Версия для печати

Минфин против военных пенсионеров

Зубков Радий
Выступая на сборе руководящего состава Вооруженных Сил еще 18 ноября 2004 г., Верховный главнокомандующий - президент РФ Владимир Путин заявил: "Решение о повышении денежного содержания военнослужащих принято". В переводе на язык российского законодательства это означало, что принято решение о повышении окладов по воинским должностям и воинским званиям (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих") всем военнослужащим без исключения. (Понятно, что эти слова никоим образом не относятся к ежемесячному поощрению и надбавке, которые недавно получили военнослужащие центрального аппарата Министерства обороны, и к той надбавке, которую должны были получить, но своевременно не получили все военнослужащие с 1 января 2005 г.) Заявление президента вызвало большую радость как за военнослужащих, так и за военных пенсионеров или, говоря казенным языком, граждан, уволенных с военной службы и получающих пенсии по Федеральному закону от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", о которых и пойдет речь ниже.


ПРЕЗИДЕНТ ОБЕЩАЕТ, ЧИНОВНИКИ САБОТИРУЮТ РЕШЕНИЯ


Выступая на сборе руководящего состава Вооруженных Сил еще 18 ноября 2004 г., Верховный главнокомандующий - президент РФ Владимир Путин заявил: "Решение о повышении денежного содержания военнослужащих принято". В переводе на язык российского законодательства это означало, что принято решение о повышении окладов по воинским должностям и воинским званиям (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих") всем военнослужащим без исключения. (Понятно, что эти слова никоим образом не относятся к ежемесячному поощрению и надбавке, которые недавно получили военнослужащие центрального аппарата Министерства обороны, и к той надбавке, которую должны были получить, но своевременно не получили все военнослужащие с 1 января 2005 г.) Заявление президента вызвало большую радость как за военнослужащих, так и за военных пенсионеров или, говоря казенным языком, граждан, уволенных с военной службы и получающих пенсии по Федеральному закону от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", о которых и пойдет речь ниже.
{{direct_hor}}
Напомню, что согласно этому закону (ст. 43) пенсии гражданам, уволенным с военной службы, исчисляются именно из их денежного содержания на момент увольнения и пересматриваются при повышении стоимости жизни и увеличении именно денежного содержания военнослужащих (ст. 49). Более 10 дней я находился в напряженном ожидании опубликования решения президента РФ в печати. Не дождался. А из публикаций о третьем чтении в Госдуме РФ проекта закона о государственном бюджете на 2005 г. узнал, что в нем не предусмотрено повышение денежного содержания военнослужащих, а значит, и пенсий (как не было его и в 2004 г.). Как же так? Президент говорит одно, а Федеральное собрание с подачи правительства творит иное?

Вот и решил поделиться соображениями и ощущениями, навеянными нереализованными обещаниями.

Первое. Предположим, что наши руководители не вполне представляют себе принципиальную разницу между денежным содержанием военнослужащих (сумма окладов по воинской должности и по воинскому званию) и их денежным довольствием (денежное содержание плюс все дополнительные выплаты: надбавки, поощрения, премии, единовременная денежная выплата, материальная помощь и т.п.). Но как мог появиться 7 мая 2002 г. Федеральный закон № 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот"? Ведь пунктом 4 этого закона (во изменение пункта 12 закона "О статусе военнослужащих") была отменена индексация денежного содержания военнослужащих в зависимости от повышения стоимости жизни. Вместо этого введена индексация их денежного довольствия в зависимости от индексации денежного содержания федеральных государственных служащих, причем равная ей и осуществляемая одновременно с ней (если военнослужащие не федеральные госслужащие, то чьи же?). Отмечу лишь, что в этом пункте закона речь идет обо всех военнослужащих, а не только о "золотой тысяче" (точнее, о 10300) работников центрального аппарата Минобороны. Таким образом, понятие "денежное довольствие военнослужащих" признано идентичным понятию "денежное содержание федеральных государственных служащих" (хотя в последнее входят, помимо оклада по занимаемой должности, также все дополнительные выплаты). Улавливаете разницу между денежным содержанием военнослужащих и денежным содержанием федеральных государственных служащих? А президент РФ, вероятно, был введен в заблуждение "лучшим министром финансов всех времен и народов" А. Кудриным и его верной помощницей - заместителем министра Т. Голиковой. Результатом этой терминологической финансовой "хитрости" (модное нынче выражение в части, касающейся денежного довольствия военнослужащих) стало несколько ощутимых материальных следствий.

Во-первых, теперь можно повышать денежное довольствие военнослужащим за счет увеличения дополнительных выплат, не повышая их денежного содержания и, следовательно, лишать таким образом повышения пенсий граждан, уволенных с военной службы, так как согласно закону "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." они (пенсии) пересматриваются только при увеличении собственно денежного содержания военнослужащих. Правда, в 2004 г. денежное содержание федеральных государственных служащих повышалось, трудовые пенсии индексировались, а военнослужащие и военные пенсионеры оставались: при своих. Так что в отношении военнослужащих была применена "двойная хитрость", поскольку одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих (не буду перечислять способы, которыми оно осуществлялось) индексация денежного довольствия военнослужащих в 2004 г. не производилась (не считая его повышения отдельным категориям офицеров). Почему же нарушается закон? Почему ухудшают материальное положение военных пенсионеров? Разве некому следить за исполнением законов? Почему генеральный прокурор РФ ничего не сказал об этом 24 января 2005 г.?

Во-вторых, восторжествовала несправедливость; суть ее в том, что пенсии федеральных гражданских государственных служащих рассчитываются от всего их заработка, называемого денежным содержанием, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а пенсии военнослужащих - только от части их заработка, называемого денежным содержанием.

Вот где снова проявился негативный смысл терминологического финансового "фокуса". "Величайшие финансисты" о своей старости побеспокоились гораздо лучше, чем о старости защитников Отечества.

В-третьих, надо заметить, что благодаря упомянутому закону от 7 мая 2002 г. №49-ФЗ, "степень обнищания" военнослужащих при увольнении с военной службы сегодня (особенно из центрального аппарата Минобороны) будет гораздо большей, чем тех, кто уволился раньше. Поясню примером. Уволившись в запас в 1991 г., я получал пенсию, величина которой составляла 62% от общей суммы моего денежного довольствия на день увольнения. В 2003 г. с учетом введенных в течение 12 лет различных дополнительных выплат военнослужащим моя пенсия составила уже 45% от денежного довольствия по соответствующей должности. А если бы я увольнялся в запас в 2005 г. (с той должности, которую занимал в центральном аппарате Минобороны), то моя пенсия составила бы, пожалуй, не более 25% от денежного довольствия по этой должности. Давно известно (вспомните Ньютона): чем с большей высоты падаешь, тем сильнее ударишься. Это напоминание относится ко всем высшим органам государственной власти, загнавшим себя в угол бесконечными увеличениями дополнительных выплат.

Напрашивается вывод о необходимости производить повышение денежного довольствия военнослужащих в первую очередь путем увеличения денежного содержания. А разные дополнительные выплаты надо хорошо продумать. Кстати, для повышения пенсий военным на 240 руб. (в среднем) нужно было увеличить денежное содержание военнослужащих всего на 5-6%.

Второе. Злободневен вопрос о несправедливостях, порожденных некоторыми законодательными актами в области пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Например, мне представляется, что участники Великой Отечественной войны - инвалиды I, II и III групп, получающие пенсии по закону "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы...", должны иметь надбавку к пенсии не в виде двух-трех оторванных от жизни "минимальных пенсий", а в том же размере, в каком получают ее участники Великой Отечественной войны - инвалиды этих групп в соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": 250, 200 или 150% базовой части трудовой пенсии по старости соответственно. Почему я так думаю? Во-первых, участник Великой Отечественной войны - инвалид, по какому бы закону он ни получал пенсию, все равно остается участником ВОВ и инвалидом, и его вклад в защиту Отечества нужно оценивать соответственно. Во-вторых, следовало бы учитывать, что участники Великой Отечественной войны - инвалиды из числа военных пенсионеров - это, как правило, люди, отслужившие в Вооруженных Силах после Великой Победы несколько десятков лет, причем многие из них приняли участие еще в одной или нескольких войнах (боевых действиях) по защите государственных интересов Отечества.

Далее. Наверное, будет также справедливым, если заслуги военных пенсионеров будут определяться не только званием Героя Советского Союза или Российской Федерации, лауреата Ленинской или Государственной премии, наличием определенных наград, победой на Олимпийских играх. Скажите, чем отличаются заслуги лауреата от заслуг доктора или кандидата наук, офицера, имеющего в подчинении сотни и тысячи людей, имеющего государственные награды за умелое руководство боевыми действиями, от офицера - чемпиона Олимпийских игр? Наверное, важностью их вклада в защиту Отечества. Так почему же не учитывать и не оценивать его и после выхода военнослужащего на пенсию? Тем более что у пенсионеров из числа федеральных гражданских государственных служащих и лиц, получающих трудовые пенсии по старости, подобные заслуги в той или иной степени учитываются при исчислении пенсии.

Наконец, хочу еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что из-за изменений, внесенных в пункт 2 статьи 12 закона "О статусе военнослужащих" в соответствии с абзацем 5 пункта 4 упоминавшегося выше Федерального закона от 7 мая 2002 г. №49-ФЗ, нарушена связь между повышением стоимости жизни и пересмотром в сторону увеличения пенсий, получаемых по закону "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы...". Поэтому считаю, что было бы целесообразно, наконец-то задействовать пункт "а" ст. 49 этого закона, и статью в целом изложить более определенно. Нужно, чтобы пенсии лицам, проходившим военную службу, повышались по двум основаниям: при повышении денежного содержания военнослужащих и при повышении стоимости жизни, как это делается в отношении трудовых пенсий по старости, если повышение денежного довольствия военнослужащим производится за счет увеличения только дополнительных выплат. Тем более, насколько мною понято пенсионное законодательство, именно так поступают в части пенсионного обеспечения федеральных гражданских государственных служащих, увеличивая получаемую ими часть трудовой пенсии при ее индексации в соответствии с увеличением стоимости жизни. Правда, минфиновские чиновники до 9 февраля, когда их надоумил президент РФ, считали, что пенсии военным пенсионерам повышать не нужно, "так как военные пенсионные выплаты в любом случае выше гражданских". Однако, во-первых, сомнительно утверждение "в любом случае"; у кого из гражданских пенсионеров (особенно, инвалидов и участников Великой Отечественной войны) пенсия составляет меньше 25% их заработка до выхода на пенсию? Во-вторых, удивляет нелогичность рассуждений этих федеральных гражданских государственных служащих: повышенная, по сравнению с гражданскими, величина пенсий у некоторых категорий военных пенсионеров определяется статусом военнослужащих, который, кстати, следует поддерживать и после увольнения в запас (отставку), а необходимость повышения военных пенсий - требование закона; в-третьих, создается впечатление, что указанные деятели стремятся уравнять военные пенсии с трудовыми (?!).

Третье. Вызывает тревогу и даже возмущение, когда за занавесом замены натуральных льгот денежными выплатами ведется "тайная война" с льготами и привилегиями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей путем замены слов "бесплатно" или "не взимается" словосочетанием "в порядке, определяемом правительством Российской Федерации" (имеется в виду статья 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ). Тем более что этот порядок до сих пор нигде полностью не опубликован или даже не определен.

В заключение хочу выразить пожелание, чтобы к лицам, некомпетентным или саботирующим указания президента РФ, если и такие имеются, применялись соответствующие санкции или была осуществлена их санация с объявлением об этом в СМИ.

Радий ЗУБКОВ
пенсионер МО РФ, контр-адмирал запаса

Опубликовано в выпуске № 6 (73) за 16 февраля 2005 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Головинов Михаил  Павлович
Головинов Михаил Павлович
27 мая 2011
Полная пенсия только в 83 года?Открытое заявление Президенту РФ Д.А.Медведеву.В этом заявление указывается на очередную умышленную или неумышленную допущенную глупость законодателей и разработчиков законопроектов о соцзащите полицейских,военнослужащих и лиц к ним приравненных: http://www.democrator.ru/problem/4669 . Прошу распространить .C Уважением,М.Головинов.
Аватар пользователя Головинов Михаил  Павлович
Головинов Михаил Павлович
27 мая 2011
Полная пенсия только в 83 года?Открытое заявление Президенту РФ Д.А.Медведеву.В этом заявление указывается на очередную умышленную или неумышленную допущенную глупость законодателей и разработчиков законопроектов о соцзащите полицейских,военнослужащих и лиц к ним приравненных: http://www.democrator.ru/problem/4669 . Прошу распространить .C Уважением,М.Головинов.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц