Версия для печати

Как реорганизовать ОСК

Используя опыт Великой Отечественной войны
Яценко Владимир
В статье А. Арбатова и В. Дворкина «Военная реформа: просчеты и пути их исправления», опубликованной в еженедельнике «ВПК», в частности, говорится, что в настоящее время сложилась примерно та же ситуация, которая всегда существовала в СССР, когда военный округ с началом войны должен был стать фронтом.

В статье А. Арбатова и В. Дворкина «Военная реформа: просчеты и пути их исправления», опубликованной в еженедельнике «ВПК», в частности, говорится, что в настоящее время сложилась примерно та же ситуация, которая всегда существовала в СССР, когда военный округ с началом войны должен был стать фронтом.

«То есть в одних руках остались прежние задачи по административно-хозяйственной деятельности и по функционированию ОСК», – отмечают авторы. И далее заявляют: «Необходимо, чтобы функции объединенных стратегических командований ограничивались исключительно планированием, управлением и боевой подготовкой операций разнородных сил и средств. ОСК надо освободить от административно-хозяйственных задач». С данным предложением нельзя согласиться. Почему?

В мирное и военное время

Накануне нападения гитлеровской Германии на СССР на территории Советского Союза насчитывалось 16 военных округов и имелся один фронт (Дальневосточный). В августе 1940 года приказом наркома обороны № 0184 все управления ВО были переведены на новую организационную структуру с таким расчетом, чтобы в случае войны она обеспечивала развертывание в кратчайший срок фронтовых (армейских) управлений и управлений ВО военного времени. Формирование управлений округов военного времени осуществлялось в угрожаемый период за счет заместительского звена округа мирного времени офицерами, призванными из запаса и направленными из военно-учебных заведений.


Коллаж Андрея Седых

Непосредственное руководство ВО военного времени с момента его создания возлагалось на первого заместителя командующего войсками округа мирного времени. До убытия фронтового командования с территории ВО все задачи решались централизованно под общим руководством командующего и штаба фронта с четким распределением функций. Разделение фронта и округа военного времени осуществлялось после отъезда фронтового командования.

Задачи округов военного времени были крайне многообразны и сложны: мобилизационная работа, формирование резервов и отправка маршевых подразделений в действующую армию, комплектование новых соединений и частей, организация боевой подготовки в запасных и учебных соединениях и частях, контроль за подготовкой командиров в военных учебных заведениях, создание и оборудование оборонительных рубежей на территории округа. При необходимости приходилось и руководить боевыми действиями.

Кроме того, требовалось вести борьбу с воздушными десантами и диверсионными группами, обеспечивать охрану важных народнохозяйственных и военных объектов, а также пропуск войск через территорию округа, проводить восстановительные работы и мероприятия по поддержанию надлежащего порядка и организованности.

А вот как все это выглядело на практике.

Мобилизация и резервы

Руководство мобилизацией, контроль за формированием резервов и подготовка маршевых пополнений постановлением ГКО от 23 июля 1941 года были сняты с Генерального штаба и возложены на созданное в августе Главное управление формирования и укомплектования (Главупраформ). В округах вся ответственность за отмобилизование войск возлагалась на военные советы ВО военного времени.

После завершения мобилизационных мероприятий первой очереди главной задачей управлений ВО стала подготовка резервов и создание новых объединений, соединений и частей. Для действующей армии требовалось не только подготовленное маршевое пополнение, но и обученные, сплоченные соединения. Их формирование приходилось проводить в ускоренных темпах. Между тем борьба с сильным противником требовала хорошей подготовки личного состава и высокой боеспособности частей. Все это возлагало на военные советы и штабы округов большую ответственность за подготовку полноценных резервов. Постановлением ГКО от 13 августа 1941 года была определена главная задача запасных частей (соединений) Красной армии. Они должны проводить боевую подготовку военнообязанных, формировать из них боеспособные маршевые батальоны (роты) и своевременно направлять их в действующую армию.

В соответствии с указанным постановлением командующие войсками ВО своими приказами устанавливали порядок обучения в запасных соединениях и частях и отправку маршевых подразделений на фронт. Как правило, обучение военнообязанных проводилось по сокращенным программам и продолжалось полтора-два месяца, а младшего комсостава – три. Штабы военных округов осуществляли регулярный контроль за ходом боевой подготовки и качеством обучения в запасных частях. Чтобы представить, какую большую поддержку оказали фронту запасные соединения, находившиеся в подчинении военных округов, достаточно привести один пример. 14-я запасная стрелковая бригада Московского ВО только в августе 1941 года подготовила и направила на Северо-Западный и Центральный фронты 19 маршевых батальонов и восемь рот общей численностью 19 112, а в сентябре – еще 51 стрелковую и 9 специальных маршевых рот.

Большое значение военные советы и штабы ВО придавали подготовке командных кадров, острый недостаток которых особенно ощущался в первые месяцы войны. Для решения этой проблемы были приняты меры: военно-учебные заведения сократили учебные программы, досрочно произвели выпуск офицеров военных училищ, увеличили состав обучающихся в академиях и военных училищах, создали новые учебные заведения и краткосрочные курсы для лиц с высшим образованием. В 1942 году были сформированы новые пулеметные, пехотные и другие училища, фронтовые и окружные курсы младших лейтенантов.

Формирование новых артиллерийских, танковых и других соединений и частей и их подготовка проводились в специализированных учебных центрах. Так, в июле 1941 года в Московском ВО был создан специальный центр для формирования гвардейских минометных частей, в сжатые сроки подготовивший и отправивший на фронт 28 дивизионов М-13 и М-8.

Одним из важнейших документов периода Великой Отечественной явилось постановление ГКО от 17 сентября 1941 года, которым в стране вводилось всеобщее обязательное военное обучение граждан в возрасте от 16 до 50 лет. Для реализации мер, намеченных в этом постановлении, при наркоме обороны начинает функционировать Главное управление всеобщего военного обучения (всевобуч), в военных округах, областях, краевых и республиканских военных комиссариатах заработали отделы всеобщего военного обучения, в районных и городских военкоматах – инструкторы всеобуча. За годы войны в системе всеобуча прошли военную подготовку 9,9 миллиона человек, были подготовлены сотни тысяч пулеметчиков, минометчиков, снайперов, радистов, шоферов.

Под единым руководством

Обстановка, складывавшаяся на советско-германском фронте в первые месяцы войны, потребовала жесткой централизации управления, повышения оперативности в руководстве войсками и органами тыла. Поэтому вся власть на территории приграничных ВО сосредоточивалась в одних руках – командующего войсками фронта, действующего на данном направлении до отбытия с территории округа. С убытием командования фронта вся власть передавалась командующему округа военного времени. Так, директивой Генерального штаба от 25 июля 1941 года устанавливалось полное подчинение Киевского ВО командующему Юго-Западным фронтом. Все управления и службы округа обязаны были выполнять указания соответствующих фронтовых начальников.

Западный ВО в аналогичных обстоятельствах поступил в подчинение командующего войсками Западного фронта. Управление Ленинградского ВО, вновь сформированное в июле 1941 года, также в моменты его расформирования (август 1941-го) находилось в подчинении командующего войсками Северного фронта. Такая централизация управления сыграла положительную роль в деле мобилизации всех сил и средств. Таким образом, ВО и в этом случае решали свои задачи, но под руководством командующего войсками фронта.

Большое место в работе командующих ВО занимали вопросы территориальной обороны, куда входили организация борьбы с тактическими десантами и диверсионными группами противника, охрана и оборона важных государственных и военных объектов, восстановление разрушенных воинских зданий, а также эвакуация населения, промышленных предприятий и учреждений. В уничтожении воздушных десантов и диверсионных групп участвовали не только войска, но и подразделения НКВД, отряды местной самообороны, охрана предприятий и население. Причем эти действия были детально спланированы и доведены до каждого воинского подразделения и гражданского предприятия штабом ВО. На территории каждой области для борьбы с воздушным десантом назначался приказом командующего начальник группы. Территория округа разбивалась на боевые участки. Начальнику боевого участка в оперативном отношении на время уничтожения десанта подчинялись все части РККА и НКВД и вооруженные отряды, расположенные на территории участка.

Для охраны важных объектов, расположенных на территории военных округов, использовались войсковые подразделения, полки НКВД, а также вооруженные отряды. Начальники боевых групп и участков имели постоянную связь с местными органами власти, частями НКВД, милицией и соседними группами и участками. Все задачи, возложенные на ВО, решались в тесном контакте военных советов с органами государственной власти.

Разделить задачи

В послевоенное время обращали большое внимание на подготовку и совершенствование деятельности управлений ВО (на военное время), так как их задачи значительно возросли и усложнились. Многое изменилось и в военной науке, и в военном искусстве.

Опираясь на достижения в области электроники и вычислительной техники, развитие способов получения и обработки информации, в США родилась новая концепция боевых действий. Ориентация войск на ведение сетецентрических войн придает особое значение борьбе за время. «Гонка за временем» на Западе стала одним из главных направлений поиска новых технологий. Исследуя все новое и перспективное, нужно искать и альтернативные способы, позволяющие ОСК не отвлекаться на выполнение не свойственных им административно-хозяйственных и других задач.

Одним из альтернативных способов является создание управлений военных округов (на военное время), опыт Великой Отечественной войны убедительно подтверждает это. Сегодня в новых ВО и соответствующих ОСК созданы Центры административно-территориальных управлений (ЦАТУ ОСК). На них возлагаются задачи, решаемые ранее управлениями округов (на военное время). Это целесообразно в условиях, когда ОСК действует на территории соответствующего ВО. В случае же убытия ОСК с территории округа, а в современных условиях это будет нередким случаем, ЦАТУ, по нашим расчетам, не справятся. Предлагается во всех случаях на базе ЦАТУ ОСК в угрожаемый период развертывать управления военных округов на военное время.

Владимир Яценко,
генерал-майор в отставке, кандидат военных наук, профессор АВН

Опубликовано в выпуске № 34 (451) за 29 августа 2012 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц