных Сил потребовало и соответствующих изменений в системе военного образования.

В новых условиях подготовка офицерских кадров основана на получении базового высшего образования в военных институтах и филиалах военных академий. А перед назначением на вышестоящие должности – по программам дополнительного профессионального образования в видовых военных академиях и в Военной академии Генерального штаба.

Новые подходы в обучении офицеров определили облик перспективной сети военно-учебных заведений. В настоящее время подготовку офицеров осуществляют три военных учебно-научных центра видов Вооруженных Сил, одиннадцать военных академий и два военных университета. В качестве филиалов к ним присоединены все ранее существовавшие высшие военные училища и военные институты, а также профильные научно-исследовательские организации. Это обеспечивает интеграцию военного образования и военной науки, повышает эффективность образовательного процесса и научных исследований.

В условиях уменьшения числа офицеров в соединениях и воинских частях особая роль отводится формированию корпуса младших командиров, способных стать основой новых воинских коллективов. В этих целях в вузах Минобороны России развернута многоуровневая система обучения сержантов.

Так, будущие командиры взводов, их заместители и техники подразделений готовятся в Центре подготовки сержантов (Рязань) по трехгодичной программе. В других вузах Минобороны проводится обучение командиров отделений и расчетов.

Важное значение по-прежнему придается укреплению дисциплины и борьбе с правонарушениями. Принятыми мерами удалось уменьшить общее количество происшествий и преступлений. Кардинально снизить уровень преступности в Вооруженных Силах планируется путем создания военной полиции.

Наконец, принимаются все возможные меры по повышению социального статуса военнослужащих и поднятию престижа военной службы. Эта сфера также вызывает особый интерес. Например, повышение размера денежного довольствия. Проведенный в Комитете по обороне анализ свидетельствует – с 1 января 2012 года оно составляет после вычета подоходного налога для:

  • рядового-контрактника в среднем более 22 тысяч рублей (рост в 2,2 раза);
  • сержанта – командира отделения – почти 33 тысячи (2,6);,
  • лейтенанта – командира взвода – около 50 тысяч (3,0);
  • капитана-ротного – 57,5 тысячи (2,9);
  • подполковника-комбата – почти 70 тысяч (3,0);
  • полковника-комбрига – более 82 тысяч (2,9).

Еще раз уточню, это средние цифры. Реальные размеры довольствия, получаемого военнослужащими на равных должностях, могут отличаться как в ту, так и в другую сторону. Причина – наличие надбавок стимулирующего характера, выплачиваемых по решению командования.

Обеспечение жильем. За три последних года число нуждающихся в постоянном жилье снизилось более чем в два раза. Численность военнослужащих, нуждающихся в жилье, на 30 ноября 2011-го составляла 113,8 тысячи человек (в постоянном жилье – 56,4 тысячи, в служебном – 57,4 тысячи).

Законодательное обеспечение обороноспособности

В числе задач, решение которых возложено на Минобороны России в ближайшей перспективе, есть следующие:

1. Создание принципиально новой системы управления Вооруженными Силами и ее техническое оснащение современными средствами связи и АСУ.

2. Развитие системы воздушно-космической обороны.

3. Переоснащение Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники, выполнение Государственной программы вооружения.

4. Внедрение новых форм обучения в систему оперативной и боевой подготовки войск, создание новых современных центров боевой подготовки.

5. Оптимизация организационно-штатной структуры обслуживающих систем и увеличение количества боевых частей.

6. Формирование оптимальной системы базирования войск, строительство новых современных военных городков.

7. Создание военной полиции.

Рассчитываем, что в результате проведения военной реформы наши Вооруженные Силы будут полностью соответствовать параметрам современной армии и смогут выполнять весь комплекс возложенных на них задач по защите Российской Федерации и ее союзников. Комитет Госдумы по обороне и Государственная дума в целом намерены жестко контролировать этот процесс, используя все имеющиеся у нас конституционные полномочия.

Ныне в Комитете Госдумы по обороне работают семь представителей «Единой России», шесть – КПРФ, три – ЛДПР и один депутат от «Справедливой России». Утрата монополизма партией власти позволяет мне предположить, что повысится не только взвешенность решений нашего комитета в законодательной деятельности, но и требовательность парламентского контроля за теми или иными решениями исполнительной власти в области национального военного строительства.

Несколько слов о такой важной сфере деятельности Комитета по обороне, как участие в формировании военного бюджета страны.

В ходе обсуждения расходов на национальную оборону в 2012-м и на плановый период 2013–2014 годов комитет считал приоритетными два вопроса:

1. Повышение социального статуса военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. Основное место здесь заняли проведение с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил и Внутренних войск МВД России, а также выполнение всех ранее взятых обязательств по обеспечению нуждающихся постоянным жильем.

2. Реализация Государственной программы вооружения (2011–2020), предусматривающей комплексное техническое переоснащение войск и сил, а также федеральной целевой программы реформирования оборонно-промышленного комплекса.

В то же время в рамках ассигнований по разделу «Национальная оборона», по которому в 2012 году финансируется б'ольшая часть расходов военного ведомства, предусмотрено выделение необходимых бюджетных средств на решение и других ключевых вопросов деятельности армии и флота, в том числе на совершенствование системы их комплектования, оргштатной структуры и системы базирования.

О конкретных цифрах.

Бюджетные расходы по разделу «Национальная оборона» на 2012-й предусмотрены в сумме 1 триллион 853 миллиарда рублей. В 2013 и 2014 годах эти расходы увеличатся по сравнению с предыдущим годом примерно еще на 26 и 17,5 процента соответственно.

В целом доля расходов на национальную оборону относительно ВВП в текущем году составит 3,1 процента, в 2013-м – 3,6, в 2014-м – 3,8. Это позволит уже со следующего года обеспечить выполнение соответствующего решения Совета безопасности России о расходовании на оборону не менее 3,5 процента ВВП.

Выделение Россией значительных средств на оборону в сложившейся ситуации является вынужденной мерой. Она обусловлена целым комплексом причин. Из внутренних назову многолетний, вызванный объективными и субъективными обстоятельствами период недофинансирования Министерства обороны. Главная внешняя причина – в современном неспокойном мире эффективные вооруженные силы остаются важным превентивным инструментом, надежной гарантией безопасности, суверенитета и поступательного развития любого государства, тем более Российской Федерации, занимающей в мировой политике такое важное место.

О распределении бюджетных ассигнований по целевому назначению.

Бюджет предусматривает значительное увеличение расходов на денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии. На финансовое обеспечение кадровых военнослужащих в 2012–2014 годах выделяется почти по 330 миллиардов рублей, что превышает показатель 2011-го более чем на 90 миллиардов или на 36,5 процента.

Бюджетные ассигнования на 2012 год в части пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, составляют 252 миллиарда рублей.

Крупные ассигнования предусмотрены на обеспечение военнослужащих постоянным и служебным жильем. В 2012 году это около 43,4 миллиарда рублей, в 2013 и 2014-м – 28 и 9 миллиардов соответственно.

Особое место здесь занимает реализация накопительно-ипотечной программы, государственные расходы на которую в 2012–2014 годах составят соответственно почти 42 миллиарда, около 60 и более 73 миллиардов рублей (для сравнения: в 2011-м – менее 29 миллиардов).

Выделяемые суммы позволят к концу 2013 года полностью выполнить поручение президента Российской Федерации по обеспечению военнослужащих постоянным жильем.

Со служебным жильем ситуация несколько сложнее, и мы намерены уделять самое пристальное внимание решению этой проблемы.

Значительный удельный вес в принятом бюджете занимают расходы на разработку, закупку и ремонт вооружения, военной и специальной техники. В 2012 году они составят 730 миллиардов рублей, в 2013-м – чуть более 1,15 триллиона, в 2014-м – 1,46 триллиона.

Отличительная особенность этой статьи расходов – тот факт, что уже в будущем году мы сможем реализовать соответствующее решение Совета безопасности РФ и довести соотношение средств, выделяемых на текущее содержание и техническое оснащение Вооруженных Сил, до уровня 60 процентов в пользу последних.

О других направлениях нашей законопроектной работы.

Главное внимание комитет в 2011 году уделял совершенствованию законодательства в двух областях:

  • реализация принятых решений о формировании перспективного облика Вооруженных Сил;
  • обеспечение социальных гарантий военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, а также членам их семей.

Так, значительное число законов, принятых Государственной думой в 2011 году при непосредственном участии Комитета по обороне, касается «социального блока» (около 10 законов в разных областях жизненной необходимости).

Установлено право выпускников общеобразовательных учреждений, не прошедших государственную итоговую аттестацию, на отсрочку от призыва на военную службу на период до 1 октября года прохождения этой аттестации. Новая норма позволит данной категории граждан еще до службы в армии поступить в вуз и окончить его.

Право на отсрочку от призыва закреплено и для граждан, получающих послевузовское профессиональное образование (аспирантов) независимо от наличия у соответствующего образовательного учреждения аккредитованных государством программ такого обучения.

Небольшой, но важный шаг в такой серьезной сфере, как уничтожение химического оружия: установлены организационно-правовые нормы для объектов, занимающихся этим процессом (федеральные казенные предприятия).

В рамках совершенствования законодательства, касающегося военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, сформирован механизм защиты прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности, полученные или переданные в ходе такого сотрудничества.

Задачи на перспективу

Современной России нужны современные армия и флот, компактные и мобильные войска и силы, оснащенные новейшим оружием и укомплектованные обученными высококлассными специалистами. Исходя из этого комитет намерен сосредоточить основные усилия на формировании и совершенствовании законодательной базы для создания военной организации государства, отвечающей существующим и прогнозируемым угрозам, а также экономическим, демографическим и иным возможностям России.

В числе наших приоритетов – перевооружение армии и флота, совершенствование систем воинского учета, подготовки к военной службе и ее прохождения, вопросы мобилизации и мобилизационной подготовки.

Назову несколько законопроектов, рассматриваемых в комитете. Например, уже прошел первое чтение проект закона, который установит правовые основы создания в России института мобилизационного людского резерва. Он впервые в нашей истории будет формироваться на добровольной контрактной основе.

Серьезная работа ведется над законодательной инициативой по нормативному закреплению оптимального соотношения в Вооруженных Силах РФ офицеров, военнослужащих контрактной службы и по призыву (с учетом критического дефицита призывных ресурсов и установленной численности Вооруженных Сил).

Комитет намерен по-прежнему уделять самое пристальное внимание вопросам функционирования оборонно-промышленного комплекса и выполнения гособоронзаказа. Так, в наших планах – разработка и принятие федерального закона «О государственной программе вооружения (ГПВ)» в интересах доведения правового статуса этой программы до уровня федерального закона. Цель – повышение качества программно-целевого планирования мероприятий ГПВ, увязка с ключевыми мероприятиями соответствующих федеральных целевых программ, усиление контроля и ответственности как государственных заказчиков, так и исполнителей за планирование и выполнение ГПВ.

Кроме того, предусматривается внесение ряда изменений в федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Они, в частности, касаются:

  • уточнения основных принципов и методов формирования цен на выполнение НИОКР, ремонтных работ, работ по промышленной утилизации ВВТ, более того – в целом применения гибкой системы ценообразования в зависимости от конкурентной среды;
  • уточнения порядка заключения контрактов на разработку и серийное производство ВВТ;
  • повышения ответственности заказчиков и поставщиков по гособоронзаказу;
  • уточнения порядка материально-технического квотирования обеспечения оборонного заказа.

Рассчитываем, что традиционно значительное место в нашей работе также займет законодательное обеспечение процессов военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Наконец, будем и впредь осуществлять жесткий парламентский контроль за выполнением государством всех взятых обязательств перед людьми, которые проходят армейскую службу или ее уже оставили.

Справка «ВПК»

Владимир Петрович Комоедов родился 14 августа 1950 года. Окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1972), Высшие специальные офицерские классы (1977), Военно-морскую академию (1985), Военную академию Генерального штаба (1992). В отечественном ВМФ прошел путь от командира боевой части малого противолодочного корабля до командующего Черноморским флотом. Депутат Государственной думы пятого и шестого созывов.


Опубликовано в выпуске № 9 (426) за 7 марта 2012 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Вася
Вася
06 марта 2012
Комоедов,Ну,а как быть с этим? Бывшим военным ,полицейским и уходящим на пенсию (кроме прокуроров, судей и следователей СК ) с 01.01.12г. полные пенсии в 68, 73, 83 года или в 108 лет. А пенсии младшего начальствующего состава в ПОЛИЦИИ, будут по-прежнему ниже средних общегражданских пенсий и в два раза меньше чем в армии. А у младших офицеров ПОЛИЦИИ чуть выше общегражданской и в 1,5 -2 раза меньше, чем в армии. Ведь молодежь идет в служивые ,оглядываясь на ветеранов, а ну и их, также кинут в будущем, как ветеранов. Они ведь тоже через 20 лет, будут уходит на этот же процент. В 2012г. выйдя на пенсию с позорным понижающим коэффициентом в 54% от 100% ПЕНСИИ. Военный пенсионер в 2035г. наконец-то начнет получать 100%-ую пенсию без понижающего коэффициента. А до этого срока он обязан платить своего рода «налог « в размере 46% с уменьшением его каждый год на 2% .За 23 года таким образом ему государство не доплатит в среднем 1.205.568 рублей. Смотреть на сайте Демократор ,проблема № 4319,4512,4669, 4706, 4955,4958, 5173,5195, 5443, 5573,5610, 5685,6312, 6630 . набрать в поисковых системах. ПОЗОР РФ!! Путин не ответил на вопрос: "Будет ли отменен или пересмотрен позорный понижающий пенсионный коэффициент 0.54 для военных пенсионеров и лиц, к ним приравненных?». А почему не ответил?
Аватар пользователя Снежный человек
Снежный человек
07 марта 2012
Плохой из этого адмирала бухгалтер/контролер/аудитор (нужное подчеркнуть) - суммы-то дает по еще сентябрьскому проекту федерального бюджета. Видать, не очень доверяют у нас коммунистам (или всем депутатам?) в Госдуме - таки не дали заглянуть в окончательный, подписанный Медведевым закон о бюджете. Эх, и наконтролируют эти деятели там...
Аватар пользователя Сергей М.
Сергей М.
07 марта 2012
Меж словами будет жесткий контроль и ЕСТЬ контроль - это как на телеге до Луны... Сколько наш народ обещаний слышал...
Аватар пользователя Вася
Вася
06 марта 2012
Комоедов,Ну,а как быть с этим? Бывшим военным ,полицейским и уходящим на пенсию (кроме прокуроров, судей и следователей СК ) с 01.01.12г. полные пенсии в 68, 73, 83 года или в 108 лет. А пенсии младшего начальствующего состава в ПОЛИЦИИ, будут по-прежнему ниже средних общегражданских пенсий и в два раза меньше чем в армии. А у младших офицеров ПОЛИЦИИ чуть выше общегражданской и в 1,5 -2 раза меньше, чем в армии. Ведь молодежь идет в служивые ,оглядываясь на ветеранов, а ну и их, также кинут в будущем, как ветеранов. Они ведь тоже через 20 лет, будут уходит на этот же процент. В 2012г. выйдя на пенсию с позорным понижающим коэффициентом в 54% от 100% ПЕНСИИ. Военный пенсионер в 2035г. наконец-то начнет получать 100%-ую пенсию без понижающего коэффициента. А до этого срока он обязан платить своего рода «налог « в размере 46% с уменьшением его каждый год на 2% .За 23 года таким образом ему государство не доплатит в среднем 1.205.568 рублей. Смотреть на сайте Демократор ,проблема № 4319,4512,4669, 4706, 4955,4958, 5173,5195, 5443, 5573,5610, 5685,6312, 6630 . набрать в поисковых системах. ПОЗОР РФ!! Путин не ответил на вопрос: "Будет ли отменен или пересмотрен позорный понижающий пенсионный коэффициент 0.54 для военных пенсионеров и лиц, к ним приравненных?». А почему не ответил?
Аватар пользователя Снежный человек
Снежный человек
07 марта 2012
Плохой из этого адмирала бухгалтер/контролер/аудитор (нужное подчеркнуть) - суммы-то дает по еще сентябрьскому проекту федерального бюджета. Видать, не очень доверяют у нас коммунистам (или всем депутатам?) в Госдуме - таки не дали заглянуть в окончательный, подписанный Медведевым закон о бюджете. Эх, и наконтролируют эти деятели там...
Аватар пользователя Сергей М.
Сергей М.
07 марта 2012
Меж словами будет жесткий контроль и ЕСТЬ контроль - это как на телеге до Луны... Сколько наш народ обещаний слышал...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц