Версия для печати

Все на алтарь религиозного просвещения

Почему не учитывается мнение ученых-практиков при привлечении духовенства к воспитательной работе с военнослужащими?
Мельков Сергей Перенджиев Александр
В газете «ВПК» опубликована статья Сергея Иванеева «Укрепит ли ислам Вооруженные Силы?», в которой поставлено несколько методологически важных вопросов. Искренне благодарим автора за остроту постановки проблемы и своевременность публикации. Действительно, число мусульман, проживающих в европейских странах, растет с каждым годом. Действительно, зачастую они живут именно обособленными анклавами. Но насколько очевидно то, что стремление мусульман к обособлению от носителей иных религиозных доктрин вскоре станет серьезной проблемой для России? В статье Иванеева доказательств тому мы не нашли.

В газете «ВПК» опубликована статья Сергея Иванеева «Укрепит ли ислам Вооруженные Силы?», в которой поставлено несколько методологически важных вопросов. Искренне благодарим автора за остроту постановки проблемы и своевременность публикации.

Действительно, число мусульман, проживающих в европейских странах, растет с каждым годом. Действительно, зачастую они живут именно обособленными анклавами. Но насколько очевидно то, что стремление мусульман к обособлению от носителей иных религиозных доктрин вскоре станет серьезной проблемой для России? В статье Иванеева доказательств тому мы не нашли.

«Противостояние славянского, русского населения и мусульман, о котором говорят некоторые российские политики, искусственно и провокационно», – утверждает Иванеев. Согласимся с ним в этом. Межрелигиозные отношения по сути своей конфликтны, но вывод из этой аксиомы делается неверный. Обобщая частные случаи противостояний в воинских коллективах, Иванеев экстраполирует их на все российское общество.

Из области классовой борьбы

Согласно Иванееву, когда в воинской части возникает группировка, состоящая из военнослужащих одной национальности и (или) вероисповедания, «межнациональный конфликт может приобрести особенно жестокие и фанатичные формы, превращаясь в религиозную войну на полное истребление своего противника и всех иноверцев». Но ведь межличностный и межгрупповой конфликт может и не перерасти в религиозную войну? Есть ощущение, что автор этот вариант, который мы считаем приоритетным, не рассматривает. Жаль.


Фото: PHOTOXPRESS

Проработав с «людьми в погонах» более тридцати (С. Мельков) и более двадцати (А. Перенджиев) лет, из которых не менее десяти лет непосредственно с военнослужащими – этническими мусульманами, считаем такую постановку проблемы идеологизированной и в корне неправильной. Она неверна ни методологически, ни практически для тех десятков тысяч офицеров, которые служат вместе с представителями не только русского, но и других народов. Не только с православными военнослужащими и атеистами, но и с приверженцами иных вероисповеданий. Для чего этим людям готовиться к религиозному противостоянию внутри воинских коллективов? Кому это вообще нужно? Неужели в этой области можно найти что-то позитивное, эффективное для несения военной службы?

Вероятно, С. Иванеев попытался переложить теорию насилия из области классовой борьбы на ситуации в воинских коллективах. Как известно, эта теория была разработана Марксом и Энгельсом и развита Лениным. В ее основе лежит утверждение о том, что классы между собой никогда не примирятся, пока существуют частная собственность и государство, стоящее на страже интересов власть имущих. Надеемся, читателям понятно, что частная собственность в нашей стране защищена Конституцией и государством и, к счастью, никто ее ликвидировать не собирается.

Мы же утверждаем, что никакой межрелигиозной войны ни в России, ни внутри Вооруженных Сил не может быть в принципе. И никому к ней готовиться не нужно. Как не нужно нагнетать обстановку вокруг очевидного факта: российское общество и его Вооруженные Силы многонациональны. Это общеизвестно. Основная же, на наш взгляд, проблема многонациональных воинских коллективов заключается в профессиональной неготовности офицерского состава к воспитательной работе.

Три источника, три составные части непрофессионализма

Существуют как минимум три причины такой неготовности.

Во-первых, не указана настоящая цель воспитательной работы. То есть отсутствует заказ на нее со стороны руководства государства. Так называемая крепкая воинская дисциплина либо морально-психологическое обеспечение личного состава – это средства достижения цели. Но какой? Что сегодня хочет руководство государства от военнослужащих? Чтобы они были лояльными? Допустим. Но проблемы в этой области в российских Вооруженных Силах отсутствуют. Чтобы российские военнослужащие были готовы воевать? Согласны. Но это не зависит от армейских воспитателей. И так далее.

Во-вторых, процесс подготовки профессионалов воспитательной работы не отлажен. Чехарда с переименованиями органов то воспитательной работы, то работы с личным составом продолжается до сих пор. Офицеров-воспитателей продолжают упорно сокращать. Вероятно, для того, чтобы потом их вновь возрождать.

В-третьих, мало кто знает, что делать с советским опытом воспитательной работы. Сегодня такая работа не может взять за основу только партийно-политическую составляющую. Но и полностью отказываться от этого бессмысленно. Нужно признать, что российские военнослужащие – это в первую очередь граждане, работающие в Вооруженных Силах, а не фанатики своей страны. Да, они работают на государство, но именно работают, не являясь его собственностью. Уверены: признание этого совсем не очевидного для многих факта позволит иначе выстраивать всю систему воспитательной работы.

Отнюдь не защита ислама

Уже не в первый раз С. Иванеев в СМИ критикует нашу брошюру «Методические рекомендации по работе с военнослужащими-мусульманами», выпущенную для военно-строительных частей (2004 год) и Сухопутных войск (2005 год). Он настаивает на том, что «брошюра является полезной в ознакомительном плане, но не может квалифицироваться как учебно-методическое пособие, так как ее пожелания антинаучны, то есть подготовлены специалистами религиозной организации».

С. Мельков преподавал в Военном университете, затем являлся главным экспертом аппарата Министра обороны. А. Перенджиев занимал должность помощника начальника Центрального проектного института Минобороны. Полковник С. Григорян (соавтор брошюры) на момент написания этих рекомендаций был начальником отдела Управления воспитательной работы Сухопутных войск. Таким образом, никого из авторов нельзя назвать специалистом какой-либо религиозной организации. Может быть, С. Иванеев полагает, что при составлении брошюры не следовало контактировать с мусульманскими организациями и консультироваться со специалистами? Мы придерживаемся противоположной точки зрения.

Странным выглядит и утверждение Иванеева о том, что брошюра «составлена не на основе научного религиоведения (исламоведения), а с позиции современного «идеологического» богословия и объективно направлена на укрепление позиций ислама в обществе и ВС РФ, а также на защиту этой религии от беспристрастного научного анализа и критики». Мы всегда считали, что личный состав необходимо воспитывать, в том числе и «опираясь на религиозные убеждения военнослужащих-мусульман, где каждый командир может использовать позитивный материал исламской религии для улучшения морально-психологического климата в подчиненной части». При чем тут защита ислама от научного анализа и критики?

Основываясь на многолетнем войсковом опыте, мы продолжаем настаивать на том, что религиозные организации могут и должны помогать воспитывать военнослужащих, не подменяя органы воспитательной работы (сейчас называемые иначе). А вот когда военнослужащим предлагают участвовать в молитвах и других религиозных обрядах, когда в частях распространяются священные тексты, молитвословы, жития святых и т. п. – это как раз и является подменой органов воспитательной работы.

Статьи 6 и 26

Фактически вся религиозная деятельность военных священников направлена на обеспечение права «граждан в погонах» на свободу совести и вероисповедания. Статья 6 Конституции России четко определяет: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами». А статья 26 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституция России однозначно препятствует попыткам запретить реализацию права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. Из этого исходили, выпуская вышеуказанные брошюры. Но нас, похоже, причисляют к сторонникам идеи глобального исламского мира, так как мы «стремимся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации светских обществ»...

Что ж, мы никогда не состояли на службе у тех или иных исламистских организаций и (или) исламских государств. Размышлять о воспитательной работе в геополитических терминах вряд ли уместно. Остается, пожалуй, присоединиться к некоторым пользователям Интернета, называющим нас «русскими масульмановедами» (орфография сохранена).

Когда-то мы были идеологическими работниками за счет членства в КПСС, поэтому прозвища и клише привычны. Проблема в другом. При сохранении призывной системы комплектования Вооруженные Силы России всегда будут многонациональными и многоконфессиональными. А за счет миграции с постсоветского пространства и более высокой рождаемости у мусульманских народов процент российских военнослужащих-мусульман постоянно растет. И в дальнейшем будет только увеличиваться, независимо от того, нравится это кому-то или нет.

Но можно ли весь процесс обеспечения права «граждан в погонах» на свободу совести и вероисповедания централизовать? Рационально ли стремление одной конфессии монополизировать этот процесс? Как сами мусульмане оценивают то, что военные священники в России представляют практически одну конфессию? Рационально ли высчитывать число военных священников, исходя из усредненного и явно очень приблизительного числа верующих в том или ином гарнизоне?

Было бы любопытно ознакомиться с размышлениями по этому поводу С. Иванеева и других читателей.

О чем не знает читатель

В наших рекомендациях были предложены методики по решению различных проблем в воинских коллективах: по профилактике нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, минимизации случаев отказа участвовать в хозяйственных работах (уборке), предотвращению самоубийств и т. д. В качестве примера хотим привести отрывок из рекомендаций по профилактике случаев употребления спиртных напитков и наркотических веществ, так как знаем, что большинство читателей газеты с ними лично незнакомы. Оцените сами, насколько этот текст «укрепляет позиции ислама в мире, отводит от него критику со стороны прогрессивной общественности».

Цитируем учебно-методическое пособие для Сухопутных войск: «Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются офицеры, прапорщики и сержанты в воспитании подчиненных, является употребление спиртных напитков, наркотиков и токсических веществ. Опасность наркотического, алкогольного опьянения в армии вызвана присутствием в воинских коллективах боевой техники и вооружения. Даже в маленьких дозах опьянение может привести к совершению военнослужащим преступления, гибели и увечью людей. Более половины всех преступлений и происшествий в Сухопутных войсках совершается в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Пьянство легче предотвратить, чем после совершения правонарушения разбираться с виновными лицами...

Предлагаем офицерам материал для работы с военнослужащими-мусульманами в целях профилактики употребления ими спиртных напитков и наркотических средств.

Ислам среди других религий отличается социальной направленностью, пристальным вниманием к проблемам земной, повседневной жизни человека. И если военнослужащие-мусульмане будут не только читать Коран, Сунну и хадисы (изречения и деяния) Пророка Мухаммада, но и неукоснительно следовать их установлениям, то многие социальные проблемы могут быть успешно решены.

В Священном Коране записано: «О вы, кто веруете, дурманящие зелья и азартные игры... – не более чем нечистота, дьявольские козни; так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть». Этот стих полностью запрещает все дурманящие зелья и азартные игры. Рассказывают, что когда был ниспослан этот стих, глашатай объявил на улицах Медины, что вино запрещено, и в ответ на это все кувшины с вином в мусульманских домах были опустошены и вино текло по улицам рекой...

Обращаем внимание офицерского состава, прапорщиков и сержантов на то, что очень большое значение имеет внутренняя готовность человека преодолеть жизненные трудности, изменить свое положение. В Коране сказано: «Воистину Аллах не изменяет положение людей, пока они не изменятся внутри себя». Важно напоминать военнослужащим, что по исламу человек ответствен перед Творцом за свою земную жизнь. Обладая здравым умом и физическим здоровьем, он не имеет права не трудиться, зависеть материально от других и употреблять спиртные напитки.

Согласно ниспосланным положениям Пророка нельзя торговать вином, хранить его, разносить и наливать его людям. Многие спрашивают, можно ли употреблять слабые алкогольные напитки, например пиво. Нет, это тоже запрещено и в больших, и в малых дозах. Ведь употребление алкоголя в любых дозах ведет к потере инициативы, сокращению сроков жизни и работоспособности.

Таким образом, всякое одурманивающее средство называется по-арабски харам и полностью запрещено мусульманам. Мусульмане не могут войти в состояние ритуальной чистоты, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии и рассеянии ума».

Никто не имеет монополии на истину. Однако с помощью своей методики нам удалось на практике достигнуть положительного результата. Мы приветствуем критику, но только в том случае, когда что-то предлагается взамен. К сожалению, ничего конструктивного в статье С. Иванеева по повышению эффективности воспитательной работы обнаружить не удалось.

Сегодня альтернативой религиозному просвещению и одновременно педагогическому обучению офицеров является развитие в Вооруженных Силах сети религиозных организаций. Органы военного управления хранят по этому поводу молчание. Выбор сделан? Мнение ученых-практиков не имеет значения?

Сергей Мельков,
доктор политических наук, полковник запаса
Александр Перенджиев,
кандидат политических наук, подполковник запаса

Опубликовано в выпуске № 16 (433) за 25 апреля 2012 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя роман
роман
02 мая 2012
Алексу. я во многом с Вами согласен. нюансы очевидно не стоит здесь обсуждать. моя главная мысль в том, что, понять, что уничтожение народа происходит не только в войнах, а прежде всего начинается с разложения его ДУХА, может только духовно-зрелый человек. Для меня это человек ВЕРУЮЩИЙ и НЕ МАТЕРИАЛИСТ. вот поэтому я согласен с мыслью Ф.М.Достоевского, что "без Бога русский человек - дрянь".никто мы, безродные и беззащитные и никому не нужные, всё позабавшие, если у нас нет в сердце, в ДУШЕ веры в Бога.
Аватар пользователя сергей Мельков
сергей Мельков
06 мая 2012
Всем спасибо за дискуссию. Тема не закончена? Если так, то дискуссия будет продолжена и на страницах газеты, и в Интернете.
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
06 мая 2012
Предлагаю обсудить сообщения СМИ о том, что в российских СМИ появилось сообщение о том, что военный комиссариат города Москвы собирается вручать повестки молодым москвичам и гостям столицы от 18 до 27 лет, которые будут доставлены в отделения полиции за совершение различных правонарушений в период с 6 по 9 мая. При этом, если молодые люди окажутся старше 27 лет, то они будут призваны на военные сборы, которые они будут проходить в дальних гарнизонах – в Сибири, Забайкалье и на Северном Кавказе. Обсуждение проводим на сайте журнала "Политическое образование". Статья носит название: "Военная служба, как фактор воздействия власти на общество. Зачем приравнивать выполнение задач по защите Отечества к тюремному наказанию?": http://www.lawinrussia.ru/node/108538
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
06 мая 2012
Одновременно приглашаем на наш сайт Ассоциации военных политологов: www.milpol.ru
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
07 мая 2012
Продолжаю серию статей о моем практическом опыте решения самых трудных проблем в области проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: http://www.lawinrussia.ru/node/109453
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
08 мая 2012
Предлагаю обсудить новые инициативы Президента России В.В. Путина в сфере военной политики на сайте журнала "Политическое образование": http://www.lawinrussia.ru/node/109678
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
08 мая 2012
Всех заинтересованных лиц приглашаю для обсуждения проблем формирования военной политики, воспитания личного состава, национальной и международной безопасности в мой блог на сайте информационно-аналитического журнала "Политическое образование": http://www.lawinrussia.ru/blogs/aleksandr-perendzhiev
Аватар пользователя А.М.Крайнев
А.М.Крайнев
10 мая 2012
Как-то пропустил я начало дебатов на этой площадке. Ничего, восполним с помощью копирования:) //Надеемся, читателям понятно, что частная собственность в нашей стране защищена Конституцией и государством, и к счастью, никто ее ликвидировать не собирается.// Хм... Понимаю провластно настроенного автора. Но частная собственность - частной собственности - рознь. Может быть собственность ЗАРАБОТАННАЯ СВОИМ ТРУДОМ, а может быть УКРАДЕННАЯ. Основная часть российской частной собственности украдена. И никакая конституция не защищает и не может защитить наворованное. Вся защита наворованного держится на жандармских дубинках, на фальсификациях выборов и на вранье власти через СМИ. Кроме того, совершенно очевидно, что воры и жулики не в состоянии правильно распоряжаться этой украденной собственностью в интересах развития производства, а значит и в интересах общества. Да они в этом и не заинтересованы. Их интерес состоит в том, чтобы пожить пошикарней, чтобы засветиться в журнале "Форбс" и переправить основную часть денег от эксплуатации и реализации наворованного за кордон. А как только жареным запахнет - и самим туда переместиться. Яркие примеры - Березовский и Абрамович. Второй из них до сих пор продолжает сосать деньги из украденной им российской собственности. Поэтому, сегодняшняя власть должна уйти. И если этого не произойдёт в близком будущем, то страна Россия прекратит существование. Останутся лишь попы (всяких мастей), которые лягут под любую власть - что американскую, что китайскую... - и верой:) и "поповской правдой" будут служить новым хозяевам, в целях эксплуатации коренных российских народов и продолжения разрушения российской государственности. Другого пути у России не будет.
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
12 мая 2012
Также обращаю внимание на нашу "нетрадиционную" дискуссию с господином А.М. Крайневым на сайте журнала "Политическое образование" (в комментариях): http://www.lawinrussia.ru/node/100675
Аватар пользователя А.М.Крайнев
А.М.Крайнев
13 мая 2012
Могу поддержать А.Перенджиева в его обозначении помянутой им "дискуссии" как "нетрадиционной". Вся она сводится лишь к попыткам получить от него примеры неописуемого "счастья", которое принесла нашему обществу частная собственность, украденная провластным олигархическим кланом у всего общества. Но, увы, такие примеры А.Перенджиев хранит в строгой тайне...
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
25 мая 2012
Продолжаю разговор на страницах других печатных средств массовой информации: http://nvo.ng.ru/realty/2012-05-25/3_imam.html
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
26 мая 2012
Господину Крайневу М.А. отвечаю. Если Вы здравомыслящий человек, то способны САМИ разобраться и без моей помощи в роли частной собственности в решении социальных проблем общества. Речь, конечно же идет о собственности, принадлежащий малым и средним предпринимателям. Так как крупная частная собственность в большинстве случаев сливается с государственным аппаратом и используется в его интересах. Если Вы не способны этого понять, и для Вас это является секретом... Ну что же? Как говорят французы: "Если человек дурак, то это надолго!"
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
24 июня 2012
В настоящее время дал интервью газете "Аргументы Недели" по истории и проблемам российско-польских взаимоотношениях, которое активно комментируют: http://www.argumenti.ru/society/n344/185022
  • 1
  • 2
Аватар пользователя роман
роман
02 мая 2012
Алексу. я во многом с Вами согласен. нюансы очевидно не стоит здесь обсуждать. моя главная мысль в том, что, понять, что уничтожение народа происходит не только в войнах, а прежде всего начинается с разложения его ДУХА, может только духовно-зрелый человек. Для меня это человек ВЕРУЮЩИЙ и НЕ МАТЕРИАЛИСТ. вот поэтому я согласен с мыслью Ф.М.Достоевского, что "без Бога русский человек - дрянь".никто мы, безродные и беззащитные и никому не нужные, всё позабавшие, если у нас нет в сердце, в ДУШЕ веры в Бога.
Аватар пользователя сергей Мельков
сергей Мельков
06 мая 2012
Всем спасибо за дискуссию. Тема не закончена? Если так, то дискуссия будет продолжена и на страницах газеты, и в Интернете.
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
06 мая 2012
Предлагаю обсудить сообщения СМИ о том, что в российских СМИ появилось сообщение о том, что военный комиссариат города Москвы собирается вручать повестки молодым москвичам и гостям столицы от 18 до 27 лет, которые будут доставлены в отделения полиции за совершение различных правонарушений в период с 6 по 9 мая. При этом, если молодые люди окажутся старше 27 лет, то они будут призваны на военные сборы, которые они будут проходить в дальних гарнизонах – в Сибири, Забайкалье и на Северном Кавказе. Обсуждение проводим на сайте журнала "Политическое образование". Статья носит название: "Военная служба, как фактор воздействия власти на общество. Зачем приравнивать выполнение задач по защите Отечества к тюремному наказанию?": http://www.lawinrussia.ru/node/108538
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
06 мая 2012
Одновременно приглашаем на наш сайт Ассоциации военных политологов: www.milpol.ru
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
07 мая 2012
Продолжаю серию статей о моем практическом опыте решения самых трудных проблем в области проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: http://www.lawinrussia.ru/node/109453
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
08 мая 2012
Предлагаю обсудить новые инициативы Президента России В.В. Путина в сфере военной политики на сайте журнала "Политическое образование": http://www.lawinrussia.ru/node/109678
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
08 мая 2012
Всех заинтересованных лиц приглашаю для обсуждения проблем формирования военной политики, воспитания личного состава, национальной и международной безопасности в мой блог на сайте информационно-аналитического журнала "Политическое образование": http://www.lawinrussia.ru/blogs/aleksandr-perendzhiev
Аватар пользователя А.М.Крайнев
А.М.Крайнев
10 мая 2012
Как-то пропустил я начало дебатов на этой площадке. Ничего, восполним с помощью копирования:) //Надеемся, читателям понятно, что частная собственность в нашей стране защищена Конституцией и государством, и к счастью, никто ее ликвидировать не собирается.// Хм... Понимаю провластно настроенного автора. Но частная собственность - частной собственности - рознь. Может быть собственность ЗАРАБОТАННАЯ СВОИМ ТРУДОМ, а может быть УКРАДЕННАЯ. Основная часть российской частной собственности украдена. И никакая конституция не защищает и не может защитить наворованное. Вся защита наворованного держится на жандармских дубинках, на фальсификациях выборов и на вранье власти через СМИ. Кроме того, совершенно очевидно, что воры и жулики не в состоянии правильно распоряжаться этой украденной собственностью в интересах развития производства, а значит и в интересах общества. Да они в этом и не заинтересованы. Их интерес состоит в том, чтобы пожить пошикарней, чтобы засветиться в журнале "Форбс" и переправить основную часть денег от эксплуатации и реализации наворованного за кордон. А как только жареным запахнет - и самим туда переместиться. Яркие примеры - Березовский и Абрамович. Второй из них до сих пор продолжает сосать деньги из украденной им российской собственности. Поэтому, сегодняшняя власть должна уйти. И если этого не произойдёт в близком будущем, то страна Россия прекратит существование. Останутся лишь попы (всяких мастей), которые лягут под любую власть - что американскую, что китайскую... - и верой:) и "поповской правдой" будут служить новым хозяевам, в целях эксплуатации коренных российских народов и продолжения разрушения российской государственности. Другого пути у России не будет.
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
12 мая 2012
Также обращаю внимание на нашу "нетрадиционную" дискуссию с господином А.М. Крайневым на сайте журнала "Политическое образование" (в комментариях): http://www.lawinrussia.ru/node/100675
Аватар пользователя А.М.Крайнев
А.М.Крайнев
13 мая 2012
Могу поддержать А.Перенджиева в его обозначении помянутой им "дискуссии" как "нетрадиционной". Вся она сводится лишь к попыткам получить от него примеры неописуемого "счастья", которое принесла нашему обществу частная собственность, украденная провластным олигархическим кланом у всего общества. Но, увы, такие примеры А.Перенджиев хранит в строгой тайне...
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
25 мая 2012
Продолжаю разговор на страницах других печатных средств массовой информации: http://nvo.ng.ru/realty/2012-05-25/3_imam.html
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
26 мая 2012
Господину Крайневу М.А. отвечаю. Если Вы здравомыслящий человек, то способны САМИ разобраться и без моей помощи в роли частной собственности в решении социальных проблем общества. Речь, конечно же идет о собственности, принадлежащий малым и средним предпринимателям. Так как крупная частная собственность в большинстве случаев сливается с государственным аппаратом и используется в его интересах. Если Вы не способны этого понять, и для Вас это является секретом... Ну что же? Как говорят французы: "Если человек дурак, то это надолго!"
Аватар пользователя Александр Перенджиев
Александр Перенджиев
24 июня 2012
В настоящее время дал интервью газете "Аргументы Недели" по истории и проблемам российско-польских взаимоотношениях, которое активно комментируют: http://www.argumenti.ru/society/n344/185022
  • 1
  • 2
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц