Версия для печати

Роскосмосу в пример

Увы, юбилейную 40-ю экспедицию землян на Марс осуществили американцы
Куделев Владимир
6 августа 2012 года информагентства всего мира сообщили: первый радиосигнал о посадке на Красную планету американского космического аппарата «Марсианская научная лаборатория» (МНЛ) с марсоходом «Кьюриосити» и российским нейтронным спектрометром ДАН поступил в Лабораторию реактивного движения (Пасадена, штат Калифорния), где был разработан МНЛ.

6 августа 2012 года информагентства всего мира сообщили: первый радиосигнал о посадке на Красную планету американского космического аппарата «Марсианская научная лаборатория» (МНЛ) с марсоходом «Кьюриосити» и российским нейтронным спектрометром ДАН поступил в Лабораторию реактивного движения (Пасадена, штат Калифорния), где был разработан МНЛ.

В НАСА уточнили, что послание достигло Земли в 5.31 универсального времени (9.31 мск). 14 минут потребовалось радиосигналу для того, чтобы преодолеть 248 миллионов километров, которые 6 августа разделяли Землю и Марс.

«Кьюриосити» должен провести детальные исследования поверхности Марса для выяснения условий существования на нем примитивной жизни в настоящем или прошлом», – отметили в Институте космических исследований РАН. Однако, как заявили в НАСА, в этой миссии не предусмотрены эксперименты по выявлению активных биологических процессов, каких-то возможных микроорганизмов либо их окаменелостей. Но если «Кьюриосити» обнаружит условия, благоприятные для простейших организмов, в кратере Гейла, где находится марсоход, будет поставлена задача либо доставить их на Землю для последующего изучения, либо исследовать на месте. Для этого на Марс направят новые экспедиции.

Красная планета покрыта пылевыми отложениями, поэтому для поиска наиболее интересных районов и биомаркеров нужно пробиться через слой пыли. Этим займется ДАН. Он проведет нейтронографию поверхности Марса на глубину до одного метра с целью определения мест с высокой концентрацией воды в минералах.

Кстати, на американском спутнике-трудяге Mars Odyssey, находящемся с 2002 года на орбите Красной планеты, исправно проработал предшественник ДАН – нейтронный детектор ХЕНД, также разработанный в ИКИ. Именно он, а также другие приборы установили, что под марсианской поверхностью находятся огромные пласты водяного льда. Их наличие очень важно, ведь Марс всерьез рассматривается учеными как возможный запасный «аэродром» для землян.

На «Кьюриосити» размещены 10 научных приборов общей массой 75 килограммов. Полученные ими данные передаются через ретрансляторы на Землю с помощью систем связи, установленных на марсоходе. Он имеет роботизированную «руку»-манипулятор.

Для сравнения: предыдущие марсоходы «Спирит» и «Оппотьюнити», высаженные на Марс в 2004 году, несли на себе по пять научных приборов каждый общей массой пять килограммов.

Снабжать «Кьюриосити» и его бортовые системы энергией будут радиоизотопный термоэмиссионный генератор американского производства (между прочим в нем 4,8 кг российского плутония) и литий-ионные аккумуляторные батареи. Ресурс атомной «батарейки» – 15 лет. Именно столько при идеальном стечении обстоятельств может проработать марсоход.

Как сообщило НАСА, стартовая масса МНЛ – 3893 килограмма, в том числе марсохода – 899 килограммов. Миссия лаборатории стала юбилейной, 40-й по счету попыткой землян исследовать своего ближайшего соседа. Теперь американцы сравнялись по суммарному числу марсианских экспедиций, выполненных сначала СССР, а потом Россией, – 19. По одной такой попытке предприняли Япония и Европа.

По мнению специалиста российской космической отрасли, одним из главных технологических результатов миссии МНЛ стала достигнутая оптимизация массогабаритных характеристик перелетного модуля. «Первоначально планировалась схема посадки с надувными баллонами, которая использовалась при посадках предыдущих роверов, – заметил эксперт. – Однако проработка показала, что такая схема вызовет очень большой рост массы плюс необходимость в большом обтекателе».

«Традиционная схема реактивной посадки (ровер сверху посадочного модуля) также оказалась неприемлемой – либо получался очень высокий центр масс, либо возникала необходимость искусственного увеличения массы посадочного модуля, – пояснил собеседник. – Поэтому было принято решение использовать «тянущую» схему, аналогичную системам аварийного спасения ракет-носителей при пилотируемых запусках. Оно себя оправдало: после перелета и посадки остаток горючего составил 104 килограмма из 400 имевшихся».

«Другой пример – теплозащитное покрытие лобового щита.

Изначально планировалось абляционное покрытие, аналогичное использовавшимся в предыдущих миссиях. Однако его масса после оказалась чрезмерной. Поэтому специалисты из Лаборатории реактивного движения прибегли к наследию закрытой пилотируемой программы «Констеллейшн», применив углепластиковое покрытие лобового щита», – отметил эксперт.

Опубликовано в выпуске № 32 (449) за 15 августа 2012 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц