Версия для печати

По принципу личной преданности

Андреев Сергей
Новому украинскому руководству предстоит решить ряд проблем, связанных с реформированием армии и других силовых структур страны. Очевидно, что кадровый потенциал новой власти призван сыграть ключевую роль. Именно с этим связывается назначение на должность министра обороны Украины Анатолия Гриценко, бывшего до недавнего времени в команде Виктора Ющенко заместителем руководителя избирательного штаба и его ведущим аналитиком.

Анатолий Гриценко.


МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ СТАЛ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ ФУНКЦИОНЕР ПРЕДВЫБОРНОГО ШТАБА ВИКТОРА ЮЩЕНКО


Новому украинскому руководству предстоит решить ряд проблем, связанных с реформированием армии и других силовых структур страны. Очевидно, что кадровый потенциал новой власти призван сыграть ключевую роль. Именно с этим связывается назначение на должность министра обороны Украины Анатолия Гриценко, бывшего до недавнего времени в команде Виктора Ющенко заместителем руководителя избирательного штаба и его ведущим аналитиком.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Анатолий Степанович ГРИЦЕНКО

Родился 25 октября 1957 г. в Черкасской области, украинец. Закончил Киевское суворовское военное училище и Киевское высшее военное авиационное инженерное училище (1974-1979 гг.), Институт иностранных языков Министерства обороны США (1993 г.), Университет ВВС США (1994 г.), Академию ВС Украины (1995 г.). После непродолжительной службы в войсках на инженерной должности и учебы в адъюнктуре - преподаватель военного училища. Затем занимал должности начальника проблемно-аналитического управления Научно-исследовательского центра Генштаба ВС Украины, начальника управления проблем военной безопасности и военного строительства Национального научно-исследовательского центра оборонительных технологий и военной безопасности Украины, руководителя аналитической службы аппарата Совета национальной безопасности и обороны Украины. С 1999 г. - президент Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова. Полковник запаса. Кандидат технических наук. Автор (соавтор) свыше 100 научных работ, в частности: "Civil-military Relations in Ukraine: a system emerging from chaos" (1997), "Ukraine's Defense Sector in Transition: Impacts on Foreign and Security Policy" (1999 г.), "Военная реформа на Украине: старт или очередной фальстарт?" (2000 г.). Владеет английским языком.


РЕВАНШ НЕ СОСТОЯЛСЯ

Данное назначение, независимо от его будущих результатов, имеет важный положительный момент. Шансов остаться на своем посту у предыдущего министра обороны генерала армии Александра Кузьмука было мало, ибо, несмотря на его достоинства и определенную популярность, он не был членом "новой" команды. Конечно, в ходе предвыборной кампании рядом с Ющенко появлялись генералы, занимавшие в прошлом достаточно высокие посты. Среди них можно упомянуть бывших министров обороны К. Морозова, В. Радецкого и других. Некоторые фигурировали в военной форме, хотя неписаные правила офицерской чести перед "походом в политику" требуют снять погоны и не демонстрировать с трибун мнимую поддержку армией кого-либо.

Не менее интересен анализ профессиональных качеств военных из окружения Виктора Ющенко. По каждому персонажу такой "военизированной" свиты можно сделать выводы и попытаться нарисовать "групповой портрет" военной составляющей команды Виктора Ющенко. Эксперты очень низко оценили их потенциал и сошлись во мнении, что это больше похоже на ситуативное сообщество военачальников, жаждущих восстановления своих прежних постов и полномочий. Сами военнослужащие весьма негативно относятся к возможности прихода этих людей в свое ведомство, зная последствия нововведений с их стороны.

То, что новоизбранный президент остановил свой выбор на совершенно другом кандидате на пост министра, сделало такое решение вполне привлекательным.

ПРЕЖНИЙ ОПЫТ

Анатолий Гриценко имеет представление о сегодняшних днях украинской армии. Им в разное время были реализованы различные исследовательские проекты в области национальной безопасности. Можно назвать проведенный 15 октября 2004 г. Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова совместно с Центром исследований европейской безопасности (Нидерланды) международный семинар "Оборонная реформа на Украине: перспективы и приоритеты". Он посвящен приоритетам военной политики Украины на нынешнем этапе, влиянию ресурсных ограничений на реформу обороны, а также реформе обороны в контексте сотрудничества Украины с НАТО. Для мероприятий, проводимых Анатолием Гриценко, характерны многосторонний подход, широкая дискуссия, наличие собственной позиции у экспертов возглавляемого им Центра.

Но, несмотря на собственный значительный потенциал Анатолия Гриценко и наличие команды экспертов, в ходе последней избирательной кампании для военного сегмента электората со стороны Виктора Ющенко не прозвучало каких-либо серьезных предложений. Так, в одной из предвыборных программ В. Ющенко, известной как "10 шагов навстречу людям", было всего несколько строк на военную тему. Речь шла о необходимости иметь мобильную и профессиональную армию, а также о сокращении срока службы по призыву и... все. Электорат, носящий погоны, так и не понял из программы, каковы его перспективы.

Достаточно примечательным является интервью Виктора Ющенко, посвященное исключительно военной теме: "С одной стороны, интересы национальной безопасности требуют возрастания влияния военных в системе государственного управления. С другой - в этом случае сами военные становятся фактором риска". Заключение о глубине подобного и ряда других высказываний может дать офицер, даже не закончивший военную академию. Удивление вызывает тот факт, что представители команды теперь уже действующего президента не смогли подготовить своего лидера к профессиональной оценке проблемы.

КОМУ СЛУЖИМ

В биографии нового министра вызывает интерес его неоднократное обучение в западных военных учебных заведениях. Естественно, стремление любого человека учиться и совершенствоваться в профессиональном плане следует приветствовать. Но для создания объективной картины приведем цитату из американского официального документа: "Руководство США рассматривает подготовку иностранных военных специалистов в качестве эффективного способа продвижения своих интересов в различных странах мира, а также на международном рынке вооружений. Это является хорошим инструментом обработки руководящей элиты различных государств в проамериканском духе".

В Америке считается, что иностранный военный специалист, хорошо усвоивший курс профессиональной подготовки, проникшийся "передовым духом американского образа жизни" и "по достоинству оценивший все ценности истинно свободного и демократичного американского общества", в перспективе непременно станет активным проводником интересов США.

А вот мнение по этому поводу бывшего министра обороны США У. Коэна: "Иностранцы - выпускники военных учебных заведений Соединенных Штатов - должны быть истинными друзьями Америки, полностью разделять наши интересы и ценности, хорошо знать вооружение и военную технику США и активно пропагандировать необходимость оснащения ими национальных вооруженных сил".

Пока нет оснований для подтверждения или опровержения данной цитаты применительно к украинским реалиям - ответ на это даст время.

ЛИЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И НАЛИЧИЕ КОМАНДЫ

Можно предположить близость к президенту страны нового министра обороны Украины. Что, по определению, должно способствовать успешному выполнению им своих обязанностей. Но, помимо В. Ющенко, существует еще много фигур на политической арене страны, с которыми министр обороны будет вынужден тесно взаимодействовать. Имеет ли он на них необходимое влияние? Ответ на вопрос пока остается открытым, так как ранее Анатолий Гриценко был в тени и его больше считали экспертом высокого уровня, а к политикам не относили. Наблюдатели отмечают также отсутствие у него навыков в искусстве "катания по паркету". Он не умеет нравиться, так как считает, что ценить его должны по делам, а не по способности проникновенно заглядывать в глаза или интриговать за спиной. Это может сослужить ему плохую службу при общении в коридорах власти. В новейшей украинской истории нечто похожее уже было. Так, бывший министр Владимир Шкидченко, будучи признанным профессионалом в своей сфере, был ограничен в возможности влиять на первых лиц политической элиты страны и отстаивать при этом интересы своего ведомства, что было особенно сильно заметно на фоне его предшественника Александра Кузьмука. Поэтому новому президенту Украины придется больше внимания уделять министру обороны, компенсируя его недостатки.

Очевидно, что новые руководители воспользуются традиционным правом формировать свою команду. В окружении нового министра много бывших военных, но среди них нет людей, имеющих опыт руководства военными коллективами стратегического или оперативного уровня.

Поскольку Центр А. Разумкова все последние годы "мониторил" вопросы, связанные с обороной и вооружением, Гриценко владеет серьезной аналитической базой. Проблема заключается теперь в том, чтобы соотнести ее с армейскими реалиями.

С другой стороны, и это представляется положительным моментом, новый министр начинал свою военную службу в Военно-воздушных силах. Это позволяет предполагать смещение приоритетов развития украинской армии от Сухопутных войск к вновь созданным на основе объединения ВВС и ПВО Воздушным силам, чьи роль и значение в современных условиях возрастают, но которые в украинских Вооруженных Силах за последние годы были обделены вниманием.

Анатолий Гриценко имеет большой опыт военно-научной деятельности, что позволяет надеяться на глубокую проработку и взвешенность в принятии решений.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Согласно видению, представленному в программе нового украинского правительства, важнейшим условием для сокращения численности армии постоянной готовности является наращивание мобилизационного потенциала Вооруженных Сил. А материально-технические и финансовые ресурсы, которые освободятся при сокращении излишних или недееспособных структур, будут направлены на повышение боеспособности и социальную защиту личного состава. Кроме того, как обещал во время предвыборной кампании нынешний президент Украины, планируется сокращение срока действительной службы в ВС до 12 месяцев (для молодых людей с высшим образованием - до 9 месяцев), и распространяться это будет уже на призванных осенью 2004 г.

В правительственной программе отсутствует упоминание о намерениях Украины продвигаться по пути вступления в НАТО. Но, по словам Анатолия Гриценко, это связано со смещением акцентов из области громких деклараций в плоскость реальных действий. Непонятно, правда, что мешает совмещать одно с другим. Но можно согласиться с тем, что самой Украине необходимы вывод армии из кризиса и построение Вооруженных Сил в полном соответствии с лучшими мировыми стандартами. А если при этом откроется не декларируемая, а реальная перспектива вступления страны в Североатлантический альянс, это будет означать, что министр обороны выполнил задачу президента.

Возрастает вероятность существенного уменьшения численности Вооруженных Сил Украины, причем в достаточно сжатые сроки. Специалисты возглавляемого Анатолием Гриценко Центра Александра Разумкова в одном из своих последних исследований предлагают иметь численность украинской армии не более 150 тыс. человек.

Стремление активизировать процесс вступления в НАТО приведет к активизации военных контактов с западными странами, возрастанию количества совместных учений на территории Украины, что, говоря военным языком и называя вещи своими именами, является не чем иным, как освоением театра военных действий.

Можно смело предполагать, что произойдет углубление военно-технического сотрудничества со странами НАТО, но оно будет носить больше односторонний характер активного приближения Украины к стандартам НАТО. Что вполне может привести к принятию на вооружение украинской армии образцов ВВТ западного происхождения.

Никто не ставит под сомнение право украинского народа определиться со своим будущим. Но для России так же, как и для любой другой страны, далеко не безразлично, к каким изменениям в сфере военной безопасности приведет приход к власти на Украине новой команды. Если попытаться подойти к этому вопросу рационально, то для России нежелательны какие-либо существенные изменения во взаимоотношениях с Украиной, но важно развитие отношений, налаженных предыдущими политическими лидерами.

Сергей АНДРЕЕВ
Киев

Опубликовано в выпуске № 6 (73) за 16 февраля 2005 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц