Версия для печати

Показатели растут

Баталов Владимир
По итогам 2004 г. Россия продала вооружения и военной техники (ВВТ) на рекордную сумму - 6 млрд. долл. Из них 5,12 млрд. долл. пришлось на поставки по линии госпосредника - ФГУП "Рособоронэкспорт". Доля других самостоятельных субъектов ВТС распредилилась следующим образом: Тульское КБП - 242 млн., РСК "МиГ" - 170 млн. долл., КБМ (г. Коломна) - 80 млн., НПО машиностроения (г. Реутов) - 32 млн. долл. Четырнадцать оборонных предприятий, имеющих лицензии на самостоятельный экспорт запчастей к ВВТ, в совокупности получили 366 млн. долл.


МОСКВА УКРЕПЛЯЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОРУЖИЯ


По итогам 2004 г. Россия продала вооружения и военной техники (ВВТ) на рекордную сумму - 6 млрд. долл. Из них 5,12 млрд. долл. пришлось на поставки по линии госпосредника - ФГУП "Рособоронэкспорт". Доля других самостоятельных субъектов ВТС распредилилась следующим образом: Тульское КБП - 242 млн., РСК "МиГ" - 170 млн. долл., КБМ (г. Коломна) - 80 млн., НПО машиностроения (г. Реутов) - 32 млн. долл. Четырнадцать оборонных предприятий, имеющих лицензии на самостоятельный экспорт запчастей к ВВТ, в совокупности получили 366 млн. долл.
{{direct_hor}}
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Что способствовало успешной работе российской оборонной промышленности на внешнем рынке? Не временно ли это, есть ли у российского экспорта перспективы в будущем?

Такие вопросы задают сегодня многие. Но давайте начнем по порядку.

В соответствии с утвержденной президентом РФ Концепцией государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами экспорт вооружения и военной техники назван одним из средств укрепления военно-политических и экономических позиций России в мире, сохранения за ней статуса великой державы и одного из влиятельных геополитических центров.

Реализовать положения этого документа призвана сформированная в 2000 г. система военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

До этого в России субъекты ВТС также работали в нормативно-правовых рамках. Но только сегодня удалось сформировать систему военно-технического сотрудничества, позволяющую обеспечить эффективную работу российских субъектов ВТС в условиях перехода отечественной экономики на рыночные отношения. Она признана и хорошо освоена зарубежными партнерами и представляет собой структуру, где в стратегических вопросах главную роль играет президент РФ. Правительство России в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции военного назначения.

Нельзя не отметить и личную роль президента Владимира Путина, который в ходе своих зарубежных визитов и встреч постоянно лоббирует интересы России в военно-технической области.

ПРИОРИТЕТЫ

Приоритетная роль в российской системе ВТС отводится единому государственному посреднику - ФГУП "Рособоронэкспорт". Сегодня можно констатировать, что с этой задачей предприятие справилось. С начала формирования (2000 г.) в лице ФГУП "Рособоронэкспорт" создана работоспособная структура, способная решать весь спектр задач в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Ежегодно на ее долю приходится более 90% от общего объема российского экспорта.

Как уже было отмечено выше, в 2004 г. объем поставок по линии ФГУП "Рособоронэкспорт" превысил 5,1 млрд. долл., что является наивысшим показателем за всю историю работы российских государственных посредников.

Отметим, что "Рособоронэкспорту" в условиях жесткой конкуренции удалось значительно видоизменить свою работу на внешнем рынке в части проведения маркетинговых мероприятий, придать новый импульс взаимодействию с предприятиями-исполнителями контрактных обязательств.

Сегодня маркетинговая политика носит не только наступательный характер, а в ряде случаев агрессивный (в хорошем смысле слова), обладает высокой комплексностью, учитывающей состояние экономики, тенденций развития вооруженных сил и организации системы обороны каждого конкретного государства. В результате иностранным заказчикам предлагаются не просто отдельные образцы вооружения и военной техники, а реализация программ перевооружения, составными частями которых могут быть как российские, так и зарубежные изделия. Так, Чили предложена поставка вооружения для батальона мобильных сил на унифицированной базе, для Алжира подготовлена многолетняя программа поставок авиационной техники и средств ПВО.

Контракты, как правило, помимо поставок вооружения и военной техники, содержат обязательную дальнейшую поддержку ЗИПом и комплектующими изделиями к этой продукции, сервисное сопровождение, а часто и возможные мероприятия по модернизации.

Все это обеспечивает длительный период сотрудничества.

В 2004 г. ФГУП "Рособоронэкспорт" осуществлены поставки в 56 стран мира, а также для ООН. При этом необходимо отметить следующее. Если еще два-три года назад к хорошо освоенным стабильным рынкам можно было отнести только Китай и Индию, то сегодня российское оружие имеет хорошие позиции в 5-7 государствах. По результатам экспорта в 2004 г. к таким странам относятся Алжир, Вьетнам, Греция, Йемен, Эфиопия и ряд других.

Расширению географии поставок способствовало увеличение предложений по видам техники.

В 2004 г., как и в предыдущие годы, больше всего было экспортировано авиационного вооружения - более 62%.

Самолеты марки "Су" и "МиГ" вновь подтвердили, что они являются одними из самых современных и покупаемых в мире. Расширена номенклатура поставок вертолетов, которые имеют высокую конкурентоспособность по критерию "эффективность - цена - качество".

В прошедшем году значительно возросла морская составляющая российского оружейного экспорта - около 24%. Здесь необходимо отметить следующий аспект. Специалисты "Рособоронэкспорта" и промышленности смогли обеспечить не только прямые поставки подводных лодок и кораблей различных классов заказчикам, но и включиться в совместное производство кораблей на территории иностранных государств путем поставок и установки на изготавливаемой в этих странах морской технике важнейших систем и комплексов, например, для китайских эсминцев ЗРК "Риф" и ЗРК "Штиль".

События последних лет, связанные с локальными конфликтами в Югославии, Ираке, повысили интерес к технике ПВО. В прошедшем году доля вооружения ПВО составила 6% и превысила показатели 2003 г. (около 3%).

Вместе с тем Россия четко придерживается ограничений на поставку переносных ЗРК.

Доля экспорта вооружения сухопутных войск в прошедшем году составила чуть более 6% и была обеспечена в основном за счет поставок стрелкового оружия, средств ближнего боя и бронетранспортеров БТР-80, которые в настоящее время имеют стабильный спрос благодаря их высоким боевым и эксплуатационным свойствам при относительно низкой стоимости.

Что касается перспектив в области ВТС, то сформированный экспортный портфель заказов (объем уже находящихся на исполнении контрактных обязательств) на период до 2007 г. только по линии ФГУП "Рособоронэкспорт" оценивается в сумму примерно 12 млрд. долл.

В этот период будут доминировать военно-морские вооружения, на которые приходится более 50% экспортного портфеля заказов. Далее идут вооружение и техника ВВС (около 32%), ПВО (около 11%), сухопутных войск (около 5%). Таковы реалии российского экспорта сегодня.

ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ

Чтобы удержать позиции на мировом рынке оружия, России необходимо четко отслеживать все происходящие на нем изменения, учитывать требования, предъявляемые к вооружению и военной технике.

Кроме того, средствами повышения эффективности продвижения российской продукции военного назначения на внешний рынок могут быть:

- совершенствование боевых и эксплуатационных характеристик экспортных образцов вооружения и военной техники с целью поддержания их на уровне лучших мировых аналогов;

- адаптация экспортируемой российской продукции военного назначения к специфическим условиям эксплуатации и требованиям стран-импортеров, в том числе НАТО;

- расширение предложений по сервисным услугам с использованием САLS-технологий и международных стандартов;

- упрощение порядка лицензирования экспорта запасных частей для ранее поставленных вооружения и военной техники с целью перехода от политики разовых сервисных услуг по запросам инозаказчиков к обеспечению интегрированной логистической поддержки на всех этапах жизненного цикла оружия;

- предоставление режима наибольшего благоприятствования при пропуске на таможенную территорию России вооружения и военной техники иностранных заказчиков для проведения их ремонта и модернизации на предприятиях Российской Федерации, а также при импорте комплектующих иностранного производства, целенаправленно закупаемых российскими предприятиями для производства, ремонта и модернизации образцов военной техники;

- урегулирование со странами Восточной Европы на межправительственном уровне вопросов производства продукции военного назначения по ранее переданным советским (российским) лицензиям;

- обеспечение стабильного получения упреждающей информации о действиях наших конкурентов на рынках оружия и в области разработки новейших образцов вооружения и военной техники;

- создание выгодной для России внешнеполитической ситуации прежде всего в международных организациях, при рассмотрении вопросов о санкциях в отношении наших потенциальных партнеров;

- проработка вопросов поставки вооружения и военной техники в увязке с другими внешнеэкономическими проблемами, в том числе с поставкой наших энергоносителей;

- повышение роли ВТС в финансировании оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Для поддержания экспортного потенциала продукции ОПК крайне необходимы совершенствование инвестиционно-инновационной деятельности, консолидация значительных денежных ресурсов, включая средства кредитных учреждений и крупных инвесторов.

К сожалению, отечественный ОПК для инвесторов пока не стал приоритетной сферой вложения финансовых ресурсов. Поэтому необходимо изыскание таких условий, при которых резко повысится заинтересованность отечественных инвесторов во вложении собственных средств в ОПК. Важным направлением здесь является переориентация инвестиционных ресурсов сырьевого сектора экономики в оборонно-промышленный комплекс.

Дополнительным источником стимулирования экспорта и производств, ориентированных на экспорт, должно также стать смешанное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов с использованием международного лизинга.

Наиболее перспективными направлениями сотрудничества могут стать межгосударственные проекты в области нестратегической противоракетной обороны, военно-транспортной авиации, высокоточного оружия, систем роботизации и дистанционного управления оружием. Особого внимания заслуживают проекты по переводу вооружения и военной техники Восточной Европы на стандарты НАТО, его модернизации с использованием современных информационных и компьютерных технологий.

Важным направлением взаимодействия государств в области ВТС становится материально-техническое обеспечение борьбы с международным терроризмом. Это сотрудничество российская сторона рассматривает несколько шире, чем просто экспортно-импортные операции в отношении специальных средств и вооружений. Это и совместные исследования, разработка и производство оружия и специальной военной техники для оснащения многонациональных контртеррористических формирований, и обучение.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОПК РОССИИ

Оборонно-промышленный комплекс России обладает рядом конкурентных преимуществ, позволяющих выгодно интегрироваться в мировые военно-промышленные отношения, в первую очередь со странами Европы. В то же время, как считают эксперты, с учетом исторически сложившихся связей Европы и США кооперация европейской и российской оборонной промышленности не будет препятствием трансатлантическому сотрудничеству, скорее наоборот, может быть его эффективным дополнением.

Взять, к примеру, проекты по модернизации вооружения и военной техники отечественного производства. Эта проблема характерна для армий большинства стран Центральной и Восточной Европы. Располагая современными технологиями модернизации систем оружия, предприятия российского ОПК заинтересованы в подключении к этим международным проектам в качестве подрядчиков и субподрядчиков. Естественно, возникает закономерный вопрос: как организовать эффективное сотрудничество в столь чувствительной для национальной безопасности области? Главное - обеспечить долгосрочный и равноправный характер такого взаимодействия. Его оптимальной формой может быть промышленная кооперация, созданная на взаимовыгодной основе и рассчитанная на долгосрочную перспективу.

EADS, AХК "Сухой", ФГУП "Рособоронэкспорт" и европейский производитель ракет MВDА подписали протокол, в котором определены возможности кооперации по совместной разработке будущих военных систем. Речь идет о беспилотных летательных аппаратах, возможности интеграции ракет производства МBDА на военные самолеты марки "Су", совместное обслуживание самолетов и проведение их модернизации.

Подписаны соглашение о сотрудничестве с французской фирмой "Sagem" по совместной модернизации вертолетов типа Ми-24, а также соглашение и протокол о совместной работе с компанией "ВАЕ Systems" (Великобритания) в области модернизации вертолетов Ми-24 и Ми-17.

В октябре 2003 г. ведущие производители боевых самолетов Франции и России, компания "Дассо авиасьон" и АХК "Сухой" объявили о создании Совместной рабочей группы для изучения возможностей сотрудничества в области разработок новых образцов авиационной техники - самолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Нашел поддержку со стороны руководителей правительств России и Франции совместный проект создания боевого самолета пятого поколения. Французская компания SNЕСМА, ФГУП "Рособоронэкспорт", АХК "Сухой" и НПО "Сатурн" подписали протокол о намерениях по разработке авиадвигателей для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов нового поколения военного назначения.

В целом за межгосударственной кооперацией по разработке новых поколений оружия - будущее.

Применительно к проблеме увеличения экспорта российского оружия в соответствии с утвержденными президентом Российской Федерации Основами военно-технической политики необходимо обеспечить единство решения трех взаимосвязанных задач: технического оснащения Вооруженных Сил, развития оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Основным условием достижения указанной цели является разработка и реализация согласованных и сбалансированных по выделяемым ресурсам долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны, прежде всего государственной программы вооружения.

Необходимо также создать эффективную систему контроля за обеспечением результативности бюджетных расходов на оборонные цели. Решение этой сложной задачи предусмотрено Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. Предстоит сместить акценты в бюджетном процессе с управления ресурсами на управление результатами путем повышения ответственности в рамках четких среднесрочных и долгосрочных ориентиров.

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ

В настоящее время активно прорабатываются вопросы реформирования ОПК России, в том числе создания диверсифицированных корпораций (холдингов) и других вертикально-интегрированных структур. Естественно, от эффективности проведения этих мероприятий в значительной степени зависят объемы экспорта российского оружия, а также степень и качество выполнения принятых контрактных обязательств перед иностранными заказчиками.

При существующей структуре системы ВТС государственный посредник в лице ФГУП "Рособоронэкспорт" имеет возможность оптимизировать свою деятельность фактически только на макроуровне путем выбора наиболее выгодных условий контрактов, заключаемых со страной-импортером ПВН.

Что же касается взаимоотношений государственного посредника с исполнителями экспортных заказов, то возможностей для оптимизации экономической деятельности практически нет. По причине того, что "Рособоронэкспорт" не является государственным заказчиком ВВТ. В результате государственный посредник не может использовать такой действенный экономический механизм, каким является конкурс на право выполнения экспортных поставок.

Получается, что ФГУП "Рособоронэкспорт" оторвано от прямого участия в процессе выполнения оборонных заказов в части экспортных образцов ПВН и фактически исключено из процесса финансирования государственного оборонного заказа. А ведь средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых на гособоронзаказ, пока недостаточно. Поэтому привлечение внебюджетных источников может и должно осуществляться также и по линии военно-технического сотрудничества.

Именно на государстве лежит сегодня ответственность за формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта российского вооружения и военной техники и повышения его эффективности, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической, прочих видов помощи государственному посреднику и другим отечественным спецэкспортерам.

В целом, в сфере ВТС происходят важные изменения, которые могут благотворно сказаться на решении вопросов обеспечения национальной безопасности страны и выполнения Россией своих обязательств перед международным сообществом.

Высокоэффективное военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами может стать ключевым фактором поддержания и дальнейшего развития высокотехнологичных оборонных отраслей промышленности, обеспечения национальной безопасности, укрепления обороноспособности и экономического потенциала Российского государства.

Владимир БАТАЛОВ

Опубликовано в выпуске № 6 (73) за 16 февраля 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...