Версия для печати

"Личный состав не виновен"

Кузнецов Алексей
На Государственном испытательном космодроме Плесецк 18 марта - день памяти и скорби. Четверть века назад, 18 марта 1980 г., при подготовке к запуску ракеты-носителя среднего класса "Восток-2М" в результате ее взрыва на пусковой установке погибли 48 военнослужащих, а более 40 получили ранения. Следует отметить, что за 16 лет при стартах РН "Восток-2М" с Байконура и Плесецка была только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 по 1980 гг. - ни одного подобного ЧП.


ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ ИСТИННУЮ ПРИЧИНУ АВАРИИ В ПЛЕСЕЦКЕ, ПОТРЕБОВАЛОСЬ 16 ЛЕТ


На Государственном испытательном космодроме Плесецк 18 марта - день памяти и скорби. Четверть века назад, 18 марта 1980 г., при подготовке к запуску ракеты-носителя среднего класса "Восток-2М" в результате ее взрыва на пусковой установке погибли 48 военнослужащих, а более 40 получили ранения. Следует отметить, что за 16 лет при стартах РН "Восток-2М" с Байконура и Плесецка была только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 по 1980 гг. - ни одного подобного ЧП.
{{direct_hor}}
18 марта нынешнего года возле мемориала, где похоронены жертвы той катастрофы, руководители и ветераны космодрома Плесецк, родственники, боевые друзья и сослуживцы погибших почтили светлую память тех, кто отдал свои жизни делу освоения космоса и укрепления оборонной мощи нашего государства. Начальник космодрома Плесецк генерал-лейтенант Анатолий Башлаков отметил в своем выступлении, что "создание, испытание и эксплуатация ракетно-космической техники всегда сопряжены с опасностью. А работа испытателей космодромов требует от них не только высокого профессионализма, полной самоотдачи, но и большого личного мужества".

Затем участники церемонии посетили 43-ю площадку космодрома, где возле мемориальной стелы, воздвигнутой у пусковой установки №4 на месте гибели ракетчиков, были возложены цветы.

КАК ЭТО БЫЛО...

Очередной пуск ракеты-носителя "Восток-2М" с космическим аппаратом был запланирован на 21 час 18 минут 18 марта 1980 г. с пусковой установки №4 (площадка 43). Накануне РН была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. В соответствии с технологическим графиком началась заправка компонентами ракетного топлива.

Первыми были заполнены баки горючего, а затем в 18.05 началась заправка жидкого кислорода. Один раз она приостанавливалась в связи с появлением течи жидкого кислорода в стыке наполнительного соединения и заправочного клапана третьей ступени. Подобное случалось и раньше, т. к. этот узел заправочной магистрали никогда не славился герметичностью.

На пятую площадку фермы обслуживания был доставлен необходимый инструмент, но каких-либо действий по устранению течи не предпринималось. В 18 часов 20 минут заправка возобновилась, а истекающий кислород по самодельному желобу из фольги отводился в сторону от ракеты.

К моменту окончания заправки окислителем третьей ступени, когда в 18. 57 заправочные насосы перешли на малый расход, течь кислорода стала очень маленькой и практически прекратилась. В 19.01 18 марта 1980 г. яркая вспышка осветила местность, и море огня охватило всю пусковую установку. За 30 секунд серия из трех или четырех взрывов полностью уничтожила ракету. Образовавшаяся смесь из 73 т керосина и 179 т жидкого кислорода превратила стартовый комплекс в огненный ад - в жидком кислороде горел даже металл!

В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находился 141 человек. Они выполняли операции технологического графика...

...Для выяснения причин взрыва были привлечены ведущие ученые, специалисты и опытные испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций промышленности, Министерства обороны и Академии наук СССР.

Основная сложность в расследовании причин катастрофы заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчета и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки. По визуальным наблюдениям большинства (более 80%) очевидцев катастрофы, в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени ракеты. Затем через 3-7 секунд произошел взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся взрывами. Разрушение ракеты носило столь скоротечный характер, что от боевого расчета не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: "Снять напряжение с борта!".

Было выдвинуто несколько версий. Больше всего их оказалось в группе, объясняющей начало катастрофы взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты. Перекись водорода - крайне неустойчивое химическое соединение, и любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное ее разложение с выделением большого количества чрезвычайно-активного, раскаленного до 9600С атомарного кислорода, способного воспламенить все, что может гореть.

К сожалению, приходится констатировать, что во время работы комиссии не были всесторонне и до конца изучены различные спорные моменты. Так, например, для устранения течи кислорода на площадку обслуживания доставили необходимый инструмент и мокрую ткань, но достоверно установлено, что пока шла заправка, ткань для устранения течи не применялась. В то же время были найдены фрагменты ракеты, указывающие, что первый взрыв произошел в нижней ее части, в районе бака перекиси водорода центрального блока.

В конечном итоге правительственная комиссия решила, что причиной катастрофы стал "взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета". Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой.

Не секрет, что расследование причин любой аварии или катастрофы на ракетно-космической технике начинается с попытки доказать наличие ошибок в действиях боевого расчета. Только через год после катастрофы удалось установить, что причиной взрыва 18 марта 1980 г. были фильтры перекиси водорода, технология изготовления которых была изменена. Неизвестно, то ли в результате профессиональной некомпетентности, то ли из-за равнодушия или халатности, но работники КБ общего машиностроения незадолго до трагических событий предписали(!) использовать для производства фильтров каталитически активные материалы. Это и привело к тому, что в тот злополучный день разложение перекиси водорода началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Но чтобы полностью доказать это, понадобилось почти 16 лет и титанические усилия ветеранов космодрома.

5 февраля 1996 г., через 5803 дня после трагедии, произошла официальная реабилитация не только боевого расчета, но и всего космодрома. А 11 декабря 1999 г. на специальном заседании Комиссии по военно-промышленным вопросам при правительстве РФ было принято решение "О реабилитации боевого расчета космодрома Плесецк в связи с катастрофой ракеты-носителя типа Р-7А 18.03.1980 г.", в котором, в частности, говорится: "...Согласиться с выводами межведомственной комиссии, сделанными в июле 1995 г. в части невиновности личного состава боевого расчета космодрома Плесецк".

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОЧЕВИДЦЕВ ТРАГЕДИИ

Владимир Леонтьевич Иванов (в 1980 г. был начальником полигона):

"...В марте 1980 г. случилось непредвиденное. На 4-й ПУ стартового комплекса типа "Союз" произошел взрыв ракеты. Она разрушила стартовое сооружение и унесла жизни десятков людей. Эти события могли поставить жирную точку в моей судьбе. Буквально через 5 часов после катастрофы на полигон прибыла Государственная комиссия, в состав которой входили: заместитель председателя Совета министров СССР Л.В. Смирнов, министр общего машиностроения С.А. Афанасьев, заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник Н.Н. Алексеев, главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии В.Ф. Толубко, начальник ГУКОС генерал-полковник А.А. Максимов, генеральные конструкторы РКТ Д.И. Козлов, В.П. Глушко, В.П. Бармин, а также много других создателей РКТ и ученых.

Но комиссии, расследовавшей причины катастрофы, не удалось учесть всех обстоятельств дела (это произошло только через много лет). В итоге она вынесла ошибочный вердикт о виновности боевого расчета полигона. Самое тяжелое бремя в этом случае, естественно, ложилось на мои плечи - командира этого боевого расчета. Правда, учитывая прежнее прохождение службы и малый срок моего пребывания в новой должности, было принято решение ограничиться выговором от ЦК КПСС и Совмина.

Через некоторое время после катастрофы генерал-полковник А.А. Максимов предлагал мне поехать на Байконур его начальником.

- Не могу я сейчас уехать отсюда. Люди тут меня грудью защитили, а я их брошу, - объяснял ему.

- Да что ты упрямишься, - наседал он. - Сейчас Устинову позвоню, сразу будешь назначен начальником полигона и генерал-полковника получишь.

Но мне удалось убедить его этого не делать.

Служба была продолжена с удвоенной энергией. Но беда не приходит одна. Нашелся доброжелатель, который в святой праздник - День Победы - сообщил моей матушке "интересную" новость: "Сына твоего судить будут. Он людей погубил много". Мать только вскрикнула, как раненая птица, и слегла. А через четыре дня ее не стало".

Василий Леонидович Шевченко (единственный номер того рокового боевого расчета, до сих пор проживающий в Мирном. 18 марта 1980 г. он был капитаном и исполнял обязанности начальника отделения компрессорной станции)...

"Оба дня подготовки ракеты-носителя на старте я был 63-м номером боевого расчета. В 19 часов я зашел в "зиповую" комнату на 4-м этаже. Вдруг услышал четыре хлопка и почти сразу же команду, данную подполковником Ю.М. Шмытовым по громкой связи: "Всему боевому расчету эвакуироваться". Голос его был спокоен.

Из 214 пусков у меня все ракеты взлетали. Поэтому я был уверен в успешном пуске и этой. Даже когда я выпрыгнул на "0" и увидел горящий старт, подумал, что сейчас мы все потушим и запустим. Но огонь был такой мощный, что фермы обслуживания погнулись и стали похожи на сгоревшие бенгальские огни. Тем не менее даже в таком аду шла работа по предотвращению новых очагов: капитан А.А. Лобур в составе АСГ руководил тушением старта, подполковник А.Г. Касюк спокойно отдавал команды железнодорожникам на подстыковку 8 цистерн с кислородом и азотом для транспортировки их на безопасное расстояние. Я пересчитал своих подчиненных, и мы ринулись к запасному выходу. После того как я доложил о том, что мой расчет не пострадал, моя миссия на старте в тот день была завершена.

18 марта после пуска был запланирован творческий вечер всенародно любимого артиста театра и кино Евгения Леонова. Концерт этот не состоялся, а Леонов больше никогда не приезжал на космодром.

Мне было поручено побывать в семье погибшего рядового Анатолия Карацевцева - в деревне Новая Лайвела Пинежского района Архангельской области. Через несколько лет его младшая сестра Татьяна работала в первой школе Мирного учителем математики. Последние годы я много занимался с зарничниками в первой школе. Воспитал чемпионов России. Возил ребят на четвертый стартовый комплекс. Но только однажды рассказал, что был свидетелем страшной катастрофы: горечь и обида за несправедливое решение государственной комиссии многие годы жгла сердце".

Валерий Васильевич Морозков (в 1980 г. капитан, начальник комплексного отдела в/ч 13973):

"Я, откровенно говоря, не был номером боевого расчета, но испытал потрясение и шок наравне со всеми, кто служил тогда во втором управлении. Это был 432-й пуск на космодроме и 9-й с начала 1980 г. Когда Н.И. Сениченя сообщил мне о случившемся, я был дома. Автоматически оделся и находился в режиме ожидания - вдруг потребуется моя помощь. Я ломал голову над тем, что могло стать причиной аварии. "Либо перекись водорода, либо пожар на рулевой машинке", - думал я тогда. Но больше всего меня тревожил вопрос: кто остался жив? Ведь я по сантиметрам знал, кто где находился в момент взрыва.

Я много лет прослужил во втором центре, но иногда задумываюсь над тем, что именно эта авария послужила своеобразным импульсом для развития системы безопасности на стартовом комплексе. В момент взрыва оборвались все кабели системы пожаротушения. Работали только азотные продувки. Поэтому с 1981 г. была разработана и внедрена программа пожаровзрывобезопасности. Предложений по ПВБ было много, в том числе и нереальных для того времени (некоторые внесенные тогда предложения могли быть осуществлены только на РН "Союз-2"). В итоге ключевыми принципами ее стали:

1. Уменьшение количества личного состава на этапе заправки ракеты.

2. Внедрение системы дистанционного контроля над пожароопасными объектами.

3. Дистанционное отключение разъемов перед пуском.

4. Внедрение системы эвакуации боевого расчета.

5. Изменение графика технологической подготовки для обеспечения безопасности боевого расчета.

6. Отмена требования нахождения личного состава на боевых постах во время всего графика технологической подготовки.

Авария 1980-го показала, что каждый, кто находится на старте, должен быть предельно внимательным. Должен уметь мгновенно принимать единственно верное решение, досконально знать инструкции, включать в работу не только свои знания, но и все органы чувств - слух, зрение, осязание, обоняние, а также интуицию. Не бывает двух одинаковых пусков. На старте не бывает пустяков.

Я до сих пор чувствую себя в долгу перед погибшими. Потому никуда не уезжаю, что только здесь я что-то знаю и что-то умею".

Алексей КУЗНЕЦОВ

Опубликовано в выпуске № 11 (78) за 30 марта 2005 года

Загрузка...
Аватар пользователя geha-boek
geha-boek
14 января 2012
знал номера боевого расчета.Мой номер 2 года был 215.л-т Микеров С.Б.был Офицером с большой буквы.Сама чесность,порядочность.Уважали все без исключения.Светлая ему память.
Аватар пользователя Алексей
Алексей
10 июля 2012
Мой номер - 37. 1 отделение Всех помню. Помню поминутно весь тот вечер.
Аватар пользователя Виктор Сикунов
Виктор Сикунов
29 декабря 2012
Я, 43 номер боевого расчета, благодаря случайным обстоятельствам, остался жив. Но мне обидно, почему семья погибшего прапорщика Гареева, которому на днях должны были присвоить звание лейтенант не получила этих "лейтенантских" льгот?
Аватар пользователя Ильин Виктор
Ильин Виктор
02 марта 2013
Служил в 1980-82 г.г., пришел в августе, через пол-года, Анатолий Вайнтрауб правду рассказал про аварию, все подтвердилось по ТВ в нулевые...
Аватар пользователя Григорий
Григорий
28 ноября 2014
Мой номер в боевом расчете 78, 22 команда, 4-ое отделение. Откликнитесь, кто служил со мной!
Аватар пользователя geha-boek
geha-boek
14 января 2012
знал номера боевого расчета.Мой номер 2 года был 215.л-т Микеров С.Б.был Офицером с большой буквы.Сама чесность,порядочность.Уважали все без исключения.Светлая ему память.
Аватар пользователя Алексей
Алексей
10 июля 2012
Мой номер - 37. 1 отделение Всех помню. Помню поминутно весь тот вечер.
Аватар пользователя Виктор Сикунов
Виктор Сикунов
29 декабря 2012
Я, 43 номер боевого расчета, благодаря случайным обстоятельствам, остался жив. Но мне обидно, почему семья погибшего прапорщика Гареева, которому на днях должны были присвоить звание лейтенант не получила этих "лейтенантских" льгот?
Аватар пользователя Ильин Виктор
Ильин Виктор
02 марта 2013
Служил в 1980-82 г.г., пришел в августе, через пол-года, Анатолий Вайнтрауб правду рассказал про аварию, все подтвердилось по ТВ в нулевые...
Аватар пользователя Григорий
Григорий
28 ноября 2014
Мой номер в боевом расчете 78, 22 команда, 4-ое отделение. Откликнитесь, кто служил со мной!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц