Версия для печати

ВМС Индии в XXI веке — часть II

Основная задача – парировать рост китайской и пакистанской военной мощи
Новичков Николай Никольский Владислав
Газета «Военно-промышленный курьер» завершает статью, посвященную перспективам индийских военно-морских сил. Рассмотрены авианосные, амфибийные, многоцелевые, патрульные и минно-тральные корабли. «Прибрежная» концепция заменена «океанской». Тем не менее, несмотря на значительные усилия, промышленность пока не может полностью обеспечить ВМС современными оружием и комплектующими национальной разработки.

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.

Газета «Военно-промышленный курьер» завершает статью, посвященную перспективам индийских военно-морских сил. Рассмотрены авианосные, амфибийные, многоцелевые, патрульные и минно-тральные корабли. «Прибрежная» концепция заменена «океанской». Тем не менее, несмотря на значительные усилия, промышленность пока не может полностью обеспечить ВМС современными оружием и комплектующими национальной разработки.

Авианосные силы

В настоящее время в боевом составе имеется один легкий авианосец (АВЛ) Viraat (тип Hermes) с базирующимися на нем самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) Sea Harrier FRS Mk 51 и вертолетами. Корабль вступил в строй в 1959 году и имеет значительный физический износ. В начале 2007 года была сформирована исследовательская группа для изучения возможности продления срока его эксплуатации до 2012-го. Исследовательская группа пришла к заключению, что продление срока эксплуатации до нынешнего года возможно после проведения определенного ремонта в дополнение к обычному периодическому обслуживанию. Необходимость этих работ вызвана отсутствием замены кораблю.

Программа создания собственного авианосца (АВ) ADS является второй по приоритетности после программы по строительству атомных подводных лодок (ПЛА). В 1989 году был объявлен план строительства двух АВЛ водоизмещением около 28 000 тонн и скоростью хода до 30 узлов. АВ этого типа должен был иметь рампу и нести СВВП. Предполагалось, что первый АВ вступит в строй еще в 1997-м. Но от этого плана отказались в середине 1991 года. Комитет по военным расходам предложил флоту разработать проект АВЛ с меньшим водоизмещением и характеристиками, аналогичными характеристикам итальянского АВЛ G. Garibaldi. Новый проект получил название «корабль ПВО».

К началу 2000 года Индия стала ориентироваться на корабль полным водоизмещением более 40 000 тонн и с самолетами обычного взлета (возможно, с трамплина) и посадкой.

В связи с приоритетным финансированием программы ATV было принято решение закупить готовый АВ. Наибольший интерес Индия проявила к российскому авианесущему кораблю (АВК) «Адмирал Горшков» проекта 11434. В 2004 году был подписан контракт на переоборудование этого корабля в АВС по проекту 11430 за 1,5 миллиарда долларов. При этом в 670 миллионов долларов были оценены работы по кораблю, а остальные средства выделялись на авиакрыло (МиГ-29К).

В это же время корабль был переименован в Vikramaditya («Всемогущий»). В 2005-м корабль с использованием 10 понтонов был заведен в наливной бассейн Севмашпредприятия (СМП) и затем поставлен на площадку перед цехом № 50.

В настоящее время на СМП в городе Северодвинске основные работы по корпусной части закончены и корабль планируется к передаче заказчику в декабре 2012 года.

Объем ремонтных работ на корабле значительно превысил согласованную сумму затрат. Это произошло по нескольким причинам: перевод котлотурбинной установки (КТУ) с мазута на дизельное топливо с заменой всех паровых котлов на более совершенные КВГ-3Д (изготовлено восемь для корабля и один – в запас), замена трубопроводов, протяжка 2400 километров кабелей (вместо 700) и демонтаж всех неиспользуемых кабелей, размещение ЗРАК «Каштан» или ЗРК Barak-1 вместо МЗАК АК630, запланированных первоначально, замена практически всего радиотехнического вооружения.

Все это привело к увеличению стоимости работ по кораблю на 1,2 миллиарда долларов. Выросла и цена МиГ-29К из-за новой авионики (требование индийской стороны).

В настоящее время Индии поставлено 16 многоцелевых истребителей (МЦИ) МиГ-29К (12 боевых и 4 учебно-боевых самолета), а также комплекс технических средств подготовки и обучения летного и инженерно-технического персонала. Ведется строительство следующих 29 МиГ-29К в соответствии с дополнительным контрактом, подписанным с Индией в марте 2010 года.

По мнению большинства экспертов, новый АВС программы ADS проекта 71 Vikrant скорее всего будет являться развитием проекта 11430 с полным водоизмещением более 45 000 тонн. Вместе с тем ряд экспертов сомневаются в создании нового АВ с трамплином, а не с катапультами. Во всяком случае информация о характеристиках нового АВС Индии и сроках его постройки многими экспертами считается недостаточно достоверной. Хотя все они уверены, что строительство АВС проекта 71 ведется, а сроки окончания его постройки точно не определены – вероятно, не позднее 2017-го. В долгосрочных планах имеется и намерение построить второй АВС этого типа.

Амфибийные силы

ДК. В составе ВМС на начало 2012 года имеются один десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) Jalashwa (бывший Trenton LPD-14 ВМС США) и 10 танкодесантных кораблей (ТДК) двух типов: Magar – пять единиц, Sharabh (проект 773 польской постройки) – пять единиц. Корабли типа Magar были созданы на базе ДК типа Sir Lancelot ВМС Великобритании.

Покупка в США выведенного из состава ВМС ДВКД Trenton LPD-14 означает резкий поворот в развитии амфибийных сил ВМС Индии от «прибрежной» концепции к «океанской». Теперь ударная сила авианосной многоцелевой группы (АМГ) будет подкрепляться мощью амфибийной группы во главе с ДВКД на всю глубину Индийского океана. Эксперты ожидают развертывание программы создания ДВКД (строительство или закупка).

ДКА. В настоящее время в составе ВМС имеется восемь десантных катеров типа LCU, но они ограниченно могут применяться как десантно-высадочные средства (ДВС) ДВКД. Можно ожидать начала строительства (или закупки в других странах) новых ДКА класса LCM, LCU и, возможно, LCAC, приспособленных для использования в качестве ДВС ДВКД.

Многоцелевые силы

ЭМ. К концу 2011 года в боевом составе ВМС находилось пять ЭМ типа Rajput (проекта 61MЭ) советской постройки и три ЭМ типа Delhi (проекта 15) национальной постройки. При проектировании ЭМ типа Delhi в качестве прототипа был использован ЭМ Rajput. Надо отметить, что новые корабли получились достаточно мощными, а внешний вид их весьма элегантен. Все ЭМ проходят модернизацию по усилению ПВО и УРО.

Так, на ЭМ вместо части малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов (МЗАК) размещается ЗРК Barak-1. На первых трех ЭМ проекта 61МЭ ПКР типа П-20М заменяются на ПКР BrahMos PJ-10 в наклонных ПУ в носу. На двух последних ЭМ этого проекта – D54 и D55 – ПКР BrahMos PJ-10 размещаются в вертикальных пусковых установках (ВПУ) 3С-14Э вместо кормовой ПУ ЗРК «Волна-М», а взамен двух МЗАК АК630 размещается ЗРК Barak-1 (пока только на одном корабле).

Такая глубокая модернизация говорит о том, что последние два ЭМ этого проекта останутся в боевом составе и после 2020 года. Вероятно, в процессе модернизации на ЭМ проекта 15 ПКР «Уран-Э» будут заменены на ПКР BrahMos PJ-10.

Для замены первых трех ЭМ проекта 61МЭ строится три ЭМ типа Kolkata (проекта 15А). Корабли отличаются от своего прототипа архитектурой, в которой учтены требования технологии обеспечения малозаметности «Стелс», размещением ПКР BrahMos PJ-10 и ЗУР в ВПУ. В качестве основного ЗРК принят ЗРК Barak-2, а для самообороны на последнем рубеже размещен ЗРК Barak-1.

ФР. Если ЭМ имеют в качестве прототипа корабли СССР, то первые ФР ВМС Индии национальной постройки являются развитием кораблей этого класса ВМС Великобритании. Первые ФР типа Himgiri (в настоящее время три единицы в строю) практически полностью копировали английские ФР типа Leander. Последующие три ФР типа Godavari (проекта 16), сохраняя общие черты с первыми ФР, представляют собой значительно более крупные корабли со всеми видами оружия. Наиболее совершенные из них – корабли второй серии – три ФР типа Brahmaputra (проекта 16A).

А самыми современными являются три ФР типа Talwar (проекта 11356) российской постройки. Корабли несут самое совершенное оружие: ПКР Club-N в ВПУ 3С-14Э, ЗРК «Штиль-1/Ураган» и два ЗРАК «Каштан/Кортик».

Индийским ВМС эти корабли понравились, в связи с чем был размещен заказ еще на три ФР этого проекта второй серии в России. Их строительство началось в 2007–2008 годах в Калининграде, первый ФР был запланирован к передаче заказчику 27 апреля (азета «Военно-промышленный курьер» недавно писала об этом – http://vpk-news.ru/news/684/.Прим. ред.). Второй корабль намечено сдать в конце текущего года, а третий – в 2013-м.

Сумма контракта на три ФР второй серии составила 1,6 миллиарда долларов. Эти фрегаты будут иметь большее водоизмещение (примерно на 200–250 тонн).

В конце 2011 года в состав ВМС вошли три ФР типа Shivalik (проекта 17). Этот корабль был разработан на базе ФР проекта 11356 при технической помощи России (Северного проектно-конструкторского бюро) и канадской компании CAE. В качестве ГЭУ применяется дизель-газотурбинная установка (ДГТУ) с газотурбинным двигателем (ГТД) LM2500 и дизельным двигателем (ДД) французского типа.

В дальнейшем предполагается постройка еще семи ФР проекта 17А. В середине ноября 2006 года командование ВМС Индии направило предложение девяти компаниям из Франции, Италии, России, Южной Кореи, Испании и США на заключение контракта стоимостью около 6,6 миллиарда долларов (по другим данным, около восьми) на закупку одного и лицензионное производство шести ФР на индийских ССЗ.

В 2007 году Россия предложила Индии экспортную версию ФР проекта 22350 в рамках тендера на строительство семи единиц.

ВМС Индии к 2020 году будут иметь до пяти ЭМ и 16 ФР, оснащенных ВПУ 3С-14Э, из которой возможен запуск КРМБ, ПКР и ПЛУР. То есть более 20 боевых надводных кораблей (БНК) могут наносить удары КРМБ по наземным целям (НЗЦ). Поскольку ПКР BrahMos PJ-10 фактически является универсальным ракетным комплексом (РК), то все БНК с комплексом BrahMos способны поражать НЗЦ.

КРВ. В 2002 году завершена программа строительства восьми КРВ типа Khukri (четыре – проекта 25 и четыре – проекта 25A).

Однако КРВ этих типов, вероятно, не полностью удовлетворяют современным требованиям из-за отсутствия противолодочных возможностей, ангара для вертолета и малоэффективной ПВО. В связи с этим в 2007 году началось строительство серии новых КРВ проекта 28. Пока предполагается построить четыре единицы (есть планы позже построить еще восемь). Эти корабли имеют полное водоизмещение 2500 тонн, ПКР в ВПУ, ЗРК, ГАК и ангар для вертолета Ка-28. Их скорее можно отнести к малым ФР.

Патрульные силы

ПК. В составе ВМС имеется шесть ПК типа Sukanya (три построены в Южной Корее). В ближайшее время предполагается начать строительство и новых ПК (до четырех единиц) полным водоизмещением 2200–2300 тонн по программе PSON.

БКА. Ранее развитию ракетных катеров (РКА) в ВМС Индии уделялось значительное внимание и на них возлагались задачи непосредственно в прибрежной зоне. В настоящее время в боевом составе имеется 35 БКА, из которых 12 РКА проекта 1241РЭ (модификация 12411Т ВМФ СССР). Остальные являются патрульными катерами (четыре – проекта 1241ПЭ, восемь – типа SDB Mk3/5, семь – типа Nicobar и семь – типа Super Dvora). Существует вялотекущая программа замены старых ПКА на новые, однако наращивания численности ПКА не планируется.

Минно-тральные силы

Основу минно-тральных сил (МТС) составляют тральщики, построенные в СССР. На конец 2011 года в боевом составе осталось восемь морских тральщиков (МТЩ) типа Pondicherry (проекта 266МЭ). Дальнейших планов развития кораблей противоминной обороны (ПМО) пока нет, но МТС быстро стареют и, вероятно, в ближайшее время появится программа их обновления.

Есть проблемы

Надо отметить, что индийская кораблестроительная промышленность в начале XXI века превратилась в достаточно развитую отрасль. Но вместе с тем ее возможности пока весьма ограниченны из-за сравнительно слабого развития гражданского судостроения и недостаточного развития отраслей, поставляющих комплектующие. Большие трудности вызывает и освоение новых технологий, что ведет к увеличению сроков постройки кораблей по сравнению с ведущими странами мира в полтора-два раза.

Кораблестроение частично обеспечено отечественными комплектующими, но почти все они производятся по лицензиям и являются иностранными разработками 70–80-х годов. Уровень ракетного и минно-торпедного оружия пока соответствует уровню развития ведущих стран мира в 80–90-х годах. Большие надежды здесь возлагаются на совместные программы создания новых образцов вооружения (например программа BrahMos). Промышленность пока не может полностью обеспечить ВМС современной радиоэлектронной техникой (РЛС, средства связи). Аналогичная ситуация и с судовым энергетическим оборудованием. Практически все производимые в Индии энергетические установки изготавливаются по лицензии. Качество производства ГЭУ тоже вызывает нарекания. Так, для трех ЭМ проекта 15А Индия заказала гребные валы в России на ССЗ «Балтийский завод», так как качество валов собственного производства не устраивает.

В последние годы (после 2002-го) Индия начала экспортировать ПК и ПКА, но общий объем экспорта незначителен.

Владислав Никольский,
доктор технических наук, профессор
Николай Новичков,
кандидат технических наук


ДК – десантный корабль

ДКА – десантный катер

ЭМ – эсминец

ФР – фрегат

КРВ – корвет

ПК – патрульный корабль

БКА – боевой катер

Опубликовано в выпуске № 16 (433) за 25 апреля 2012 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя lenta
lenta
26 апреля 2012
Потрясающая статья... хватило ровно на три абзаца...
Аватар пользователя lenta
lenta
26 апреля 2012
Потрясающая статья... хватило ровно на три абзаца...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц