Версия для печати

Кабул обнадеживают, Москву успокаивают

Итоги форума в главном городе штата Иллинойс
Ведищев Владимир
В Чикаго 21 мая завершился двухдневный саммит НАТО. На крупнейшую в истории блока 25-ю встречу глав государств и правительств собрались первые лица 28 стран-участниц и 13 стран – партнеров Организации Североатлантического договора. Как и ожидалось, главной в повестке дня стала ситуация в Афганистане. Также рассматривались темы противоракетной обороны (ПРО), глобальных перспектив альянса и ответов на актуальные вызовы.

В Чикаго 21 мая завершился двухдневный саммит НАТО. На крупнейшую в истории блока 25-ю встречу глав государств и правительств собрались первые лица 28 стран-участниц и 13 стран – партнеров Организации Североатлантического договора. Как и ожидалось, главной в повестке дня стала ситуация в Афганистане. Также рассматривались темы противоракетной обороны (ПРО), глобальных перспектив альянса и ответов на актуальные вызовы.

По результатам переговоров приняты следующие официальные документы: декларация по Афганистану (Chicago Summit Declaration on Afghanistan, в СМИ часто называемая итоговой), декларация по заседанию 20 мая (Chicago Summit Declaration issued 20 May 2012), декларация «На пути к силам НАТО 2020 года» (Summit Declaration on Defence Capabilities: Toward NATO Forces 2020), обзор по проблемам сдерживания и обороны (Deterrence and Defence Posture Review).

Трансформация усилий по Афганистану

Афганские события – лейтмотив встречи. Если в первый день саммита три главные темы – Афганистан, актуальные вызовы, партнерство – обсуждались, пожалуй, в равной степени, то второй день был посвящен выводу войск НАТО из «сердца Азии».

Блок подключился к афганской операции США в 2002 году, выполняя свои союзнические обязательства после терактов в Нью-Йорке и американской столице 11 сентября 2001 года. Альянс расценил их как военное нападение на Соединенные Штаты и впервые в истории ввел в действие пятую статью Вашингтонского договора о коллективной обороне (она гласит, что нападение на любую из стран альянса автоматически рассматривается как агрессия против всех государств – членов НАТО).


Коллаж Андрея Седых

Вывод войск. Как отмечается в итоговой декларации, НАТО передаст ответственность за обеспечение безопасности в Афганистане местным силовикам к середине 2013 года. Полный вывод находящихся под командованием альянса подразделений, численность которых – 130 тысяч военнослужащих, завершится до конца 2014 года. В документе подчеркивается, что передача ответственности за безопасность в Исламской Республике Афганистан национальным вооруженным силам является необратимой.

С 2014 года главное внимание НАТО намеревается направить на подготовку военных кадров и сотрудников подразделений охраны порядка ИРА. Решение данной задачи возложат на группы советников. Как подчеркивается в декларации, миссия альянса в Афганистане не будет носить боевой характер.

Финансовая помощь. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен отметил, что нынешний саммит возглавляемой им организации не был «конференцией доноров для Афганистана». Между тем участники чикагского форума одобрили предложенный США план финансовой помощи этой стране. На нужды национальных вооруженных сил ИРА планируется ежегодно выделять 4,1 миллиарда долларов. Американцы собираются направлять по 2,3 миллиарда долларов в год, остальную часть суммы – их союзники по НАТО и страны Персидского залива. В частности, Великобритания выразила готовность перечислять нынешнему кабульскому режиму 100 миллионов долларов, Италия – 120, Канада – 110, Австралия – 100, Турция – 20. От Франции, которая заявила о желании вывести своих военных из Афганистана уже к концу нынешнего года, а не двумя годами позже, ожидают ежегодный взнос в размере 200 миллионов долларов. Еще 20 миллионов будет давать афганским вооруженным силам Пакистан.

Транзит. Кроме того, на саммите обсуждался вопрос о транзите грузов для сил НАТО в Афганистане через территорию Пакистана. Как сообщил президент США Барак Обама, который провел короткую встречу на форуме со своим пакистанским коллегой Асифом Али Зардари, в переговорах между Вашингтоном и Исламабадом по этому вопросу достигнут определенный прогресс.

Пакистанский (южный) маршрут снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ, ISAF – International Security Assistance Force) остается закрытым с ноября 2011 года после ошибочного удара американских беспилотников по блокпостам армии Пакистана близ границы с Афганистаном, где погибли 24 военнослужащих. Транзит через пакистанскую территорию приобретает особую значимость для НАТО в условиях планируемого вывода из Афганистана 130-тысячного контингента ИСАФ.

По имеющейся информации, американо-пакистанские переговоры о возобновлении перевозок по южному маршруту уперлись в финансовую сторону вопроса. Исламабад настаивает на выплатах по пять тысяч долларов за каждый перевезенный контейнер, что почти в 30 раз дороже, чем до перекрытия коммуникации. Вашингтон в свою очередь считает запрашиваемую цену неприемлемой. Вдобавок Пакистан по-прежнему требует официальных извинений от США за гибель своих солдат.

Ответ на вызовы XXI века

Коллективная оборона. Страны – члены НАТО продолжат сохранять и развивать военный потенциал альянса, который необходим для выполнения ключевых задач по обеспечению коллективной обороны, управлению кризисными ситуациями и сотрудничеству в сфере безопасности.

«Мы должны выполнить эту задачу в условиях, когда приходится иметь дело с острым финансовым кризисом и реагировать на меняющиеся геостратегические вызовы», – указывается в декларации саммита. Лидеры стран – членов НАТО «признают необходимость более сильной и более действенной европейской обороны и приветствуют усилия Евросоюза по укреплению своего потенциала с целью решения общих проблем в сфере безопасности».

«Успехи наших сил в Ливии, Афганистане, на Балканах, а также в борьбе с морским пиратством являются яркой иллюстрацией того, что НАТО по-прежнему не имеет себе равных в способности развертывать и поддерживать военную мощь для обеспечения безопасности населения наших стран и содействия международному миру и безопасности», – подчеркивается в документе саммита.

Объявлено о намерении создать неядерные силы, способные действовать на стратегическом удалении, в том числе и за пределами территории стран, входящих в альянс. В разделе документа по обычным силам и средствам обороны говорится, что они должны быть современными, гибкими и совместимыми, чтобы их можно было применять в самых различных обстоятельствах, включая, если потребуется, боевые действия высокой интенсивности.

Еще одна задача неядерных сил и средств – содействовать отражению таких будущих вызовов для безопасности, как кибератаки, терроризм, нарушение критически важных путей снабжения, а также распространение оружия массового уничтожения. Союзники по НАТО полны решимости быть готовыми к согласованным действиям где бы то ни было – на территории альянса и за ее пределами.

Составители обзора по проблемам сдерживания и обороны напоминают, что неядерные силы и средства каждая из стран – членов НАТО выставляет самостоятельно. Поэтому все должны предоставлять адекватные ресурсы своим вооруженным силам, чтобы те обладали требуемыми характеристиками вне зависимости от нынешних и возможных будущих финансовых затруднений. Упоминаются в обзоре сотрудничество и контакты с вооруженными силами стран – партнеров НАТО. Это может иметь более широкий стабилизирующий эффект и содействовать предотвращению конфликтов, полагают в Североатлантическом альянсе.

Совместная инфраструктура и наблюдение. Участники форума в Чикаго зафиксировали начало работ по развертыванию современной системы наземного слежения (Alliance Ground Surveillance) для более эффективного выполнения операций, а также намерение продолжить патрулирование воздушного пространства стран Балтии на постоянной основе.

Помимо этого, подписано соглашение о приобретении пяти беспилотных летательных аппаратов разведывательного назначения для совместного использования государствами альянса. Данный проект стал одним из ведущих в рамках новой концепции НАТО по закупкам военной техники так называемой умной обороны (Smart Defense). Она предусматривает объединение средств стран – членов блока с целью получения и совместного применения новейших образцов ВВТ, которые многие натовские государства не могут позволить себе купить и эксплуатировать в одиночку.

Глобальное партнерство

Несмотря на то, что на саммите не было принято решений о расширении альянса, его участники подтвердили перспективы вступления в НАТО Боснии и Герцеговины, Грузии, Македонии и Черногории, получивших статус стран-аспирантов (термин, применяемый к тем государствам, которые уже получили План действий по членству и демонстрируют прогресс в его выполнении). Кроме того, в итоговой декларации саммита отмечается, что НАТО поддерживает интеграцию Сербии в евро-атлантические институты.

В одной из деклараций содержится призыв к Москве придерживаться своих обязательств от 12 августа и 8 сентября 2008 года в отношении Грузии: «У нас продолжает вызывать беспокойство наращивание военного присутствия России на грузинской территории, и мы вновь призываем Россию обеспечить свободный доступ туда гуманитарной помощи и международных наблюдателей».

Отношения с Россией

ПРО. Сегодня Североатлантический альянс склонен в основном отождествлять партнерство с нашей страной с помощью, оказываемой Российской Федерацией в Афганистане. Переговоры по ПРО фактически топчутся на месте, а принятие Грузии в альянс не отметается. Например, о приверженности НАТО сотрудничеству с Россией в области ПРО в одной из деклараций саммита сказано следующее: «Учитывая наши общие интересы в сфере безопасности с Россией, мы остаемся приверженными сотрудничеству в области противоракетной обороны, основанному на взаимном доверии».

В качестве примера успешного взаимодействия в НАТО называют проведенные в марте совместные компьютерные учения в Германии по проекту противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД). В декларации также отмечен прогресс по ПРО, достигнутый усилиями Совета Россия – НАТО (СРН): «Мы стремимся понять, как системы противоракетной обороны НАТО и России могут работать вместе на благо европейской безопасности. С нетерпением ожидаем создания предложенного совместного центра обработки данных (Missile Data Fusion Centre) и центра планирования операций (Planning Operations Centre)». Речь идет об учреждении совместных центров, о чем говорилось на рабочем заседании СРН в Берлине в минувшем году.

Подчеркивается, что развертываемая НАТО система ПРО не направлена против России и не несет угрозы ее стратегическим оборонным возможностям, а призвана защитить альянс от потенциальных угроз, исходящих извне евро-атлантической зоны. «Мы сожалеем о периодических заявлениях России о возможных мерах с ее стороны, направленных против системы ПРО НАТО, но одновременно приветствуем готовность России продолжить диалог с целью достижения соглашения, закладывающего основу будущему сотрудничеству в сфере противоракетной обороны», – отмечают в альянсе.

ДОВСЕ. Россия ввела мораторий на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в 2007 году, обосновав это тем, что некоторые члены НАТО либо не присоединились к данному соглашению, либо его не ратифицировали, либо не выполняли условий, сформулированных в документе. В ноябре 2011 года Организация Североатлантического договора прекратила передачу Москве сведений в рамках обмена информацией, предусмотренного режимом ДОВСЕ.

Ныне альянс готов сделать шаг назад, если Россия вновь будет полностью выполнять предписанные договором обязательства. «Мы остаемся приверженными контролю за обычными вооружениями. Партнеры НАТО по ДОВСЕ напоминают, что решения, принятые ими в ноябре 2011 года, об отказе выполнения ряда положений договора в отношении России могут быть пересмотрены, если РФ будет вновь полностью выполнять его требования», – утверждается в одной из деклараций саммита.

Отмечается, что НАТО и его партнеры по ДОВСЕ продолжат выполнять все предусмотренные в рамках договора обязательства в отношении других его участников. Кроме того, в НАТО указали, что намерены соблюдать, усиливать и совершенствовать режим контроля (за обычными вооружениями) в Европе, основываясь на ключевых принципах и обязательствах. Члены альянса заявили о том, что открыты для идей в этом направлении.

Декларация стратегического партнерства. НАТО готово к установлению стратегического партнерства с Россией. «Сотрудничество между Россией и НАТО имеет стратегическое значение для всеобщего мира, стабильности и безопасности. Мы по-прежнему готовы к созданию совместно с Россией долгосрочного мира на евро-атлантическом пространстве. Мы хотим видеть подлинное стратегическое партнерство между Россией и НАТО», – говорится в итоговой декларации саммита.

Участники саммита отмечают, что Россия и НАТО имеют общие интересы в области безопасности, а также сталкиваются с общими вызовами: «Мы ценим важную роль, которую сегодня играет Совет Россия – НАТО в качестве форума для откровенного и честного политического диалога, в том числе по тем вопросам, где у нас сохраняются разногласия, и развития нашего взаимодействия».

По мнению стран – членов НАТО, сотрудничество с Россией по афганской проблеме, в частности соглашение о транзите грузов для войск ИСАФ, совместное обучение сотрудников антинаркотических служб Афганистана и других государств Центральной Азии, а также Пакистана, трастовый фонд по содействию в подготовке техперсонала и поставке запчастей для обслуживания вертолетов являются примером совместной готовности к построению мира и упрочению стабильности в регионе. В документе отмечается успешный опыт в сотрудничестве альянса с Россией в области противодействия терроризму, а также пиратству в районе Африканского Рога.

«Мы с нетерпением ждем укрепления доверия и взаимной прозрачности с Россией в таких областях, как вопросы обороны, стратегия, доктрины, военное строительство, в том числе нестратегических ядерных вооружений в Европе, военные учения, контроль над вооружениями и разоружение», – отмечается в документе.

В то же время в декларации указывается, что в отношениях между Россией и НАТО сохраняются разногласия: «Позиции России и НАТО различаются по ряду вопросов. Существует необходимость углубления доверия, взаимной прозрачности и предсказуемости для того, чтобы в полной мере реализовать потенциал Совета Россия – НАТО. В рамках совета мы намерены поднять беспокоящий членов НАТО вопрос об озвученных Россией намерениях размещения войск вблизи границ альянса».

ТЯО. Россию призывают начать процесс сокращения тактического ядерного оружия (ТЯО). Обращение завуалировано использованием термина «нестратегические ядерные вооружения». Идея вписана в контекст рассуждений о стремлении к более безопасному для всех миру и созданию условий для мира без ядерного оружия. Согласно документам в НАТО настроены на то, чтобы обмениваться идеями в области транспарентности и укрепления доверия с Россией в Совете Россия – НАТО с целью лучшего взаимного понимания позиций НАТО и России по нестратегическим ядерным силам в Европе и выработки подробных предложений в данной области. НАТО готово рассмотреть дальнейшее сокращение своих потребностей в нестратегических ядерных вооружениях, приданных альянсу, в контексте взаимных шагов со стороны России с учетом более крупных российских запасов нестратегических ядерных вооружений в евро-атлантической зоне.

Совет НАТО намерен поручить теперь соответствующим комитетам дополнительно рассмотреть, что альянс ожидал бы видеть в плане взаимности со стороны России для существенного сокращения приданных НАТО нестратегических ядерных вооружений передового базирования. «Кроме того, союзники поддерживают и ободряют США и Российскую Федерацию, чтобы они продолжали предпринимать взаимные усилия по укреплению стратегической стабильности, повышению транспарентности и дальнейшему сокращению своих ядерных вооружений», – говорится в документе саммита. Дополнительно подтверждается значимость ДОВСЕ и декларируется приверженность НАТО сохранению, укреплению и модернизации режима контроля над обычными вооружениями в Европе на основе ключевых принципов и обязательств.

ЕвроПРО

Формальное решение о создании европейской ПРО (евроПРО) было принято на саммите НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года. В основу лег предложенный администрацией Барака Обамы в 2009-м так называемый поэтапный адаптивный подход (известный и как фазовый адаптивный подход). Развертывание этой системы будет осуществляться в четыре этапа и завершится в 2020 году.

В первый день участники саммита объявили о создании так называемой временной противоракетной системы, что фактически ознаменовало завершение первой фазы данного плана. Архитектура системы первого этапа рассчитана на решение задач по перехвату одиночных тактических ракет. Речь идет о завершении объединения имеющихся в распоряжении государств – членов НАТО средств ПВО и ПРО (в первую очередь «Пэтриот-3») в Европе, усилении их американскими кораблями с многофункциональной БИУС – системой ПРО «Иджис» (Aegis). В частности, в Средиземном море уже заступил на боевое дежурство крейсер с управляемым ракетным оружием (КР УРО) «Монтерей» (USS Monterey CG-61).

На пресс-конференции по завершении саммита президент США еще раз заверил, что будущая натовская система ПРО не направлена против России, ибо «не подрывает ее стратегический потенциал сдерживания, поэтому я по-прежнему считаю, что противоракетная оборона может быть сферой сотрудничества с Россией». Такое же утверждение содержится в одном из документов форума, подготовленных по итогам очередного обзора потенциала сдерживания НАТО. Однако о предоставлении Москве каких-либо гарантий, тем более юридически обязательных, в документе речи не идет. Между тем Россия требует от альянса подписания юридически обязывающего документа, который бы гарантировал, что система ПРО не направлена против нее.

Опубликовано в выпуске № 21 (438) за 30 мая 2012 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц