Версия для печати

Американские барьеры

Литовкин Виктор
Американская администрация выразила официальный протест России в связи с предстоящими поставками в Венесуэлу ста тысяч автоматов Калашникова. Несколько недель до этого представитель Госдепартамента США говорил об обеспокоенности Вашингтона по поводу предполагаемой продажи Москвой Дамаску оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-Э" и переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла". Ни то, ни другое вооружение не подпадает ни под какие международные ограничения. Сирия и Венесуэла не находятся в списке государств, куда Организацией Объединенных Наций запрещено или не рекомендовано поставлять оружие и боевую технику. Так в чем же дело?


ВАШИНГТОН ПЫТАЕТСЯ СОРВАТЬ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ АВТОМАТОВ КАЛАШНИКОВА В ВЕНЕСУЭЛУ


Американская администрация выразила официальный протест России в связи с предстоящими поставками в Венесуэлу ста тысяч автоматов Калашникова. Несколько недель до этого представитель Госдепартамента США говорил об обеспокоенности Вашингтона по поводу предполагаемой продажи Москвой Дамаску оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-Э" и переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла". Ни то, ни другое вооружение не подпадает ни под какие международные ограничения. Сирия и Венесуэла не находятся в списке государств, куда Организацией Объединенных Наций запрещено или не рекомендовано поставлять оружие и боевую технику. Так в чем же дело?
{{direct_hor}}
В Вашингтоне объясняют свою озабоченность тем, что, как заявил заместитель госсекретаря США Роджер Норьега, из Венесуэлы "калашниковы" могут попасть "в руки ряда криминальных групп, действующих в Латинской Америке". Раньше официальные лица американской администрации выражали свое беспокойство тем, что на территории Сирии действуют мусульманские террористические организации, такие как "Хезболлах", и российское оружие тоже может быть ими использовано для совершения противоправных актов. Любопытный аргумент.

То, что Соединенные Штаты поставляют свою бывшую в употреблении боевую технику в Грузию, где какие-то бандиты швыряют гранаты в окна дома, в котором живет военный атташе США, - это для Вашингтона не проблема. Никаких вопросов подобная ситуация в Госдепартаменте не вызывает. Как и такое немаловажное обстоятельство, что Тбилиси никак не уладит свои отношения с двумя непризнанными республиками - Абхазией и Южной Осетией. Конфликт доходит до такой степени, что на земле Южной Осетии, например, даже несмотря на присутствие там миротворческих войск, в том числе и грузинских, время от времени звучат взрывы и выстрелы, убивают людей, грузины похищают осетин, осетины - грузин, идет обмен заложниками...

Для поставок американского оружия в Закавказье это не имеет значения. На Потомаке априори убеждены, что оно в руки террористов никак не попадет, "свои парни", понятно, всегда вне подозрений.

Подобная история происходит и с Пакистаном. То, что он, вопреки требованиям Договора о нераспространении ядерного оружия, создал атомную бомбу и, не исключено, секреты ее изготовления передал Северной Корее, не важно. То, что на его территории действуют террористические организации, в частности, такие как "Талибан", а где-то в горах скрываются враг США №1 - Усама Бен-Ладен и его приспешники, - тоже ничего не значит. На днях Вашингтон разрешил сам себе возобновить поставки оружия и боевой техники Исламабаду. Поторопился, наверное, чтобы "нишу" не занял кто-нибудь другой.

Аналогичные примеры можно приводить еще. Но дело, конечно же, не в их количестве. Двойные стандарты и двойная мораль американской администрации давно уже не вызывают никакого удивления. Как и присвоенное Вашингтоном себе монопольное право на менторские поучения мировой общественности и других государств, что хорошо и что плохо. Хорошо, естественно, все то, что благо для США, и плохо все то, что США не выгодно. Ни в политическом, ни в экономическом плане. Да и в остальных аспектах - тоже. Всегда, в конце концов, выясняется, что все озабоченности, протесты, угрозы применить санкции, да и сами санкции против тех или иных стран и фирм вызваны только одним - стремлением вытеснить конкурента с того или иного рынка и тут же занять его место.

Нетрудно вспомнить, сколько слов было произнесено несколько лет назад в вашингтонском Белом доме, в прессе Соединенных Штатов, да и в других западных СМИ по поводу сотрудничества России и Северной Кореи в строительстве для Пхеньяна реактора для атомной ГЭС. Обвинения, что в этих реакторах можно вырабатывать плутоний для начинки ядерных бомб, сыпались одно за другим. Москва отказалась от этого контракта. И сразу же оказалось, что у американских специалистов есть свой проект "чистого реактора", на котором невозможно нарабатывать оружейный уран или плутоний. Тут же все упреки в адрес КНДР были сняты, начались переговоры о поставках американских "безопасных" технологий.

Уверен, если бы Дамаск обратился к США с просьбой продать ему аналогичный по классу, но уступающий по дальности и эффективности действия "Искандеру" оперативно-тактический комплекс АТАКМС, о "поддержке Сирией террористических организаций" никто бы за океаном говорить не стал. То же самое и с поставкой оружия Каракасу.

Пока он пользовался американскими винтовками М-14 и М-16, закупал для них в США патроны, использовал другое оружие и боевую технику, в частности истребители F-16 Night Falcon с лейблом "Made in USA", - все было - о`кэй! Как только президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что его страна рассматривает возможность приобрести российские МиГ-29, Ми-17 и Ми-35, российские же автоматы Калашникова, тут же оказалось, по заявлению представителя Госдепартамента США Лу Финтора, что "Венесуэла терпимо относится к таким группам, как "Революционные вооруженные силы Колумбии", к колумбийской террористической группировке "Национальная освободительная армия": Мораль ясна: не пытайся менять поставщиков. И посыл для России - никто не имеет права влезать в оружейный рынок, на котором господствуют США и их союзники.

Кстати, в самих США "калаши" продаются открыто, и никто почему-то не боится, что они вдруг попадут в руки террористов.

...Во всей этой неприятной истории есть и положительный момент. В отличие от прежних случаев, российский МИД не сделал вид, что ничего не происходит. И, может быть, впервые за последнее время со всей серьезностью защитил интересы российских производителей и поставщиков оружия, высказав свое недоумение по поводу недопустимого вмешательства со стороны Вашингтона в военно-техническое сотрудничество Москвы и Каракаса. Жестко отреагировал на официальный протест США и министр иностранных дел России Сергей Лавров, заявив, что "продажа автоматов Калашникова является вопросом двусторонних российско-венесуэльских отношений". И только их.

Наверное, будет справедливо сказать, что мнения о возможности поставок оружия и боевой техники той или иной стране, в тот или иной регион могут быть самые разные. Тем более, если за ними стоит чья-то экономическая и политическая выгода, острая конкурентная борьба за рынок. Истиной в последней инстанции здесь не должна являться ни одна страна. Как бы она ни называлась. И даже группа стран. Есть единственный орган, который имеет право на решение, обязательное для всех. Это Организация Объединенных Наций, ее Совет Безопасности. Видимо, всем государствам надо придерживаться выработанных там и только там международных норм и правил. В том числе и тем, что гордятся своей демократичностью и приверженностью к верховенству закона.

Виктор ЛИТОВКИН
военный обозреватель РИА-Новости

Опубликовано в выпуске № 6 (73) за 16 февраля 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...