Версия для печати

Дальняя авиация – главная ударная сила ВВС РФ

Вместе с ними она прошла почти вековой путь служения Отчизне
Саперов Владимир Жихарев Анатолий
7 (20) августа 1914 года – через несколько месяцев после начала Первой мировой войны – военный совет российского Военного министерства постановил сформировать четыре команды аэропланов «Илья Муромец», а четыре месяца спустя – 8 (21) декабря создать управление эскадры этих тяжелых бомбардировщиков, сконструированных Игорем Сикорским и еще не имевших в ту пору аналогов ни в одной стране. 10 (23) декабря второе решение утвердил император Николай II. Вот почему 23 декабря 1914-го считается официальной датой рождения нашей Дальней авиации.

7 (20) августа 1914 года – через несколько месяцев после начала Первой мировой войны – военный совет российского Военного министерства постановил сформировать четыре команды аэропланов «Илья Муромец», а четыре месяца спустя – 8 (21) декабря создать управление эскадры этих тяжелых бомбардировщиков, сконструированных Игорем Сикорским и еще не имевших в ту пору аналогов ни в одной стране. 10 (23) декабря второе решение утвердил император Николай II. Вот почему 23 декабря 1914-го считается официальной датой рождения нашей Дальней авиации.

Впервые в мире

Начальником эскадры с присвоением воинского звания генерал-майор назначили Михаила Шидловского, бывшего морского офицера, члена совета при министре финансов и председателя совета акционеров Русско-Балтийского вагоностроительного завода (РБВЗ). Ведь благодаря инициативе и усилиям этого человека Россия получила авиационное соединение, которым тогда не обладали ни ее противники, ни союзники.

Эскадра воздушных кораблей (ЭВК) включала несколько отрядов – по количеству фронтов. Ее боевая деятельность началась 14 февраля 1915 года. Пилоты ЭВК совершили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку неприятельских объектов. Из выпущенных РБВЗ в 1914–1917 годах 80 «Муромцев» непосредственно в бою был потерян только один самолет, две машины с экипажами погибли в результате авиакатастроф.

В самые мрачные годы холодной войны ДА являлась надежным ядерным щитом Родины, до 1961-го она была единственным средством сдерживания ядерных притязаний агрессора

После Октябрьской революции в марте 1918-го была сформирована Северная группа воздушных кораблей «Илья Муромец», преобразованная в июле в первую советскую авиационную тяжелую эскадру. В декабре того же года ввиду малочисленности тяжелых бомбардировщиков на базе ЭВК прошло формирование дивизиона воздушных кораблей. Его авиаотряды начиная с лета 1919-го участвовали в боевых действиях на Южном, Западном и Юго-Западном фронтах. В мае 1922 года по постановлению Совета народных комиссаров дивизион расформировали в связи с изношенностью самолетов.

Окончилась Гражданская война и из-за отсутствия у нашей страны собственной авиапромышленности было принято решение закупить тяжелые бомбардировщики за границей. В числе самолетов, приобретенных во Франции в 1925 году, были четыре машины Фарман ФГ-62 «Голиаф». Но первыми настоящими тяжелыми бомбардировщиками ВВС РККА стали немецкие ЮГ-1, которые начали поступать с ноября того же года.

Развитие тяжелых бомбардировщиков в СССР неразрывно связано с именем А. Н. Туполева, под руководством которого с 1924 года разрабатывается самолет ТБ-1 (АНТ-4). Первый опытный образец с английскими двигателями Нэпир «Лайон» поднялся в воздух 26 ноября 1925-го (летчик А. И. Томашевский). Это был двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокими по тому времени летными характеристиками. Всего до 1932 года ВВС РККА получили 216 бомбардировщиков ТБ-1, которые находились на вооружении до 1936-го.

В декабре 1925 года А. Н. Туполев начал работу над самолетом АНТ-6 (ТБ-3). Первый полет машины состоялся 22 декабря 1930-го, пилотировал ее М. М. Громов. Первые десять серийных бомбардировщиков приняли участие в первомайском параде 1932 года в Москве.

Очередным советским бомбардировщиком был ДБ-3 (Ил-4), разработанный С. В. Ильюшиным. Он представлял собой двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с гладкой обшивкой, закрытыми кабинами и убирающимся шасси. ДБ-3 совершил первый полет 31 марта 1936 года (летчик В. К. Коккинаки), а уже 1 мая он пролетел над Красной площадью. На 1 декабря 1939-го в ВВС имелось 1019 ДБ-3 разных модификаций. До прекращения производства в конце 1945 года их выпустили 6785 единиц. Как бомбардировщики эти самолеты служили до 1949-го.


Коллаж Андрея Седых

Бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240), спроектированный в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева, стал развитием пассажирского самолета «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ авиаконструктором Р. Л. Бартини. Это был двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка». Опытный ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года, его серийное производство началось в октябре 1940-го, сняли самолет с вооружения в 1946 году.

В начале 30-х годов в ЦАГИ разработали четырехмоторный бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), который впервые поднялся в воздух 27 декабря 1936-го. На конец 1940 года было построено 20 ТБ-7.

Основной тактической единицей тяжелой авиации являлась эскадрилья из 12 бомбардировщиков. Четыре эскадрильи составляли бригаду. Таким образом, создавалась стройная структура. Все это делалось впервые в мире. В состав ВВС к 1937 году входили 24 тяжелобомбардировочные авиабригады. К 1941-му парк бомбардировщиков насчитывал 2147 ТБ-3 и ДБ-3, 11 ТБ-7.

Формы организации

Начиная с 30-х годов прошлого столетия развитие ВВС пошло по пути создания более крупных соединений, обеспечивающих массированное применение авиации. Важным шагом здесь было решение о сведении начиная с 1933 года дальнебомбардировочных авиабригад в авиационные корпуса (по две – четыре авиабригады в каждом). В этот период оперативное искусство ВВС наряду с совместными боевыми действиями авиации с войсками фронтов предусматривало и самостоятельные воздушные операции. В 1936 году была издана «Временная инструкция по самостоятельным действиям Воздушных Сил РККА». Воздушные операции предполагалось проводить главным образом силами тяжелобомбардировочной авиации во взаимодействии с ВВС фронта.

Продолжением линии на централизованное и массированное применение авиации явилось формирование в 1936–1938 годах 1, 2 и 3-й авиационных армий особого назначения (АОН), подчиненных непосредственно Главному командованию и действующих в его интересах. Эти авиационные армии являлись объединениями, способными самостоятельно решать крупные оперативно-стратегические задачи. Штабы АОН базировались в Москве, Воронеже и Ростове-на-Дону. Наша страна была первой и в то время единственной в мире державой, имевшей стратегическую авиацию в таких крупных авиационных формах.

В 1938 году начался переход на новую организацию. Основной структурной единицей стал полк. Дальнебомбардировочный авиационный полк (дбап) имел четыре-пять эскадрилий по 12 самолетов в каждой.

При отсутствии опыта централизованного применения таких больших авиационных объединений, как АОН, после Советско-финляндской войны был сделан вывод о том, что авиационные армии громоздкие и трудноуправляемые. Было предложено упразднить их как не оправдавших себя в боевой обстановке. В 1940 году АОН были расформированы, а их соединения и части вошли в созданную дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной армии (ДБА ГК). Дальнебомбардировочная авиация, созданная в ноябре 1940-го, состояла из пяти авиационных корпусов и трех отдельных авиационных дивизий (всего 13 авиадивизий).

Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 5 ноября 1940 года дивизии были приведены к трехполковому составу. Четыре корпуса и одна дивизия дислоцировались в европейской части СССР, один корпус – на Дальнем Востоке, по одной дивизии – в Закавказье и Забайкалье. ДБА ГК предназначалась и для самостоятельных действий (нанесение бомбовых ударов по важным объектам в глубоком тылу противника), и для использования в качестве стратегического резерва для усиления авиации фронтов (флотов). Корпуса и отдельные соединения оперативно подчинялись командующим ВВС военных округов (с началом войны ВВС фронтов) и могли применяться по их решениям.

Постановлением СНК «О реорганизации авиационных сил Красной армии» с февраля 1941 года было определено формирование новых 15 полков для ДБА ГК. Для управления соединениями ДБА этим же постановлением в штат Главного управления ВВС Красной армии была введена должность заместителя начальника ГУ ВВС по ДБА и сформировано Управление ДБА.

Сбросили 2 миллиона 266 тысяч бомб

Накануне Великой Отечественной войны в группировке ДБА ГК в европейской части СССР из 29 полков насчитывалось 1088 самолетов и 931 боевой экипаж. В начальный период противоборства СССР с фашистскими агрессорами советское командование применяло ДБА как для выполнения самостоятельных оперативно-стратегических задач, так и в интересах войск фронта. С 24 июня по 3 июля 1941 года соединения ДБА во взаимодействии с ВВС Балтийского и Черноморского флотов нанесли удары по важным объектам противника в Данциге, Кенигсберге, Варшаве, Бухаресте, по нефтепромыслам в Плоешти и других городах. В ночь на 8 августа был нанесен удар по Берлину. Всего за первые шесть месяцев войны соединения ДБА и ВВС флотов выполнили 549 самолетовылетов по военно-промышленным объектам противника.

В начальный период войны ДБА ГК понесла большие потери (до 65 процентов) и ее состав сократился до 266 самолетов. В июле-августе 1941 года авиационные корпуса ДБА ГК расформировали. С этого времени ДБА стала организационно состоять из отдельных тяжелых бомбардировочных дивизий.

Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 1392 от 5 марта 1942 года была создана Авиация дальнего действия (АДД) при Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен командир 3-й авиадивизии дальнего действия (ад дд) генерал А. Е. Голованов. Штаб АДД разместился в Москве, в Петровском дворце, в котором до войны размещалась Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского, а затем – штаб 3-й ад дд. На момент формирования АДД располагала 354 самолетами, из них исправных – 160, и 367 экипажами, 209 из которых летали ночью.

В течение 1942 года АДД получила от промышленности 650 новых самолетов. Также интенсивно пополнялся самолетный парк и в последующем. Теперь его основу составляли самолеты Ил-4, Ер-2, Пе-8, переоборудованные под бомбардировщики транспортные Ли-2. С 1942-го в СССР по ленд-лизу начали поступать бомбардировщики «Митчелл» (В-25), которые применялись и как дальний бомбардировщик в составе АДД. Это позволило не только покрыть боевые потери, доукомплектовать существующие части, но и сформировать новые.

К началу 1943 года АДД уже имела 11 дивизий. Боевой состав АДД на март этого года составлял 800 самолетов и продолжал увеличиваться.

Приказом НКО № 250 от 18 августа 1942 года первые пять полков ДБА ГК преобразуются в гвардейские, а в марте 1943-го – уже четыре дивизии и семь полков.

В октябре 1943 года АДД получила самолеты «Дуглас A-20G» с сильным пулеметно-пушечным вооружением, которые пошли на вооружение авиаполков «блокировщиков-охотников». В ноябре того же года была сформирована дивизия истребителей дальнего действия. В декабре 1943-го АДД имела в своем составе 17 авиадивизий, 34 авиаполка.

В третьем периоде войны увеличился размах боевых действий АДД по военно-промышленным объектам и административно-политическим центрам противника.

Так, в 1944 году на решение этой задачи соединения АДД выполнили 4466 самолетовылетов, то есть в 1,7 раза больше, чем за предыдущие годы войны. Действия АДД организовывались не только путем нанесения отдельных ударов небольшими группами самолетов, но и в форме воздушных операций. Одна из таких операций была проведена соединениями АДД в феврале 1944-го по уничтожению военно-промышленных объектов в столице Финляндии – Хельсинки. Операция проводилась в течение трех ночей, было нанесено три массированных авиационных удара. В итоге выведены из строя многие объекты, усилилось движение демократических сил Финляндии за выход страны из гитлеровской коалиции. Однако подобных операций было проведено мало. Всего за войну на действия по объектам глубокого тыла противника АДД выполнила только четыре процента самолетовылетов.

К концу 1944-го в составе АДД было уже девять авиационных корпусов (22 дивизии, 66 полков). Самолетный парк составлял 2017 бомбардировщиков. В состав также входили часть сил Гражданского воздушного флота (ГВФ) и Воздушно-десантные войска. В общей сложности АДД имела 2608 самолетов.

Постановлением ГКО от 6 декабря 1944 года АДД была реорганизована в 18-ю воздушную армию (ВА) с передачей управлений 5, 6, 7 и 8-го авиакорпусов и некоторых полков в другие ВА фронтов. В составе 18-й ВА осталось четыре авиакорпуса, 19 дивизий, 58 полков, 1461 самолет и 1627 экипажей. Она продолжала оставаться эффективным средством в руках Ставки ВГК.

О мощи 18-й ВА свидетельствует дневной массированный удар по укреплениям Кенигсберга в апреле 1945 года, нанесенный по решению Генерального штаба 514 дальними бомбардировщиками (при обеспечении 118 штурмовиками Ил-2 и пикирующими бомбардировщиками Пе-2, 232 истребителями). На опорные пункты и форты в течение 60 минут обрушились авиабомбы общим весом 550 тонн. В результате укрепления города-крепости были разрушены и войска 3-го Белорусского фронта вошли в город.

Еще более мощный и плотный, но уже ночной массированный авиационный удар ДА нанесла в день начала Берлинской операции – 18 апреля 1945 года. В нем приняли участие 750 дальних бомбардировщиков.

За годы войны ДА произвела около 220 тысяч боевых самолетовылетов, сбросив на врага до двух миллионов 266 тысяч бомб общим весом 202 тысячи 128 тонн (почти 1/3 всех бомб, сброшенных на врага всей советской авиацией): по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника – 6628, по железнодорожным узлам и станциям – 74 819, по аэродромам – 22 685, военно-морским портам – 5914, по войскам – 92 082.

В интересах Сухопутных войск и проводимых ими важнейших операций АДД выполнила свыше 80 000 самолетовылетов, сбросив 87 982 тонны бомб.

В ходе войны ДА потеряла 3570 самолетов, в большинстве случаев вместе с экипажами. Ее действия, вклад личного состава в разгром фашистского агрессора получили всеобщее признание: стали гвардейскими пять корпусов из девяти, 12 авиадивизий из 22, 43 авиаполка из 66, многие части и соединения получили почетные наименования. Орденами награждены семь авиадивизий и 31 авиационный полк. Более 20 тысяч авиаторов отмечены орденами и медалями, 269 удостоены звания Героя Советского Союза, а шести летчикам оно было присвоено дважды. Это А. И. Молодчий, Е. П. Федоров, П. А. Таран, С. И. Кретов, В. Н. Осипов, В. В. Сенько.

Ядерная эра

В апреле 1946 года 18-я ВА преобразовывается в Дальнюю авиацию в составе трех воздушных армий – 1, 2 и 3-й ВА. Управления армий находились в Смоленске, Виннице и Хабаровске, которые директивой ГШ ВС СССР от 10 января 1949 года были переформированы в 50, 43 и 65 (5)-ю ВА ДА.

Появление в США атомной бомбы и ее применение по городам Японии – Хиросиме и Нагасаки 6 и 9 сентября 1945 года стало предпосылкой для разработки Соединенными Штатами планов ведения войны против СССР с применением ядерного оружия (ЯО). В этих условиях руководство нашей страны принимает ответные меры по обеспечению национальной безопасности в части создания авиационного носителя ЯО. В течение года на базе американского В-29 в КБ А. Н. Туполева создается стратегический бомбардировщик – носитель атомной бомбы Ту-4, который в 1947 году поступает на вооружение ДА. Самолет серийно производился с 1948 по 1952 год. Во второй половине 50-х годов 20 полков ДА имели на вооружении Ту-4.

18 октября 1951 года СССР провел воздушное испытание атомной бомбы с самолета Ту-4, а в 1954-м на аэродроме Балбасово (Орша) был сформирован 402-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (тбап). Вслед за ним на том же аэродроме был сформирован 291-й тбап. На базе этих двух полков была развернута первая дивизия носителей ядерного оружия – 160-я тбад.

Для повышения дальности полета бомбардировщиков в 1948 году начались работы по заправке самолетов Ту-4 топливом в полете, а в августе 1954-го ДА начала получать танкеры и заправляемые Ту-4. С февраля 1955 года экипажами 251-го тбап уже выполнялись полеты с двумя дозаправками топливом в полете (24–29 часов).

В 1953-м начато серийное производство и поступление на вооружение реактивного дальнего бомбардировщика Ту-16 со стреловидным крылом, с дальностью полета до 5760 километров. Эта машина серийно производилась до 1963 года. Вслед за бомбардировочным вариантом в серийное производство запустили носитель ядерного оружия Ту-16А. В дальнейшем на базе Ту-16 разрабатываются ракетные комплексы «Комета», К-16, К-11, К-11-16, К-26, самолеты-разведчики Ту-16Р, танкеры Ту-16Т(З). Радиус действия авиационных ракетных комплексов составлял до 2500 километров.

Но стране крайне нужен был стратегический носитель. В первой половине 50-х годов КБ А. Н. Туполева создает турбовинтовой четырехмоторный стратегический бомбардировщик Ту-95, а КБ В. М. Мясищева – реактивный четырехмоторный стратегический бомбардировщик М-4 (3М). На базе Ту-95 разрабатывается ракетный комплекс К-20, который запущен в серийное производство в 1955 году и выпускался до 1965-го. К 60-м годам стратегическими самолетами были вооружены уже девять полков ДА. Рубеж досягаемости объектов противника возрос до пяти-шести тысяч километров, а с дозаправкой топливом в полете – на 1500–2000 километров больше.

История распорядилась так, что в самые мрачные годы холодной войны ДА являлась надежным ядерным щитом Родины, до 1961-го она была единственным средством сдерживания ядерных притязаний агрессора. Именно в составе ДА начали формироваться первые ракетные полки, развернута первая ракетная дивизия. В связи с созданием в 1960 году РВСН в их состав были переданы три управления воздушных армий, ряд управлений дивизий и 29 авиационных полков, часть полков была расформирована. Это повлекло значительные структурные изменения самой ДА. Она перешла на корпусную систему: армии были переформированы во 2, 6 и 8-й отдельные тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса (отбак).

В этот период ДА осваивает тундровые и ледовые аэродромы, на побережье Северного Ледовитого океана развертываются авиационные комендатуры, объединенные в Оперативную группу в Арктике (ОГА). Экипажи самолетов Ту-16, Ту-95 и М-4 (3М) регулярно выполняют тренировочные полеты с посадкой на них. Это позволило увеличить радиус действия бомбардировщиков на 1,5–2 тысячи километров.

В это же время на вооружение ДА поступают дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. На базе Ту-22 создается авиационно-ракетный комплекс К-22, который был принят на вооружение в 1971 году. Развитием сверхзвукового Ту-22 стал многорежимный Ту-22М, первый полет которого состоялся в 1969-м. В семидесятых годах были разработаны еще две модификации самолета – Ту-22М2 и Ту-22М3. Ракетное вооружение самолета состояло из одной-двух (трех) ракет Х-22 различных модификаций. В дополнение к ним самолет получил аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15. Бомбовая нагрузка Ту-22М3 составляла до 24 тонн.

С поступлением на вооружение новых авиационных комплексов продолжалась программа освоения дозаправки топливом в полете. В качестве танкеров применялись самолеты Ту-16Т и М-4, но освоение крыльевой дозаправки на Ту-16 шло ценой больших потерь. Уровень подготовки некоторых полков позволял им заправляться ночью всем составом. С двойной дозаправкой Ту-16 могли выполнять полет до 12 часов, а Ту-95КМ – до 28–32. В 1969 году на ЛТУ тяжелый бомбардировочный авиаполк (18 Ту-95) выполнил полет с двумя дозаправками в воздухе продолжительностью 27–28 часов. В период учений «Океан» в 1970 году нагрузка на отдельные экипажи достигала 35–37 часов в неделю и 70–75 в месяц. Освоение конусной дозаправки стратегическими самолетами было без потерь, но не обошлось без серьезных предпосылок к летным происшествиям. Была освоена и дозаправка в воздухе самолетов Ту-22.

Сквозь череду реформ

Очередная реорганизация ДА проведена в 1980 году, когда на основе корпусов были сформированы три воздушные армии Верховного главнокомандования – 46-я (Смоленск), 37-я (Москва) и 30-я (Иркутск) с подчинением Главкомату ВВС, а управление ДА было упразднено. В состав 46-й ВА ВГК (СН) вошли все дальние бомбардировщики, базирующиеся на западе (четыре дивизии); в состав 37-й ВА ВГК (СН) – все стратегические самолеты (четыре дивизии), 43-й гвардейский Орловский центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации (ЦБПиПЛС) в Рязани и ОГА; в состав 30-й ВА ВГК – дальние и фронтовые бомбардировщики на Востоке (четыре дивизии).

В период войны в Афганистане (1979–1989) полки ДА, перелетая на оперативные аэродромы Средней Азии, в отдельные периоды принимали активное участие в боевых действиях. За всю афганскую кампанию самолетами ДА было выполнено более 1150 боевых вылетов, потеряно два самолета – Ан-26 и Ан-30. За мужество и героизм, проявленные командиром экипажа Ан-26, майору В. А. Ковалеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В 80-е годы на вооружение ДА поступают стратегические самолеты Ту-95МС и Ту-160. Ту-160 – самый крупный в мире сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. В 1988 году на базе управления 37-й ВА ВГК (СН) было воссоздано управление ДА с подчинением ей 46 и 30-й ВА. Авиационные дивизии 37-й ВА ВГК (СН) вошли в состав 46 и 30-й ВА ВГК (СН).

В результате развала СССР ДА понесла огромные потери: больше половины аэродромов и самолетов осталось за пределами территории России. В связи с этим в 1994 году управления 30 и 46-й ВА ВГК (СН) были расформированы, оставшиеся в России соединения и части непосредственно подчинены Командованию ДА. В апреле 1998 года ДА была вновь преобразована в 37-ю ВА ВГК (СН). Боевой состав ее был оптимизирован и из четырех сведен в две дивизии: в составе четырех полков стратегических самолетов, четырех полков дальних бомбардировщиков и полка самолетов-заправщиков.

В 2009 году по плану реформы ВС РФ Дальняя авиация перешла на базы. Ядром ДА стали авиационные базы (АвБ) вместо авиационных полков и дивизий: 6950-я гвардейская авиационная Донбасская Краснознаменная база (1-го разряда) в Энгельсе в составе двух эскадрилий на самолетах Ту-160 и двух эскадрилий на самолетах Ту-95МС, 6951-я гвардейская авиационная база (1-го разряда) в Шайковке в составе трех эскадрилий на самолетах Ту-22М3, 6952-я гвардейская авиационная Севастопольско-Берлинская Краснознаменная база (1-го разряда) в Украинке в составе четырех эскадрилий на самолетах Ту-95МС, 6953-я гвардейская авиационная Брестская Краснознаменная база (1-го разряда) в гарнизоне Белая в составе трех эскадрилий на самолетах Ту-22М3 и 181 отаэ, 43-й ЦБПиПЛС, где базируются и самолеты-заправщики Ил-78.

Центральной АвБ ДА является 6950-я АвБ «Энгельс», где базируются стратегические самолеты Ту-160 и Ту-95МС. Эту авиабазу в разное время посещали министр обороны РФ, председатель правительства РФ, президент РФ.

В 2010 году в результате оптимизации вместо четырех оставили две АвБ с подчинением им авиагрупп (6950-я АвБ и 6952-я АвБ) и несколько аэродромов, на которых базируются Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и самолеты-заправщики Ил-78.

В том же году было вновь воссоздано Командование ДА (КДА). В 2011-м в состав КДА были переданы морские ракетоносные полки ВМФ на самолетах Ту-22М3, дислоцирующиеся в Оленегорске Мурманской области и Каменном Ручье, которые вошли в состав 6950-й АвБ и 6952-й АвБ.

На вооружение ДА в настоящее время поступает высокоточное оружие – крылатые ракеты большой дальности. Самолеты проходят модернизацию, им продлевается ресурс. Ведутся поисковые работы по разработке нового перспективного самолета. Летный состав имеет налет не менее 100 часов в год и поддерживает высокий уровень летной натренированности.

В современных условиях ДА является средством ВГК, компонентом СЯС, составной частью и главной ударной силой ВВС. В триаде стратегических ядерных сил ВС РФ только она обладает уникальными свойствами: способна демонстрировать намерения политического руководства к применению ЯО в том числе с возвратом носителей после взлета и выхода на рубеж его применения, в кратчайшие сроки переносить усилия с одного театра военных действий на другой, обеспечивает многоразовое применение носителей в операции и перенацеливание носителей на другие объекты после взлета.

Всегда в строю

Ратный послевоенный труд авиаторов ДА высоко оценен Родиной – четверым за испытания ЯО присвоены звания Героя Советского Союза (Ф. П. Головашко, А. Е. Дурновцеву, И. Н. Клещу и В. Ф. Мартыненко). Двое стали лауреатами Государственной премии СССР: генерал-лейтенант В. Е. Милонов (начальник штаба ДА) и генерал-майор В. В. Мовчан (заместитель командующего ДА по инженерно-авиационной службе). 180 человек удостоены почетных званий заслуженного военного летчика СССР (РФ), заслуженного военного штурмана СССР (РФ), заслуженного военного специалиста РФ.

Соединения и части были награждены: 8-й отбак – орденом Красного Знамени, 184-й тбап за освоение самолета Ту-160 – орденом Ленина, 200 и 840-й тбап за успехи в боевой и политической подготовке – орденом Красного Знамени. Ряд полков награжден памятными Красными знаменами ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР, республик и областей СССР, вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», Ленинской юбилейной почетной грамотой, занесен в Книгу почета ВВС. Некоторым полкам присвоены почетные наименования. Многие полки завоевывали звания отличных и победителей социалистического соревнования в ВВС. Тысячи авиаторов награждены орденами и медалями.

За последние годы по результатам работы ДА неоднократно завоевывала первое место в ВВС. Дальняя авиация была, есть и будет в боевом строю и с честью выполнять поставленные ей задачи по защите Родины.

Анатолий Жихарев,
генерал-лейтенант, командующий Дальней авиацией, кандидат военных наук
Владимир Саперов,
полковник в отставке, старший научный сотрудник ВУНЦ ВВС «ВВА», кандидат военных наук, доцент

Опубликовано в выпуске № 28 (445) за 18 июля 2012 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
17 июля 2012
Вообще-то в наших ВВС всегда превалировала фронтовая авиация, а дальняя была на вторых ролях.
Аватар пользователя Максим
Максим
18 июля 2012
Еще жаль,что воздушных танкеров всего один полк и появление новых не предвидится...
Аватар пользователя СМЕРТЬ ШПИОНАМ
СМЕРТЬ ШПИОНАМ
21 июля 2012
да канешна ага пиши исчо, а сколько танкеров у вашей любимой омериге, сколько, мало и то половину списывают , меньше чем у нас
Аватар пользователя Максим
Максим
24 июля 2012
to СМЕРТЬ ШПИОНАМ Америка такая же моя,как и твоя. Вопрос по количеству танкеров типа Stratotanker и Extender в Штатах можешь адресовать гуглу-или тебя там уже забанили?Более того-поясню спецом тем,у кого,как у Джигурды,извилин в черепке не хватает:лично мне очень жаль,что заправщиков у нас так мало,что значительная часть была потеряна в Узине после 1991,однако ситуацию надо оценивать трезво.Не умеешь-обращайся к профильным специалистам.
Аватар пользователя Maksim_ok
Maksim_ok
26 августа 2012
Все Ту-160 и Ту-95 необходимо модернизировать для применения обычных вооружений и использовать еще 15-20 лет?а то и больше.а вот перспективный бомбер в принципе не нужен.Расход средств только для престижу.Как средство доставки ЯО - сомнителен.Пуск КР по противнику возможен только над собственной территорией,находясь под прикрытием своей ПВО и истребителей ВВС.Аэродромы базирования-узявимы.В качестве оружия сдерживания достаточно МБР и БРПЛ.А как бомбер подойдет и Су-34.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
17 июля 2012
Вообще-то в наших ВВС всегда превалировала фронтовая авиация, а дальняя была на вторых ролях.
Аватар пользователя Максим
Максим
18 июля 2012
Еще жаль,что воздушных танкеров всего один полк и появление новых не предвидится...
Аватар пользователя СМЕРТЬ ШПИОНАМ
СМЕРТЬ ШПИОНАМ
21 июля 2012
да канешна ага пиши исчо, а сколько танкеров у вашей любимой омериге, сколько, мало и то половину списывают , меньше чем у нас
Аватар пользователя Максим
Максим
24 июля 2012
to СМЕРТЬ ШПИОНАМ Америка такая же моя,как и твоя. Вопрос по количеству танкеров типа Stratotanker и Extender в Штатах можешь адресовать гуглу-или тебя там уже забанили?Более того-поясню спецом тем,у кого,как у Джигурды,извилин в черепке не хватает:лично мне очень жаль,что заправщиков у нас так мало,что значительная часть была потеряна в Узине после 1991,однако ситуацию надо оценивать трезво.Не умеешь-обращайся к профильным специалистам.
Аватар пользователя Maksim_ok
Maksim_ok
26 августа 2012
Все Ту-160 и Ту-95 необходимо модернизировать для применения обычных вооружений и использовать еще 15-20 лет?а то и больше.а вот перспективный бомбер в принципе не нужен.Расход средств только для престижу.Как средство доставки ЯО - сомнителен.Пуск КР по противнику возможен только над собственной территорией,находясь под прикрытием своей ПВО и истребителей ВВС.Аэродромы базирования-узявимы.В качестве оружия сдерживания достаточно МБР и БРПЛ.А как бомбер подойдет и Су-34.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц