Версия для печати

Плюс лазеры высокой интенсивности

Пентагон делает ставку на авиационную составляющую РЭБ
Новичков Николай
Согласно недавней информации, поступившей из американского военного ведомства, ВМС и Корпус морской пехоты (КМП) США намерены в течение нынешнего десятилетия увеличить финансирование программ разработки авиационных средств радиоэлектронной борьбы.

Согласно недавней информации, поступившей из американского военного ведомства, ВМС и Корпус морской пехоты (КМП) США намерены в течение нынешнего десятилетия увеличить финансирование программ разработки авиационных средств радиоэлектронной борьбы.

Как сообщают источники в Пентагоне, командования военно-морских сил и КМП спланировали на протяжении 2008–2017 финансовых годов израсходовать в общей сложности на эти программы 21,9 миллиарда долларов. Для сравнения: все виды ВС Соединенных Штатов потратят за тот же период времени на средства РЭБ около 44,2 миллиарда. В частности, военно-воздушные силы намерены выделить из своего бюджета на радиоэлектронную борьбу 12,3 миллиарда долларов, сухопутные войска – около 9,1 миллиарда. А на общевойсковые программы Минобороны США в этой области намечается направить лишь 829,3 миллиона долларов.

Американские военные эксперты отмечают, что имеются определенные различия в требованиях, которые тот или иной вид вооруженных сил США предъявляет к парку принадлежащих ему боевых летательных аппаратов. Например, ВВС за последние 30 лет при реализации программ модернизации боевых самолетов стремились к обеспечению малозаметности машин за счет применения технологий «Стелс» для снижения демаскирующих признаков. И напротив – ВМС делали ставку на расширение возможностей ведения РЭБ с помощью морской авиации. ВВС не уделяли слишком много внимания средствам постановки помех и радиоэлектронному подавлению. У ВМС же не числилась среди сверхприоритетов задача добиться, чтобы летательные аппараты были малозаметными.

Однако такой подход, вероятно, вскоре претерпит определенные изменения, поскольку военно-морские силы США закупают палубную версию малозаметного истребителя пятого поколения F-35. Правда, при этом они все-таки продолжат отдавать предпочтение средствам РЭБ, а не малозаметности. Для летательных аппаратов, действующих с палубы авианосца или другого корабля, способность ставить помехи и вести РЭБ часто являются более важными требованиями по сравнению с характеристикой малозаметности, полагают военно-морские специалисты.

Впрочем, прочие виды и рода войск ВС США также начинают уделять значительное внимание РЭБ. Данная тенденция объясняется тем обстоятельством, что американское Министерство обороны все в большей степени зависит от использования электромагнитного спектра в военных целях и, в частности, для связи, навигации, сбора информации, выдачи целеуказаний и решения других задач. Для этого применяются все диапазоны электромагнитного спектра – радиочастотный, микроволновый, инфракрасный, видимый, ультрафиолетовый, рентгеновский, диапазон гамма-излучения.

Вот почему Пентагон собирается последовательно увеличивать ассигнования на программы РЭБ в следующие пять лет. Так, в 2013 финансовом году планируется израсходовать на сферу радиоэлектронной борьбы 3,6 миллиарда долларов, тогда как в 2017-м – 5,6 миллиарда. Это, конечно, меньше уровня, соответствовавшего обозначившемуся тренду прошлого десятилетия, во второй половине которого Пентагон истратил на РЭБ около 3,9 миллиарда долларов в 2008 финансовом году и хотел довести расходы на нее до 4,5 миллиарда в 2010-м. Однако разразился финансово-экономический кризис, и потому 2012 финансовый год ознаменовался уменьшением суммы до 3,3 миллиарда долларов.

Крупнейшей статьей ассигнований на РЭБ в предстоящие годы (около 28,1 млрд долл.) будет производство аппаратуры радиоэлектронной борьбы и носителей этой аппаратуры. На разработку средств РЭБ намечается потратить 11,2 миллиарда долларов. На обеспечение реализации программ РЭБ выделяется 1,5 миллиарда.

Возрастание расходов на осуществление программ РЭБ реально произойдет в 2016–2017 финансовых годах, когда Пентагон планирует на протяжении двух лет подряд ассигновать на эти цели почти по 3,8 миллиарда долларов ежегодно.

По размерам финансирования программ создания летательных аппаратов-носителей средств РЭБ на первом месте находится программа разработки морского патрульного самолета «Посейдон» P-8A (Poseidon) – 2,3 миллиарда долларов в течение десятилетнего периода. Эта машина, сконструированная на базе платформы «Боинг-737», предназначена для замены устаревшего «Ориона» P-3 (Orion) компании «Локхид Мартин». Начальная боеготовность «Посейдона» будет достигнута в 2013 году.

В рамках двух контрактов, подписанных в 2011-м, компания «Боинг» поставит ВМС США 13 патрульных самолетов головной партии, причем первые два из них заказчик уже получил. Всего американские военно-морские силы планируют закупить 117 «Посейдонов».

Еще одной значительной программой Пентагона в области РЭБ на десятилетний период является программа передатчика помех нового поколения ВМС США, на которую выделяется около 2,1 миллиарда долларов. Новый передатчик помех заменит контейнер с передатчиком помех ALQ-99 на самолетах РЭБ EA-18G «Гроулер» (Growler).

Также видное место в списке приоритетов в сфере РЭБ занимает программа LAIRCM (large aircraft infrared countermeasures) по созданию бортовых средств транспортных самолетов для противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН). На нее будет выделено в течение 10 лет около 1,7 миллиарда долларов. Она предусматривает разработку бортовой системы, позволяющей обнаруживать пуски по самолету управляемых ракет с ИК ГСН, определять уровень угрозы и при необходимости приводить в действие высокоинтенсивное лазерное средство, способное сопровождать ракету и уводить ее с курса.

Принцип работы системы AN/AAQ-24(V) LAIRCM основан на «ослеплении» ГСН ракеты с помощью лазера высокой интенсивности, смонтированного на поворотной турели. При этом летчик лишь информируется о том, что ракета обнаружена и нейтрализована.

Первоочередная задача программы LAIRCM – защитить крупные военные самолеты США и стран НАТО от поражения переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК). Большие летательные аппараты типа военно-транспортных самолетов являются наиболее уязвимой целью для операторов ПЗРК, поскольку представляют малоскоростную и хорошо прогнозируемую мишень, легко захватываемую тепловой ГСН ракеты на большом расстоянии.

Многие технологии, используемые в системе LAIRCM, за исключением «ослепляющего» атакующую ракету лазера, ранее были отработаны на другой системе РЭБ производства компании «Нортроп Грумман» – AN/AAQ-24(V) NEMESIS.

В настоящее время системы «Нортроп Грумман», предназначенные для противодействия ракетам с ИК ГСН, установлены или планируются к установке на нескольких сотнях американских военных летательных аппаратов 50 различных типов, включая транспортные самолеты, конвертопланы V-22 «Оспри» и другие машины.

В числе следующих двух приоритетов Пентагона в области РЭБ фигурируют программы истребителя пятого поколения F-35 и самолета РЭБ «Гроулер», на которые суммарно за десятилетний период будет выделено около 1,5 миллиарда долларов.

Самолет РЭБ EA-18G «Гроулер» создан на базе двухместного истребителя F/A-18F «Супер Хорнет» специально для поддержки авианосных группировок ВМС США. Он дополнительно оснащен подвесной контейнерной станцией постановки помех в диапазоне низких и высоких частот ALQ-99, системой подавления помех, приемником системы постановки помех ALQ-218(V)2 компании «Нортроп Грумман», комплектом противодействия средствам связи ALQ-227 компании «Рейтеон», комплексом связи USQ-113 ES/EA, станцией РЭБ LR-700 для подавления РЛС, системами радиоразведки.

Компания «Боинг» также разработала облегченный экспортный вариант «Гроулер Лайт», который может быть передан без контейнерной станции постановки помех и системы их подавления. Данная модификация предназначена для продажи заказчикам, которых больше интересуют усовершенствованные разведывательные возможности самолета, чем способность «Гроулера» осуществлять радиоэлектронное подавление. В список потенциальных покупателей машины пока входят Бразилия, Индия и Япония.

На сегодня единственным заказчиком EA-18G «Гроулер» оказались ВМС США, которые заключили контракт на поставку 57 самолетов и до 2013 года намерены приобрести еще 85 машин.

Опубликовано в выпуске № 34 (451) за 29 августа 2012 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц