Версия для печати

Подготовка к испытаниям супербомбы

«Кузькина мать» – весомый аргумент в игре сверхдержав
Саперов Владимир
Еженедельник «Военно-промышленный курьер» продолжает рассказывать о воздушных испытаниях ядерного оружия. Материал о подготовке к применению самого мощного взрывного устройства за всю историю человечества дополняет публикации в №№ 20, 23.

Еженедельник «Военно-промышленный курьер» продолжает рассказывать о воздушных испытаниях ядерного оружия. Материал о подготовке к применению самого мощного взрывного устройства за всю историю человечества дополняет публикации в №№ 20, 23.

Потребовалось переоборудование

Успехи наших ученых в разработке ядерного оружия, подтвержденные натурными испытаниями, создали предпосылки для производства термоядерных зарядов более мощных, чем те, что были испытаны в 1953–1955 годах. 71-му полигону ВВС выданы поручения на подготовку к соответствующим тестам. Начавшиеся в 1956-м и успешно проведенные в сжатые сроки тесты «изделия 202» (макета супербомбы) завершились через пять лет натурными ядерными испытаниями. Для супербомбы – «изделия 202» в качестве самолета-носителя определили стратегический бомбардировщик Ту-95, которому присвоили индекс Ту-95-202 (Ту-95В). Машина была заказана в единственном экземпляре и переоборудована из числа выпущенных в 1955 году. Доработка самолета в качестве носителя была выполнена в 1956-м на летно-доводочной базе ОКБ-156 Министерства авиационной промышленности (МАП) в Жуковском. В этом же году самолет принят на испытание 71-м полигоном.

«Изделие 202» по своим габаритам (вес – 26 тонн, длина – восемь метров, диаметр – два метра) полностью не помещалось в бомбовом отсеке. Кабина пилотов была дооборудована пультами управления автоматикой изделия и системой обогрева. Разработкой новой бомбардировочной установки для Ту-95-202 руководил заместитель генерального конструктора ОКБ имени А. Н. Туполева по вооружению А. В. Надашкевич. Он принимал непосредственное участие в испытаниях всего комплекса на 71-м полигоне. «Изделие 202» было разработано, изготовлено и доставлено на испытания в 1956 году с Уральского ядерного центра – ВНИИТФа.

Вместе с отработкой аэробаллистических характеристик изделия испытывались его автоматика и система обогрева, а также бортовая радиотелеметрическая аппаратура. От ВНИИТФа испытаниями руководил первый заместитель научного руководителя и главного конструктора Г. А. Цырков. Принимал активное участие и Л. Ф. Клопов – будущий главный конструктор этого института. При испытаниях на 71-м полигоне «изделие 202» получило положительную оценку.

Отработка комплекса

В состав бомбы как неотъемлемый элемент входила парашютная система для обеспечения времени снижения до высоты взрыва, необходимого для ухода самолета-носителя на безопасное расстояние от точки взрыва. Разработка парашютной системы и ее изготовление были поручены НИИ НДС (директор института Ф. Д. Ткачев, заместитель директора Н. А. Лобанов, ведущий конструктор О. И. Волков). Эта система должна надежно обеспечить снижение 26-тонного изделия с высоты сбрасывания 10 500 метров до высоты взрыва 3500 метров в течение 200 секунд. Задержка снижения изделия с заданными параметрами обеспечивалась парашютной системой с общей тормозной площадью 1600 квадратных метров с тремя вытяжными парашютами. Первый площадью 0,5 квадратного метра, второй – 5,5, затем одновременно три по 42 квадратных метра извлекают основной парашют.

На случай отказа парашютной системы для исключения катастрофических последствий при ядерных испытаниях в автоматику изделия было введено дополнительное блокирующее устройство, исключающее возможность срабатывания изделия (взрыва) при преждевременном приходе изделия на заданную высоту.

В конечном итоге уникальный испытательный комплекс Ту-95-202 был отработан. По результатам совместных испытаний (Минсредмаш, Минавиапром и ВВС) самолет был рекомендован для проведения натурных ядерных испытаний зарядов большой мощности.

Однако они затягивались. Из-за отсутствия ясности по срокам испытаний самолет Ту-95-202 для последующей временной эксплуатации был отправлен в 409-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (тбап) 106-й тбад 2-го отбак дальней авиации (ДА) на аэродром Узин (с 1957 по 1961 год).

В связи с окончательным принятием решения об испытаниях в 1961 году с привлечением этого комплекса, а также необходимостью реализации накопленных экспериментальных материалов по защите самолетов от воздействия поражающих факторов взрыва самолет Ту-95-202 был дополнительно доработан на заводе № 18 (Куйбышев) в августе-сентябре 1961-го.

Эта доработка сводилась к нанесению светозащитных покрытий на облучаемые поверхности самолета, винты двигателей и к защите кабин экипажей светонепроницаемыми шторками.

К концу сентября машина была перебазирована на Кольский полуостров на аэродром Оленья. При подготовке к испытанию супербомбы был выполнен цикл подготовительных работ. Особое внимание уделено специальной подготовке экипажа, а после наземной подготовки и изучения района произведен облет маршрута испытательных полетов.

20 сентября 1961 года самолет Ту-95-202 с командиром экипажа – заместителем командира эскадрильи 409-го тбап майором А. Е. Дурновцевым выполнил полет в условиях ядерного взрыва в составе отряда самолетов ДА. В данном воздушном ядерном испытании самолетом-носителем был Ту-16 (командир экипажа В. Ф. Мартыненко). Второго октября экипаж Ту-95-202 выполнял полет уже в качестве дублера при испытаниях термоядерного заряда с самолета Ту-16 (командир Мартыненко). Однако в связи с отказом в полете на Ту-95-202 одного из двигателей пришлось возвратиться на базу вылета досрочно. В этом полете одновременно участвовали два отряда самолетов-носителей ЗМ (по кодификации НАТО – Bison-B) разработки ОКБ Мясищева. Отряды самолетов ДА осваивали опыт боевого применения ядерного оружия и обхода радиоактивного облака ядерного взрыва.

На 6 октября 1961 года назначили испытательный полет, где в качестве самолета – носителя термоядерной бомбы впервые была машина Дурновцева. Испытывался заряд большой мощности в корпусе супербомбы, но это была не сама супербомба. Для подготовки и проверки готовности личного состава участников испытательного полета и технических средств полигона провели генеральную репетицию с привлечением всех средств со сбрасыванием «изделия 202» без основного заряда с самолета-носителя Ту-95-202.

Испытание супербомбы было намечено на 30 октября 1961 года. Руководитель испытаний – Николай Иванович Павлов, начальник пятого главного управления Минсредмаша. ВВС представляли начальник шестого управления главкомата ВВС Н. И. Сажин и начальник 71-го полигона В. А. Чернорез. Начальник НИЧ 71-го полигона С. М. Куликов являлся ведущим инженером по испытаниям, а руководителем полетов – сотрудник полигона М. Г. Воскресенский.

Основного идеолога конструкции заряда – А. Д. Сахарова при этом испытании не было ни в районе подготовки изделия, ни в районе опытного поля полигона.

Он в это время находился в Арзамасе-16. Руководитель испытаний Павлов связывался с ним по ВЧ-каналу. Подготовка изделия к испытаниям проводилась специалистами от Минсредмаша под руководством Е. А. Негина и Е. И. Забабахина.

Тесты супербомбы были приурочены к проходящему в Москве XXII съезду КПСС. На Новоземельский полигон по поручению высшего партийного руководства были командированы делегаты съезда – министр среднего машиностроения Е. П. Славский и заместитель министра обороны маршал Советского Союза К. С. Москаленко. Убедившись в готовности, Славский и Москаленко окончательно подтвердили день Ч – 30 октября 1961 года и накануне перелетели на остров Новая Земля для личного наблюдения за этим уникальным взрывом.

Владимир Саперов,
полковник в отставке, старший научный сотрудник ВУНЦ ВВС «ВВА», кандидат военных наук, доцент

Опубликовано в выпуске № 36 (453) за 12 сентября 2012 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц