Версия для печати

Порочная бережливость

Патрушев Виктор
О бедственном состоянии ВМФ в период реформирования Вооруженных Сил не пишет только ленивый. Особенно обострился интерес к ВМФ после недавнего подписания контракта с Индией на модернизацию ТАВКР "Адмирал Горшков". Некоторые аналитики заговорили о конце океанского флота РФ, о неизбежной грядущей продаже последнего российского авианосца "Адмирал Кузнецов" по причине "непозволительной роскоши" содержать его в боевом составе флота. А тут еще и результаты командно-штабной тренировки по управлению Стратегическими силами на Северном флоте подбавили дров в костер ажиотажа вокруг ВМФ.

Отсутствие средств не позволяет начать перевооружение морских стратегических ядерных сил на новые типы РПКСН.
Фото Леонида ЯКУТИНА


ФЛОТ ДОЛЖЕН ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ


О бедственном состоянии ВМФ в период реформирования Вооруженных Сил не пишет только ленивый. Особенно обострился интерес к ВМФ после недавнего подписания контракта с Индией на модернизацию ТАВКР "Адмирал Горшков". Некоторые аналитики заговорили о конце океанского флота РФ, о неизбежной грядущей продаже последнего российского авианосца "Адмирал Кузнецов" по причине "непозволительной роскоши" содержать его в боевом составе флота. А тут еще и результаты командно-штабной тренировки по управлению Стратегическими силами на Северном флоте подбавили дров в костер ажиотажа вокруг ВМФ.
{{direct_hor}}
Заголовок статьи, свидетельствующий о недостаточности финансирования ВМФ и Вооруженных Сил в целом, можно расценивать только как фон для данной публикации. Всем известен и традиционный ответ на эту тему: "С деньгами и дурак сумеет". Предельно ясно, что какого бы руководителя ни поставили во главе "безденежного" реформирования Вооруженных Сил и ВМФ, результат будет заранее известен. Разве только если это дело поручить Абрамовичу с его кадровыми талантами. Хотя флот - это не "Челси". Тут нужно средств на несколько порядков больше.

Но общественность, видимо, интересует, существует ли ясность по поводу облика и численности потребного для России флота у руководства ВМФ и Минобороны? Каким же будет и будет ли Российский флот? Попытаемся внести ясность в этот почти схоластический вопрос. Читатель вправе знать, что велосипед давно изобретен, и ответ на вопрос, каким должен быть флот России, не только существует, он официально утвержден указами президента РФ.

ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ

В настоящее время морская деятельность России, в том числе Военно-морского флота, определена государством, как одно из важнейших направлений его деятельности.


Сегодня корабли российского ВМФ большую часть времени простаивают у причалов.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации сформирована национальная морская политика России, прежде всего ее положения отражены в "Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г." и "Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г.". Статья 14 "Основ политики: " определяет основные задачи ВМФ. В ней же говорится о том, что для решения указанных задач флот состоит из регионально дислоцированных оперативно-стратегических объединений, то есть Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Региональная дислокация ВМФ требует наличия самостоятельных инфрастуктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения.

Основу Северного и Тихоокеанского флотов должны составить ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация. В основе Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии должны быть многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация. Кроме того, в составе флотов должны иметься группировки береговых войск, сил и средств ПВО, предназначенных для обороны...

Возможно, заслуживает внимания тот факт, что это ссылки на документ, определяющий морскую политику государства до 2010 г. Известно также, что Государственная программа вооружения, рассчитанная до 2005 г., в настоящий момент перерабатывается на период 2006-2015 гг. (ГПВ-2015). Следовательно, необходима и корректура по срокам, а может быть, и по содержанию, "Основ политики РФ в области военно-морской деятельности", хотя в более долгосрочном документе - Морской доктрине - основные положения "Основ политики РФ в области военно-морской деятельности..." сохранились.

В этой связи следует отметить, что в начале октября минувшего года Сергей Иванов изложил руководящему составу Минобороны России актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ в условиях изменившейся внешнеполитической ситуации, новых приоритетов национальной безопасности и новых задач, поставленных перед Вооруженными Силами РФ.

Задачи, поставленные перед Вооруженными Силами, распределяются по четырем направлениям:
- сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам РФ;
- обеспечение экономических и политических интересов РФ;
- осуществление силовых операций мирного времени;
- применение военной силы.


Исходя из данного распределения задач должны быть определены основные приоритеты строительства и развития Военно-морского флота на период до 2020 г. Прошедшая стратегическая КШТ показала особую важность и значимость поддержания боеспособности группировки МСЯС в стратегической триаде страны и решения связанного с этим комплекса проблем. Но рассматривать решаемую группировкой МСЯС с силами и средствами их обеспечения задачу сдерживания военных, военно-политических угроз безопасности или интересам РФ на период до 2020 г. в данной статье не представляется возможным из-за объемности вопроса. Очень убедительно и доходчиво проблемы МСЯС изложены в статье адмирала Ф.И. Новоселова ("ВПК" №13, 2003 г.).

Поэтому остановимся на задачах обеспечения экономических и политических интересов РФ, а также осуществления силовых операций мирного времени, которые, в свою очередь, требуют:
- строительства группировки МСОН (морских сил общего назначения), включающей в себя многоцелевые надводные корабли, преимущественно океанской и дальней морской зон, то есть авианесущих, десантных кораблей, многоцелевых атомных и дизельных подводных лодок, минно-тральных кораблей;
- строительства сил и средств тылового обеспечения группировки МСОН и совершенствования основной системы управления ВМФ.


Как видим, уже для решения только задачи строительства значительной группировки сил общего назначения необходима разработка нескольких долгосрочных программ.

КАКИЕ КОРАБЛИ НАМ НУЖНЫ...

Несомненно, осведомленный нашими СМИ о тяжелом положении российского ВМФ читатель желает услышать конкретные цифры, выраженные в точном числе авианосцев, крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов, атомных и дизельных подводных лодок и кораблей других классов и рангов, которые должны быть в составе сильного российского флота сильной России.

Каким же образом определяются эти цифровые показатели?

В соответствии с уровнем и характером угроз национальной безопасности Российской Федерации в конкретных регионах определяется качественный и количественный состав войск и сил флотов. Это означает, что конкретные типы и классы кораблей, которые необходимо иметь в составе ВМФ, а также их количество и качество зависят от конкретных задач, которые ставятся перед флотом. Более конкретно количество и качество необходимых флоту кораблей определяются оперативно-стратегическими и оперативно-тактическими требованиями и расчетами по решению выдвинутых перед флотом задач.

В общем виде эти задачи также сформулированы в Морской доктрине и в "Основах политики...". К примеру, одной из главных задач ВМФ, согласно статье 14 "Основ политики...", является "сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении РФ... с морских и океанских направлений...".

Не будем перечислять все войны и военные конфликты, имевшие место за почти 60 лет после окончания Второй мировой войны. Трудно назвать конфликт, где бы широко не применялись силы флотов. Даже сугубо сухопутный, не имеющий не только морских границ, но и крупных водоемов Афганистан подвергся ударам авиации и крылатых ракет с моря. ВМС Соединенных Штатов, широко и повсеместно применяя концепцию "Флот против берега", действуют с морских направлений без какого-либо противодействия подвергшейся агрессии стороны, словно находятся в полигонах боевой подготовки в своих территориальных водах.

Неужели Россия, имея более 38 тыс. км морской границы, может пренебрегать такой опасностью?

В случае подобного применения военной силы для организации отражения возможных ракетно-авиационных ударов по территории РФ с наиболее вероятных направлений, то есть с морских, - наиболее целесообразно, по критерию "эффективность-стоимость", уничтожать носителей палубной авиации (авианосцы), крылатых ракет (подводные лодки и надводные корабли) до рубежа пуска ракет или подъема авиации. Это потребует гораздо меньшего напряжения сил и расхода боеприпасов, нежели при организации отражения ударов многих сотен ракет и самолетов в воздухе на подлете к своему побережью, а затем еще и ракет, выпущенных с этих самолетов над обороняемыми объектами, исходя из средней нормы в несколько зенитных ракет на одну воздушную цель. И эту задачу флот должен решать в океане, значит, в составе ВМФ должны быть корабли океанской зоны.

В соответствии с уже упоминавшимися оперативно-стратегическими и оперативно-тактическими требованиями к направлениям развития боевого состава ВМФ они (требования) должны быть оценены по возможности их реализации, предложены пути их оптимального и максимально полного выполнения, обоснованы возможные отклонения от предъявленных требований и альтернативные пути решения поставленных перед ВМФ задач или предложения по снятию задач из-за недостатка ресурсов для их решения.

Естественно, все отступления в выполнении ОТТ (оперативно-стратегических и тактических требований) в первую очередь связаны с финансово-экономическими ограничениями.

...И СКОЛЬКО?

Определяя численность потребного состава ВМФ для решения задач силами общего назначения, можно вывести некоторые цифры. К примеру, атомных многоцелевых лодок, опять же в зависимости от уровня решения задач, требуется от 20 до 30-35 единиц. Дизельных (или неатомных) подводных лодок требуется также около двух десятков. Что означает термин "уровень решения задачи"? Это - либо уничтожение всех сил противника, либо нанесение ему определенного процента потерь, который способен ослабить удар противника, либо принуждение его к отказу от выполнения ранее принятого плана действий (сорвать удар противника). Либо создание угрозы противодействия, которая повлечет увеличение наряда сил и средств противника, участвующих в решении задачи, а также увеличение сроков выполнения задачи и материальных затрат. Каждый из этих уровней требует определенного наряда сил. Чем меньше по количеству или качеству выделяется или имеется наряд сил, тем будет ниже достигаемый уровень решения задачи.

Исходя из оперативно-тактических требований для решения задач обеспечения экономических и политических интересов РФ, а также осуществления силовых операций мирного времени оптимально требуется 3-4 авианосца с кораблями охранения и обеспечения. В силу экономических причин сегодня это представляется невыполнимой задачей. Однако с учетом наличия в составе ВМФ РФ ТАВКР "Адмирал Кузнецов", который по политическим и военно-техническим соображениям, безусловно, должен быть сохранен в составе флота, остро встает вопрос о строительстве второго авианосца. Учитывая потребный цикл проектирования и строительства такого корабля не менее 8-10 лет, необходимо планировать завершение его постройки в период 2015-2020 г.

Работы по созданию авианосца следует увязать с ремонтом и модернизацией "Адмирала Горшкова" для Индии до 2009 г., и затем с 2009 по 2013-2014 гг. полноценным средним ремонтом с модернизацией "Адмирала Кузнецова". А до этого времени целесообразно продолжать эксплуатацию "Кузнецова" с периодическими поддерживающими ремонтами.

Строительство нового авианосца должно быть увязано с поддержанием состава и строительством кораблей океанской и дальней морской зон. В настоящее время в составе ВМФ находятся 6 крейсеров в различном состоянии технической исправности. Сроки службы этих кораблей будут истекать в период 2012-2033 гг. Кроме того, ВМФ имеет около 20 других надводных кораблей океанской зоны со сроками службы истекающими в период от 2010 до конца 2020-х гг. Строительство крейсеров в морских государствах признано в настоящее время нецелесообразным, а их задачи успешно выполняются эсминцами и фрегатами. Поэтому вопрос создания многоцелевого корабля класса эсминца по обновленным оперативно-тактическим требованиям и тактико-техническим заданиям не снимается с повестки дня. Потребность в кораблях этого класса может составить более 20 единиц, а ввод в строй головного корабля должен состояться в период 2015-2016 гг.

Имеющиеся для выполнения задач в дальней и ближней морских зонах корабли, известные как СКР (сторожевой корабль) и МПК (малый противолодочный корабль), в основном выслужили установленные сроки службы, у остальных они истекают в этом десятилетии. Взамен этих устаревших кораблей требуется восполнение состава современными многоцелевыми кораблями типов фрегат (ведется проектирование) и корвет (начато строительство головного корабля). Минимальная потребность в этих кораблях может составить более 20 фрегатов и 40 корветов при самом минимально-необходимом темпе строительства обоих типов кораблей до трех единиц в год.

Необходимость строительства группировки десантных кораблей также обусловливается их вкладом в решение задач по обеспечению экономических и политических интересов России и обеспечению силовых операций мирного времени. Без наличия достаточного количества десантных кораблей значительно затрудняется повседневная деятельность флотов, связанная с транспортировкой воинских грузов, запасов и перевозкой войск. Из двух десятков больших десантных кораблей и чуть большего количества малых десантных кораблей в составе ВМФ почти у всех истекли сроки службы или истекут в этом десятилетии. Оставшиеся несколько кораблей проекта 1174 могут протянуть еще несколько лет сверх этого срока при условии обеспечения их ремонтами. Следовательно, в период до 2015 г. необходимо будет создать проекты новых БДК и МДК, а также обеспечить их строительство с темпом до двух кораблей в год серий из 20-30 кораблей каждого типа.

Так же обстоит дело с проблемой создания группировки минно-тральных кораблей. Причем здесь необходимо учитывать стремительно возрастающую популярность минной войны во флотах мира.

В Советском Союзе срок постройки корабля составлял 5-7 лет, в России этот срок значительно увеличился. К примеру, атомный подводный крейсер четвертого поколения "Северодвинск" заложен на верфях Севмашпредприятия более 10 лет назад. Когда будет окончено строительство - неизвестно. Причина - последствия экономического спада, развал судостроительной кооперации, отсутствие потребного финансирования (около 5% в год от потребного). За время этого спада и развала не имевший достаточной финансовой поддержки флот ветшал и "списывал" не обеспеченные судоремонтом корабли досрочно. Только в 1998 г. выведены из боевого состава до истечения установленного срока службы свыше 60 кораблей океанской зоны, что более чем в два раза превышает корабельные потери российского флота в Цусимском сражении! Уместно сравнить реакции правительств и общественности России на эти два разнесенных по времени события.

А если учесть тот факт, что тенденция удовлетворения потребностей флота в финансировании кардинально не изменилась, то становится очевидным прогноз, что к 2010 г. боевой корабельный состав может снизиться до 130-140 единиц. И это на четыре флота и Каспийскую флотилию!

Для поддержания даже такой численности ВМФ с учетом замены выслуживших установленные сроки службы кораблей судостроение России должно поставлять в год хотя бы не менее десяти боевых кораблей. При этом, учитывая способность ныне существующей группировки решать стоящие перед флотом задачи по вышеизложенным причинам почти с минимальной эффективностью, новые корабли должны иметь значительно лучшие боевые качества, то есть более высокий боевой потенциал.

НЕ ТОЛЬКО РАДИ ФЛОТА

Ранее уже отмечалось, что для обеспечения экономических и политических интересов РФ, а также осуществления силовых операций мирного времени необходимо строительство сил и средств тылового обеспечения группировки МСОН и совершенствование основной системы управления ВМФ. Обращаю внимание читателя на слова "силовые операции мирного времени". Рассматриваемыми документами не предполагается строительство флота мирного времени и отдельно флота для войны. Для решения задач применения силы в военных конфликтах по существующим критериям потребуется строительство более крупного флота (без учета призываемых судов), чем для силовых операций мирного времени. Ни одно государство мира не может позволить себе строительство одновременно двух типов флота. С целью минимизации связанных со строительством флота затрат необходимо всесторонне выверить и максимально точно обосновать подходы к решению задач, которые предстоит решать флоту будущего и ОТТ к новым кораблям, так, чтобы получить новый флот хотя и немногочисленным, но сбалансированным и способным решать весь объем задач, возложенных на ВМФ.

Следует понимать, что строительство сил и средств тылового обеспечения группировки МСОН в первую очередь предусматривает строительство вспомогательных кораблей, которых всегда не хватало флоту.

А ведь далее следует береговая инфраструктура, включающая в себя оборудованные базы, порты с гидротехническими сооружениями, причалами, пирсами, подъездными путями, дорогами, коммуникациями, связью, энергетикой, трубопроводами необходимых сред, складами, средствами погрузки, жилыми городками со всем комплексом потребного ЖКХ и социальной инфраструктурой. Со всеми служебными и административными, производственными комплексами.

Даже не рассматривая вопрос о совершенствовании основной системы управления ВМФ и не проводя стоимостных расчетов, можно понять, что достаточных финансовых средств на все это в обозримом будущем не найти. Следовательно, необходимо искать менее капиталоемкий способ строительства флота.

В то же время уместно напомнить читателю исторические факты, когда именно строительство военных портов на окраинах России вызвало бурный рост экономического и социального развития этих окраин. Военный порт Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Охотск, Императорская Гавань (впоследствии Совгавань), Николаевск-на-Амуре, порты Сахалина - это военный флот своим присутствием дал начальный импульс экономическому развитию Дальнего Востока страны. И эта береговая инфраструктура военного флота, являясь как бы градообразующим предприятием для этих окраин, создавала дополнительные, а чаще основные и единственные рабочие места. В те порты, в которых флот по тем или иным причинам был вынужден ликвидировать свои базы, пришли запустение, упадок (Николаевск-на-Амуре, Совгавань, Магадан, Охотск, Корсаков и др.). То же самое можно сказать о черноморских портах - Севастополь, Одесса, Херсон, Николаев - и о балтийских - Лиепая (Либава), Палдиски.

Флот представляет собой огромный комплекс из кораблей, систем вооружения, тылового и технического обеспечения, то есть сил и средств боевого и повседневного обеспечения, соответствующей инфраструктуры базирования, судоремонта, освещения обстановки. За исключением кораблей боевого состава, остальных элементов этой системы всегда недоставало и ВМФ Советского Союза с его тогдашним финансированием. Понимая историческую значимость военного флота для экономической жизни тех регионов, в которых он базируется, тем не менее, следует искать асимметричный или нетрадиционный способ решения задачи.

Видимо, корабли будущего Российского флота необходимо проектировать, как это ни покажется сложным или невозможным, из расчета максимальной независимости от различных береговых инфраструктур, средств обеспечения. Для этого необходимо разрабатывать новые главные и вспомогательные системы и механизмы кораблей с большими межремонтными сроками и сроками службы, с моторесурсом, достаточным на весь срок службы корабля, на атомной энергетике или иных физических принципах.

Для компенсации меньшей численности кораблей необходимо разрабатывать и создавать современные комплексы вооружения, способные на порядки увеличить боевую мощь каждого корабля. Новые корабли должны оснащаться автономными системами целеуказания и освещения обстановки. Чтобы корабли могли действовать в условиях отсутствия развитой береговой инфраструктуры, целесообразно шире использовать модульный принцип конструкции корабля, который позволит расширить модернизационные возможности и обеспечит достаточную ремонтопригодность корабля вне заводских условий. Видимо, удорожание корабля за счет этих нововведений будет не столь значительным по сравнению с выигрышем в стоимости сокращаемых береговых инфраструктур.

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЛО

Необходимо четко представлять, что строительство корабля это не просто строительство его корпуса. Это, в первую очередь, создание машин и механизмов, обеспечивающих движение и жизнедеятельность корабля, а также сотен и тысяч других сложнейших приборов и систем. А комплексы оружия с обеспечивающими их системами! К слову сказать, для создания нового корабля необходимо более трехсот НИОКРов.

Тем не менее, приходится еще убеждать соответствующие инстанции, что так как строительство корабля по всем параметрам отличается от строительства танка, БТР, артиллерийской или ракетной системы (хотя и они нужны флоту), то включение в программу несколько большего количества НИОКРов для ВМФ, чем для других видов ВС, вполне оправданно.

Продолжая тему сложности организации кораблестроительной кооперации, можно привести такой пример: для строительства кораблей потребуются тысячи тонн высококачественного металла, различных сплавов и полимеров. Следовательно, требуется не только организация работы, но и восстановление многих предприятий горнорудной, металлургической и химической отраслей промышленности.

Представляется крайне важным, наконец, прекратить волокиту в разработке и утверждении федеральной целевой программы "Единая государственная программа военного кораблестроения и судостроения для оборонных нужд Российской Федерации" с перечнем предприятий - участников программы и планами подготовки их производств. Обязательно требуется определить источники финансирования.

Флот должна строить страна, все государство, а не только ВМФ в рамках пятилетней или десятилетней "Государственной программы вооружения" в рамках Минобороны. Только из-за этого комплекса финансово-экономических причин, ведомственной рассогласованности и противоречий, а не по недостатку ума и патриотизма, "по одежке протягивая ножки", руководство флота вынуждено на целые десятилетия откладывать решение вопросов по восстановлению боеспособности ВМФ, пытаясь обеспечивать интересы национальной безопасности государства решением боевых задач хотя бы с вероятностью менее 0,5. Только по этим причинам долгожданное начало строительства океанских кораблей переносится на конец второго десятилетия XXI в.

После Русско-японской войны в России была создана 20-летняя судостроительная программа, после Великой Отечественной войны - 10-летняя, но состояние экономики и оборонно-промышленного комплекса даже послевоенного СССР нельзя сравнивать с нынешней Россией. У той же Индии - действует 30-летняя программа модернизации ВМС. Но в российской истории есть примеры еще более взвешенного и разумного подхода к разработке планов строительства флота. Так, почти сразу же после восшествия на престол по указанию Екатерины Великой была создана "Морская Российских флотов и адмиралтейского правления комиссия, для приведения оной знатной части (флота) к обороне государства в настоящий добрый порядок". Комиссия должна была создать "основательный" план развития флота, который бы и при "самых поздних потомках в дело приведен быть мог". С учетом того, что строительство корабля (судна) достаточно длительный по времени процесс, и занимает более 6-7 лет, следует признать недостаточность сроков создаваемой ГПВ-2015 для ВМФ.

Пока, к сожалению, почти вся практическая деятельность Главкомата ВМФ должна уходить на преодоление бюрократических рубежей государства, то есть на создание основополагающих документов, обосновывающих необходимость для государства национальных интересов в Мировом океане и наличие для их защиты соответствующего океанского флота.

Перечисленные в начале статьи документы, наверное, можно рассматривать как подтверждение осознанного поворота руководства страны к пониманию национальных интересов России в Мировом океане. Но отсутствие должной экономической базы, а может быть, и бездеятельность некоторых государственных структур по созданию условий для необходимого экономического роста, делает утвержденные указами президента документы голословными декларациями.

Виктор ПАТРУШЕВ - вице-адмирал запаса,
с 1993 по 1999 гг. начальник Оперативного управления Главного штаба ВМФ

Опубликовано в выпуске № 8 (25) за 3 марта 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц