Версия для печати

Курс на возрождение флота

Карнозов Владимир
Планомерное увеличение гособоронзаказа и беспрецедентный рост экспорта продукции отечественных судостроителей дают надежду на восстановление России в статусе великой морской державы. Выбранный командующим ВМФ РФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым курс выводит военных моряков и кораблестроительную промышленность страны из зоны бедствия к берегам стабильности. Это главное, что показал Международный военно-морской салон (МВМС) в г. Санкт-Петербурге 29 июня - 3 июля 2005 г.

Адмирал флота Владимир Куроедов.
Иллюстрация www.vpk-news.ru


ЭКСПОРТ ПОМОГАЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ БОЕВОЙ МОЩИ ВМФ РОССИИ


Планомерное увеличение гособоронзаказа и беспрецедентный рост экспорта продукции отечественных судостроителей дают надежду на восстановление России в статусе великой морской державы. Выбранный командующим ВМФ РФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым курс выводит военных моряков и кораблестроительную промышленность страны из зоны бедствия к берегам стабильности. Это главное, что показал Международный военно-морской салон (МВМС) в г. Санкт-Петербурге 29 июня - 3 июля 2005 г.
{{direct_hor}}
Второй по счету морской салон на территории "Ленэкспо" привлек 352 фирмы, в том числе 56 зарубежных из двадцати иностранных государств. А у причальной стенки Морского вокзала северной столицы пришвартовались "экспортно-ориентированные" корабли: эсминец "Настойчивый" (проект 956), подводная лодка "Санкт-Петербург" (типа "Лада", проект 677) и десантный корабль на воздушной подушке типа "Зубр".

Состав "натурных экспонатов" неслучаен: лучше всего на мировом рынке продаются те корабли, что стоят на вооружении страны-экспортера. "Прежде чем купить, инозаказчики задают вопрос: есть ли предлагаемый продукт на вооружении Вооруженных Сил России? Это главный вопрос", - утверждал заместитель главнокомандующего ВМФ России Михаил Захаренко на пресс-конференции 29 июня.

Российский флот обладает налаженной системой контроля качества, отработки общекорабельных систем и комплексов вооружения, собственной школой обучения иностранных экипажей. "У нового образца военно-морской техники практически нет шансов получить заказы на международном рынке, если он не прошел апробацию на российском флоте. ВМФ России как система ОТК и проверки качества является ключевым элементом продвижения продукции отечественной судостроительной промышленности на экспорт. Какие бы военно-морская техника и вооружение ни разрабатывались конструкторами и ни строились промышленностью, ее испытания проводит Военно-морской флот. Он также производит обучение экипажей страны-заказчика перед сдачей заказанного им корабля".

Тему продолжил заместитель начальника вооружения ВС РФ Александр Рахманов: "Перед сдачей вновь построенных кораблей заказчикам из других стран они сначала проходят апробацию в ВМФ России. Поэтому любой экспортный контракт, особенно на корабль нового проекта, делает вклад в развитие отечественного ВМФ". Вот почему МО РФ заинтересовано в показе на международных салонах последних достижений и общих возможностей российской промышленности и военной науки страны, продолжил Рахманов.

По данным ФГУП "Рособоронэкспорт", за прошедшие полвека было экспортировано более двух тысяч надводных кораблей основных классов, подводных лодок, патрульных и ракетных катеров постройки отечественных верфей. А по поставкам катеров наша страна обошла все крупнейшие судостроительные державы мира, включая США, Великобританию, Францию и Германию.

Нынешний год обещает стать переломным для структуры российского военного экспорта. Глава делегации "Рособоронэкспорта" на МВМС-2005, заместитель генерального директора Владимир Пахомов сказал, что доля военно-морской техники в общем объеме поставок по ВТС возрастет с 24% в прошлом году до 51% в 2005-м. С учетом того, что ежегодный военный экспорт страны стабилизировался между 5 и 5,5 млрд. долл., получается, что в этом году иностранные государства получат российской военно-морской техники и вооружения более чем на 2,5 млрд. долл.

Конечно, определяющим для развития флота и промышленности является не экспорт, а гособоронзаказ. И в последние два года он впервые за новейшую историю России превысил объемы ВТС. В 2005 г. гособоронзаказ составляет 183 млрд. руб. При этом флот получает не менее четверти: адмиралу Куроедову удалось найти весомые аргументы, убедившие руководство страны уделить повышенное внимание программам ВМФ РФ.

Сегодня только США и Россия способны строить боевые корабли всех классов, что определяется общим уровнем развития науки, проектных и судостроительных технологий, наличием производственной базы, высококвалифицированных кадров и многолетнего опыта. Однако состояние экономики России не позволяет "делать все сразу".

"За последнее время военно-морской флот привык жить по средствам, разумно тратить средства, исходя из стоящих перед ним задач. Главкомом, органами военного управления, Военно-морской академией и институтами МО РФ проведен глубокий анализ состояния флота и реальных ассигнований, которые выделяются Министерством обороны на флот. Были приняты соответствующие решения. С учетом значительного сокращения боевого состава флота по кораблям ближней и дальней морской зоны мы приступили к строительству корветов для немедленного пополнения состава флота кораблями ближней морской зоны".

Эти слова сказал журналистам бывший начальник управления кораблестроения ВМФ России Анатолий Шлемов, который ныне является начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники МО РФ. Согласно последним организационным изменениям система заказов новой техники по линии военного ведомства перешла под руководство заместителя министра обороны по вооружению.

МО РФ определило приоритеты и последовательность действий по надводным кораблям основных классов. "Замысел командования ВМФ, поддержанный флотской наукой, - последовательное создание головных кораблей: сначала корвет, затем фрегат, потом эсминец и далее авианосец". Порядок определен задачами и потребным финансированием: продвигаясь от малого корабля к более крупным, промышленность и флот будут последовательно выполнять общую программу НИОКР по новым морским вооружениям. "Часть отработанного на корвете пойдет на фрегат, затем эсминец и так далее", - говорит Шлемов.

Головной корвет проекта 20380 "Стерегущий" (водоизмещением около 2000 т) строится на ОАО "Северная верфь". Он будет спущен на воду в этом году и сдан флоту в следующем. "Стерегущий" станет первым крупным надводным кораблем, задуманным, спроектированным и построенным в новой России. Затем последуют корабли дальней морской зоны. Фрегат построят к 2010 г., еще через пару лет - эсминец. К 2015 г. планируется завершить НИОКР по авианосцу и приступить к его строительству.

"Создание головного корабля предполагает последующий запуск серийного строительства", - говорит Шлемов. Однако пока вопрос принципиально решен только по корветам. Владимир Куроедов оценил потребность флота в двадцать таких кораблей. Но морякам еще предстоит отстоять свое приоритетное положение в структуре заказов МО РФ, без чего массовая постройка новых кораблей останется несбыточной мечтой. Наверное, Владимиру Ивановичу придется не раз отстаивать перед руководством страны и Минобороны необходимость приоритетного финансирования флотских программ.

"Сегодня на разных судостроительных заводах строятся 32 корабля и судна различных классов, из них 11 - в Санкт-Петербурге, - продолжает Шлемов. - В основном благодаря коллективам этих предприятий и их руководителям за тяжелейшие десять лет у нас сохранились судостроительная промышленность и наука. Сегодня они достаточно эффективно развиваются. Это поддерживает интерес к нашему кораблестроению со стороны стран-импортеров, таких как Индия, Китай, Вьетнам и Индонезия и даже некоторых европейских государств. Например, Греции, которая, являясь членом НАТО, покупает наши корабли".

Кораблестроение - одна из самых сложных отраслей экономики. По словам Шлемова, стране следует развивать ВТС, прежде всего исходя из интересов собственных ВС. "Экспортные контракты отдавать на те предприятия, которые исполняют государственный заказ, чтобы они работали эффективно. Это задача агентства по промышленности и "Рособоронэкспорта". Тогда прибыль от экспорта пошла бы на развитие флота, науки, промышленности, освоение строительства новых кораблей разных классов".

Если корвет задуман как некий "переходный" проект, минимизированный по стоимости в строительстве и эксплуатации при заданных ТТХ, то новый фрегат призван произвести прорыв в военном кораблестроении. Предполагается использование архитектуры "стелс", модульной конструкции и вертикальных пусковых установок. По степени совершенства он существенно превзойдет весьма современные и неплохо продаваемые сегодня корабли аналогичного водоизмещения (порядка 4000 т) типа Talwar проекта 1135.6 постройки "Балтийского завода".

Проектирование фрегата ведет "Северное ПКБ", а АСУ корабля и локальную систему управления его силовой установкой разрабатывает ФГУП НПО "Аврора". От индийского прототипа новый фрегат унаследует некоторые системы. Скорее всего, на первые корабли поставят проверенные временем украинские силовые установки "Зоря" - "Машпроект". Однако серийные фрегаты могут получить газовые турбины российского производства.

Сегодня практически все газовые турбины на отечественных кораблях - украинской сборки. Но в ходе МВМС-2005 "Кировский завод", "Аврора" и НПО "Сатурн" подписали соглашение по созданию судовых газотурбинных установок, которые в перспективе заменят изделия "Зоря" - "Машпроект" на кораблях Российского флота. В Санкт-Петербурге будут выпускаться редукторы и системы управления, а сами турбины - в Рыбинске. Первыми станут М70ФРУ (14000 л.с.) и М75РУ (7000 л.с.) для ракетных катеров "Молния" и десантных кораблей "Зубр". Первую установку флот рассчитывает получить в следующем году. Возможно, российские предприятия успеют создать подходящие турбины для фрегата и эсминца к началу их серийного выпуска.

Предположительно основным вооружением нового фрегата станет универсальный ракетный комплекс "Калибр" - российский вариант системы "Club", уже установленный на трех индийских корабля. Завершается создание новой ракеты 3М-14Э, предназначенной для поражения наземных объектов. Она дополнит противокорабельную (3М-54Э) и противолодочную (91РЭ). Точное наведение обеспечивается активной радиолокационной головкой АРГС-14Э разработки "Радар-ММС" с дополнительным режимом, использующим технологию синтезированной апертуры. Отработка алгоритмов наведения и траекторного управления ведется на летающей лаборатории Ил-114, к которой скоро присоединится вертолет "Ансат".

Строительство головного фрегата ожидается в течение ближайших двух лет. Анатолий Шлемов говорит, что итоги конкурса между судостроительными заводами подведут в сентябре. Заявки подали "Северная верфь", Севмашпредприятие" и "Янтарь", а "Балтийский завод" снял свое предложение. "Выбор завода - многокритериальная задача, среди критериев есть экономические и технические, а также подготовка производства", - говорит собеседник "ВПК". Ориентировочная сметная стоимость корабля с полной комплектацией в реальных внутренних ценах оценивается в 9 млрд. руб.

С определением перспектив по надводным кораблям ВМФ России в целом завершил работу по долгосрочному планированию НИОКР по своему будущему составу. Получается, что основу мощи Российского флота продолжат составлять подводные ракетные крейсера стратегического назначения. В этом направлении ставка делается на проект 955 с БРПЛ "Булава". Строительство головного корабля "Юрий Долгорукий" завершается на северодвинском "Севмашпредприятии". Достраивается и многоцелевая атомная ПЛ "Северодвинск" проекта 885. В целом, атомные ПЛ продолжат играть доминирующую роль в российском флоте, обеспечивая паритет нашего государства с США, Великобританией, Францией и, в перспективе, с Китаем, который начал строительство собственных АПЛ.

На Балтике и Черном море, где атомоходы не оправданы, ставка делается на надводные корабли типа "корвет" и дизель-электрические подводные лодки. По последним руководство флота тоже определилось: за основу берется проект 677 "Лада". Головная лодка "Санкт-Петербург" впервые демонстрировалась на МВМС-2005. В госзаказе на 2005 г. выделено финансирование на вторую лодку, закладка которой ожидается этим летом. По мнению специалистов, экспортные варианты "Амур-950" и "Амур-1650" будут пользоваться на мировом рынке не меньшим успехом, чем строящиеся сегодня серийно лодки проектов 636 и 877.

Твердая и понятная линия руководства ВМФ России с четкой ориентацией на отечественные технологии и промышленность провела Российский флот через неспокойное время перемен. Она также очертила ясную перспективу для кораблестроительной промышленности, создала хорошие условия для развития экспорта. В результате скоординированных действий ВМФ России, "Рособорнэкспорта" и других государственных институтов, судостроительной науки и промышленности отечественная военно-морская техника вновь вступает в период интенсивного развития. Несколько отстав в кризисные 90-е гг., в новом веке судостроители сделали мощный рывок, оставив позади авиастроительные фирмы, которые слишком увлеклись дружбой с импортными комплектаторами и многочисленными модернизационными проектами. В отличие от авиаторов, моряки не стали распыляться на многочисленные программы модернизации, а сосредоточили усилия на развитии отечественной базы и нового поколения оружия. Уже сегодня флот имеет головные корабли новых проектов, которые способны привлечь финансовые ресурсы инозаказчиков в виде контрактов на строительство экспортных вариантов. Таким образом, средства, получаемые от ВТС, помогут освоению серийного строительства этих новых кораблей как для наших союзников и партнеров, так и для Российского флота.

Владимир КАРНОЗОВ
Санкт-Петербург - Москва

Опубликовано в выпуске № 24 (91) за 6 июля 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...