Версия для печати

Наследники «объекта 478Б»

Последний танк Великой Империи
Башаров Александр
28 мая 2009 года на вооружение армии Украины принят танк «Оплот-М» – «объект 478ДУ10». Сегодня готовится выпуск серии из 49 машин для Королевской армии (СВ) Таиланда. Индекс «478» обозначения советских танков, сделанных в Харькове, известен благодаря последней разработке времен СССР – дизельному танку Т-80УД, принятому на вооружение в 1987 году.

28 мая 2009 года на вооружение армии Украины принят танк «Оплот-М» – «объект 478ДУ10». Сегодня готовится выпуск серии из 49 машин для Королевской армии (СВ) Таиланда. Индекс «478» обозначения советских танков, сделанных в Харькове, известен благодаря последней разработке времен СССР – дизельному танку Т-80УД, принятому на вооружение в 1987 году.

Т-80УД «Береза» – «объект 478Б» вобрал в себя лучшие наработки двух танковых школ – харьковской и ленинградской. Новая машина должна была сменить танк Т-64, который за 20 лет производства уже исчерпал резервы совершенствования. Особенно это ощущалось в ходовой части, не удовлетворявшей требованиям по скорости и несущей способности. После серии доработок прирост веса был заметным.

В конструкции «Березы» удачно скомпонованы «выносливое» шасси с катками большого диаметра, современные системы вооружения и защиты, включавшие разнесенную броню, экранирование бортов и навеску «динамической брони». Мощный дизель позволял сохранить на приемлемом уровне подвижность даже при возросшей до 46 тонн массе (у первых Т-80 она составляла 42 тонны). Башня, отработанная на опытном «объекте 476» и установленная на танке Т-80У «объект 219А», получила некоторые изменения – по правому люку командира и новой зенитно-пулеметной установке с дистанционным управлением.

Управление огнем

Т-80УД оснащен современным комплексом управления огнем, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела. Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42 и других устройств.

Т-80УД «Береза» – «объект 478Б» вобрал в себя лучшие наработки двух танковых школ – харьковской и ленинградской

Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления ракетой. При штатной конфигурации танка у наводчика установлен ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э (с электронно-оптическим преобразователем). Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8 и ночной канал с кратностью 5,4. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка. Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки, находясь под защитой брони башни.

Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся необходимые параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.

В комплексе управления огнем предусмотрена так называемая зона разрешения выстрела. После нажатия кнопки стрельбы выстрел произойдет только при условии, что величина рассогласования линии визирования и оси канала ствола не превышает заданного значения. Размер зоны регулируется при настройке комплекса управления огнем в составе танка. С целью обеспечения возможности наблюдения за местностью в широком секторе у членов экипажа имеются однократные приборы наблюдения.

Варианты модернизации

Ресурс двигателя 6ТД мощностью 1000 лошадиных сил рассчитан на 14 000 километров пробега, а силовая установка менее чувствительна к внешним условиям – жаре и пыли.


Коллаж Андрея Седых

С принятием на вооружение нового танка работы по совершенствованию не прекращались. В 1990 году разработан «478Д», на который был установлен более мощный двигатель 6ТД-2, форсированный до 1200 лошадиных сил, и комплекс оптико-электронного противодействия «Штора».

Комплекс обеспечивает подавление систем управления ПТУР с обратной связью по ИК-координатору за счет постановки световых помех в секторе ± два градуса в вертикальной плоскости, срыв наведения на танк ПТУР, использующих лазерную подсветку целей, и головок с полуактивным лазерным самонаведением, а также артиллерийских систем, имеющих лазерные дальномеры, за счет дистанционной постановки аэрозольных завес в секторе ±45 градусов относительно канала ствола основного вооружения.

На танке был установлен новый датчик ветра штыревого вида. На правой надгусеничной полке монтировался вспомогательный силовой агрегат для обеспечения танка электропитанием при выключенном основном двигателе.

После развала СССР работы по дальнейшему совершенствованию техники на базе «478Д» обозначались уже с приставкой «У». «Объект 478ДУ» (Т-84) аналогичен танку «478Д», но имеет ходовую часть Т-64. Проходил испытания, изготовлен один экземпляр.

В «объекте 478ДУ2» по сравнению с «478Д» отсутствовала вспомогательная силовая установка и установлена новая сварно-катанная башня. На башне новая встроенная динамическая защита (ВДЗ), изменена установка дымовых гранат. Изготовлен опытный образец, прошел испытания. Серийно не выпускался.

«Объект 478ДУ4» отличался от «ДУ2» установкой нового вспомогательного силового агрегата на левой надгусеничной полке. На корпусе – новая динамическая защита.

«Объект 478ДУ5» участвовал на первых этапах испытаний в турецком тендере. В отличие от «ДУ4» есть кондиционер на корме башни. Требования Анкары оказались очень жесткими, особенно по вооружению. Потребовалась установка 120-мм пушки под снаряды стандарта НАТО.

В сжатые сроки был разработан «объект 478Н», получивший собственное имя «Ятаган», с требуемой артиллерийской установкой и новым ленточным автоматом заряжания на 22 выстрела, размещенных в «курдюке» за кормой башни. Остальные снаряды располагали в механизированной укладке в корпусе. Построен один опытный образец, который проходил второй этап тендера в Турции. По результатам конкурса документация на танк была доработана и подготовлена для серийного производства под индексом «478Н1».

Специально для тендера в Малайзии изготовлен «объект 478ДУ8» с учетом специфики региона – гусеница расширена до 600 миллиметров.

«Объект 478ДУ9» (танк «Оплот») прошел испытания и был принят на вооружение армии Украины, изготовлена серия в количестве десяти машин в 2001 году. Применяется новый прицел командира с лазерным дальномером и система «Айнет».

В 1996 году заключен пакистанский заказ, согласно которому поставлялись 320 танков Т-80УД, но из них 50 машин являлись перебранными и модернизированными старыми, а остальные были изготовлены вновь. Танки, которые прошли модернизацию с литой башней, получили индекс «478БЭ», а вновь изготовленные со сварно-катанной башней – «478БЭ-1».

По заказу СВ США на четыре машины были изготовлены три танка «478БЭМ-1» с установкой комплекса активной защиты (КАЗ) «Дрозд-1» и вспомогательной силовой установкой (ВСУ) на левой надгусеничной полке и один танк «478БЭМ-2» с кондиционером на корме башни и ВСУ на левой надгусеничной полке.

Потомки

Изделие «478БП» – бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ «Атлет» выполнена на базе узлов шасси танка «Оплот», что обеспечивает машине сравнимые с ним динамические и мобильные характеристики, необходимый уровень защиты и проходимость. «Атлет» предназначен для решения широкого круга задач технического обеспечения танковых подразделений при ведении ими всех видов боевых действий в различных погодных и климатических условиях: ведения технической разведки на поле боя днем и ночью, буксирования неисправных и поврежденных образцов бронетанковой техники в ближайшие укрытия и на сборные пункты поврежденных машин (СППМ), запуска двигателей обслуживаемых машин электрическим и пневматическим способами, оказания помощи экипажам в проведении текущего ремонта, проведения грузоподъемных работ, вытаскивания застрявших и затонувших образцов бронетанковой техники при всех видах застревания, форсирования водных преград по дну, самоокапывания, выполнения сварочно-режущих работ, землеройных работ при оборудовании СППМ, подъездов и съездов.

Машина используется в составе ремонтно-эвакуационных групп технического замыкания гусеничных колонн на маршах, сборных пунктов поврежденных машин, частей и соединений, спасательно-эвакуационных групп при форсировании водных преград, пунктов технического наблюдения и др. Ими укомплектовываются подвижные средства технического обеспечения танковых батальонов, механизированных бригад, дивизий и других частей и соединений, оснащенных тяжелой гусеничной техникой.

Компоновочно «Атлет» разделен на три изолированных отделения – обитаемое (для экипажа), машинное (с размещенными в нем основной лебедкой, редуктором приводов и баками топливной системы и гидропривода), моторно-трансмиссионное – МТО. На надгусеничных полках снаружи находятся отсеки вспомогательной силовой установки со сварочным оборудованием и системой охлаждения, гидропанели навесного оборудования, вспомогательной лебедки и аккумуляторный отсек, а также баки топливной системы.

МТО включает в себя двухтактный многотопливный шестицилиндровый дизель с горизонтальным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения и редуктором приводов навесного оборудования, размещенном в машинном отделении. Силовая установка может комплектоваться двигателями 1000 и 1200 лошадиных сил.

Наш рассказ про семейство машин «объекта 478» был бы неполным без изделия «478БМ» – мостоукладчика МТУ-84, документация на который была разработана, но опытный образец не строился. Такова краткая история бронемашин, созданных за последние 30 лет в ХКБМ – организации, которая 9 сентября 2012 года отметила свое 85-летие.

Александр Башаров,
независимый обозреватель

Опубликовано в выпуске № 36 (453) за 12 сентября 2012 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...